Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Диагностика и развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ 5 1.1 Подходы к определению понятия «логическое мышление» 5 1.2 Особенности логического мышления детей младшего школьного возраста 10 1.3 Методы развития логического мышления у младших школьников 13 Выводы по первой главе 16 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ 18 2.1 Описание организации и методов исследования 18 2.2 Описание результатов исследования 19 2.3 Рекомендации по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе 26 Выводы по второй главе 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЯ 36

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний вопрос о готовности к школьному обучению рассматривается в области многих наук, одной из которых выступает и психология. Одной из проблем современного образования состоит в подготовке детей к обучению в школе. В рамках современного образования этот вопрос стал актуальным, так как Федеральные государственные стандарты образования ориентированы на овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также на развитие мотивационной сферы детей, которая относится к личностным универсальным учебным действиям. На сегодняшний день существует проблема, связанная с тем, что многие дети не понимают необходимость обучения в школе, тем самым превращая процесс обучения в школе в игру. Такой подход к обучению со стороны детей усложняет процесс развития их личности, формирует ряд препятствий в рамках процесса социализации и адаптации к школьному обучению, что сказывается на полноценном развитии детей в период поступления в школу. Особое внимание акцентируется на рассмотрении формирования и развития логического мышления, поскольку данный процесс не является стихийным, в силу этого приобретает значимость разработка тех условий, которые будут способствовать тому, что у детей будет формироваться не только мышление, но и представления о логических приемах мышления, которые являются основой для полноценного интеллектуального развития детей в процессе подготовки к школе. Проблема исследования: каковы особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в период подготовки к школе? Противоречие исследования заключается в необходимости диагностики и развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в период подготовки к школе и отсутствием практической основы, отражающей данное условие в процессе работы в указанном направлении подготовки детей. Теоретическая и методологическая база исследования: развитие логического мышления школьников представлено в исследованиях Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Игра как феноменальное явление в педагогике представлена в работах Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокиной, Р.И. Исрафилова, Я.Л. Коломинского, М.Т. Салиховой и др. Объект исследования – процесс развития логического мышления детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности диагностики и развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе. Цель исследования – реализовать исследование и представить рекомендации по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе. Задачи исследования: 1. Представить подходы к определению понятия «логическое мышление». 2. Определить особенности логического мышления детей младшего школьного возраста. 3. Проанализировать методы развития логического мышления у младших школьников. 4. Реализовать эмпирическое исследование логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе. Гипотеза исследования: у детей отмечается недостаточная сформированность уровня логического мышления. Методы исследования: 1) теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 2) эмпирические: тестирование, анкетирование, математическая обработка данных исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные результаты эмпирического исследования, а также Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

1.1 Подходы к определению понятия «логическое мышление»

Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир. Благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практический, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы. Способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Отсюда очевидным становится положение о том, что одной из основных задач современного образования является развитие мышления детей [30]. Первая попытка определить мышление принадлежит Е.С. Сергеева, который высказала гениальную догадку о том, что мысль: «Человека есть «встреча» с действительностью, в процессе которой действительность познается; есть ответная реакция человека на воздействие действительности. Ему же принадлежит высказывание о том, что мышление есть процесс, хотя это предположение Сеченова не получило дальнейшего развития в его время» [27, с. 48]. С.Л Рубинштейн писал: «Мышление исходит из проблемной ситуации. Когда проблема отформулирована как задача, в которой отдельно зафиксировано данное и искомое условия и требования (указание, что надо найти или определить), весь ход мышления определяется соотношением условий задачи и ее требований. В их соотнесении и заключается, говоря совсем обще, мыслительный процесс решения задачи» [24, с. 30]. Мышление относится к одному из феноменов, являющихся объектом изучения многих психолого–педагогических исследований. Данный феномен, на ряду с восприятием, памятью, воображением, относится к одной из форм познания. Д.А. Леонтьев отмечает, что: «Мышление рассматривается как познавательный процесс, отражающий действительность. Оно позволяет человеку не только анализировать объект и его отдельные свойства, но и способствует установлению связи между этими свойствами. Исходя из этого, можно отметить, что мышление способствует анализу окружающей действительности, что направлен на формирование представлений о событиях, явлениях и иных действиях и процессах» [18, с. 42]. Как отмечает Л.В. Турыгина: «Мышление – специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [29, с. 264]. В рамках психологического знания принято выделять следующие виды мышления, а именно: 1) наглядно–действенное – самый первый вид мышления, который возникает у ребенка. Данный вид мышления позволяет ребенку познавать окружающую действительность, опираясь на процесс преобразования ситуации; 2) наглядно–образное – представленный вид мышления также постепенно начинается развиваться у ребенка, что позволяет ему в полной мере оперировать чувственными образами и представлениями; 3) словесно–логическое – развивается в старшем дошкольном возрасте. Реализуется в виде абстрактных понятий и рассуждений [21]. Логическое мышление как феномен изучается различными науками: философией, психологией, логикой. Каждая из них по–своему, что вполне справедливо, определяет его сущность. Так, например, в одних источниках логическим мышлением называют процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях. При таком мышлении явление получает убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия, выявляются связи и отношения между понятиями, которые выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть. В других – определяют словесно–логическое мышление как один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. В свою очередь, в словаре психологических понятий З.М. Гаджиева логическое мышление определяется как: «Вид мышления, сущность которого в ориентировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 34]. Отметим, что в психолого–педагогической литературе логическое мышление практически отождествляется с понятием абстрактное, словесно–логическое (дискурсивное) мышление, иногда они рассматриваются как синонимы. Но при этом все сходятся в том, что логическое мышление – есть абстрактное, аналитическое, синтетическое мышление, функционирующее на базе языковых средств, активно развивающееся у человека, начиная с определенного возраста – с началом его обучения. Цель развития логического мышления (определенность, последовательность, доказательность мысли) достигается решением следующих задач: овладение основными мыслительными операциями, структурой логических форм мышления, переносом приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую [11]. Развитие логического мышления осуществляется посредством изучения процесса мышления, активного использования речи, соединения и взаимообогащения всех видов мышления. В рамках педагогической литературы чаще всего логическое мышления анализируется без акцента на особенности его приемов, но при этом некоторые авторы, например, А.В. Усова, все–таки акцентирует внимание на логических приемах мышления, определяя их как формальный эффект обучения независимый от конкретной предметной основы [8]. Исходя из этого, логические приемы мышления позволяют человеку не материально и практически преобразовывать окружающую действительность, а мысленно. Особенно ярко это выражено там, где нет фактической возможности преобразовать объекты или явления, кроме как мысленно, при этом способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Логические приемы мышления позволяют человеку в процессе мышления включать необходимые связи, благодаря чему реализуется полноценный анализ необходимых свойств и качества изучаемого предмета или явления. Анализ приемов позволил выделять следующие виды:  сравнение;  определение общих и отличительных черт, сравниваемых объектов;  определение существенных и несущественных признаков;  классификация;  систематизация;  анализ;  синтез;  обобщение и т.д. [14]. Представления о логических приемах мышления у детей, по мнению А.А. Люблинской, формируются поэтапно:  на первом этапе ребенок обдумывает и изучает логические приемы мышления, при этом пытаясь применить их на практике (что–то вертит, крутит, рассматривает);  второй этап ассоциируется с развитием у детей умения мысленно применять отдельные логические приемы мышления, прибегая к помощи взрослых;  третий этап связан с полноценным процессом применения логических приемов, что дает возможность проводить анализ окружающей действительности [18]. Подводя итог сказанному, отметим основные особенности, которыми характеризуется мышление: 1) мышление – социально обусловленный психический процесс познания объективной действительности; человек не рождается с готовыми приемами мышления, способность логически мыслить формируется у него прижизненно, в процессе соприкосновения с объективными формами, в которых воплощена человеческая логика; 2) формирование мышления происходит только в процессе усвоения и применения знаний: «знания есть исходный толчок, основное средство и конечный результат мышления»; 3) различают наглядно–действенное, наглядно–образное и словесно–логическое мышление; 7) основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения; 8) характерной особенностью логического мышления является то, что оно осуществляется только словесным путем в процессе оперирования понятиями с использованием логических конструкций [22]. В заключение отметим, что, в нашем исследовании под логическим мышлением мы будем понимать способность и умение ребенка самостоятельно производить: 1) простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения; 3) использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.

