Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Гендерные особенности межличностных отношений. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе 7 класса МБОУ школы № 1 г.Москва. В классе обучается 26 учащихся, в исследовании принимало участие – 26 человек, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Цель исследования: выявить характерные особенности гендерного аспекта межличностного общения на примере подростков. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в подростковом возрасте существуют различия в особенностях общения между мальчиками и девочками. На первом этапе исследования мы провели диагностику межличностного общения у подростков – учеников 7 класса. Для этого мы использовали методики:
  1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
  2. Методика С. Бем.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Данная методика была создана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Предназначена она для исследования представлений субъекта о себе, о своем идеальном «Я». Кроме этого с её помощью можно заниматься изучением  взаимоотношений в малых группах. Данная методика позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Когда происходит изучение межличностных отношений и социальных аттитюдов очень часто выделяют два фактора:  — доминирование-подчинение;  — дружелюбие-агрессивность. Благодаря этим факторам происходит формирование общего впечатления о человеке  в процессах межличностной аттракции. М. Аргайл называл их главными компонентами при анализе стиля межличностного поведения. По содержанию их можно сопоставить  с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. Под руководством Б. Белза американские ученые много лет проводили исследование, в котором поведение членов группы оценивилась по двух параметрам, которые являются переменными. Анализ этих переменных осуществлялся по трем осям в трёхмерном пространстве:  доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность — аналитичность. Для описания основных социальных ориентации Т. Лири разработал схему в виде круга, разделенного на секторы вертикальными и горизонтальными осями. Благодаря этому делению было получено четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. Каждый из этих секторов разделен, в свою очередь, на восемь, более частных в плане содержания. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема, разработанная Т. Лири, имеет своей основой предположение, что чем ближе находятся результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее связь этих двух переменных, их влияние друг на друга. Общая сумма этих баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит в себе порядка 128 оценочных суждений, из них в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика разработана таким образом, что суждения, которые направлены на выявление какого-либо типа отношений, расположены особым образом, а не подряд. Эти суждения группируются по 4 и повторяются через определенное количество высказываний. При обработке происходит подсчет количества отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Данная методика позволяет определить тип личности и сопоставлять данные по определенным аспектам:  «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.д. Для проведения исследования методика представляется испытуемому  либо одним общим списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо представляются отдельные карточки. В процессе проведения методики ему предлагается выбрать те утверждения, которые наиболее соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу. Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: Таблица 1 – Оценка результатов по методике Т. Лири Рисунок 1 – Схема Т. Лири. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – VI) Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI) Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга. Типы отношения к окружающим.
  1. Авторитарный.
13-16 – данный тип личности отличается крайне деспотичным, властным и диктаторским характером. Это достаточной сильный тип личности с явной  лидерской направленностью, которая проявляется во всех сферах деятельности.  Подобный человек доверяет только своему мнению, не слушая окружающих, не принимает их советы. Для окружающих людей очевидна подобная властность, и они признают её. 9-12 – этот тип личности является авторитетным лидером, успешным и энергичным. Он требует к себе уважительное отношение, ему нравится давать советы. Энергичен и компетентен во многих областях. 0-8 – данный тип личности представляет собой уверенного в себе человека, упорного и настойчивого. Лидером во все может не быть.
  1. Эгоистичный.
13-16 – самовлюбленный, надменный и расчетливый человек, который сторонится других, но старается быть выше других людей. Отличается заносчивым нравом, самодовольный и хвастливый, ответственность всегда перекладывает на чужие плечи. 0-12 – проявляются эгоистические черты личности, жизненная  ориентация больше на себя, чем на других. Характерна склонность к соперничеству. III. Агрессивный. 13-16 – человек отличается жесткостью и враждебным отношением к окружающим. Резок в своих высказываниях и поступках, его агрессия может превратиться в отклоняющее поведение. 9-12 – настойчивый и требовательный тип, достаточно резкий и строгий в оценках окружающих. Наблюдается тенденция к насмешливому, ироничному и, даже, саркастичному отношению к другим людям. Склонен винить других, но не себя в неудачах. 0-8 – достаточно энергичный, активный, упорный и настойчивый тип.
  1. Подозрительный.
13-16 – закрытый ко всему миру, т.к. ото всюду исходит опасность и враждебность. Обидчивый и подозрительный, сомневающийся во всем и всех. Обладатель шизоидного типа, склонный постоянно обижаться на всех, сомневаться во всем. Достаточно злопамятен. 9-12 – человек испытывает трудности в межличностном общении из-за постоянной подозрительности и неуверенности в себе. Все это происходит из-за боязни плохого отношения к себе. Скептически ко всему относится, отсюда разочарованность в людях. Часто случаются вербальные проявления агрессии. 0-8 – критически настроен ко всей окружающей действительности.
  1. Подчиняемый.
13-16 – склонный к самоуничижению и самобичеванию тип личности, отличается слабоволием, уступчивый и покорный. Охотно приписывает вину себе, осуждая себя. Нуждается в более сильной личности рядом, чтобы найти в ней опору. 9-12 – смущающийся, кроткий и уступчивый тип, подчиняющийся более сильным личностям. 0-8 – очень скромный и уступчивый тип, склонен к подчинению, к своим обязанностям относится честно и добросовестно.
  1. Зависимый.
13-16 – очень неуверенная в себе личность, чувство тревоги не покидает её, постоянные опасения и страхи, сильная зависимость от мнения окружающих. 9-12 – робкий и боязливый тип, без способностей к сопротивлению и самостоятельности, всегда уверен в правоте других, беспомощен. 0-8 – податливый, конформный и вежливый тип, доверчив к чужому мнению, мягок и беспомощен. VII. Дружелюбный. 9-16 – ориентирован на социальные контакты, стремится установить дружеские контакты с окружающими, вежлив и любезен. Стремиться к социальному одобрению и принятию. Старается быть хорошим для всех. Эмоционально лабилен и обладает развитыми механизмами подавления и вытеснения. 0-8 – достаточно компромиссный тип личности, стремящийся к кооперации и сотрудничеству. Соблюдает все правила и принципы, чуток к условностям и мнению окружающих. Придерживается правил «хорошего тона». Стремиться быть центром и «душой группы», помогать людям и заслужить внимание и любовь. Обладает высокой степенью общительности, проявляя дружелюбие и теплоту. VIII. Альтруистический. 9-16 – сверхответственный, свои интересы для него на последнем месте. Высокая потребность помогать и сострадать, сопереживать окружающим, принимать на себя ответственность за других. 0-8 – уважительно относится к окружающим, деликатный и мягкий тип, симпатизирует людям, проявляет это в заботе и сострадании. Данный тип личности отличается бескорыстием и отзывчивостью. Методика С. Бем. Данную методику предложила Сандра Беем  (Sandra L. Bem, 1974).  Предназначена она для диагностики  психологического пола личности и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности человека. Опросник состоит из 60 утверждений или качеств,  на каждое из них испытуемый должен дать ответ «да» или «нет». Посредствам этих ответов человек оценивает присутствие или отсутствие этих качеств у себя. Кроме этого, опросник применим и в виде экспертного рейтинга. В подобном случае происходит оценивание испытуемого по определенным характеристикам людьми, хорошо знающими его. Это может быть муж, жена или родители, дети, друзья. Психологический пол. Любой человек обладает набором определенных черт характера. Одни из них могут быть универсальными и относиться к человеку любого пола, другие черты, наоборот, являются типичными только для психологии мужчины или женщины.  Определенные черты, свойственные только мужчине или женщине, являются биологически или эволюционно-генетически предрасположенными. Примером может служить степень агрессивности у представителей мужского пола. Оказывается уровень доминантности, агрессивности находится в прямой зависимости от уровня мужских половых гормонов.  