Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 23. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – …

  • То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро  самостоятельно  существующего  сущего, – …
  • Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – …
  • То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – …
  • Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОНТОЛОГИИ

 

План

  1. Изначальные варианты решения онтологических проблем.
  2. Бытие как существование. Онтологические модели бытия как существо- вания.
  3. Понятие субстанции и субстанциальность бытия.
  4. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия.

 

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 23

 

Базовые категории онтологии

Таблица 23

 

Категория Краткое определение
Бытие  
Небытие  
Сущность  
Существование  
Субстанция  
Атрибут  
Акциденция  
Материя  
Идея  
Вещь  
Свойство  
Отношение  

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

«Берем максимум конкретно как бытие и говорим: максимальному бытию не противоположно ничто, а значит, ни небытие, ни максимальное бытие. Как же можно представить максимум несуществующим, если его максимальное бытие есть его максимальное бытие? Притом ничего нельзя представить существую- щим без бытия, а абсолютное бытие не может быть ничем иным, кроме абсолют- ного максимума; следовательно, без этого максимума невозможно ничего пред- ставить существующим.

…Мы ясно видим теперь, что находим Бога путем отстранения причастных Ему вещей: все сущее причастно Его бытию; если отнять это приобщение  к Нему всего сущего, останется простейшее бытие, единая сущность всего».

Николай Кузанский

  • Прокомментируйте.
  1. Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадле- жит Николай Кузанский. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст.
  2. Прокомментируйте, как Николай Кузанский понимает «Бога». Как по- нятие «Бог» соотносится с понятием «бытие» и с понятием «суще- ствование».
  3. Что Николай Кузанский понимает под «причастностью всего сущего» и какова функция данного учения о «причастности» в онтологии Николая Кузанского? Какие следствия вытекают для понимания мира сквозь призму учения о причастности?

 

«Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена личность), она уничтожается сама по себе (так как исчезающим здесь будет лишенность); если же рассматривать ее как возможность (приобретения формы), она (не только) сама по себе не уничтожается, но ей необходимо быть неисчеза- ющей и невозникающей. Ведь если бы она возникла, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникла, но как раз в том и заключается ее природа, так что (в таком случае) она существовала прежде (всего) возникно- вения. Ведь я называю материей первичный субстрат каждой (вещи), из кото- рого (эта вещь) возникает не по совпадению, а потому что он ей внутренне при- сущ. А если (материя) уничтожается, то  именно  к  этому  субстрату  она должна будет прийти, в  конце  концов,  так  что  она  окажется  исчезнувшей  еще до своего исчезновения».

Аристотель

  • Выполните задания.
  1. Прокомментируйте приведенный текст, раскрыв понятие «материя» у Аристотеля.
  2. Укажите, какие базовые типы понимания материи можно выделить в истории философии.

 

  1. Назовите и раскройте понятие, парное материи в философии Аристо- теля.

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Укажите, какие из перечисленных категорий являются онтологическими, а) прекрасное,

б) сущность, в) истина,

г) бытие, д) благо.

  1. Термин «онтология» был введен философом а) Р. Гоклениусом,

б) Платоном, в) Б. Спинозой,

г) Г. Ф. В. Гегелем, д) Г. В. Лейбницем.

  1. Сопоставьте философов и их позицию по основному вопросу философии.

а) Платон                                                                             1) материализм

б) Маркс                                                                               2) идеализм

в) Р. Декарт                                                                          3) дуализм

г) Г. Ф. В. Гегель

  1. Философская категория, обозначающая единство Бытия, сущности и существования, материального и идеального, есть

а) субстанция, б) монада,

в) материя, г) диада,

д) субстрат.

  1. Онтологическая проблематика как таковая была впервые заявлена в учении философа а) Фалеса,

б) Парменида, в) Пифагора, г) Демокрита, д) Сенеки.

  1. Сопоставьте философов и их позиции в учении о причинности.

а) Б. Спиноза                                               1) строгий детерминизм

б) П. Лаплас                                                 2) ограниченный детерминизм

в) Н. А. Бердяев                                           3) волюнтаризм г) Д. Дидро

д) А. Шопенгауэр

  1. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц, б) первоэлементом мира является апейрон,

в) любая вещь мира есть соединение формы и материи, г) первоэлементом мира является число,

д) мир непознаваем.

 

  1. Соотнесите исторические виды материализма с философами, придерживавшимися соответствующих позиций.

а) античный материализм                                                              1) К. Маркс

б) вульгарный материализм                                                          2) Л. Бюхнер

в) механистический материализм                                                3) Эпикур

г) антропологический материализм                                             4) Л. Фейербах

д) диалектический материализм                                                   5) К. Гельвеций

  • В. И. Ленин
  • Лукреций
  1. Допускает возможность абсолютного движения а) теория относительности Эйнштейна, б) квантовая физика,

в) небесная механика Ньютона, г) мадхьямика.

  1. Сопоставьте философов с количеством субстанций, вводимых ими в свою философ- скую концепцию.

а) Р. Декарт                                                  1) одна

б) Б. Спиноза                                               2) две

в) Г. В. Лейбниц                                          3) бесконечное множество

 

Литература

  1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
  2. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. – М. : Наука, 1982. – 437 с.
  3. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской фи- лософии и науке / П. П. Гайденко. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – 464 с.
  4. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гай- денко. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 376 с.
  5. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М. : Изд-во Московского университета, 1986. – 248 с.
  6. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи / А. Лавджой. – М. : Идея-Пресс,

– 320 с.

  1. Миронов В. В. Онтология и теория познания / В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.
  2. Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект,

– С. 394–571.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X