1.2 Особенности логического мышления детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста имеет свои специфические особенности, что детерминировано реализацией целенаправленного процесса обучения, который строится на основе анализа характеристик предметов и явлений окружающего мира. Обратим внимание на то, что дети младшего школьного возраста ориентированы на проявление познавательной активности в силу проявления интереса к новому материалу. К моменту поступления в школу младшие школьники уже имеют поверхностные знания относительно общих связей, принципов и закономерностей научного знания, что требует от педагога разработки целенаправленности процесса обучения, ориентированного на становление и развитие логического мышления. С этой позиции особого внимания педагога должен акцентироваться на подборе материала, включающего различные логические задачи, задания, отражающие необходимость нахождения путей решения и формулировку выводов, что позволит младшим школьникам не только использовать различные логические приемы мышления, но и проявлять самостоятельность, активность в процессе обучения [25]. Стоит отметить, что развитие логического мышления младших школьников имеет целенаправленный и систематический характер, что выражается в последовательной смене стадий работы с обучающимися. Специфика работы характеризуется тем, что педагог ориентируется на обучение младших школьников использовать следующие логические приёмы мышления: – сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия; – выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от второстепенных, несущественных; – находить в предмете составные части в целях познания каждой составной части и соединять эти части в одно целое, познавая при этом предмет как единое целое; – делать правильные выводы из наблюдений или фактов, проверять эти выводы; обобщать факты; – убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; – излагались мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно [2]. В процессе работы важно, чтобы обучающиеся выступали активными субъектами деятельности, имели представление о построении логики мышления, что позволит в конечном итоге приобретать необходимые знания в спектре использования логических приемов мышления. Как мы отметили ранее, работа по развитию логического мышления имеет целенаправленный и систематический характер при этом важно, чтобы педагог ориентировался на результативность процесса. Именно поэтому основа работы строится на работе с задачей. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей: 1. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. 2. Решение задач разными способами. Нахождение другого способа решения сыграет большую роль в будущем при решении подобных задач. 3. Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать «картинку»). Нужно обратить внимание учащихся на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка [4]. Таким образом стоит отметить что развитие логического мышления непосредственно связано конкретизацией процесса обучения, которое определяет специфику усвоения представлений относительно логических приемов мышления. В период подготовки к обучению в школе дети младшего школьного возраста уже должны иметь представление о следующих логических приемах мышления: 1. Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта. 2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, начинается этап формирования умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь, дети учатся проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. 3. Отличать существенные и не существенные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы. Школьникам еще довольно трудно самостоятельно находить существенные признаки объекта, поэтому изначально акцент делается на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. 4. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения). Развитие этого умения проходит обычно несколько этапов. Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может, так как недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов. На следующем этапе ребенок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы или указывает на действие, которое может производить предмет или которое можно производить с предметом. Третий этап отличается от предыдущего тем, что здесь ребенок уже употребляет обобщенное название для обозначения группы как целого [10]. В школьном возрасте дети также имеют представление и о таких приемах, как: 1. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду. 2. Упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом. 3. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков и размещенных в матрице. Итак, особенности логического мышления детей младшего школьного возраста непосредственно связаны с тем, каким образом организуется процесс обучения, направленный на становление и развитие логического мышления. Важное значение имеет систематичность работы в указанном направлении развития детей младшего школьного возраста. При этом отдельное внимание также необходимо акцентировать на формировании представлений о логических приемах мышления, что имеет важное значение для последующих этапов обучения и усвоения школьной программы.

