Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 15. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания, – …

  • Принцип, используемый в неопозитивизме; означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности – …
  • Объективная, существенная, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, процессами – …
  • Способность идеального воспроизведения действительности – …
  • Адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПОЗИТИВИЗМА И ПРАГМАТИЗМА

 

План

  1. Условия развития и особенности, отличающие западноевропейскую не- классическую философию XIX–ХХ вв. от классической.
  2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития позитивизма. Классический позитивизм О. Конта: идея позитивного знания, критика метафизики, закон трех стадий общественного развития.
  3. Эмпириокритицизм («второй позитивизм»): мир как «комплексы ощуще- ний», критика опыта, принцип экономии мышления. Основные идеи неопозитивизма. Значение позитивизма.
  4. Прагматизм как программа «реконструкции философии». Представления У. Джемса о реальности и назначении философии. Проблема соотноше- ния знания, веры и действия в работах Ч. Пирса. Теория истины и ин- струментализм Д. Дьюи. Судьба учения и его влияние на западную (аме- риканскую) культуру.

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 15

 

Периоды развития позитивизма

Таблица 15

 

 

Период

Хронологи-

ческие рам- ки

 

Философы

Объект ис- следования Представления об

основной задаче философии

Первый –

классический

       

 

Окончание табл. 15

Период Хронологи- ческие рам-

ки

Философы Объект ис- следования Представления об основной задаче

философии

Второй – эмпириокритицизм или

махизм

       
Третий – неопозитивизм или

логический позитивизм

       

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

У. Джемс писал, что «иметь истинные идеи – это, попросту говоря, вла- деть драгоценным инструментом для действия». «Вы можете сказать о ней – “она полезна, поскольку она истинна”, или же “она истинна, поскольку она по- лезна”. Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая конста- тируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя вери- фицировать… “Истинная” вы говорите об идее, которую пускаете в работу ве- рификации, “полезная” – о действиях, производимых идеей, поскольку эти дей- ствия воплощаются в мире опыта».

  • Прокомментируйте эти выводы американского мыслителя.
  1. Что значит верифицировать идею?
  2. Какие идеи У. Джемс считает истинными?
  3. Каково значение знаний (истинных идей) в жизнедеятельности людей?
  4. Как связаны между собой истина, знание и вера? В чем полезность, по мнению У. Джемса, религиозной веры?
  5. В чем, на ваш взгляд, преимущества и опасность прагматической кон- цепции истины?

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Характеристикой философских проблем является их а) всеобщность,

б) разрешимость, в) обыденность,

г) эмпирическая подтверждаемость.

  1. Исторически первым типом мировоззрения является а) мифология,

б) религия,

в) философия, г) наука.

 

Готовые, неподвластные времени ответы на мировоззренческие вопросы характерны а) для религии,

б) философии, в) науки,

г) искусства.

  1. Соотнесите раздел и предмет изучения.

а) онтология                                                                         1) ценности

б) гносеология                                                                     2) общество

в) антропология                                                                   3) человек

г) аксиология                                                                       4) познание

д) социальная философия                                                   5) бытие

  1. В Европе переход от классической к неклассической философии начался а) в XIX в.

б) XX в. в) XVIII в. г) XVII в.

  1. О. Конт не выделял стадию развития общества и науки а) теологическую,

б) метафизическую, в) позитивную,

г) прогрессивную.

  1. Соотнесите произведение и его автора.

а) «Капитал»                                                                        1) О. Конт

б) «Мир как воля и представление»                                  2) С. Кьеркегор

в) «По ту сторону добра и зла»                                          3) Д. Дьюи

г) «Или-или»                                                                        4) К. Маркс

д) «Реконструкция философии»                                        5) А. Шопенгауэр

е) «Курс позитивной философии»                                    6) Ф. Ницше

  1. Идея: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», – предложена философами

а) позитивизма, б) прагматизма, в) марксизма,

г) иррационализма.

  1. Термин «социология» был введен

а) К. Марксом, б) О. Контом, в) В. Дильтеем,

г) А. Бергсоном.

  1. «Только практика является целью, критерием, источником познания», – доказывали представители

а) томизма,

б) идеализма, в) скептицизма, г) марксизма.

 

Литература

  1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб. : Петрополис, 1997. – 850 с.
  2. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М. : Логос, 1999. – 432 с.

 

  1. Гилье Н. История философии / Н. Гилье, Г. Скирбекк. – М. : Владос, 2000. – 800 с.
  2. Зотов А. Ф. Современная западная философии / А. Ф. Зотов. – М. : Высш. шк., 2001. – 784 с.
  3. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М. : Деловая книга, 2008. – 1004 с.
  4. Современная западная философия / под ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск : Книжный Дом, 2009. – 1024 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X