Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Тема 28. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений и требу-
ющее проверки, – …
- Определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, яв- ления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения – …
- Явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и со- бытиями, истинность познания которых может быть научно доказана, – …
- Мировоззрение, рассматривающее науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения общественных, соци-
альных проблем; убежденность в безграничных возможностях науки – …
- Особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении, – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
План
- Понятие науки. Функции научного знания.
- Проблема демаркации научного знания от иных форм знания. Критерии демаркации.
- Структура научного знания:
а) эмпирический уровень научного знания; б) теоретический уровень научного знания;
в) метатеоретический уровень научного знания.
- Социальные предпосылки и условия научного знания.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 28
Исторические типы научной картины мира3
Таблица 28
Научная картина
мира |
Период4 |
Основные
открытия |
Методологические
принципы |
Содержательные
принципы |
Аристотелевская |
|
|
|
|
Ньютоновская |
|
|
|
|
Эйнштейновская |
|
|
|
|
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
Познакомьтесь с отрывками из книги В. С. Степина «Основания науки и их социокультурная размерность».
«Картина мира строится коррелятивно схеме метода, выражаемого в иде- алах и нормах науки. В наибольшей мере это относится к идеалам и нормам объяснения, в соответствии с которыми вводятся онтологические постулаты науки. Выражаемый в них способ объяснения и описания включает в снятом виде все те социальные детерминации, которые определяют возникновение и функционирование соответствующих идеалов и норм научности. Вместе с тем постулаты научной картины мира испытывают и непосредственное влияние мировоззренческих установок, доминирующих в культуре некоторой эпохи. Возьмём, например, представления об абсолютном пространстве механической картины мира. Они возникали и на базе идеи однородности пространства (эта идея одновременно послужила и одной из предпосылок становления идеала экспериментального обоснования научного знания, поскольку позволяла утвер- диться принципу воспроизводимости эксперимента). Формирование же этой идеи и её утверждение в науке было исторически связано с преобразованием смыслов категории пространства, доминировавших в мировоззрении средневе- ковой эпохи. В культуре средневековья пространство понималось как система качественно специфических мест, наделённых особым символическим смыслом (такое понимание пронизывало все феномены средневековой культуры – обы- денное мышление, художественное восприятие мира, религиозно- теологические и философские концепции, средневековую физику и космоло- гию и т. п.). Оно было естественным выражением системы социальных отно- шений людей данной эпохи, образа их жизнедеятельности.
Перестройка всех этих смыслов, начавшаяся в эпоху Возрождения, была сопряжена со становлением капиталистических отношений и раннебуржуазной идеологии, с её новым пониманием человека, его места в мире и его отношения к природе. Эта перестройка была обусловлена многими социальными фактора-
3 Перед выполнением задания дайте определение понятиям (1) «картина мира» и (2) «научная карти- на мира».
4 Отдельно выделите (1) время формирования и (2) период максимального влияния.
ми, в том числе влиянием на общественное сознание великих географических открытий, усиливающейся миграцией населения в эпоху первоначального накопления, когда разорившиеся крестьяне сгонялись с земли, разрушением традиционных корпоративных связей и др. Причем перестройка смысла катего- рии пространства происходила не только в науке, но и в самых различных сфе- рах культуры. В этом отношении показательно, что становление концепции го- могенного, евклидова пространства в физике резонировало с процессами фор- мирования новых идей в изобразительном искусстве эпохи Возрождения, когда живопись стала использовать линейную перспективу евклидова пространства, воспринимаемую как реальную чувственную достоверность природы».
- Рассмотрите, в чем заключается различие между средневековой и ново- европейской картинами мира. Приведите примеры из истории филосо- фии, отражающие данное различие.
- Каковы социальные основания, выделяемые В. С. Степиным для объясне- ния изменения картины мира?
- Выделите и на основании привлечения дополнительных источников рас- кройте изменение представлений о пространстве (в сравнении аристо- телевской физики с ньютоновской).
Познакомьтесь с отрывками произведения М. Фуко «Слова и вещи».
