Тема 24. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого че- ловека – …
- Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – …
- Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – …
- Учение о всеобщем характере причинных связей – …
- Философское учение, признающее равноправие идеального и материаль- ного, но не признающее их относительности, – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ
План
- Движение как фундаментальное свойство бытия.
- Движение и развитие. Модели развития.
- Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Детерминизм и развитие.
- Системность бытия. Пространственно-временные уровни бытия.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 24
Основные виды бытия
Таблица 24
Виды бытия | Краткая характеристика |
Материальное | |
Идеальное | |
Человеческое | |
Социальное |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
«…Что и идеализм, и реализм суть одинаково крайние, избыточные поло- жения, что ошибочно сводить материю к представлению, которое мы о ней имеем, и также неверно делать из неё вещь, производящую в нас представления, но отлич- ную от нас по своей природе. Материя для нас – совокупность “образов”. Под “об- разом” же мы понимаем определённый вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньшее, чем то, что реалист называет вещью, – вид сущего, расположенный на полпути между “вещью” и
«представлением». Это понимание материи просто-напросто совпадает с пони- манием её здравым смыслом. Мы бы весьма удивили человека, чуждого философ- ским спекуляциям, сказав ему, что предмет, находящийся перед ним, который он видит и которого касается, существует лишь в его уме и для его ума, или даже, в бо- лее общей форме, как склонен был делать это Беркли, – существует только для ду- ха вообще. Наш собеседник всегда придерживался мнения, что предмет существу- ет независимо от воспринимающего его сознания. Но, с другой стороны, мы также удивили бы его, сказав, что предмет совершенно отличен от его восприятия нами, что нет ни цвета, который приписывает ему глаз, ни сопротивления, которое нахо- дит в нём рука. Этот цвет и это сопротивление, по его мнению, находятся в пред- мете: это не состояние нашего ума, это конститутивные элементы существования, независимо от нашего. Следовательно, для здравого смысла предмет существует в себе самом, такой же красочный и животный, каким мы его воспринимаем: это образ, но образ существует сам по себе».
А. Бергсон
- Выполните задания.
- Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания су- ществования материи независимо от нашего сознания?
- Объясните, на каком основании Бергсон возражает против квалифика- ции его взглядов как «идеалистических».
- Укажите и прокомментируйте, каким философским направлениям XX века родственны взгляды Бергсона.
«Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не быва- ло и не может быть материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных те- лах, колебание молекул в качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в которых – в одной или нескольких сразу – находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент. Всякий по- кой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отно- шению к той или иной определённой форме движения. Так, например, то или иное тело может находиться на Земле в состоянии механического равновесия, т. е. в механическом смысле в состоянии покоя, но это нисколько не мешает тому, чтобы данное тело принимало участие в движении Земли и в движении всей сол- нечной системы, как это ничуть не мешает его мельчайшим физическим части- цам совершать обусловленные его температурой колебания или же атомам его вещества – совершать тот или иной химический процесс. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несо- творимо и неразрушимо, как и сама материя – мысль, которую прежняя филосо- фия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остаётся всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно мо- жет быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на дру-
гое, то поскольку оно переносит себя, поскольку оно активно, его можно рас- сматривать как причину движения, поскольку это последнее является перено- симым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же – проявлениями силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и её проявления, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение».
Ф. Энгельс
- Выполните задания.
- Укажите и раскройте, к какой онтологической традиции принадлежит Ф. Энгельс.
- Прокомментируйте, чем отличается понимание движения у Энгельса от понимания движения в западноевропейской философии раннего Нового времени (Декарт, Спиноза).
- Раскройте, опираясь на приведенный текст и используя дополнительные материалы, понимание материи и движения Энгельсом.
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Преимущественное внимание к движению и изменению свойственно философским концепциям
а) Древнего Востока, б) Античности,
в) Средних веков, г) Нового времени.
- Материалистические направления признают следующие положения: а) мир состоит из материальных частиц,
б) мир сотворен Богом и все происходит по Его воле, в) материя – объективная реальность,
г) атрибутом материи является движение,
д) пространство и время суть исключительно формы восприятия.
- Сопоставьте философов и их позицию по основному вопросу философии.
а) Спиноза 1) материализм
б) Декарт 2) идеализм
в) Гегель 3) дуализм
г) Ленин
- Законы диалектики с точки зрения диалектического материализма – а) законы человеческого мышления,
б) законы объективной реальности,
в) одна из моделей описания интеллектуальной истории, г) мысли Бога до сотворения мира.
- Не является атрибутивным свойство материи а) самоорганизация,
б) сознание, в) движение,
г) протяженность, д) длительность, е) отражение.
- Соотнесите концепции пространственно-временного континуума и их основателей. а) субстанциальная 1) Аристотель
б) реляционная 2) Сократ
- Платон
- Демокрит
- Протяженность есть единственный атрибут материи, мышление – единственный ат- рибут духа, – согласно
а) Пармениду,
б) Фоме Аквинскому, в) Р. Декарту,
г) Б. Спинозе,
д) Л. Витгенштейну, е) В. И. Ленину.
- Соотнесите онтологические концепции с философами, их разрабатывавшими и при- держивавшимися.
а) античный неоплатонизм 1) Р. Рорти
б) томизм 2) Ж. Деррида
в) дуализм 3) Плотин
г) онтологический плюрализм 4) Ж. Делёз
д) диалектический материализм 5) К. Маркс
- Р. Декарт
- Фома Аквинский
- Характеризовал онтологию как интерпретацию «языковых игр» а) П. Гольбах,
б) А. Шопенгауэр, в) Н. А. Бердяев, г) Э. Беневенист, д) У. Куайн.
- Идеализм – это
а) утверждение, что идеи существуют реально, б) стремление к идеалу,
в) признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное, г) утверждение, что идеи не менее реальны, чем материя.
Литература
- Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гай- денко. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 376 с.
- Гейзенберг В. Избранные философские работы / В. Гейзенберг. – СПб. : Наука, 2006. – 576 с.
- Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М. : Изд-во Московского университета, 1986. – 248 с.
- Декомб В. Современная французская философия / В. Декомб. – М. : Весь Мир, 2000. – 337 с.
- Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи / А. Лавджой. – М. : Идея-Пресс,
– 320 с.
- Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. – М. : Про- гресс, 1991. – 412 с.
- Миронов В. В. Онтология и теория познания / В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.
с дистанционным обучением?