Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) В древнеиндийской религиозной и философской традиции духовный Аб- солют, безличное духовное начало – …
- Закон нравственного воздаяния, по которому сумма совершённых по- ступков предопределяет характер нового рождения и дальнейшего суще- ствования, – …
- В индийской религиозно-философской традиции освобождение от колеса пе- рерождений, преодоление сансары – …
- Концепция древнеиндийской философии, означающая безначальную и бес- конечную цепь перерождений живых существ, – …
- Понятие в древнеиндийской философии, означающее всепроникающее субъ- ективное духовное начало, – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
План
- Возникновение, особенности и значение философии в Древней Индии.
- Философские идеи Вед и Упанишад. Основные положения ортодоксаль- ных школ древнеиндийской философии (астика).
- Неортодоксальные философские школы Древней Индии (настика). Уче- ние об освобождении в джайнизме. Четыре благородные истины – основа буддистского учения. Материалистическое учение чарвака-локаята.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 3
Ортодоксальные школы древнеиндийской философии (астика)
Таблица 3
Название школы | Основатель и последователи | Представления о человеке и
Абсолюте |
Онтологические воззрения | Гносеологические воззрения |
Санкхья | ||||
Йога | ||||
Вайшешика | ||||
Ньяя | ||||
Миманса | ||||
Веданта |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
Саген Миямото в золотой коллекции притч мастеров дзен-буддизма
«Хлопок одной ладони» изложил такую историю.
Чашка чая
Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предло- жил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он про- чёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:
- Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через
край!
- К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, – ответил Ма-
стер. – Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.
- Прокомментируйте эту дзен-буддистскую притчу.
- Какие смыслы заключены в содержании этой притчи?
- Почему, по мнению Мастера, «переполненное» сознание не готово к зна- нию?
- Какое знание, с точки зрения древнеиндийской, буддийской философии, считается лишним, ненужным? Почему?
- Каким образом буддизм предлагает готовить сознание к восприятию истины? В чём заключается специфика восприятия реальности в буд- дистском мировоззрении?
- Сравните представления о назначении философии в древней философии Индии, Китая и Греции. Что общего? В чём заключаются отличия?
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Наиболее ранней формой духовного освоения действительности является а) мифология,
б) религия,
в) философия, г) наука.
- Принцип, в соответствии с которым недопустимо причинение вреда живому, а) нирвана,
б) атман, в) прана, г) ахимса.
- Слово «Будда» буквально переводится как а) мудрец,
б) дитя,
в) просветленный, г) бог.
- Раздел философии, изучающий проблемы человека,
а) онтология,
б) гносеология, в) аксиология, г) антропология.
- Самой ранней религией является а) буддизм,
б) христианство, в) ислам,
г) протестантизм.
- Философское учение о подвижности и изменчивости мира называется а) метафизикой,
б) диалектикой,
в) детерминизмом, г) материализмом.
- Настоящее имя Будды
а) Брахман,
б) Бодхисатва, в) Вардхаман,
г) Сиддхартха Гаутама.
- Направление в философии, которое считает духовное первоосновой мира, есть а) материализм,
б) идеализм, в) дуализм,
г) скептицизм.
- Идеальное состояние отрешённости, характеризующееся утратой индивидуального сознания, это
а) нирвана, б) сансара, в) карма,
г) медитация.
- Наиболее поздние комментарии к Ведам, содержащие учение о единстве Брахмана и Атмана, называются
а) Упанишады, б) Дхарма,
в) Коран,
г) И-Цзинь.
Литература
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация / Г. М. Бонгард-Левин. – М. : Во- сточная литература, 2000. – 495 с.
- Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б. С. Ерасов. – М. : Наука, 1990. – 207 с.
- Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке / А. Е. Лукьянов. – М. : ИНСАН, РМФК, 1992. – 208 с.
- Чанышев А. Н. История философии Древнего мира / А. Н. Чанышев. – М. : Академиче- ский Проект, 2005. – 608 с.
- Шохин В. К. Брахманистская философия / В. К. Шохин. – М. : Издательская фирма
«Восточная литература» РАН, 1994. – 355 с.
с дистанционным обучением?