Беседа как метод развития связной речи детей



Цель: изучить современные подходы к проектированию беседы с
дошкольниками и научиться составлять сценарий итоговой эвристической
беседы.
Основные понятия: беседа, предварительная работа, репродуктивные
вопросы, поисковые вопросы, эвристическая беседа, деятельностный метод.

Самостоятельная работа студента № 2

Указания: познакомиться с рекомендациями проведения беседы по
источнику:
Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста — М.: Академия, 1999. С. 403-409. (Ссылка:
https://cloud.mail.ru/public/497F/4L6q9eELH).
Выполнить практическую работу в соответствии с заданием № 1.
Выполненное задание вставить в Отчет №2_фамилия_Беседа, который
содержит выполненное задание №1. Отчет отправить преподавателю на
проверку на дистанционную платформу Blackboard.
Задание № 1. Изучить особенности технологии деятельностного метода
«Ситуация» Л. Г. Петерсон (ссылка:
https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php); познакомиться с
примером использования данной технологии в образовательной области
«Речевое развитие» и пояснениями разработчика (см. Приложение к заданию
по теме № 3).

Практическая работа:

Пользуясь изученными теоретическими
материалами,
1) предложить тематику 3-4 итоговых бесед с детьми старшего
дошкольного возраста; обоснуйте выбор тем;
2) составить конспект эвристической беседы в соответствии с
положениями деятельностного метода.
Для составления конспекта беседы необходимо:
 Определить тему беседы (образовательной ситуации, долее — ОС).
 Разработать программное содержание беседы (ОС).
 Определить методику и содержание предварительной работы к беседе
(при необходимости).
 Продумать организацию занятия (ОС).
 Составить ход занятия (ОС) в соответствии с требованиями ФГОС,
отразив все составные элементы ОС:
Образовательная область (или: Интеграция областей)
Возрастная группа
Основная цель
Задачи:
Образовательные задачи
Развивающие задачи
Воспитательные задачи
Дидактические материалы и оборудование
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
2. Актуализация.
3. Затруднение в ситуации
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений
ребенка
6. Осмысление

Сценарий образовательной ситуации для старшего дошкольного
возраста (6-7 лет)

