Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 24. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого че- ловека – …

  • Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – …
  • Философское направление, полагающее волю высшим принципом  бытия, – …
  • Учение о всеобщем характере причинных связей – …
  • Философское учение, признающее равноправие идеального и материаль- ного, но не признающее их относительности, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ

 

План

  1. Движение как фундаментальное свойство бытия.
  2. Движение и развитие. Модели развития.
  3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Детерминизм и развитие.
  4. Системность бытия. Пространственно-временные уровни бытия.

 

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 24

 

Основные виды бытия

Таблица 24

 

Виды бытия Краткая характеристика
Материальное  
Идеальное  
Человеческое  
Социальное  

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

«…Что и идеализм, и реализм суть одинаково крайние, избыточные поло- жения, что ошибочно сводить материю к представлению, которое мы о ней имеем, и также неверно делать из неё вещь, производящую в нас представления, но отлич- ную от нас по своей природе. Материя для нас – совокупность “образов”. Под “об- разом” же мы понимаем определённый вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньшее, чем то, что реалист называет вещью, – вид сущего, расположенный на полпути между “вещью” и

 

«представлением». Это понимание материи просто-напросто совпадает с пони- манием её здравым смыслом. Мы бы весьма удивили человека, чуждого философ- ским спекуляциям, сказав ему, что предмет, находящийся перед ним, который он видит и которого касается, существует лишь в его уме и для его ума, или даже, в бо- лее общей форме, как склонен был делать это Беркли, – существует только для ду- ха вообще. Наш собеседник всегда придерживался мнения, что предмет существу- ет независимо от воспринимающего его сознания. Но, с другой стороны, мы также удивили бы его, сказав, что предмет совершенно отличен от его восприятия нами, что нет ни цвета, который приписывает ему глаз, ни сопротивления, которое нахо- дит в нём рука. Этот цвет и это сопротивление, по его мнению, находятся в пред- мете: это не состояние нашего ума, это конститутивные элементы существования, независимо от нашего. Следовательно, для здравого смысла предмет существует в себе самом, такой же красочный и животный, каким мы его воспринимаем: это образ, но образ существует сам по себе».

А. Бергсон

  • Выполните задания.
  1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания су- ществования материи независимо от нашего сознания?
  2. Объясните, на каком основании Бергсон возражает против квалифика- ции его взглядов как «идеалистических».
  3. Укажите и прокомментируйте, каким философским направлениям XX века родственны взгляды Бергсона.

 

«Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не быва- ло и не может быть материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных те- лах, колебание молекул в качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в которых – в одной или нескольких сразу – находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент. Всякий по- кой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отно- шению к той или иной определённой форме движения. Так, например, то или иное тело может находиться на Земле  в состоянии механического равновесия, т. е. в механическом смысле в состоянии покоя, но это нисколько не мешает тому, чтобы данное тело принимало участие в движении Земли и в движении всей сол- нечной системы, как это ничуть не мешает его мельчайшим физическим части- цам совершать обусловленные его температурой колебания или же атомам его вещества – совершать тот или иной химический процесс. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несо- творимо и неразрушимо, как и сама материя – мысль, которую прежняя филосо- фия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остаётся всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно мо- жет быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на дру-

 

гое, то поскольку оно переносит себя, поскольку оно активно, его можно рас- сматривать как причину движения, поскольку это последнее является перено- симым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же – проявлениями силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и её проявления, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение».

Ф. Энгельс

  • Выполните задания.
  1. Укажите и раскройте, к какой онтологической традиции принадлежит Ф. Энгельс.
  2. Прокомментируйте, чем отличается понимание движения у Энгельса от понимания движения в западноевропейской философии раннего Нового времени (Декарт, Спиноза).
  3. Раскройте, опираясь на приведенный текст и используя дополнительные материалы, понимание материи и движения Энгельсом.

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Преимущественное внимание к движению и изменению свойственно философским концепциям

а) Древнего Востока, б) Античности,

в) Средних веков, г) Нового времени.

  1. Материалистические направления признают следующие положения: а) мир состоит из материальных частиц,

б) мир сотворен Богом и все происходит по Его воле, в) материя – объективная реальность,

г) атрибутом материи является движение,

д) пространство и время суть исключительно формы восприятия.

  1. Сопоставьте философов и их позицию по основному вопросу философии.

а) Спиноза                                                                           1) материализм

б) Декарт                                                                              2) идеализм

в) Гегель                                                                               3) дуализм

г) Ленин

  1. Законы диалектики с точки зрения диалектического материализма – а) законы человеческого мышления,

б) законы объективной реальности,

в) одна из моделей описания интеллектуальной истории, г) мысли Бога до сотворения мира.

  1. Не является атрибутивным свойство материи а) самоорганизация,

б) сознание, в) движение,

г) протяженность, д) длительность, е) отражение.

 

  1. Соотнесите концепции пространственно-временного континуума и их основателей. а) субстанциальная 1) Аристотель

б) реляционная                                                                    2) Сократ

  • Платон
  • Демокрит
  1. Протяженность есть единственный атрибут материи, мышление – единственный ат- рибут духа, – согласно

а) Пармениду,

б) Фоме Аквинскому, в) Р. Декарту,

г) Б. Спинозе,

д) Л. Витгенштейну, е) В. И. Ленину.

  1. Соотнесите онтологические концепции с философами, их разрабатывавшими и при- держивавшимися.

а) античный неоплатонизм                                                1) Р. Рорти

б) томизм                                                                             2) Ж. Деррида

в) дуализм                                                                            3) Плотин

г) онтологический плюрализм                                          4) Ж. Делёз

д) диалектический материализм                                       5) К. Маркс

  • Р. Декарт
  • Фома Аквинский
  1. Характеризовал онтологию как интерпретацию «языковых игр» а) П. Гольбах,

б) А. Шопенгауэр, в) Н. А. Бердяев, г) Э. Беневенист, д) У. Куайн.

  1. Идеализм – это

а) утверждение, что идеи существуют реально, б) стремление к идеалу,

в) признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное, г) утверждение, что идеи не менее реальны, чем материя.

 

Литература

  1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гай- денко. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 376 с.
  2. Гейзенберг В. Избранные философские работы / В. Гейзенберг. – СПб. : Наука, 2006. – 576 с.
  3. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М. : Изд-во Московского университета, 1986. – 248 с.
  4. Декомб В. Современная французская философия / В. Декомб. – М. : Весь Мир, 2000. – 337 с.
  5. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи / А. Лавджой. – М. : Идея-Пресс,

– 320 с.

  1. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. – М. : Про- гресс, 1991. – 412 с.
  2. Миронов В. В. Онтология и теория познания / В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X