Некоторые черты характера обретают свою форму во время воспитания, в процессе социализации человека. На этом основании и возникли стереотипы общества, связанные с маскулинностью и фемининностью. На самом деле, появление практически всех типичных для мужчин или женщин качеств, происходит в тандеме влияния биологического и социального основания. В результате подобного явления, биологический и психологический пол редко совпадает и часто очень отличается. Необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с проблемой «психологического пола»: маскулинность, фемининность и андрогинность. Маскулинность. Говоря о мужчинах, их часто наделяют типичными для них чертами: уверенность в себе и собственных силах, агрессивность, напористость и самостоятельность, а также многие другие. Согласно многим научным исследованиям, что степень спонтанной агрессии и агрессия сексуальная, находятся в прямой зависимости от уровня мужских половых гормонов (андрогенов) в крови. Также были проведены исследования, изучавшие выборку из 191 человека, которые показали (Lau Sing, 1989), что людям с ярко выраженной маскулинностью свойственны достаточно высокий уровень самоуважения и самооценки своих академических знаний и собственного физического Я. Фемининность. Женскими чертами личности всегда были уступчивость, мягкость, ранимость, нежность, способность к сопереживанию и сочувствию, застенчивость и другие черты. Что касается социальных стереотипов фемининности, то они меньше задевают вопросы карьерного роста. Но, значительно больше, относятся к эмоциональной сфере жизнедеятельности человека. Андрогинность. Человек может быть носителем не только ярко и четко выраженных психологических признаков маскулинности или фемининности. В каждой личности могут быть представлены черты как маскулинного типа, так и фемининного, в разном соотношении. В этом случае предполагается, что у андрогинной личности эти черты присутствуют в гармонии. В связи с этим считается, что подобная гармония наличия черт позволяет активизироваться адаптивным механизмам андрогинной личности. Также это способствует большей лабильности и устойчивости социальных контактов, отсутствуют резкие и агрессивные стереотипные реакции, уверенность в себе никак не страдает, а наоборот соседствует с высоким самоуважением и самопринятием. Таким образом, можно сделать вывод, что андрогинные личности никак не уступают типично маскулинным в уровне самоуважения, уверенности в своих силах и в уровни академических знаний, а также в оценки собственного физического Я (своей внешности).

2.2 Качественный и количественный анализ проведенного исследования

По итогам проведения методики Т. Лири мы получили следующие результаты:   Таблица 2 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «доминирование»   Рисунок 2 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «доминирование» Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод, что в подростковом возрасте мальчики общительнее, чем девочки.  Это наглядно показывают результаты гистограммы. Таблица 3 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «дружелюбие» Рисунок 3 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «дружелюбие»   Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что в подростковом возрасте мальчики больше, чем девочки демонстрируют дружелюбность. Таким образом, полученные результаты первичной диагностики по методикам Лири и С. Бем, позволили нам перейти ко второму этапу работы. Так как по результатам у нас подгруппа девочек оказалась менее дружелюбной и менее общительной, чем мальчики, мы составили тренинг общения с целью формирования у девочек-подростков коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Задачи тренинга:
  1. Сформировать доброжелательное отношение  друг к другу.
  2. Создать атмосферу доверия, положительный эмоциональный фон.
  3. Сформировать положительную оценку себя и других.
  4. Активизировать процесс познания себя и окружающих.
