Экзамен по дисциплине «Патопсихология» для КПМИП



Ответы на вопросы к экзамену по патопсихологии.

1) Предмет, объект и задачи патопсихологии; различие между предметами патопсихологии и психопатологии.

Чрезвычайно важен вопрос о предмете патопсихологии. Почему этот вопрос так важен?
1. Во-первых, представление о предмете патопсихологии, как пограничной области знания, важно, чтобы адекватно квалифицировать наблюдаемые (в клинике) феномены.
2. Во-вторых, это важно, чтобы определиться с теоретическими позициями (ориентирами) этого знания; уяснить научный (теоретический) фундамент, на котором строится знание.
3. В-третьих, определение предмета важно для выбора методических подходов, адекватных исследуемому явлению, с одной стороны, и опирающихся на теоретические представления данной области знания, с другой.
4. В четвертых, важность представления о предмете пограничной области знания связана с вычленением задач исследовательской и практической деятельности специалистов в данной области знания.
5. Представление о предмете патопсихологии важно и для выбора адекватных, соответствующих профессиональной компетентности клинического психолога, специализированных средств психологической помощи больным.
Предмет патопсихологии — психологические закономерности нарушения (распада) психики при душевных (психических) заболеваниях, при сопоставлении этих закономерностей с протеканием психических процессов в норме (по Б.В.Зейгарник).
Объект патопсихологии — нарушения психики у больных, страдающих психическими заболеваниями.
Задачи патопсихологии:
1. участии патопсихологов в установлении дифференциального диагноза при различных психических заболеваниях (нозологическая диагностика). Диагноз заболевания устанавливается лечащим врачом на основании многочисленных исследований, одним из которых является патопсихологическое. Патопсихолог изучает особые случаи психической патологии, например, при скрытой или слабой их выраженности, когда трудно определить, о каком именно заболевании идет речь: дифференциальный диагноз между шизофренией и органическим поражением мозга, между шизофренией и неврозом, между шизофренией и психопатией. Во всех этих случаях структура патопсихологического эксперимента с качественным анализом объективных данных использованного методического материала помогает дифференцировать заболевание.
2. Проведении различного рода экспертиз:
— трудовая (можно ли человеку продолжать работать или нет, надо ли назначать больному группу инвалидности и если да, то какую именно). В этом случае патопсихологу важно определить мотивационные особенности поведения пациента, проходящего экспертизу. Возможны мотивации типа:
а) симуляции (больной старается убедить психолога в наличии у него нарушений, которые на самом деле отсутствуют);
б) аггравации (больной старается преувеличить имеющиеся нарушения, например, чтобы получить более выгодную группу инвалидности);
в) диссимуляции (больной преуменьшает реальные нарушения).
— Воинская. Это экспертиза призывников, решающая вопрос о допуске к военной службе.
— Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Решает вопросы о вменяемости (способности осознания содеянного) подэкспертного при совершении преступления. В этом виде экспертизы собирается, помимо психолога. Целая комиссия. Здесь часто встречаются аггравации, симуляции, редко – диссимуляции.
3. Следующая задача патопсихологии заключается в описании структуры психического дефекта. В ходе решения двух первых задач этот вопрос тоже, естественно, ставится. Кроме того, эта задача важна при изучении новых, мало изученных форм психических заболеваний, которые постоянно появляются: лучевая болезнь, вибрационная болезнь. СПИД.
4. Изучение динамики психического состояния больных в процессе фармако- и психотерапии. В процессе повторных патопсихологических обследований решается вопрос о необходимости и степени успешности терапии.
5. Психологический аспект реабилитации больных: восстановление личностного и социального статуса больного.
Различие между предметами патопсихологии и психопатологии.
Предмет психопатологии — клинические признаки психических заболеваний в их динамике.Психопатология оперирует общемедицинскими понятиями: этиология, патогенез, симптом, синдром и т.д., — и использует (преимущественно) общемедицинские критерии оценки состояния больных: рецидив, обострение, ремиссия и т.д. Вместе с тем, психопатология заимствует из психологии целый ряд понятий, необходимых для описания психических расстройств: восприятие, память, мышление, личность и др. Метод, с помощью которого изучаются нарушения психики в психопатологии — клиникоописательный, содержащий в себе в тесном соединении элементы беседы и наблюдения за больным.
Предмет патопсихологии — психологические закономерности нарушения психики при психических заболеваниях, при сопоставлении этих закономерностей с протеканием психических процессов в норме. Критерии оценки нарушения психики в патопсихологии, в отличие от психопатологии, не медицинские, а психологические. Основной ориентир при оценке нарушений психики — норма. Основные методы патопсихологии: наблюдение и беседа, генетический метод (исследование нарушений психики в их становлении, динамике); патопсихологический эксперимент (очень корректный, так как работа ведется с людьми; эксперимент не должен вредить больному); обширная система психологических тестов.