1.3 Методы развития логического мышления у младших школьников

В процессе развития логического мышления младших школьников необходимо акцентировать внимание на применении игровой деятельности, что связано с особенностями развития младших школьников и ориентацией на восприятие игры, как одной из основных форм деятельности особенно на этапе подготовки к школе. Выделим основные игры игровые упражнения, способствующие развитию логического мышления: 1. Составление предложений. Представленная игра направлена на установление разнообразных связей между предметами, что позволяет школьникам не только выстраивать логические цепочки взаимосвязи, но и отражает творческое развитие детей, что имеет немаловажное значение в процессе становления мышления. Для реализации игры берутся слова, которые не имеют связи между собой. На основе представленных слов младшим школьникам необходимо составить как можно больше предложений, тем самым ориентируясь на формирование логической связи между представленными словами. 2. Исключение лишнего Для реализации указанной игры также необходимо взять несколько слов, которые не имеют содержательной взаимосвязи между собой. Младшим школьникам предлагается найти связь между данными словами, сходство между предметами или выбрать лишние слова с последующей аргументацией своего выбора. Данная игра позволяет школьникам устанавливать специфические связи между предметами или явлениями, прибегать к применению анализа, синтеза как методов мышления. 3. Поиск аналогов. Для того чтобы использовать игру «Поиск аналогов» обучающимся предлагается одно слово на основе которого необходимо как можно больше сформулировать аналогичных слов, которые имеют идентичные признаки со словом, взятым за эталон. После этого происходит систематизация полученных слов на основе определенных признаков, что позволяет использовать обучающимся в процессе работы такие методы логического мышления как: анализ, классификация, синтез, сравнение. 4. Способы применения предмета. В аспекте игры также выбирается какой–то определенный предмет, а обучаемся необходимо выделить способы применения предмета. Игра направлена на становление у обучающихся мышления в аспекте установления взаимосвязей между предметами и действиями. 5. Придумывание недостающих частей рассказа. Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. В рамках анализа приемов логического мышления внимание акцентируется и на условиях формирования представления о них, а также о способах развития практического навыка их применения. Ж. Пиаже выделял в развитии логического мышления две стадии: 1. Конкретно–понятийная стадия. Все мыслительные операции, который формируется на этой стадии, тесно связано с конкретным наглядным материалом, что является предпосылкой формирования логического мышления. На этой стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием материала, заключенного в посылках: чем оно ближе жизненному опыту ребенка, тем легче ему справляется с построением умозаключений. Дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия, образы как на основу рассуждения. Все мыслительные операции формируются и развиваются на базе использования представлений и конкретных понятий. 2. Абстрактно–понятийная стадия. Дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность своих выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения. Таким образом стоит обратить внимание на то, что основным методом развития логического мышления является игровая деятельность, которая выражается либо в игре, либо в игровых упражнениях [22]. Игровая форма работы с младшими школьниками позволяет в упрощенной форме формировать представления о приемах логического мышления, тем самым формируется теоретическая основа знаний, которая может использоваться на практике не только в игре, но и в учебной деятельности при решении различных заданий.

