Тема 17. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, – …
- То, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике, в понятиях, в системной упорядоченной форме (эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, озарения, экстазы и т. п.), – …
- Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего нача- ла бытия, – …
- Философско-этическая позиция, основанная на отрицании возможностей по- знания истины, ценностей и норм поведения, а также любой формы социаль- ности и государственности, культуры и цивилизованности, – …
- Истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX – НАЧАЛА ХХ в.
План
- Духовные и социально-экономические условия развития неклассической философии в Западной Европе. Связь классической и неклассической за- падноевропейской философии. Критика гегелевской концепции. Возник- новение иррационалистической философии.
- Учение А. Шопенгауэра о воле.
- Формирование, круг проблем и центральные идеи «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). Философ- ские идеи Ф. Ницше: понятие «воли к власти» и критика религии и мора- ли, «переоценка ценностей» и представления о сверхчеловеке, концепция
«вечного возвращения». Учение А. Бергсона о творческой эволюции. Значение «философии жизни» в становлении философского знания.
- «Субъективная диалектика» С. Кьеркегора: понятие экзистенции и типы (уровни) существования. Судьба учения.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 17
Основные направления неклассической философии XIX–ХХ вв.
Таблица 17
Философское направ- ление (философская
школа) |
Время возник- новения | Представители | Произведения | Основные понятия |
Марксизм | ||||
Позитивизм | ||||
Прагматизм | ||||
Иррационализм:
«философия воли» «философия жизни» «философия существо- вания» |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
В своём произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше описывает че- тыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком.
«Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченно- му верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.
Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.
Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть госпо- дином и богом? “Ты должен” называется великий дракон. Но дух льва говорит “я хочу”.
Чешуйчатый зверь “ты должен”, искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, “ты должен!”.
Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: “Ценности всех вещей блестят на мне”.
“Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поис- тине, “я хочу” не должно более существовать!”. Так говорит дракон.
Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетво- ряет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?
Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва.
Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.
…Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком?
Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.
Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения:
своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.
Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом вер- блюд, и, наконец, лев ребёнком».
- Прокомментируйте притчу Ф. Ницше в соответствии с предложенны- ми вопросами.
- Что включает в себя понятие «дух»?
- Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?
- Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребен- ка? Каково значение игры?
- Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?
- Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций (в жизни че- ловека, в развитии общества, в эволюции культуры).
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний.
- Философия может быть отнесена
а) к эмоциональному уровню мировоззрения,
б) обыденно-практическому типу мировоззрения, в) теоретическому уровню мировоззрения,
г) стихийному типу мировоззрения.
- Природу ценностей исследует
а) онтология, б) аксиология,
в) гносеология, г) антропология.
- Высказывание: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно», – принадлежит
а) И. Канту,
б) Г. Ф. В. Гегелю, в) К. Марксу,
г) А. Шопенгауэру.
- С предложением превратить философию в философию науки выступили представители
а) иррационализма, б) марксизма,
в) прагматизма, г) позитивизма.
- Идеалы буддизма нашли воплощение в философском учении а) А. Шопенгауэра,
б) Ф. Ницше, в) А. Бергсона,
г) С. Кьеркегора.
- Высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заклю- чается в том, чтобы изменить его», – принадлежит
а) К. Марксу, б) О. Конту, в) Ф. Ницше, г) Д. Дьюи.
- Ф. Ницше выделил в культуре начала
а) античное и средневековое,
б) дионисийское и аполлоническое, в) человеческое и сверхчеловеческое, г) христианское и языческое.
- Соотнесите понятия и философов.
а) жизненный порыв 1) К. Маркс
б) экзистенция 2) С. Кьеркегор
в) общественно-экономическая формация 3) А. Бергсон
г) воля 4) А. Шопенгауэр
- С критикой традиционной (христианской) морали выступил а) Г. Ф. В. Гегель,
б) И. Кант, в) Ф. Ницше, г) О. Конт.
- Соотнесите произведения и авторов
а) «Человеческое, слишком человеческое» 1) С. Кьеркегор
б) «Творческая эволюция» 2) А. Шопенгауэр
в) «Страх и трепет» 3) А. Бергсон
г) «Мир как воля и представление» 4) Ф. Ницше
Литература
- Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб. : Петрополис, 1997. – 850 с.
- Блинников Л. В. Великие философы. – М. : Логос, 1999. – 432 с.
- Гилье Н. История философии / Н. Гилье, Г. Скирбекк. – М. : Владос, 2000. – 800 с.
- Зотов А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М. : Высш. шк., 2001. – 784 с.
- Левит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении XIX в. Маркс и Кьеркегор / К. Левит. – СПб. : Владимир Даль, 2002. – 672 с.
- Рассел Б. История западной философии / Б. Рессел. – М. : Деловая книга, 2008. – 1004 с.
с дистанционным обучением?