Образовательная область: речевое развитие (приоритетная),
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема: Маленькие волонтеры
Автор: Ларичева Ольга Александровна, воспитатель
Автор: Ларичева Ольга Александровна
Образовательная область: речевое развитие (приоритетная),
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Тема: «Маленькие волонтеры»
Основная цель: развитие устной речи детей в различных условиях общения.
Задачи:
Образовательные задачи: Развивать умение детей строить разные типы
высказываний (контаминированный текст — повествование и описание),
соблюдая их структуру.
Совершенствовать умение детей анализировать структуру высказывания:
зачин, событие, микротема (описание), завершение.
Формировать элементарные знания о структурной организации текста
объявления.
Развивающие задачи:
Создать предпосылки для формирования действий целеполагания, анализа,
элементарного осознания явлений языка и речи, рефлексии; обогащать и
активизировать словарь.
Воспитательные задачи:
Способствовать проявлению у детей гуманно-ценностного отношения к
животным.
Воспитывать культуру речевого общения.
Дидактические материалы и оборудование: Демонстрационный:
видеозапись о приюте для животных, модель-план составления текста
объявления, фотография собаки.
Раздаточный: фотографии собак, модели-планы для составления текста
объявления, листы для объявлений, ручки.
Краткая аннотация к работе: Социальная ситуация развития дошкольника
усложняется и дифференцируется. Современное общество
требует полноценного овладения средствами общения, основным из которых
является речь. Система современного российского дошкольного образования
переживает новый этап модернизации, связанный с внедрением нового
Федерального государственного образовательного стандарта, в основе
которого лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие
личности ребенка.
В организации данной образовательной ситуации представлен опыт работы
по использованию системно-деятельностного подхода в развитии устной
речи детей. Представлены методические средства, позволяющие построить
образовательную деятельность в технологии «Ситуация». Их использование
позволяет овладеть ребенку основными речевыми способами деятельности,
формирует предпосылки учебной деятельности.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача:
1) мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
2) познакомить детей с организацией, занимающейся защитой
животных;
3) способствовать обогащению словарного запаса детей (волонтер);
4) показать образец речевого этикета во время телефонного разговора.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
— Дети, вы помните, я вам рассказывала о том, что у моего соседаохотника пропала собака?
— Вы знаете, она нашлась. Вчера ему позвонили из общества защиты
животных «Приют надежды», который находится в Вологде. Туда ее привел
мужчина, который нашел собаку на станции вблизи Вологды. Запись на
ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться с
хозяином.
— Ребята, а вы что-нибудь знаете о приютах для животных?
— Мне захотелось узнать об этом приюте. Я стала искать информацию. И
вот, что выяснила. В этом приюте содержатся бездомные, потерянные или
брошенные собаки. Собаки живут там в специальных вольерах. Сотрудники
приюта заботятся о собаках: кормят, убирают, делают прививки. А также
ищут для них хозяев.
— В интернете я нашла репортаж об этой организации. (просмотр
видеоролика)
— Дети, вы обратили внимание, в репортаже прозвучало, что в этой
организации, кроме ее постоянных сотрудников, работают волонтеры.
— Как вы думаете, кто такие волонтеры?
— Волонтеры-это люди, которые оказывают помощь добровольно. Они
кормят собак, выгуливают их, убирают вольеры, помогают в поиске хозяев.
— А вы бы хотели оказать помощь питомцам этого приюта?
— Дети, а я так и предполагала, что вы захотите помочь этим бедным
животным. Поэтому еще вчера позвонила в «Приют надежды» и узнала, как
мы можем помочь. Сотрудники приюта попросили нас составить объявления
о том, что собаки ищут себе хозяев.
— Дети, вы хотите помочь составить объявления?
— Вы сможете это сделать?
— На электронную почту нашего детского сада сотрудники приюта уже
выслали фото собак. Сейчас я позвоню секретарю и попрошу распечатать
фотографии.
— Алло, здравствуйте Марина Александровна. Вас беспокоит воспитатель
Ларичева Ольга Александровна. На электронную почту нашего детского
сада из организации «Приют надежды» для детей нашей группы пришли
фотографии, вы не можете их распечатать и принести нам? Большое спасибо,
будем ждать.
2. Актуализация
Дидактическая задача: активизировать употребление в речи
прилагательных при описании животных.
— Пока фотографии не принесли, давайте поиграем в игру, которая
поможет нам составить точные описания животных. Это очень важно в
работе волонтёра.
«Назови слова-признаки».
Правила игры: назвать слова-признаки, которыми можно описать собаку.
— Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).
— Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие,
треугольные).
— Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).
— Окрас (рыжий, светлый, пятнистый).
— Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).
— Хвост (прямой, закрученный, длинный, короткий).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о
структуре объявления;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
— Пока Марина Александровна распечатывает нам фотографии, давайте
попробуем составить объявление о том, что собака ищет себе хозяина, по той
фотографии, что у меня уже есть.
Я внимательно слушаю ваши варианты.
— Вы знаете я не смогла записать объявление. Вы сказали много, но
четкого правильного объявления о том, что собака ищет хозяина, не
получилось.
— Смогли вы правильно составить объявление? (Нет, не смогли.)
— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как правильно составить текст
объявления.)
— Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить
текст объявления.)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1)сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших
умозаключений;
2)развивать умение детей анализировать структуру предложенного им
высказывания;
3)формировать элементарное осознание структурной организации
текста объявления.
-Как это можно узнать? (можно придумать самим, а потом проверить
себя по образцу)
— У меня есть несколько объявлений. Послушайте, я их сейчас прочитаю.
1. Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Любе.
— Как вы думаете, помогло это объявление вернуть кошку девочке Любе?
Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Любы.)
2. Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 3-11-15.
— Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку
хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)
3. Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая
голова. На морде складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые,
крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное.
Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо.
Лапы крепкие, короткие. Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону
31-86-35.
— Как вы думаете, а эта собачка смогла найти себе хозяина? Почему?
(Смогла. Есть описание собаки и номер телефона, куда можно обратиться.)
Вывод: существуют правила составления объявления (воспитатель
выставляет на доске план-схему составления текста объявления):
1) заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами
(внимание, объявление) – значок «молния»;
2) объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) —
«восклицательный» знак;
3) описание собаки — знак «силуэт собаки»;
4) указать, куда можно обратиться – знак «телефонная трубка и дом.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и
умений ребенка
Дидактические задачи:
1)упражнять в умении детей строить разные типы
высказываний (контаминированный текст — повествование и описание),
соблюдая их структуру;
2)упражнять в печатании цифр в клеточках;
3)упражнять детей в умении правильно обратиться к взрослому с
просьбой.
— Пока мы с вами играли и читали объявления, я вижу, Марина
Александровна принесла нам фотографии.
Предлагаю детям выбрать фотографию.
— Дети, сейчас каждый из вас составит объявление, о том, что собака из
«Приюта надежды» ищет себе хозяина, это объявление надо будет записать
на специальных листах. Обратите внимание на оформление этого листа. В
его нижней части выделено место для записи телефона (показываю), но
телефон я успела напечатать только один раз. После того как ваше
объявление будет готово, этот номер необходимо по образцу напечатать в
пустых клетках ещё несколько раз.
— Ребята, у нас есть небольшая проблема, я не смогу записать все тексты
объявлений. Это займёт много времени и мы можем опоздать на прогулку.
— Подумайте, кто бы нам мог помочь записать все объявления?
Обращаю внимание на гостей. Предлагаю детям подойти к взрослым и
попросить у них помощи. Напоминаю о том, что речевой этикет важен в
работе волонтёра, особенно при обращении за помощью к взрослому
(поздоровайтесь, представьтесь, вежливо обратитесь за помощью словами
(прошу вас, если вам не трудно), поблагодарите за помощь.)
Индивидуальное составление текста объявления по смоделированному
плану.
-Объявления готовы. Давайте зачитаем некоторые из них. (Обращаем
внимание на то, выдержан ли план, на полноту описательного рассказа о
собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного.)
— Сегодня вечером мы с вами прочитаем все остальные объявления и
отправим в приют, а сотрудники распространят их по разным городам и
поселкам.
6. Осмысление
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности .
Воспитатель собирает детей около себя.
— В роли кого мы сегодня были?
— Что мы делали как волонтеры?
— Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что
узнали как правильно составить объявление, умеем составлять описательный
рассказ о животном, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это
необходимо, умеем печатать цифры).
— Вы составили очень хорошие объявления. И я уверена, что хозяева
животных обязательно найдутся.

Комментарии к сценарию.

Данное мероприятие разрабатывалось как открытое, в рамках работы МО по
теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и
организации образовательного процесса в программе «Мир открытий». Это
повлияло на разработку сценария образовательной ситуации, в частности на
привлечение «гостей мероприятия» к записи детских объявлений (п. 5
Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка)
Основная цель данного мероприятия обозначена исходя из целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представлены в ФГОС
дошкольного образования. Постановка задач предполагала учет реальных
условий деятельности, возможностей детей, программных требований.
Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических
принципов деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет
двигательной активности детей на протяжении всей деятельности (игры,
переходы), ярко выраженного интереса к теме образовательной ситуации,
рационально оборудованного рабочего места детей и воспитателя, отсутствия
утомляемости у детей на этапе осмысления;
-принцип деятельности реализован путем получения детьми информации о
структуре текста объявления через самостоятельное открытие при помощи
анализа представленных объявлений и определении наиболее удачного
варианта;
-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок
составлял текст объявления в своем темпе, на уровне своего возможного
максимума;
-принцип непрерывности обеспечивался деятельностным подходом,
формированием предпосылок универсальных учебных действий;
-принцип творчества реализован при составлении описательного рассказа о
собаке.
В основу организации образовательной ситуации положена технология
деятельностного метода. В ходе ее были созданы условия для возникновения
у детей внутренней потребности включения в деятельность, т.е. была
обозначена «детская цель» — помочь составить текст объявления. В рамках
выбранного сюжета была создана проблемная ситуация: составить правильно
текст объявления. В результате у детей возникло затруднение, которое они
зафиксировали в речи: «Не смогли составить правильно текст объявления». С
детьми обсуждались разные варианты разрешения проблемы и были созданы
условия для практического освоения одного из них: придумать самим, а
потом проверить себя по образцу. (зачитывались разные варианты текстов
объявлений, выбор наиболее удачного, моделирование плана-схемы
составления объявления). Включение нового знания в систему знаний
ребенка было логичным (составление индивидуальных текстов объявлений).
Дети с успехом применили новое знание при выполнении задания. В
результате чего имела место ситуация успеха для каждого ребенка.

Использованная литература.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.- М.: Сфера, 2011.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л.Г.Петерсон/ Под
общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой.-М.:Цветной мир, 2012.
Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной
программе дошкольного образования «Мир открытий»//Научный
руководитель Л.Г.Петерсон/ Под общей редакцией Л.Г.Петерсон,
И.А.Лыковой.-М.:Цветной мир, 2012.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X