EDUCON-TSOGU: Методические указания.



Авторы специализируются на тестах по любым дисциплинам! Средний балл по тестам 4,6.
 
Любые вопросы по дистанционному обучению. Тесты, письменные работы, сессия под ключ.
 
Известный интернет сайт, помощь по любым учебным вопросам - от теста до дипломной работы. Личный менеджер.
 
Крупная биржа студенческих работ. Закажи напрямую у преподавателя. Низкие цены, стена заказов.
 

«Финансовая система РФ»

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Данные методические указания подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС и предназначены для подготовки магистров по направлению 081200.68 «Государственный аудит» программа «Экспертиза и аналитика в сфере государственного аудита и контроля» очной и заочной форм обучения к изучению дисциплины «Финансовая система РФ».
В них приведены основные подходы к организации лекционных и практических занятий, примерная тематика лекционных и практических занятий, рекомендации по подготовке к ним и критерии оценки работы студентов на практических занятиях и организация самостоятельной работы студентов, а также список литературы необходимой для подготовки к практическим занятиям и СРС.

1. ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ
Состоит в получении комплекса знаний в области теории финансов, системы финансовых отношений внутри финансовой системы:
— о сущности финансов финансовой системы;
— о роли финансов в рыночной экономике;
— о содержании государственных и децентрализованных финансах;
— о содержании и функциях финансовых звеньев.

2. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
-усвоение закономерностей функционирования финансовой системы;
рассмотрение сущности финансов и их роли в современном хозяйственном механизме;
-всестороннее овладение практическими вопросами функционирования финансовой системы;
-изучение специфики организации финансовых и кредитных отношений в Российской Федерации;
-студент, вооруженный знаниями курса, сможет успешно решать вопросы, связанные с осуществлением финансово-экономической деятельности в условиях современной России и в сложных условиях Севера Тюменской области;
— создать предпосылки для развития, заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту.

Полученные теоретические знания и практические навыки студенты развивают в процессе изучения других дисциплин программы и реализуют в активных компетентностно-ориентированных формах учебной деятельности.
Изучение дисциплины предполагает существенный акцент на компетентностно-ориентированном подходе, связанным с ориентацией каждой формы учебной работы на диагностируемый конкретный результат учебной деятельности.
Сфера экономического управления постоянно развивается, следовательно, формирование содержания базовых компонентов (знать/уметь, владеть) компетенций следует соотносить с актуальной ситуацией в развитии государственного и муниципального управления в Российской Федерации и мире.
Большой акцент при прохождении дисциплины следует сделать на визуализации учебного материала (с использованием ТСО и вспомогательных учебных материалов).

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО
ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Таблица 1.

Номер/индекс компетенции
Содержание компетенции или ее части (указываются в соответствии с ФГОС)
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
знать
уметь
владеть
ОК-1
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ОК-2
способность понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ОК-3
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ОК-4
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ОК–5
использованием на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ПК-1
способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ПК-5
способностью применять современные методы и методики исследования в сфере государственного и муниципального контроля и аудита
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ПК-11
способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы в сфере государственного и муниципального контроля и аудита
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ПК-29
Способностью взаимодействия в политико-административной системе
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ПК-30
Способностью разрабатывать проекты внутренних организационных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность финансового органа
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов
ПК-32
Способностью организации деятельности финансовых органов
Принципы и механизмы функционирования финансовой системы РФ.
Оценивать факторы и риски функционирования финансовой системы государства
Методиками анализа финансовых процессов

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов учебной дисциплины Таблица 2.
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела дисциплины

1 Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ.
Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства. Формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат. Структура государственного финансового механизма. Содержание и состав финансовой системы РФ. Основы организации финансового рынка: функции, сегменты, основные субъекты. Рынок государственных ценных бумаг: структура, эмитенты, основные показатели состояния.

2 Содержание и функции финансовой системы, звенья финансовой системы.
Основные направления государственной финансовой политики: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, инвестиционная, политика институциональных преобразований, социальная. Механизм реализации финансовой политики. Концепции государственного финансового регулирования. Структура государственных финансов: бюджеты, внебюджетные фонды, система государственного кредитования.

