Тема 27. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, зако- номерных признаков – …
- Предмет, явление или процесс, на который направлена предметно- практическая и познавательная деятельность, – …
- Носитель предметно-практической деятельности и познания, направлен- ных на объект, – …
- Способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления – …
- Предельно общее понятие – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЁ КРИТЕРИЕВ
План
- История понятия истины.
- Виды истины: абсолютная, относительная, объективная, необходимая и случайная, аналитическая и синтетическая.
- Теории истины: классические и неклассические.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 27
Теории истины
Таблица 27
Теории истины | Представители | Основные положе-
ния теории |
|
Классические (корреспон- дентские) |
Отражения | ||
Авторитарная | |||
Истина как
очевидность |
|||
Истинность как опытная
подтверждаемость |
|||
Семантическая | |||
Неклассиче- ские | Конвенциональная | ||
Когерентная | |||
Прагматическая | |||
Дефляционная (концепция избыточности) | |||
Перформативная |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
Познакомьтесь с отрывком из работы В. И. Ленина «Материализм и эм- пириокритицизм».
«Основное отличие материалиста от сторонника идеалистической фи- лософии состоит в том, что ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности, отражае- мый нашим сознанием. Движение представлений, восприятий и т. д. соот- ветствует движению материи вне меня. Понятие материи ничего иного, кроме объективной реальности, данной нам в ощущениях, не выражает. Поэтому оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира, т. е. перейти на сторону идеализма. Тот фокус, который проделывался обыкно- венно с отрицанием материи, с допущением движения без материи, состоит в том, что умалчивается об отношении материи к мысли. Дело представляет- ся так, как будто бы этого отношения не было, а в действительности оно протаскивается тайком, остаётся невысказанным в начале рассуждения, не выплывает более или менее незаметным образом впоследствии».
- Выполните задания.
- Сформулируйте на основании текста, что, согласно В. И. Ленину, явля- ется основным различием между материалистической и идеалистиче- ской философией. На основе ранее изученного материала из истории фи- лософии приведите аргументы «за» и «против» данного понимания.
- Прокомментируйте суждение об отношении материи к мысли. Какие аргументы можно привести против подобной позиции? Проранжируйте их по степени убедительности и корректности аргументации.
Познакомьтесь с отрывком из работы И. Кант «Критика чистого разума».
«Нетрудно доказать, что человеческое знание […] содержит такие необ- ходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априорные суждения. Если угодно найти пример из области наук, то стоит лишь указать на все положения математики; если угодно найти пример из применения самого обыденного рассудка, то этим может служить утверждение, что всякое измене- ние должно иметь причину; в последнем суждении само понятие причины с такой очевидностью содержит понятие необходимости связи с действием и стро- гой всеобщности правила, что оно совершенно сводилось бы на нет, если бы мы вздумали, как это делает Юм, выводить из его частого присоединения того, что происходит, к тому, что ему предшествует, и из возникающей отсюда при- вычки (следовательно, чисто субъективной необходимости) связывать пред- ставления. Даже и не приводя подобных примеров в доказательство действи- тельности чистых априорных основоположений в нашем познании, можно дока- зать необходимость их для возможности самого опыта, т. е. доказать a priori. В
самом деле, откуда же сам опыт смог бы заимствовать свою достоверность, если бы все правила, которым он следует, в свою очередь также были эмпириче- скими, стало быть, случайными, вследствие чего их вряд ли можно было бы счи- тать первыми основоположениями. Впрочем, здесь мы можем довольствоваться тем, что указали как на факт на чистое применение нашей познавательной спо- собности вместе с её признаками. Однако не только в суждениях, но даже и в понятиях обнаруживается априорное происхождение некоторых из них. Отбра- сывайте постепенно от вашего эмпирического понятия тела всё, что есть в нём эмпирического: цвет, твёрдость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда всё же останется пространство, которое тело (теперь уже совершенно исчезнув- шее) занимало и которое вы не можете отбросить. Точно также если вы отбросите от вашего эмпирического понятия какого угодно телесного или нетелесного объ- екта все свойства, известные вам из опыта, то всё же вы не можете отнять у него то свойство, благодаря которому вы мыслите его как субстанцию или как нечто присоединённое к субстанции (хотя это понятие обладает большей определённо- стью, чем понятие объекта вообще). Поэтому вы должны под давлением необхо- димости, с которым вам навязывается это понятие, признать, что оно a priori пребывает в нашей познавательной способности».
- Выполните задания.
- Раскройте подробнее критикуемую Кантом позицию Юма. Каким обра- зом истолковывает Юм достоверность и всеобщность математических суждений? В чём суть возражений Канта?
- В чём разница между априорными и апостериорными суждениями; син- тетическими и аналитическими суждениями? Почему, согласно Канту, центральным затруднением современной ему гносеологии является про- блема априорных синтетических суждений? Каковы гносеологические следствия из допущения возможности априорных синтетических суж- дений?
- Чем, согласно Канту, мышление «пространства» отличается от мыш- ления любого пространственного объекта? Каковы следствия данного разграничения для гносеологии?
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Кто является автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пе- ресаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»?
а) Т. Гоббс б) И. Кант
в) Г. Ф. В. Гегель г) К. Маркс
д) В. С. Соловьев
- Какие из перечисленных познавательных способностей выдвигаются иррационализ- мом в качестве основных?
а) вера б) разум
в) рассудок
г) чувственная интуиция
д) интеллектуальная интуиция
- Сопоставьте приведенные суждения с соответствующими им концепциями истины. а) истина есть убеждение и (или) 1) прагматическая
доверие к авторитету
б) истина – «ясное и отчетливое 2) когерентная представление»
в) истина есть то, 3) конвенциональная что подтверждается опытом
г) истина – характеристика 4) «непосредственная»
непротиворечивого сообщения, («интуитивная») свойство согласованности знаний
д) истина – полезность знания, 5) верификационная его эффектиность
е) истина – результат соглашения 6) авторитарная
- Какое из перечисленных пониманий истины является классическим? а) истина – свойство самосогласованности знаний
б) истина – это соглашение
в) истина – полезность знания, его эффективность г) истина – соответствие знания действительности
- Укажите, какое из приведенных понятий внутренне противоречиво. а) религиозная истина
б) научная ошибка
в) абсолютный скептицизм
г) плодотворное заблуждение д) точность искусства
- Укажите, что из перечисленного не может быть отнесено к сфере опытного знания. а) эксперимент
б) наблюдение
в) дедуктивное умозаключение г) внутренний опыт
- Выделите из числа перечисленных формы рационального познания. а) представление
б) восприятие в) суждение г) ощущение д) понятие
- Укажите, кто из перечисленных философов относится к рационалистам, а кто к эмпи- рикам (в широком смысле слова).
а) эмпирики 1) Г. В. Лейбниц
б) рационалисты 2) Д. Юм
- Р. Декарт
- Б. Спиноза
- Ф. Бэкон
- Д. Локк
- Каким из приведенных определений описывается философский иррационализм?
а) посредством рациональной аргументации вскрывается её ограниченность б) рациональная аргументация не используется
в) рациональная аргументация подчинена непосредственному созерцанию
- Укажите, какие из приведенных суждений верны. а) все сенсуалисты – материалисты
б) некоторые сенсуалисты – материалисты
в) сенсуалистами могут быть как материалисты, так и идеалисты г) идеалисты не могут быть сенсуалистами
д) все материалисты являются сенсуалистами
Литература
- Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
- Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. – М. : Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.
- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М. : Едиториал УРСС, 2006. – 256 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. – СПб. : Наука,
– 606 с.
- Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.
- Миронов В. В. Онтология и теория познания / В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев : Ника- Центр; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 560 с.
- Сантаяна Д. Скептицизм и животная вера / Д. Сантаяна. – СПб. : Владимир Даль, 2001. – 388 с.
- Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект,
– С. 224–293.
с дистанционным обучением?