К окончанию программы девочки-подростки должны научиться: — контролировать свое поведение; — понимать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей; — уважать себя и окружающих. Формой занятий была избрана групповая форма. Программа тренинга рассчитана на 6 часов: 3 занятия по два часа. Далее на третьем этапе нашего исследования для анализа эффективности работы тренинга по общению мы провели повторную диагностику методики Т. Лири с группой девочек, где нами вновь оценивались значения по шкалам «Доминирование» и «Дружелюбие».  Мы получили следующие повторные результаты:   Таблица 4 – Индивидуальные значения для девочек-подростков по шкале «доминирование» после тренинга общения   Таблица 5 – Индивидуальные значения девочек-подростков по шкале «дружелюбие» после тренинга общения   Таким образом, мы видим значительные изменения в показателях по методике Т. Лири: если на начало эксперимента в группе девочек-подростков в результатах встречались данные, соответствующие значениям ниже нормы, то после проведенного нами тренинга общения у респондентов эти показатели выросли.  Рост показателей по шкалам «доминирование» и «дружелюбие» свидетельствуют о повышении у девочек навыков понимания себя и других, осознании своих эмоций и мотивов поведения, формировании доброжелательного отношения друг к другу. Для оценки значимости выявленных различий, нами были  произведены математико-статистические расчеты. Поэтому для выявления эффективности тренинга общения с девочками-подростками, мы проверили  значения с помощью  методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух группах испытуемых. Предположим, что повышение показателей по шкалам «Доминирование» и «Дружелюбие» произошли за счет проведенной работы в тренинге общения. Таблица 6 – Расчет t-критерия Стьюдента в группе девочек-подростков по шкале «Доминирование»   Результат: tЭмп = 1.3   Таблица 7 – Критические значения Рисунок 4 – Полученное эмпирическое значение t (1.3) находится в зоне незначимости.   Таблица 8 – Расчет t-критерия Стьюдента в группе девочек-подростков по шкале «Дружелюбие» Результат: tЭмп = 2.9 Таблица 9 – Критические значения Рисунок 5 – Ось значимости Полученное эмпирическое значение t (2.9) находится в зоне значимости. Итак, как мы видим из таблицы 2, в результате проведенного тренинга в группе девочек-подростков по шкале «дружелюбие» произошли значимые изменения в показателях изучаемых переменных, а из таблицы 1 очевидным стало, что изменения в показателях по шкале «доминирование» находятся в зоне незначимости. Таким образом, была доказана эффективность проведенного тренинга общения у девочек-подростков только по шкале «дружелюбие». Однако, установленная положительная динамика по шкале «доминирование» способствуют повышению уровня атмосферы доверия и отношения к себе и другим людям.   

Выводы по второй главе

Во второй части нашего исследования мы провели эмпирическое исследование гендерного аспекта в межличностном общении у подростков. В ходе этого исследования, по методике Т. Лири мы получили  результаты, которые позволили выделить два цифровых индекса — доминирование и дружелюбие, раскрывающих уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а так же причины нездорового психологического климата в коллективе. Данная методика позволила выявить группу подростков, которые в межличностном общении проявляют себя как зависимые. Этот тип соответствует людям конформным, мягким, ожидающим помощи и советов. 75% исследуемых школьников (19 подростков) умеренно агрессивны, отличаются доброжелательностью и ориентированы на принятие других в общении. 11% подростков (3 человека) в классе проявляют себя в общении как агрессивные, отличающиеся стремлением к лидерству. Их характерные черты — властность и негативизм. Эти дети и представляют собой зону вероятных конфликтов в межличностных отношениях класса. В целом все дети в классе расположены к сотрудничеству и компромиссам, а не к соперничеству, что подтверждают гистограммы личностных характеристик, построенные по средним оценкам. Следует отметить, что после проведённого эмпирического исследования, по полученным результатам мы видим, что гипотеза не нашла своего подтверждения. Поэтому мы можем говорить о том, что в подростковом возрасте существенные различий в особенностях общения между мальчиками и девочками нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность в современном обществе постоянно находится в контакте, во взаимосвязи с окружающей действительностью (природа, общество и т.д.). На первых порах для ребенка наиболее важным является общение с родителями. Затем, по мере взросления, данный ореол расширяется, и общение происходит в рамках нескольких человек в границах одной семьи. Далее, на первый план выходит общение со сверстниками, потом общение распространяется и уже реализуется в рамках дошкольных учреждений, школ, вузов. В дальнейшем количество контактов значительно расширяется за счет овладения опосредованными связями через средства массовой информации, искусство и т.д. Значимость опосредованных связей достаточно велика, так как эти связи принимают активное участие в формировании характера личности, ее мировоззрения. При исследовании гендерных характеристик личности зачастую характеристики биологической активности путают с поведением в социально-психологическом смысле. Эта путаница приводит к тому, что к характеристикам женственности и мужественности зачастую относят психофизиологические, социокультурные аспекты психологических различий. Но при реальном взаимодействии друг с другом люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. Общение – это специфическая деятельность, при которой происходит взаимодействие людей друг с другом. Между ними возникает взаимопонимание, выстраиваются взаимоотношения. Межличностное общение является основной составляющей в деятельности, которая подразумевает взаимодействие людей и является важным условием адекватного сосуществования людей. Взаимодействуя друг с другом, личность предстает в роли объекта и субъекта общения. В роли субъекта человек узнает других участников общения и выражает к ним интерес или же наоборот, демонстрирует неприязнь и безразличие. В роли субъекта воздействует на людей. С другой стороны, человек выступает в роли объекта, которому окружающие выражают свои чувства, и на который пытаются оказать влияние. Характерным является то, что одновременное пребывание в роли объекта и субъекта общения, присуще для любого непосредственного общения людей. Межличностное взаимодействие представлено системой «человек – человек», в которой выделяют три отношения:
  • познавательные отношения – другой человек выступает как предмет познания;
  • эмоциональные отношения – другой человек выступает как предмет симпатии;
  • практические отношения – другой человек выступает как предмет воздействия.