Выводы по первой главе

Мышление представляет собой познавательный процесс, способствующий формированию представлений о действительности. Логическое мышление рассматривается как вид мышления, которое базируется на понятия, суждениях и умозаключениях. Логическое мышление включает следующие логические приемы:  сравнение;  определение общих и отличительных черт, сравниваемых объектов;  определение существенных и несущественных признаков;  классификация;  систематизация;  анализ;  синтез;  обобщение и т.д. Особенности логического мышления детей младшего школьного возраста непосредственно связаны с тем, каким образом организуется процесс обучения, направленный на становление и развитие логического мышления. Важное значение имеет систематичность работы в указанном направлении развития детей младшего школьного возраста. Основным методом развития логического мышления является игровая деятельность, которая выражается либо в игре, либо в игровых упражнениях. Игровая форма работы с младшими школьниками позволяет в упрощенной форме формировать представления о приемах логического мышления, тем самым формируется теоретическая основа знаний, которая может использоваться на практике не только в игре, но и в учебной деятельности при решении различных заданий.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

2.1 Описание организации и методов исследования

Цель: реализовать исследование логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе. Задачи: 1. Подобрать подобрать в соответствии с целью исследования методики диагностической работы. 2. Организовать и провести диагностическое исследование. 3. Проанализировать полученные данные. База исследования: Испытуемые: в исследовании принимало участи 20 детей в возрасте 6–7 лет. Методики: нами была применена серия методик Э.Ф. Замбацявичене, а именно:  «Нелепицы» (Приложение 1). Цель – определить уровень умения анализировать.  «Времена года» (Приложение 2). Цель – определить уровень умения синтезировать информацию.  «Найди отличия» (Приложение 3). Цель – определить уровень умения сравнивать.  «Что здесь лишнее?» (Приложение 4). Цель – определить уровень умения обобщать.  «Раздели на группы» (Приложение 5) Цель – определить уровень умения выявлять сходства и различия.

2.2 Описание результатов исследования

По каждой из примененных методик нами были получены сырые данные, которые впоследствии были обработаны с целью последующей интерпретации. Представим и проанализируем полученные данные по каждой из методик 1) Методика «Нелепицы» Таблица 2.2.1 Общие данные по методике – «Нелепица»
Номер испытуемого Уровень
1 средний
2 средний
3 высокий
4 средний
5 низкий
6 средний
7 средний
8 высокий
9 высокий
10 средний
11 средний
12 средний
13 средний
14 средний
15 низкий
16 средний
17 средний
18 средний
19 средний
20 средний
Рис. 2.2.1 Уровень сформированности умения анализировать Из рисунка 2.2.1 видно, что у детей младшего школьного возраста в основном прослеживается средний показатель сформированности такого логического приема, как анализ – 75%. В процессе анализа картинки дети иногда допускают ошибки из–за своей невнимательности. У детей часто возникают ошибки при ответе на вопросы, касающихся картинок, которые используются в методике. Дети не всегда могут объяснить свой выбор и найти правильное решение ситуации. Только 15% детей безошибочно проводят анализ и предлагают свои варианты изменения картинки, при этом 10% школьников вообще не могут объяснить свой выбор. 2) Методика «Времена года». Таблица 2.2.2 Общие данные по методике – «Времена года» Рис. 2.2.2 Уровень умения синтезировать информацию По данным из рисунка можно однозначно определить, что дети также имеют средний уровень сформированности приема синтеза – 80%. Младшие школьники при анализе картинок и дифференциации времен года в основном называют явные признаки, при этом, не углубляясь в анализ. У 15 % детей методика не вызвала затруднений. Школьники быстро и точно называли признаки времен года, при этом были необычные ответы, которые также имели верное направление мышления. Только у 5% школьников задание вызвало затруднения. 3) Методика «Найди отличия». Таблица 2.2.3 Общие данные по методике – «Найди отличия» Рис. 2.2.3 Уровень умения сравнивать За время, отведенное на нахождение различий на картинках, школьники в основном нашли 4 отличия – 60%, то есть, выявлен средний показатель сформированности приема сравнения. Из общего числа детей 30% за минимальный промежуток времени (1 минута) смоги найти все отличия. При этом 10% школьников не смоги уложиться в отведенное время (3 минуты) и найти более 3 отличий (Рис. 2.2.3). 4) Методика «Что здесь лишнее?». Таблица 2.2.4 Общие данные по методике – «Что здесь лишнее?» Рис. 2.2. 4 Уровень умения обобщать В процессе обобщения младшие школьники не смогли дать объективный ответ, то есть все варианты ответом имели правильное направление мышления, но не было четкого и полного ответа – 70%. Менее половины детей – 20%, определили правильно лишнюю картинку и смогли обосновать свой выбор, а 10% детей не смогли определить, какая из картинок является лишней и почему. 5) Методика «Раздели на группы». Таблица 2.2.5 Общие данные по методике – «Раздели на группы» Рис. 2.2.5 Уровень умения находить сходства и различия Более половины детей – 90% в процессе выполнения задания правильно нашли сходства и различия, но им была необходима помощь со стороны взрослых, поскольку дети иногда путались и не могли обоснованно ответить на вопросы. Отсутствуют дети, которые смогли бы безошибочно выполнить задание, а также 10% детей вообще не справились с заданиями, поскольку не смогли определить критерии для разделения фигур на группы (Рис. 2.2.5). Итак, по итогам данных, полученных в ходе проведения работы по реализации методик, направленных на определение сформированности представлений логического мышления, нами было определено, что дети в основном имеют средний показатель по всем видам приемов, поскольку в процессе выполнения заданий зачастую у них возникают трудности, а также не всегда школьники правильно выполняют задания и укладываются в необходимое время.

2.3 Рекомендации по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе

На основе полученных данных и проведенного теоретического анализа проблемы исследования нами разработаны игры, направленные на развитие логического мышления у детей школьного возраста в аспекте подготовки к школе. 1. «Сделай узор». Цель – формирование умения синтезировать. Ход игры: детям младшего школьного возраста необходимо из предложенных геометрических фигур составить рисунки. Дополнительные детям предлагаются варианты работ, на которые можно ориентироваться. 2. «Странные картинки». Цель – формирование умения анализировать. Ход игры: на столе у каждого ребенка располагаются различные варианты картинок. Младшим школьникам необходимо проанализировать картинки, а затем выделить те варианты картинок, на которых присутствует неправильное изображение деталей. Школьникам необходимо не только найти неправильные изображения, но и аргументировать свою позицию. 3. «Сравни–ка». Цель – формирование умения сравнивать. Ход игры: для формирования умения сравнивать в аспекте развития логического мышления младшим школьникам предлагаются различные варианты картинок, на которых изображены разнообразные классификации предметов. Для реализации работы младшим школьникам необходимо ознакомиться с картинками, а затем найти различия между ними. 4. «Что здесь лишне?». Цель – формирование умения обобщать. Ход игры: в процессе игры детям предлагается ознакомиться с рисунками и, обобщив предметы, представленные на них, определить, какой из представленных предметов лишний. 5. «Найди отличия». Цель – формирование умения выявлять сходства и различия. Ход игры: детям младшего школьного возраста предлагается ознакомиться с картинками и найти 5 отличий. После пробного раза дети должны выполнить идентичное задание, но уже с учетом выделенного времени. Младшим школьникам предлагается найти 10 отличий за 10 секунд. С целью последующего развития логического мышления у детей младшего школьного возраста необходимо ориентироваться на усложнение содержательной стороны игровой деятельности, что позволит младшим школьникам не только проявить самостоятельность в процессе выполнения работы, но и применить уже полученные теоретические знания на практике, что положительно отразится на становление и развитие логического мышления.