«Основополагающие коды любой культуры, управляющие её языком, её схемами восприятия, её обменами, её формами выражения и воспроизведения, её ценностями, иерархией её практик, сразу же определяют для каждого чело- века эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться. На противоположном конце мышления научные теории или философские интерпретации объясняют общие причины возникновения любого порядка, всеобщий закон, которому он подчиняется, принципы, выражающие его, а также основания, согласно которым установился именно данный порядок, а не какой-нибудь другой. Но между этими столь удалёнными друг от друга об- ластями находится такая сфера, которая выполняет функцию посредника, не являясь при этом менее основополагающей: она менее четко очерчена, более непостижима и, пожалуй, менее доступна анализу. В этой сфере любая культу- ра, незаметно отрываясь от предписываемых ей её первичными кодами эмпи- рических порядков, впервые занимая по отношению к ним определённую ди- станцию, заставляет их терять свою изначальную прозрачность, перестаёт пас- сивно подчиняться их проникновению, освобождается от их непосредственного и незримого влияния, освобождается в достаточной мере, чтобы отметить, что эти порядки, возможно, не являются ни единственно возможными, ни наилуч- шими. Таким образом, оказывается, что она сталкивается с тем элементарным фактом, что под её спонтанно сложившимися порядками находятся вещи, сами по себе доступные упорядочиванию и принадлежащие к определённому, но не- выраженному порядку, короче говоря, что имеются элементы порядка. Дело
обстоит так, как если бы, освобождаясь частично от своих лингвистических, перцептивных, практических решёток, культура применяла бы к ним иную ре- шётку, которая нейтрализует первые и которая, накладываясь на них, делала бы их очевидными и одновременно излишними, вследствие чего культура оказы- валась бы перед лицом грубого бытия порядка. Коды языка, восприятия, прак- тики критикуются и частично становятся недействительными во имя этого по- рядка. Именно на его основе, принимаемой за положительную опору, и будут выстраиваться общие теории об упорядоченности вещей и вытекающие из неё толкования. Итак, между уже кодифицированным взглядом на вещи и рефлек- сивным познанием имеется промежуточная область, раскрывающая порядок в самой его сути: именно здесь он обнаруживается, в зависимости от культур и эпох, как непрерывный и постепенный или как раздробленный и дискретный, связанный с пространством или же в каждое мгновение образуемый напором времени, подобный таблице переменных или определяемый посредством изо- лированных гомогенных систем, составленный из сходств, нарастающих посте- пенно или же распространяющихся по способу зеркального отражения, органи- зованный вокруг возрастающих различий и т. д. Вот почему эта “промежуточ- ная” область, в той мере, в какой она раскрывает способы бытия порядка, мо- жет рассматриваться как наиболее основополагающая, то есть как предшеству- ющая словам, восприятиям и жестам, предназначенным в этом случае для её выражения с большей или меньшей точностью или успехом (поэтому эта прак- тика порядка в своей первичной и нерасчленяемой сути всегда играет критиче- скую роль); как более прочная, более архаичная, менее сомнительная и всегда более ”истинная”, чем теории, пытающиеся дать им ясную форму, всестороннее применение или философскую мотивировку. Итак, в каждой культуре между использованием того, что можно было бы назвать упорядочивающими кодами, и размышлениями о порядке располагается чистая практика порядка и его спо- собов бытия».
- Прокомментируйте, каким образом соотносится, согласно Фуко, науч- ное познание и языковые практики.
- Каким образом, согласно Фуко, мы, находясь в рамках определенных язы- ковых (дискурсивных) практик, можем осознавать возникающие ограни- чения? В какой мере подобное познание может претендовать на точ- ность?
- Рассмотрите, в какой мере поднимаемые Фуко проблемы касаются (1) гуманитарных дисциплин, (2) естественно-научных дисциплин и (3) точ- ных наук. Однородны ли возникающие проблемы. Если нет, то чем, на ваш взгляд, обусловлено различие? В случае положительного ответа – какова в таком случае общая природа возникающих проблем?