Вышеперечисленное относится и к детям различных возрастов. Надо отметить, что в течение всего пребывания в школе межличностные отношения детей не только развиваются, но и в полной мере совершенствуются. Особенно динамично общение развивается в подростковом возрасте. В этом возрасте у подростков формируются две системы взаимоотношений. Они обе значимы для них и оказывают влияние на психическое развитие. Первая система – это взаимоотношения со взрослыми, вторая – взаимоотношения со сверстниками.  Эти обе системы взаимоотношений зачастую находятся в противоречии между собой по содержанию и по нормам, которые их регулируют. Но при этом, они обе выполняют одну роль – социализации. По мере взросления, подросток предъявляет к взрослым все более высокие требования. Он стремится вырваться из рамок «детства» и, соответственно, требует к себе «взрослого отношения». Но в действительности подросток сохраняет в себе достаточно большое количество «детских черт», например по отношению к своим обязанностям. Отношение подростка к взрослому достаточно быстро меняется, стоит лишь создать ситуацию, при которой подростку необходимо принимать решение и действовать самостоятельно и ответственно. Итак, анализируя полученные нами результаты исследования, мы можем отметить, что все подростки, принимавшие участие в исследовании, расположены к сотрудничеству и компромиссам, но никак не к соперничеству. Таким образом, мы видим, что гипотеза выдвинутая нами не нашла своего подтверждения. В подростковом возрасте не наблюдается существенных различий в особенностях общения между мальчиками и девочками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 284 с.
  2. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Издво В.А. Михайлова, 1999. – 89 с.
  3. Бем, С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С.Л. Бем. – М.: РОССПЭН. 2004. – 336 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения [Текст] / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
  5. Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом [Текст] / С.А. Багрецов. – СПб.: Лань, 2000. – 649 с.
  6. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
  7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1978. — 360 с.
  8. Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. — М.: Академический проект, 2005. – 286 с.
  9. Воробьева, Л. И., Петровский, В. А. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе [Текст] / Л.И. Воробьева, В.А. Петровский // Психология современного подростка. — М., 1987. — С. 6-36.
  10. Горянина, В. А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянина. – М.: Мысль, 2008. – 348 с.
  11. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. — М.: Владос, 2003. – 268 с.
  12. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев. − М.: Просвещение, 2000. – 268 с.
  13. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования [Текст] / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европейского университета, 2007. – С. 9-33.
  14. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности [Текст] / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2008. – 286 с.
  15. Куницына, А. П. Межличностное общение [Текст] / А.П. Куницына. – Екатеринбург: Прагма, 2010. – 320 с.
  16. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2005. – С. 280-315.
  17. Лабунская, В. А. Психология затруднённого общения [Текст] / В.А. Лабунская. – М.: Сфера, 2009. – 258 с.
  18. Лакосина, Н. Д., Ушаков. Г. К. Медицинская психология [Текст] / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. — М.: Академический Проект, 2000. — 210 с.
  19. Мегрелидзе, К. Социология мышления [Текст] / К. Мегрелидзе. Тбилиси, 2000. – 244 с.
  20. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст] / С. Миллер. — СПб.: Питер, 2002. – 348 с.
  21. Мухина, В. С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений. Развитие личности [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Мысль, 2001. – 346 с.
  22. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации: сборник статей научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
  23. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. — М.: Академия, 2006. – 288 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.kbrcde.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru