Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 17. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.

 

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, – …

  • То, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике, в понятиях, в системной упорядоченной форме (эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, озарения, экстазы и т. п.), – …
  • Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего нача- ла бытия, – …
  • Философско-этическая позиция, основанная на отрицании возможностей по- знания истины, ценностей и норм поведения, а также любой формы социаль- ности и государственности, культуры и цивилизованности, – …
  • Истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

 

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX НАЧАЛА ХХ в.

 

План

 

  1. Духовные и социально-экономические условия развития неклассической философии в Западной Европе. Связь классической и неклассической за- падноевропейской философии. Критика гегелевской концепции. Возник- новение иррационалистической философии.
  2. Учение А. Шопенгауэра о воле.
  3. Формирование, круг проблем и центральные идеи «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). Философ- ские идеи Ф. Ницше: понятие «воли к власти» и критика религии и мора- ли, «переоценка ценностей» и представления о сверхчеловеке, концепция

«вечного возвращения». Учение А. Бергсона о творческой эволюции. Значение «философии жизни» в становлении философского знания.

  1. «Субъективная диалектика» С. Кьеркегора: понятие экзистенции и типы (уровни) существования. Судьба учения.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 17

 

Основные направления неклассической философии XIX–ХХ вв.

Таблица 17

 

Философское направ- ление (философская

школа)

Время возник- новения Представители Произведения Основные понятия
Марксизм        
Позитивизм        
Прагматизм        
Иррационализм:

«философия воли»

«философия жизни»

«философия существо- вания»

       

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

В своём произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше описывает че- тыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком.

«Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченно- му верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.

Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.

Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть госпо- дином и богом? “Ты должен” называется великий дракон. Но дух льва говорит “я хочу”.

Чешуйчатый зверь “ты должен”, искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, “ты должен!”.

Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: “Ценности всех вещей блестят на мне”.

“Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поис- тине, “я хочу” не должно более существовать!”. Так говорит дракон.

Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетво- ряет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?

Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва.

Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.

 

…Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком?

Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.

Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения:

своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом вер- блюд, и, наконец, лев ребёнком».

  • Прокомментируйте притчу Ф. Ницше в соответствии с предложенны- ми вопросами.
  1. Что включает в себя понятие «дух»?
  2. Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?
  3. Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребен- ка? Каково значение игры?
  4. Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?
  5. Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций (в жизни че- ловека, в развитии общества, в эволюции культуры).

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний.

  1. Философия может быть отнесена

а) к эмоциональному уровню мировоззрения,

б) обыденно-практическому типу мировоззрения, в) теоретическому уровню мировоззрения,

г) стихийному типу мировоззрения.

  1. Природу ценностей исследует

а) онтология, б) аксиология,

в) гносеология, г) антропология.

  1. Высказывание: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно», – принадлежит

а) И. Канту,

б) Г. Ф. В. Гегелю, в) К. Марксу,

г) А. Шопенгауэру.

 

  1. С предложением    превратить    философию     в    философию     науки    выступили представители

а) иррационализма, б) марксизма,

в) прагматизма, г) позитивизма.

  1. Идеалы буддизма нашли воплощение в философском учении а) А. Шопенгауэра,

б) Ф. Ницше, в) А. Бергсона,

г) С. Кьеркегора.

  1. Высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заклю- чается в том, чтобы изменить его», – принадлежит

а) К. Марксу, б) О. Конту, в) Ф. Ницше, г) Д. Дьюи.

  1. Ф. Ницше выделил в культуре начала

а) античное и средневековое,

б) дионисийское и аполлоническое, в) человеческое и сверхчеловеческое, г) христианское и языческое.

  1. Соотнесите понятия и философов.

а) жизненный порыв                                                           1) К. Маркс

б) экзистенция                                                                     2) С. Кьеркегор

в) общественно-экономическая формация                       3) А. Бергсон

г) воля                                                                                   4) А. Шопенгауэр

  1. С критикой традиционной (христианской) морали выступил а) Г. Ф. В. Гегель,

б) И. Кант, в) Ф. Ницше, г) О. Конт.

  1. Соотнесите произведения и авторов

а) «Человеческое, слишком человеческое»                      1) С. Кьеркегор

б) «Творческая эволюция»                                                 2) А. Шопенгауэр

в) «Страх и трепет»                                                            3) А. Бергсон

г) «Мир как воля и представление»                                 4) Ф. Ницше

 

Литература

  1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб. : Петрополис, 1997. – 850 с.
  2. Блинников Л. В. Великие философы. – М. : Логос, 1999. – 432 с.
  3. Гилье Н. История философии / Н. Гилье, Г. Скирбекк. – М. : Владос, 2000. – 800 с.
  4. Зотов А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М. : Высш. шк., 2001. – 784 с.
  5. Левит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении XIX в. Маркс и Кьеркегор / К. Левит. – СПб. : Владимир Даль, 2002. – 672 с.
  6. Рассел Б. История западной философии / Б. Рессел. – М. : Деловая книга, 2008. – 1004 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X