- Раскройте (по возможности с привлечением дополнительной информа- ции), какой смысл вкладывает Фуко в понятие «культура» в рамках ци- тированного текста.
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Выделите черты, свойственные научному знанию. а) системность
б) спонтанность в) рациональность
г) методологичность д) эмоциональность
- Укажите, что из перечисленного можно признать протокольным предложением. а) X есть Y
б) в данный момент я смотрю на стол в) стол существует
г) этот стол красный
д) я воспринимаю данный стол в настоящий момент как красный
- Наука как социальный институт складывалась а) в V в. до н. э.,
б) I в.,
в) XV в.,
г) XVII в.,
д) XX в.
- Укажите, что относится к институциональным формам организации научного знания. а) специализированная библиотека
б) дневниковые записи в) журнал
г) академия наук
- Расположите в порядке возрастания сложности следующие уровни научного знания: а) факт,
б) феноменологическая теория, в) эмпирический закон.
- Философская позиция, воздерживающаяся от вынесения окончательного суждения в вопросе о познаваемости мира (или тех или иных уровней реальности), может быть сформулирована так:
а) эмпирические данные могут опровергнуть научную теорию,
б) эмпирические данные могут опровергнуть данную интерпретацию научной теории,
в) эмпирические данные не имеют никакого отношения к научной теории.
- Соотнесите уровни эмпирического знания с приведенными примерами.
а) я вижу, что стрелки 1) феноменологическая
на часах указывают на «12» и «7» теория
б) X есть N 2) факт
в) законы Кеплера 3) эмпирический закон
г) при длительных сериях 4) протокольное
подбрасывания монеты предложение соотношения «орла» и «решки»
равно 1:1
- Укажите, какое из суждений верно.
а) теоретический уровень научного познания никак не соотносится с эмпири- ческим
б) теоретический уровень научного познания логически выводим из эмпириче- ского
в) теоретический уровень научного познания взаимодействуют с эмпириче- ским
- Ньютоновская картина мира предполагает а) абсолютное пространство и время,
б) относительное пространство и время,
в) пространство и время – несущественные параметры,
г) пространство и время есть формы восприятия, а не объективные феномены.
- Философским обоснованием исследовательских практик в рамках ньютоновской кар- тины миры принято считать взгляды следующего философа:
а) Р. Декарта, б) Д. Беркли, в) Ф. Бекона, г) Д. Локка.
Литература
- Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
- Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гай- денко. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 376 с.
- Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2002. – 608 с.
- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М. : Едиториал УРСС, 2006. – 256 с.
- Микешина Л. А. Философия науки / Л. А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. – 464 с.
- Миронов В. В. Онтология и теория познания / В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.
- Поппер К. Р. Логика научного исследования / К. Р. Поппер. – М. : Республика, 2004. – 447 с.
- Поппер К. Р. Объективное знание: Эволюционный подход / К. Р. Поппер. – М. : Эди- ториал УРСС, 2002. – 384 с.
- Степин В. С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция / В. С. Сте- пин. – М. : Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.
- Фейерабенд П. Против метода / П. Фейерабенд. – М. : АСТ, Хранитель, 2007. – 413 с.
Ссылка на первоисточник:
https://pimunn.ru
Оставить комментарий
Inna Petrova 18 минут назад
Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики
Иван, помощь с обучением 25 минут назад
Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Коля 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Инкогнито 5 часов назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 6 часов назад
Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Василий 12 часов назад
Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.
Иван, помощь с обучением 12 часов назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Анна Михайловна 1 день назад
Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Сергей 1 день назад
Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Инна 1 день назад
Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Студент 2 дня назад
Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Ольга 2 дня назад
Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Вика 3 дня назад
сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Игорь Валерьевич 3 дня назад
здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Вадим 4 дня назад
Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Кирилл 4 дня назад
Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Oleg 4 дня назад
Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Валерия 5 дней назад
ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Инкогнито 5 дней назад
Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Иван неделю назад
Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки
Иван, помощь с обучением неделю назад
Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Дарья неделю назад
Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.
Иван, помощь с обучением неделю назад
Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru