Тема 25. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Способность субъекта отражать окружающую действительность и самого себя в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание, – …
- Процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, – …
- Деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым ре- зультатам, – …
- Первичная устремлённость сознания на предмет, мир – …
- Осознание человеком самого себя, осознание своего нравственного обли- ка, интересов, идеалов, мотивов поведения – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
План
- Проблема сознания в истории философии. Природа и сущность сознания. Генезис сознания. Его источники. Функции сознания. Связь языка и со- знания.
- Структура сознания. Понятие самосознания.
- Сознание и бессознательное. Понятие коллективного бессознательного.
- Проблема идеального в философии и основные подходы к её решению.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 25
Картезианская и Марксова традиции в рассмотрении природы сознания
Таблица 25
Проблемы сознания | Картезианская традиция | Марксова традиция |
Сущность | ||
Основные характеристики | ||
Социальное значение | ||
Механизм развития | ||
Способы изучения |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
К. Маркс так описывал процесс самосознания: «…Лишь относясь к чело- веку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к себе са- мому как к человеку».
- Прокомментируйте это высказывание. Дайте ответы на вопросы.
- Что такое самосознание? Каковы функции и значение самосознания?
- Как формируется самосознание?
- Какую роль в этом процессе играет общество?
- Сравните эту цитату со словами Б. Спинозы: «Слова Павла о Петре го- ворят нам больше о Павле, чем о Петре». На какие проблемы обратил внимание Б. Спиноза?
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содер- жание, критически анализировать предпосылки и методы познания есть
а) сознание, б) жизнь,
в) экзистенция, г) рефлексия.
- Свойством сознания не является
а) активность,
б) интенциональность, в) рефлексивность,
г) материальность.
- Соотнесите сферы сознания и их содержание.
а) ценностно-смысловая сфера 1) ощущения, восприятия, представления
б) логико-понятийная сфера 2) чувства и субъективно- психологические переживания
в) эмоциональная сфера 3) мотивы деятельности, идеа- лы, когнитивные способности
г) сфера телесно-перцептивных 4) аналитико-синтетические
способностей операции
- Соотнесите высказывание и его автора.
а) «человек – испорченное животное» 1) Аристотель
б) «человек – животное символическое» 2) Ж.-Ж. Руссо
в) «человек – животное политическое» 3) Э. Кассирер
г) «человек – животное, производящее 4) Б. Франклин орудия труда»
- Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение –
а) текст, б) наука, в) язык,
г) семиотика.
- К функциям сознания не относится
а) художественная, б) отражательная, в) моделирующая,
г) преобразовательная.
- Высшая форма психического отражения действительности исторически развитым че- ловеком – это
а) философия, б) сознание, в) познание, г) архетип.
- Соотнесите произведения и их авторов.
а) «Анатомия человеческой деструктивности» 1) З. Фрейд б) «Метаморфозы и символы либидо» 2) Ж. Лакан
в) «Толкование сновидений» 3) К. Юнг
г) «Холотропное сознание» 4) Э. Фромм
д) «Стадия зеркала и её роль 5) С. Гроф в формировании функции Я»
- Соотнесите концепцию идеального и её автора.
а) идеальное существует объективно 1) Э. В. Ильенков в качестве бестелесных первообразов
б) идеальное как сущность «просвечивает» 2) И. Кант сквозь явление
в) идеальное – результат индивидуальных 3) Платон мозговых нейродинамических процессов
г) идеальное – объективированные 4) Д. И. Дубровский мыслительные формы, схемы
предметно-практической деятельности, которые хранятся в культуре
- Автором определения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней», – является
а) Р. Декарт, б) И. Кант, в) К. Маркс, г) З. Фрейд.
Литература
- Алексеев П. В. Социальная философия / П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби, Изд-во Про- спект, 2004. – 256 с.
- Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
- Ильенков Э. В. Проблема идеального / Э. В. Ильенков // Ильенков Э. В. Философия и культура. – М. : Политиздат, 1991. – С. 229–270.
- Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. – М. : Рефл-бук, Киев : Ваклер, 1998. – 462 с.
- Патнэм Х. Философия сознания / Х. Патнэм. – М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. – 240 с.
- Прист С. Теории сознания / С. Прист. – М. : Идея-пресс, Дом интеллектуальной кни- ги, 2000. – 286 с.
- Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. – М. : Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 408 с.
с дистанционным обучением?