3  Организация управления системой государственных и муниципальных финансов.
Понятие управления государственными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления. Основные методы и формы управления системой государственных и муниципальных финансов. Финансовое планирование. Прогнозирование. Программирование. Полномочия органов управления государственными финансами: полномочия участников бюджетного процесса (президент, парламент, правительство, Министерство финансов РФ, Министерство государственного имущества РФ и другие).

4 Задачи государственного и муниципального финансового контроля.
Содержание и задачи финансового контроля. Классификация форм и видов финансового контроля: предварительный, текущий и последующий; проверка, обследование, экономический анализ, надзор, ревизия. Общегосударственный финансовый контроль: цели, направления и методы, основные функции органов общегосударственного финансового контроля (Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Министерство по налогам и сборам, Центральный Банк РФ, Счетная палата, Контрольно-ревизионное управление, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, другие).

5 Бюджетная система РФ
Понятие бюджета. Бюджетное устройство. Структура и принципы организации бюджетной системы РФ: единство, самостоятельность, сбалансированность, открытость, гласность, эффективность и экономичность использования бюджетных ассигнований и другие.
Единая бюджетная классификация: классификация доходов и расходов бюджетов, внутренних и внешних источников финансирования дефицитов бюджетов и видов внутренних и внешних долгов.

6 Сущность и виды государственных внебюджетных фондов.
Понятие внебюджетного фонда. Основные функции внебюджетных фондов. Пути создания фондов, их целевое назначение. Источники доходов фондов. Единый социальный налог. Доходы от капитализации бюджета фонда. Отраслевые государственные внебюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: доходы, направления расходования средств

7 Содержание и функции государственного кредитования. Формы государственного кредита в Российской Федерации.
Содержание государственного кредита. Деятельность органов власти различных уровней в качестве кредитора, заемщика, гаранта. Регулирующая и фискальная функции государственного кредита. Антиципированные финансовые ресурсы. Рефинансирование. Государственные займы. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Целевые бюджетные кредиты.

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методы: логический, наблюдение, сравнение, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.

ТЕМА 1.
Роль и место государственных и муниципальных финансов в
финансовой системе РФ
Цель темы: дать понимание основ сущности и функций финансов.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками оценки исторической роли государства в формировании и развитии финансовой системы.
Содержание темы:
1.История возникновения, условия функционирования финансов.
2.Фонды денежных средств как материальная основа финансов.
3.Формирование и использование финансовых ресурсов, структура, динамика и перспективы.
4.Функции и признаки финансов.
5.Управление финансами: субъекты и объекты.
Задания к теме
1.Раскрыть систему управления государственными финансами.
2.Проблемы «непрозрачности» бюджетных платежей и финансовых потоков.
Тестовые упражнения
1.Какую из базовых функций финансов выражает бюджетная политика государства при планировании расходной части бюджета?
а) аккумулирующую;
б) распределительную;
2.Какую базовую задачу выполняют финансовые ресурсы в экономической системе общества?
а) материальных носителей финансовых отношений;
б) обслуживание товарооборота;
в) обеспечение платежей и расчетов.
3.Кто принимает участие в создании финансовых ресурсов общества?
а) государство, юридические и физические лица;
б) налогоплательщики;
в) физические лица и любые субъекты хозяйствования.

ТЕМА 2.
Содержание и функции финансовой системы, звенья финансовой
системы
Цель темы: дать понимание основ сущности и функций финансовой системы государства.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками выделения финансовых звеньев.
Содержание темы:
1.Понятие «финансовой системы», звенья и их взаимосвязи.
2.История развития финансовой системы.
3.Централизованные и децентрализованные фонды финансовой системы.
4.Основные задачи и функции Министерства Финансов РФ. Органы финансовой деятельности РФ.
5.Особенности финансовых систем зарубежных стран.
Задания к теме
1.Роль государственных предприятий в финансовой системе.
2.Финансовое регулирование малого бизнеса.
Задача
1.Сформировать фонды собственных и заемных средств предприятия. Денежные фонды: уставный капитал, платежи в бюджет, дивиденды по ценным бумагам, резервный капитал, валютные средства, долгосрочные кредиты, ссуды, добавочный капитал, лизинг, фонд потребления, прибыль текущего периода, средства на расчетном счете.
Тестовые упражнения
1.Какие источники поступления финансовых ресурсов имеет государство для реализации своих функций по перераспределению национального дохода?
а) налоги, поступления от государственных займов, доходы от казенных предприятий и иного принадлежащего ему имущества;
б)любые источники, не запрещенные действующим законодательством;
в) все доходы бюджета и поступления во внебюджетные фонды.
Определить базовые принципы рынка ссудных капиталов:
а) платность, срочность, возвратность;
б) доходность, целевой характер использования кредитных ресурсов.
2.На каком сегменте рынка ссудных капиталов совершаются операции по кредитованию процессов капитального развития предприятий?
а) на фондовом рынке;
б) на рынке капиталов;
в) на денежном рынке.

ТЕМА 3.
Организация управления системой государственных и муниципальных
финансов
Цель темы: дать понимание основ управления финансовой сферой.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками анализа и обоснования инструментов финансового управления.
Содержание темы:
1.Финансовая политика государства, состав, перспективы.
2.Финансовая деятельность государства: принципы осуществления.
3.Методы мобилизации и распределения государственных фондов денежных средств.
4.Экономические основы функционирования муниципальных образований.
5.Особенности формирования муниципальных фондов денежных средств.
6.Доходы и расходы бюджетов муниципальных образований.
7.Муниципальный кредит и муниципальный долг.
8.Основы межбюджетных отношений.
Задания к теме
1.Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы в вопросах финансовой деятельности.
2.Соблюдение принципа межбюджетного федерализма в современной финансовой системе РФ.
3. Особенности муниципального кредита (сравнительная характеристика с государственным).
Задача
1. Определить приоритеты развития государства (группа 1 – Правительство государства) и выбрать инструменты управления.
Определить приоритеты в сфере развития финансов (2 группа – Министерство финансов).
Найти общие направления и инструменты.

ТЕМА 4.
Задачи государственного и муниципального финансового контроля
Цель темы: дать понимание основ финансового контроля.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками формирования инструментов для проведения ревизионных мероприятий.
Содержание темы:
1.Сущность финансового контроля.
2.Инструменты финансового контроля.
3.Валютное регулирование
4.Регулирование валютный курса. Валютная биржа: порядок функционирования.
Задания к теме
Задача
1.Рассчитайте курсовую разницу при покупке валюты. Хозяйствующий субъект приобрел 15 тыс. долларов США по курсу сделки 30 рублей. Курс ЦБ РФ на день покупки 28 рублей.
2. Рассчитать доход гражданина по векселю. Вексель был куплен гражданином за 100 тыс. долларов США на срок 6 месяцев. Учетный процент по векселю -10% годовых. Ставка подоходного налога — 8%.

ТЕМА 5.
Бюджетная система РФ
Цель темы: дать понимание основ бюджетной системы и бюджетного устройства.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками формирования доходов и расходов бюджета.
Содержание темы:
1.Функции бюджета, роль бюджета в перераспределении ВНП.
2.Принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство.
3.Компетенция органов власти в формировании и исполнении бюджета.
4.Бюджетные классификации. Принципы разграничения расходов между бюджетами. Основы бюджетного регулирования.
Задания к теме
1.Проблемы дефицита государственного бюджета РФ.
2.Проблемы дефицита бюджетов в зарубежных странах.
Задача
1.Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области. Сумма расходной части бюджета – 300 млн. рублей. Дефицит бюджета – 40 млн. рублей. Сумма закрепленных доходов – 100 млн. рублей.
2.Определить степень исполнения государственного бюджета по доходам и расходам и по каждой статье в совокупности.

2.Рассчитать сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции. Сумма регулирующих доходов бюджета – 300 млн. рублей, сумма закрепленных доходов – 200 млн. рублей, сумма расходной части бюджета – 600 млн. рублей. Сумма субвенции составляет 30% суммы дефицита.
3.Провести анализ изменений в структуре расходов государственного бюджета за два года, изобразить графически.

ТЕМА 6.
Сущность и виды государственных внебюджетных фондов
Цель темы: дать понимание основ функционирования внебюджетных фондов.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками распределения доходов и расходов внебюджетного фонда.
Содержание темы:
1.Сущность и классификации внебюджетных фондов.
2.Реформирование пенсионной системы РФ.
3.Источники формирование и направления расходования денежных средств внебюджетных фондов.
4.Основные понятия государственного страхования. Международные принципы
страхования.
5.Проблемы социального и медицинского страхования в РФ.
Задания к теме
1.Обосновать необходимость формирования внебюджетных фондов в РФ.
2. Сформировать принципы страхования.
Задача
1.Рассчитать изменение размера фонда денежных средств, остаток на конец года по счетам Пенсионного фонда РФ. Остаток средств на начало года 1584 млрд. рублей. Поступления за год: страховые взносы 151073 млрд. рублей, средства Федерального бюджета – 23172 млрд. рублей, средства Фонда занятости – 2877 млрд. рублей, прочие доходы – 3797 млрд. рублей. Израсходовано за год: финансирование выплат, пенсий, пособий – 172767 млрд. рублей, прочие расходы – 3838 млрд. рублей.
1.Рассчитать сумму страхового возмещения по системе пропорциональной ответственности. Стоимостная оценка объекта страхования – 2,35 млн. рублей, страховая сумма – 1,40 млн. рублей, ущерб страхователя в результате повреждения объекта – 1,75 млн. рублей.
2.Рассчитать сумму страхового возмещения по системе первого риска. Автомобиль застрахован по системе первого риска на сумму 94 тыс. рублей. Стоимость автомобиля – 115,5 тыс. рублей. Ущерб страхователя в связи с аварией автомобиля составит 43,3 тыс. рублей.
3.Рассчитать коэффициент В.Ф. Коньшина и выбрать наиболее финансово устойчивую страховую операцию. По страховой операции №1 количество договоров страхования – 0,8 млн., средняя ставка нетто с 1 рубль страховой суммы – 0,003 рубля. По страховой операции №2 количество договоров страхования – 1,3 млн., средняя ставка-нетто с 1 рубля страховой суммы — 0,004 рубля. Критерием выбора наиболее финансово устойчивой компании является коэффициент В.Ф. Коньшина.

ТЕМА 6.
Содержание и функции государственного кредитования.
Формы государственного кредита в Российской Федерации.
Цель темы: дать понимание основ функционирования государственного кредита.
Задачи темы: в результате изучения темы студенты должны овладеть знаниями и практическими навыками регулирования и контроля процессов кредитования.
Содержание темы:
1.Государственный кредит: функции, состав, направления.
2.Классификации государственного кредита.
3.Формы государственного долга. Государственные ценные бумаги.
4.Государственное кредитование.
5.Управление государственным долгом. Органы управления долгом.
Задания к теме
1.Основные условия выпуска государственных ценных бумаг.
2.Контракт составлен на 2,5 года. Ставка процентов определена следующим образом: первый год 7,5%, в каждом последующем полугодии ставка увеличивается на 0,5%. Определите множитель наращения за весь срок ссуды.
3.Ссуда 110 тыс. рублей выдана 15.01 на срок до 15.08 включительно под 6% годовых. Определите размер погасительного платежа по английской практике начисления процентов.
4.Банк принимает депозиты на 3 месяца по ставке 4% годовых, на 6 месяцев по ставке 5% годовых и на год по ставке 7% годовых. Определите сумму, которую получит владелец депозита 600 тыс. рублей во всех трех случаях. Сделайте вывод.
5.Ссуда 5 млн. рулей выдана на 20 месяцев по номинальной ставке 6% годовых. Начисление процентов проводится поквартально. Определите наращенную сумму двумя способами расчета. Сделайте выводы.
Тестовые задания
1. Процесс перехода от современной стоимости капитала к его будущей стоимости есть:
а) дисконтирование; б) компаундинг.
2. Государственный бюджет становится дефицитным, как только:
а) налоги сокращаются;
б) государственные расходы превышают доходы;
в) государственные расходы растут.
3.Аванс покупателя продавцу является разновидностью:
а) вексельного кредита;
б) фирменного кредита;
в) окончательного кредита.
4.Важным условием выдачи кредита является:
а) величина кредита;
б) заемщик;
в) обеспечение кредита.

6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Оценка результатов освоения учебной дисциплины
Рейтинговая система оценки
по курсу «Финансовая система РФ» для студентов 1 курса
направления 081200.68 «Государственный аудит»
на 2 семестр

Перечень вопросов к зачету
1. Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства.
2. Структура государственного финансового механизма.
3. Содержание и состав финансовой системы РФ.
4. Основные направления государственной финансовой политики: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, инвестиционная, политика институциональных преобразований, социальная. Механизм реализации финансовой политики.
5. Концепции государственного финансового регулирования.
6. Структура государственных финансов: бюджеты, внебюджетные фонды, система государственного кредитования.
7. Понятие управления государственными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.
8. Основные методы и формы управления системой государственных и муниципальных финансов. Финансовое планирование. Прогнозирование. Программирование.
9. Полномочия органов управления государственными финансами: полномочия участников бюджетного процесса (президент, парламент, правительство, Министерство финансов РФ, Министерство государственного имущества РФ и другие).
10. Содержание и задачи финансового контроля.
11. Классификация форм и видов финансового контроля: предварительный, текущий и последующий; проверка, обследование, экономический анализ, надзор, ревизия.
12. Общегосударственный финансовый контроль: цели, направления и методы, основные функции органов общегосударственного финансового контроля (Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Министерство по налогам и сборам, Центральный Банк РФ, Счетная палата, Контрольно-ревизионное управление, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, другие).
13. Понятие бюджета. Бюджетное устройство.
14. Структура и принципы организации бюджетной системы РФ: единство, самостоятельность, сбалансированность, открытость, гласность, эффективность и экономичность использования бюджетных ассигнований и другие.
15. Единая бюджетная классификация.
16. Классификация доходов и расходов бюджетов, внутренних и внешних источников финансирования дефицитов бюджетов и видов внутренних и внешних долгов.
17. Понятие внебюджетного фонда. Основные функции внебюджетных фондов.
18. Пути создания фондов, их целевое назначение.
19. Источники доходов фондов.
20. Доходы от капитализации бюджета фонда.
21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
22. Целевые бюджетные фонды.
23. Содержание государственного кредита.
24. Деятельность органов власти различных уровней в качестве кредитора, заемщика, гаранта.
25. Регулирующая и фискальная функции государственного кредита.
26. Антиципированные финансовые ресурсы.
27. Рефинансирование.
28. Государственные займы.
29. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.
30. Целевые бюджетные кредиты.
31. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства.
32. Сущность и функции государственного кредита. Формы кредита.
33. Экономические основы процента за кредит. Виды процентных ставок.
34. Принципы и этапы процесса кредитования.
35. Формы обеспечения возвратности кредита.
36. Финансовая деятельность государства. Методы мобилизации и распределения финансовых ресурсов.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования).
2. Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы).
3. Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Кафедра:
§ определяет основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному труду, формирования определенного уровня самодисциплины студентов, мотива к получению знаний;
§ определяет конкретное содержание, объем материала, подлежащий самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом;
§ определяет способ изложения его в методической литературе (учебных пособиях, методических указаниях и др.) в доступной для эффективного усвоения форме;
§ определяет бюджет времени студентов (способом определения бюджета времени студентов является самофотография, хронометраж времени студенческих работ);
§ разрабатывает элективные курсы по научной организации труда студентов, основам научного исследования;
§ включает вопросы организации самостоятельной работы студентов в содержание пропедевтических курсов;
§ обеспечивает контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы студентов;
§ составляет график самостоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и срок выполнения работ и представляет его в деканат факультета;
§ анализирует эффективность самостоятельной работы студентов, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов;
§ осуществляет мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.
Преподаватель:
знакомит студентов:
§ с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
§ с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов;
формирует:
§ умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
§ навыки научного исследования;
§ развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;
§ проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы;
§ осуществляет систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы;
§ проводит анализ и дает оценку работы.
Библиотека:
§ организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;
§ оказывает студентам помощь в организации самостоятельных занятий;
§ предоставляет виртуальное информационное пространство для организации самостоятельной работы студентов.

Кафедра
§ организует работу по комплектованию учебных кабинетов научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;
§ обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
разрабатывает:
§ учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы, учебники как в печатном, так и в электронном варианте в соответствии с государственными образовательными стандартами;
§ методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов;
§ задания для самостоятельной работы;
§ темы рефератов и докладов;
§ темы курсовых работ и проектов и методические рекомендации по их выполнению;
§ темы квалификационных работ и методические рекомендации по их выполнению;
§ вопросы к экзаменам и зачетам;
§ образцы оформления индивидуальных заданий;
§ инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, семестровых заданий и т.д.;
§ предоставляет студентам сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
§ готовность студентов к самостоятельному труду;
§ мотив к получению знаний;
§ наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
§ система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
§ консультационная помощь.
Самостоятельная работа студентов (СРС) включает следующие виды самостоятельной деятельности:
— самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;
— проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);
— написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;
— выполнение переводов с иностранных языков;
— выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;
— выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик;
— другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной учебной дисциплины и специализации: конкурсы самостоятельных работ по дисциплинам кафедр.
Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Виды самостоятельной работы студентов:
1. Конспектирование.
2. Реферирование литературы.
3. Аннотирование книг, статей.
4. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
5. Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента.
6. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.
7. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.
8. Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
9. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ.
10. Контрольная работа – письменное выполнение.
11. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.

При организации самостоятельной работы студентов преподаватель
может:
Использовать следующие формы контроля:
· выборочная проверка;
· разработка тем и проверка;
· образцы аннотации и оценка;
· разработка заданий, создание поисковых ситуаций, спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме;
· собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения опытной информации;
· предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции;
· давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.)

Методические указания студентам

Прорабатывая материал лекций, студент обязан отметить в конспекте утверждения, определения, выводы, смысл или обоснованность которых ему непонятны, и обратиться к рекомендуемой литературе за разъяснениями.
Если рекомендуемая литература не содержит необходимых объяснений, необходимо обратиться к преподавателю с вопросом на семинарском занятии или во время, выделенное для индивидуальных консультаций.
Если на семинаре задан вопрос, имеющий частное значение или слабо связанный с обсуждаемой темой, преподаватель имеет право назначить студенту индивидуальную консультацию в пределах времени, устанавливаемых действующим учебным планом.
Студенты вправе выносить на обсуждения на семинаре проблемы, имеющие отношение к теме текущего семинарского занятия, по предварительному (не менее чем за неделю) согласованию с преподавателем. Все вопросы, возникшие при ознакомлении с учебной ситуацией, необходимо выяснить у преподавателя до начала внеаудиторной самостоятельной работы. Для имитации реальной деятельности менеджера в условиях неопределённости в учебной ситуации предусмотрены неоднозначность и избыточность информации, возможность альтернатив. Студенты самостоятельно принимают решение о том, какая информация может быть использована при разработке проекта.
К каждой теме дается список основной и дополнительной литературы, которая рекомендуется студентам: перечень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в библиотеке. Важно узнать цель изучения дополнительной литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, планы, конспекты консультаций, бесед, творческие работы).

Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении учебных и творческих задач.

Задание: сделать картотеку по данной теме.
Вначале вводится игра по уже изученным книгам студентами в процессе обучения, которые связаны с темой и те, с которыми студенты работали при подготовке к данным темам.

Игра «Угадай книгу по аннотации».
Карточки с аннотациями по книгам:
Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. — М.: Изд. Дело, 1999.
Пособие предназначено для студентов связанных с практической подготовкой в области ведения документооборота и коммерческой корреспонденции. Основная цель пособия — обеспечить точное понимание и употребление слов и выражений русской коммерческой корреспонденции с помощью их тематического и логического расположения.

Метод кейсов
1. Современный процесс обучения уместно сравнить с полным произ­водственным циклом, включающим не только производство товара, но и его продвижение; потребителю. Обучая маркетингу других, важно понимать, что продуктом современной обучающей системы является специалист, качество трудовой деятельности которого определяет ценность обучающей системы. В связи со спецификой процесса обучения невозможна только ценовая конкуренция обучающих систем. Основное конкурентное преимущество — формирование специалистов такого ка­чества, при котором будут получены положительные отзывы с места ра­боты и работодатели смогут приобрести таких специалистов лишь в по­рядке очереди, как в ведущих зарубежных университетах и школах бизнеса.
2. Специалист высокого качества (профессионал) — это тот, кто обес­печивает среднестатистический высокий результат труда в любых усло­виях. У такого специалиста в одинаковой степени развиты аналитиче­ское и креативное мышление: аналитическое опирается в основном на знания, креативное — на навыки и возможность быстрого моделирова­ния процесса принятия решения в не стандартных ситуациях. Традици­онное обучение доносит до будущих специалистов в основном инфор­мацию (знания), формируя их только наполовину, если не на треть. Ак­тивные методы — обучение действием позволяют развить у будущих специалистов первичные навыки. Интерактивные методы в современном ­обучении — единственная возможность для неопытного молодого человека «подержать в руках» технологии, описываемые в теории.
3. Наиболее эффективными методами обучения в настоящее время являются деловые игры и ситуационные семинары — метод кейсов, т. е. рассмотрение конкретных случаев деловой практики. Это методы имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем проигрывания вариантов по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам.
4. Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решений в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и выра­батываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчиняться об­щей цели деловой игры.
5. Ситуационные семинары представляют собой упрощенный вариант деловых игр в которых не используется поэтапное многошаговое уточ­нение факторов. Метод кейсов — это вид подготовки решения и обуче­ния принятию его с использованием анализа параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Кейсы позволяют обучающимся и специалистам повысить аналитическое мастерство, обоснования и аргументирования, защищая свою позицию в процессе дискуссии. Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые некоторые из участников семинара (совещания) может посчитать не относящимися к делу. Между тем надо помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от не существенного. Кроме того, другие участники семинара могут не согласиться с пониманием фактов как не относящихся к делу. Именно в выявляющихся в ходе дискуссии различиях в оценках и подходах и заключается ценность метода кейсов.
6. В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать типичные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведе­нии итогов ситуационного семинара не оценивается правильность предложенных решений, а дается пример того, как рассматриваемая тема была решена на практике.

Методические указания по анализу кейсов
Не существует каких-либо строгих правил подготовки к анализу си­туации, однако можно сформулировать несколько рекомендаций.
i. Сначала необходимо прочитать всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации; не следует сразу анализировать эту информацию, желательно лишь выделить в ней дан­ные, показавшиеся важными.
ii. Требуется охарактеризовать ситуацию, определить ее сущность, отметить второстепенные элементы, а также сформулировать основ­ную проблему и проблемы, ей подчиненные. Важно проинвентаризировать все акты, касающиеся основной проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней), и попытаться установить взаимосвязь между приведенными данными.
iii. Следует сформулировать критерий для проверки правильности предложенного решения, попытаться найти альтернативные способы решения, если такие существуют, и определить вариант, наиболее удов­летворяющий выбранному критерию.
В заключение необходимо разработать перечень практических мероприятий по реализации предложенного решения.
2. Участникам семинара (совещания) полезно задать себе следующие вопросы:
Внимательно ли прочитана информация и учтены ли все относящиеся к делу факты?
Не принимается ли чужое мнение за свое?
Не слишком ли упрощенно принимается абсолютная правильность или неправильность любого высказывания?
Не отобрана ли лишь та информация, которая не идет вразрез с собственной точкой зрения?
Принимается ли во внимание то, что можно попасть под влияние своих предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

а) основная литература:
Белоножко, М.Л., Скифская, А. Л. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов.-ТюмГНГУ. — Электрон. текстовые дан. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. — эл. опт. диск (CD-ROM). http://elib.ru
Белоножко, М. Л., Скифская, А. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская; ТюмГНГУ. – Тюмень:ТюмГНГУ, 2009. — 193 с.
Загородников, С. В. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие / С. В. Загородников. — М. : Омега-Л, 2008. — 288 с
Абрамов, Е.А.Кризисная экономика и финансы современной России: тенденции и перспективы/ А. Е. Абрамов, Е. А. Апевалова, Е. В. Астафьева. — М. : Проспект, 2010. — 656 с
Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Е. Ф. Борисов. — 2-е изд. перераб. и доп. — М : Проспект, 2010. — 544 с.
б) дополнительная литература:
Войтоловский, Н. В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник для студентов вузов / СПбГУЭФ ; ред. Н. В. Войтоловский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2010. — 507 с.
Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для студентов вузов. — М.: Юрайт :Высшее образование, 2010. — 540 с
Малиновская, О. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов. — М.: КноРус, 2010.-428 с.
Бородушко, И.В. Финансы: учебное пособие / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева, Н. Н. Кузин. — М. [и др.] : Питер, 2009. — 186 с.
Меркулова, Инна Васильевна. Деньги, кредит, банки [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И. В. Меркулова, А. Ю. Лукьянова. — М. : КноРус, 2010. — 348 с.
Белоглазова, Галина Николаевна. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка [Текст] : учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая; ФИНЭК. — М. : Юрайт, 2010. — 422 с.
в) программное обеспечение:
1. Пакет прикладных программ для персональных компьютеров, включающий в себя отдельные программные модули для решения задач.
2. Электронные версии основной учебной литературы и методических указаний для выполнения курсовых работ т отчетов по практике, записанные на электронных носителях (CD,DVD и др.)
3. Гарант. Правовая информационная база данных, позволяющая получить информацию о документообороте.
4. Консультант Плюс. Правовая информационная база данных, позволяющая получить информацию о документообороте.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Полнотекстовая база данных eLibrary.ru [Электронный ресурс]. URL: http: //www.tsogu.ru/lib
2. Электронные версии основной учебной литературы и методических указаний для выполнения курсовых работ и отчетов по практике, записанные на электронных носителях (CD,DVD и др.)
3. Система поддержки дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://educon.tsogu.ru:8081/login/index.php
4. HTTP://WWW.AGR.RU
HTTP://WWW.CREDO.NSUYS.BY

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Согласно ФГОС ВПО направления минимально необходимый для реализации перечень материально технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционными устройствами для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, имеющие выход в Интернет), компьютерные классы, библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступами к базам данных и Интернету).

БИБЛИОГРАФИЯ
Малиновская О.В., Скоблева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. –М.: Кнорус, 2012 г.
Парыгина В. А., Тедеев А. А. Государственные и муниципальные финансы в схемах и таблицах. –М.: Эксмо, 2005.
Белоножко, М. Л., Скифская, А. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская; ТюмГНГУ. – Тюмень:ТюмГНГУ, 2009. — 193 с.
Загородников, С. В. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие / С. В. Загородников. — М. : Омега-Л, 2008. — 288 с.

Методическое указание к практическим занятиям для магистров 081200.68 Государственный аудит программа Экспертиза и аналитика в сфере государственного аудита и контроля очной и заочной форм обучения

Составитель: Скифская А.Л., к.с.н., доцент
Ответственный редактор: Белоножко М.Л., д.с.н., профессор

Подписано в печать . Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 2,7
Тираж 45 экз. Заказ №

Библиотечно-издательский комплекс
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет».
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.

Типография библиотечно-издательского комплекса.
625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.