2) Патопсихология, клиническая психология и психиатрия: общее и особенное в предмете, методологии и объекте исследования.
Патопсихология — область психологии, составная часть клинической психологии. Это определяет теоретические ориентиры этой науки, основную систему понятий (психологических), специфику метода исследования (психологического). Предмет патопсихологии — психологические закономерности нарушения психики при психических заболеваниях, при сопоставлении этих закономерностей с протеканием психических процессов в норме. Критерии оценки нарушения психики в патопсихологии, в отличие от психопатологии, не медицинские, а психологические. Основной ориентир при оценке нарушений психики — норма. Основные методы патопсихологии: наблюдение и беседа, генетический метод (исследование нарушений психики в их становлении, динамике); патопсихологический эксперимент (очень корректный, так как работа ведется с людьми; эксперимент не должен вредить больному); обширная система психологических тестов. Объект патопсихологии — нарушения психики у больных, страдающих психическими заболеваниями. Логика изучения нарушения в патопсихологии состоит в движении от описания феномена нарушения к раскрытию психологических механизмов возникновения этих нарушений и далее — к пониманию закономерностей функционирования психики при разных формах патологии. Т.е., эта логика анализа движется от явления к внутренним психологическим механизмам этого явления.
Клиническая психология – область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники — психиатрической, неврологической, соматической, и состоит из патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики (соматопсихологии). Медицинская психология, в свою очередь, — наука, возникшая на стыке медицины и психологии (пограничная) развитие которой определяется следующими целями: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Медицинская психология одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки. В соответствии с разрешаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинская психология является медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии. Основные методы: клиническаие (дифференциально-диагностические, топические); диагностика структуры и степени выраженности нарушений психической функции; диагностика личностных особенностей пациента; диагностика аномалий развития в детском возрасте; экспертные: военно-врачебной, врачебно-трудовой, судебно-психиатрической экспертиз; медико-педагогические; реабилитационные; психокоррекционные. Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов. В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики. Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел; для выявлении патологии памяти — тесты на заучивание словцифр, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует также множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны. Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа. Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход характеризуется следующими критериями: 1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например метод формирования искусственных понятий); 2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например метод исключения предмета).Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.). Предметом клинической психологии является изучение психологических механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Объект клинической психологии: нарушения психики у больных, страдающих теми или иными психическими или соматическими заболеваниями, а также имеющих те или иные органические поражения анатомического субстрата головного мозга (НС).
Психиатрия — область медицины, ее предметом является распознавание психических болезней, изучение их причин (этиологии), их течения (патогенеза), их лечения. Одним из важнейших разделов психиатрии является психопатология (общая психопатология).Психопатология — раздел психиатрии; он содержит в себе описание клинических признаков психических заболеваний в их динамике. Психопатология оперирует общемедицинскими понятиями: этиология, патогенез, симптом, синдром и т.д., — и использует (преимущественно) общемедицинские критерии оценки состояния больных: рецидив, обострение, ремиссия и т.д. Вместе с тем, психопатология заимствует из психологии целый ряд понятий, необходимых для описания психических расстройств: восприятие, память, мышление, личность и др. Метод, с помощью которого изучаются нарушения психики в психопатологии — клиникоописательный, содержащий в себе в тесном соединении элементы беседы и наблюдения за больным. Предмет изучения патопсихологии и психиатрии разный, но объект один и тот же: нарушения психики у больных, страдающих психическими заболеваниями. Этот общий объект при разных подходах создает множество возможных междисциплинарных контактов, но также и трудности.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X