Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 16. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.

 

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Направление в философии, теоретическим ядром которого является све- дение сущего к материи, – …

  • То, из чего всё происходит, телесное первоначало; объективная реальность, данная нам в ощущениях, – …
  • Свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем – …
  • Целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем – …
  • Основное, исходное понятие материалистического понимания истории; гос- подствующие в обществе производственные отношения (экономический базис) и соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

План

 

  1. Социально-экономические, естественно-научные и теоретические пред- посылки возникновения марксистской философии. Попытка создать фи- лософию нового типа.
  2. Основные идеи философии марксизма:

а) диалектический материализм: учение о материи и её движении, принцип материального единства мира;

б) материалистическое понимание истории: вопрос о сущности человека, природа частной собственности, проблема социального отчуждения и пути его преодоления, понятие общественно-экономической формации, движущие силы общественного развития, новая модель исторического процесса.

  1. Дальнейшая судьба и значение марксисткой философии.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 16

 

Основные направления

неклассической западноевропейской философии XIXХХ вв.

Таблица 16

 

Название

философского направления (философской школы)

Основополож- ник и его про- изведения  

Время воз- никновения

 

Основные понятия

 

Основные идеи

 

Представи- тели

Марксизм          
  О. Конт «Курс позитивной

философии»

       
          У. Джемс,

Д. Дьюи

      Мировая

воля

   
«Философия

жизни»

         
  С. Кьеркегор

«Или-или»,

«Страх и тре- пет»

       

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

  • Ознакомьтесь с содержанием работы Ф. Энгельса «Роль труда в про- цессе превращения обезьяны в человека» и дайте ответы на следующие вопросы:
  1. Почему Ф. Энгельс указывает на обезьяну как на непосредственного предка человека? Каковы, по его мнению, предпосылки возникновения че- ловека?
  2. В чём заключается принципиальное отличие поведения человека от жи- вотного? Каково значение труда в процессе антропогенеза?
  3. Оцените концепцию     происхождения     человека,     предложенную  Ф. Энгельсом. В чем её достоинства и достижения?
  4. Выскажите критические замечания в отношении трудовой теории воз- никновения человека.

 

 

З а д а н и е  5. Тестовая проверка знаний

  1. Основными функциями философии являются

а) мировоззренческая и методологическая, б) идеологическая и политическая,

в) художественная и эстетическая,

г) производственная и технологическая.

 

  1. Проблемы познания изучает

а) онтология,

б) гносеология, в) антропология, г) аксиология.

  1. Философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений называется

а) диалектикой, б) дедукцией, в) дуализмом,

г) детерминизмом.

  1. Направление в философии, признающее опыт единственным источником знаний, называется

а) эмпиризмом,

б) рационализмом, в) диалектикой,

г) индукцией.

  1. Законы диалектики в истории философии сформулировал а) Гераклит,

б) Николай Кузанский, в) Г. Ф. В. Гегель,

г) К. Маркс.

  1. По законам диалектики процесс развития имеет характер а) прямолинейный,

б) равномерный, в) спиралевидный,

г) центростремительный.

  1. Основным фактором общественного развития К. Маркс считает а) философский,

б) культурный,

в) экономический, г) религиозный.

  1. Полезное знание считается истинным у сторонников а) марксизма,

б) прагматизма, в) позитивизма,

г) «философии жизни».

  1. В неклассической философии ввёл в широкое употребление понятие «экзистенция» а) О. Конт,

б) К. Маркс, в) Ф. Ницше,

г) С. Кьеркегор.

  1. Соотнесите философов и направления.

а) О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль                                 1) позитивизм

б) Ч. Пирс, В. Джемс, Д. Дьюи                                          2) философия жизни

в) В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон                              3) марксизм

г) А. Грамши, Д. Лукач, В. Беньямин                               4) прагматизм

 

Литература

  1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб. : Петрополис, 1997. – 850 с.
  2. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М. : Логос, 1999. – 432 с.
  3. Зотов А. Ф. Современная западная философии / А. Ф. Зотов. – М. : Высш. шк., 2001. – 784 с.
  4. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М. : Деловая книга, 2008. – 1004 с.
  5. Современная западная философия / под ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск : Книжный Дом, 2009. – 1024 с.
  6. Уин Ф. Карл Маркс / Ф. Уин. – М. : АСТ, 2003. – 432 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X