Аналитическая справка по практике. АСОУ



Аналитическая справка
по изучению проблемы эффективного общения родителей и детей
(Примерное содержание)

1. Количество и контингент, участвующих в анкетном опросе.
2. Сколько времени уделяют родители общению с ребенком?
3. Какие выбирают для этого формы и виды?
4. Какова наиболее популярная тематика общения с детьми?
5. Есть ли у родителей проблемы в общении с детьми?
6. Если есть, то какие?
7. В чем причина этих проблем (по мнению родителей)?
8. По какому поводу возникают разногласия в общении?
9. Какую позицию занимают родители в общении с детьми? Осознают ли это?
10. Каким стилем общения пользуются родители?
11. Каков уровень культуры общения?
12. Какие способы, приемы общения во взаимодействии с детьми родители применяют наиболее эффективно?
13. Насколько хорошо родители владеют навыками конструктивного общения?
14. Что для родителей важно в общении?
15. Что для родителей было бы интересно узнать по теме «Эффективное общение как фактор упреждения конфликтов»? Какие знания и умения кажутся наиболее важными, вызвают особый интерес?
16. Выводы: оценка ситуации.
17. Планирование мероприятий по конфликтологическому просвещению родителей.

Аналитическая справка по изучению проблемы эффективного общения родителей с детьми
Несмотря на то, что тематика коммуникативного взаимодействия разнообразна, существуют определенные проблемы у родителей в общении с детьми, среди которых можно выделить следующие: отсутствие взаимопонимания, неумение справиться с капризами ребенка, помочь разобраться в отношениях со сверстниками, научить внимательно слушать взрослого, если тема разговора при этом не соответствует интересам ребенка, сменяемость многословия замкнутостью и т.д.
Причина данных проблем, по мнению родителей, заключается в том, что не совпадают взгляды взрослых и детей, большая загруженность школьников учебой, повышенная критичность данного возраста и т.д.
На основе результатов проведенного тестирования по методике Э.Берна «Трансактный анализ общения» можно констатировать, что большая часть родителей (71%) занимает позицию «Взрослый» в общении, позицию «Родитель» занимает — 0%, позицию «Дитя» — 29%. Эти данные показывают, что родители обладают развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны, не склонны к назиданиям и поучениям. При этом сами родители обучающихся не осознают занимаемую ими позицию и не знают о данной классификации.
Родители осознают важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на развитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Для родителей в общении важно: доверие, открытость, поддержка, взаимопонимание, сопричастность, честность, оптимизм, информированность и т.д.
При этом для детей, по их мнению, важны: любовь, внимание, поддержка, взаимопонимание, сопричастность, информированность, забота, доверие, личный пример и т.д.
Несмотря на доброжелательность в отношениях со своими детьми, в большинстве своем родители не владеют, по их мнению, навыками эффективного общения (91 %), только 9 % считают, что могут пользоваться в процессе коммуникации таким навыком, как «одобрение положительных проявлений в поведении».
Как видно из представленных данных исследования, позиции родителей и детей имеют сходные характеристики в отношении их приоритетности в процессе общения. Как для родителей, так и для детей важным в коммуникативном процессе являются поддержка, взаимопонимание, сопричастность, доверие и др., без которых невозможно эффективное общение. Интересным является тот факт, что родители в большинстве своем считают важным для своих детей в общении любовь, а в отношении себя доверие.
По мнению родителей учащихся данного класса, для них были бы интересны следующие вопросы.
Данные результаты показывают, что у родителей недостаточно сформирован уровень культуры общения со своими детьми, т.к. процесс общения носит кратковременный и эпизодический характер из-за загруженности взрослых трудовыми обязанностями в профессиональной сфере, основная тема общения связана с учебой ребенка и носит контрольный характер, что определяет родителя в этой позиции как самоуверенного, оценивающего, требующего в некоторых случаях и агрессивного взрослого. Поэтому большинство родителей не владеют навыками эффективного общения со своими подрастающими детьми, но при этом их ожидания ориентированы на открытость и доверительность со стороны ребенка, и любовь со своей стороны для него.
В связи с этими результатами представляется необходимым спланировать и разработать мероприятия по конфликтологическому просвещению родителей такие, как конфликтологический лекторий с лекцией, кроме этого можно предложить классному руководителю провести родительское собрание в форме «круглого стола» на тему «Воспитательная мозаика: опыт эффективного общения родителей с подростками», совместно со школьным психологом организовать семинар-тренинг по формированию у родителей навыков эффективного общения с детьми подросткового возраста.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X