Выводы по второй главе

Вторая глава работы отражает эмпирическое исследование логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе. Для реализации исследования нами была подобрана серия методик, на основе которых были получены данные относительно сформированности логического мышления детей. По итогам проведенного исследования отметим, что младшие школьники имеют средние показатели сформированности умения анализировать. Данный показатель выражен и в аспекте сформированности приема синтеза. В рамках умения сравнивать дети младшего школьного возраста также имеют средний показатель. поскольку выполняют предложенные упражнения не в полном объеме. Анализируя особенности умения обобщать, нами была конкретизировано, что младшие школьники испытывают трудности в процессе выполнения задания, что выражается в проблематизации нахождения объективного ответа на предложенные вопросы. Обобщив результаты исследования, стоит обратить внимание на то, что младшие школьники имеют средний уровень сформированности логического мышления. Именно поэтому нами были представлены игры, способствующие развитию логического мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мышление представляет собой познавательный процесс, способствующий формированию представлений о действительности. Логическое мышление рассматривается как вид мышления, которое базируется на понятия, суждениях и умозаключениях. Логическое мышление включает следующие логические приемы:  сравнение;  определение общих и отличительных черт, сравниваемых объектов;  определение существенных и несущественных признаков;  классификация;  систематизация;  анализ;  синтез;  обобщение и т.д. Особенности логического мышления детей младшего школьного возраста непосредственно связаны с тем, каким образом организуется процесс обучения, направленный на становление и развитие логического мышления. Важное значение имеет систематичность работы в указанном направлении развития детей младшего школьного возраста. Основным методом развития логического мышления является игровая деятельность, которая выражается либо в игре, либо в игровых упражнениях. Игровая форма работы с младшими школьниками позволяет в упрощенной форме формировать представления о приемах логического мышления, тем самым формируется теоретическая основа знаний, которая может использоваться на практике не только в игре, но и в учебной деятельности при решении различных заданий. Вторая глава работы отражает эмпирическое исследование логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к школе. Для реализации исследования нами была подобрана серия методик, на основе которых были получены данные относительно сформированности логического мышления детей. По итогам проведенного исследования отметим, что младшие школьники имеют средние показатели сформированности умения анализировать. Данный показатель выражен и в аспекте сформированности приема синтеза. В рамках умения сравнивать дети младшего школьного возраста также имеют средний показатель. поскольку выполняют предложенные упражнения не в полном объеме. Анализируя особенности умения обобщать, нами была конкретизировано, что младшие школьники испытывают трудности в процессе выполнения задания, что выражается в проблематизации нахождения объективного ответа на предложенные вопросы. Обобщив результаты исследования, стоит обратить внимание на то, что младшие школьники имеют средний уровень сформированности логического мышления. Игра представляет собой сложное и многоплановое явление, способствующее полноценному развитию детей. В процессе развития применяются разнообразные виды игр, пи этом отдельное внимание уделяется дидактической игре. Игра отличается своей содержательностью, большим потенциалам всестороннего развития личности детей, при этом представленный виды игры направлен на формирование у детей мотивации относительно реализации игровой деятельности. Роль игры в развитии логического мышления достаточно значима, поскольку представленный вид игр позволяет: • сформировать у детей интерес к последующим этапам работы; • способствует включение школьников в процесс работы с позиции активных субъектов; • позволяет моделировать различные ситуации, которые могут отражать социальные процессы, явления с целью обогащения содержания работы по развитию логического мышления. Именно поэтому нами были представлены игры, способствующие развитию логического мышления: 1. «Сделай узор». Цель – формирование умения синтезировать. 2. «Странные картинки». Цель – формирование умения анализировать. 3. «Сравни–ка». Цель – формирование умения сравнивать. 4. «Что здесь лишне?». Цель – формирование умения обобщать. 5. «Найди отличия». Цель – формирование умения выявлять сходства и различия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бисерова Г.К. Теоретический анализ формирования и развития мотивационной сферы у детей // Перспективы развития науки и образования. – 2018. – №2. – С.36–38. 2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение (2–е дораб. изд.). – Самара: Самар. дом печати, 2008. – 128 с. 3. Буркова Е.В. Проблемы формирования мотивации школьников // Культура и образование. – 2017. – №1. – С.162–166. 4. Гавриленко М.В., Кузнецова Т.П. Развитие мотивации познавательной деятельности у детей // Научно–педагогический журнал восточной Сибири MAGISTER DIXIT. – 2019. – №1. – С.30. 5. Гаджиева З.М. Общая педагогическая характеристика детей, поступающих в школу // гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. – 2016. – №2. – С.33–35. 6. Галич И.С. Личностная мотивация школьников // Перспективы развития науки и образования. – 2012. – №2. – С.26–30. 7. Гонина О.О. Психологическая готовность к школьному обучению //Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №3. – С.81–84. 8. Готовцева С.С. Социально–личностная готовность детей как фактор успешной адаптации к обучению в школе // Проблемы развития современной науки. – 2015. – №5. – С.145–147. 9. Грозина В.А. Современный школьник как субъект образовательного пространства // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. – 2018. – №2. – С.32–35. 10. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 320 с. 11. Гусова А.Д. Психологическая готовность к школьному обучению // Проблемы развития современной науки. – 2015. – №5. – С.145–147. 12. Данилова Е.Ю. Теоретические основы познания мира ребенком дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Новосибирского Государственного университета. Серия: педагогика. – 2013. – №2. – С.94–97. 13. Желонкина Ю.Н. Логическое мышление в школьном возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2017. – № 4. – С. 49–52. 14. Камардина С.А. Формирование у школьников умения логически мыслить // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. – 2017. – № 2. – С. 46–57. 15. Коржук Е.Л. Педагогические условия формирования личностной готовности ребенка к обучению в школе // Наука, образование, личность. – 2014. – №2. – С.55–59. 16. Коростелева, Н.А., Бондаренко В.В., Постнова В.В. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки детей // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2015. – №5. – С.113–116. 17. Краева О.В Формирование психологической готовности школьника к школе // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. – 2015. – №4. – С.37–39. 18. Люблинская A.A. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Воспитание. – 2015. –№ . – С.40–47. 19. Николаева, Ю.В., Сташкевич О.О., Ркмяецева Н.В., Кральско Ю.П. Мотивационная сфера у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования внутренний позиции школьника // Альманах мировой науки. – 2015. – №1–2. – С.124–126. 20. Образование личности: стандарты и ценности: Сборник научн– методических материалов международных научно– практических конференций «Теория и практика поликультурного воспитания в образовательной среде», «Актуальные вопросы социализации личности в современных условиях» [Электронный ресурс] / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра–М, 2015. – 456 с. 21. Поверинова М.С., Зозуля О.В. Развитие логического мышления у детей школьного возраста // Методика и практика воспитания и обучения. – 2015. – № 5. – С. 29–32. 22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.–Л.: Учпедгиз, 1932. – 412 с. 23. Пилипенко О.П. Психолого–педагогическая характеристика современного школьника // Школьная педагогика. – 2016. – №4. – С.53–55. 24. Поверинова М.С., Зозуля О.В. Развитие логического мышления у детей // Методика и практика воспитания и обучения. – 2015. – № 5. – С. 29–32. 25. Сапарова Ж.А. Развитие логического мышления у детей школьного возраста // Научные аспекты современных исследований. – 2015. – № 2. – С.81–83. 26. Сачкова Л.Е., Кулагина И.Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 889–891. 27. Сергеева Е. С. Проблемы изучения словесно–логического мышления детей младшего школьного возраста // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10. – С. 46–50. 28. Тимшина К.А. Старшие дошкольники. Готовы ли они к школьному обучению? // Тенденции развития педагогики и психологии. – 2014. – №1. – С.95–97. 29. Турыгина Л.В. Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства. – 2013. – № 2. – С. 264–266. 30. Франтасова, О. Готовность детей к школьному обучению // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С.48. 31. Хапачева, С.М., Дзеверук В.С. Социально–психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Научно–педагогический электронный журнал Концепт. – 2019. – №12. – С.91–95. 32. Эфендиева У.А. Готовность детей к школе // Вопросы гуманитарных наук. – 2018. – №6. – С.334–337.  

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://mgubs.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru