Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 31. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида; одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного об- лика личности, – …

  • Одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности; согласно экзистенциалистам, представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это послед- нее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как

«мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность, – …

  • Внутренне принимаемое (добровольное) обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом) – …
  • В истории философии термин употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с особой нематериальной субстанцией, – …
  • Чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязан- ность к другому человеку или объекту – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

 

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

 

План

 

  1. Различные версии антропогенеза.
  2. Основные трактовки природы и сущности человека в истории филосо- фии.
  3. Человек как единство природного и социального. Понятия индивида, ин- дивидуальности, личности.
  4. Проблема смысла человеческого существования. Жизнь и смерть в ду- ховном опыте человечества.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 31

 

Проблема антропогенеза

Таблица 31

 

Концепция Автор Суть Ваша оценка достоинств и

недостатков концепции

Эволюционная      
Символическая      
Игровая      
Пассионарная      
Трудовая      
Теологическая      

 

 

З а д а н и е  4. Упражнения, комментарии

  • Какая категория раскрывает взаимосвязь свободы и нравственности в философии Канта? Прокомментируйте, каким образом эта связь осу- ществляется.
  • Изложите Ваши мысли относительно высказывания Ф. Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как».

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Человек есть совокупность общественных отношений, полагал а) З. Фрейд,

б) К. Маркс, в) А. Камю, г) У. Джемс.

  1. Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как

а) субстанциализм,

б) психофизический параллелизм, в) кентавризм,

г) дуализм.

  1. Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии а) Античности,

б) Средневековья, в) Возрождения,

г) Нового времени.

  1. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек

а) слаб,

б) смертен, в) одинок,

г) бездуховен.

 

«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обще- ству», – доказывали

а) Платон, Гегель, марксисты;

б) Тертуллиан, Августин, Фома Аквинский; в) А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс;

г) Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, П. Рикер.

  1. Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть

а) индивид, б) личность,

в) индивидуальность, г) агент.

  1. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам функционирования, называется

а) натурализаторской, б) социализаторской, в) персоналистской,

г) рационалистической.

  1. «Свобода – это осознанная необходимость», – считал а) Сократ,

б) Августин Аврелий, в) Б. Спиноза,

г) И. Кант.

  1. Понимание всякого действия человека как предопределённого заранее есть а) волюнтаризм,

б) нигилизм, в) фатализм, г) прагматизм.

  1. Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является

а) философия, б) наука,

в) искусство, г) игра.

 

Литература

  1. Ахиезер А. С. Проблема субъекта: человек – субъект / А. С. Ахиезер // Вопросы фило- софии. – 2007. – № 12. – С. 3–15.
  2. Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы / В. Д. Губин. – М. : РГГУ ; Омега-Л, 2005. – 370 с.
  3. Гуревич П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. – М. : Омега-Л, 2010. – 607 с.
  4. Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология / Е. В. Золотухина-Аболина. – М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2006. – 240 с.
  5. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М. : Политиздат, 1990. – 415 с.
  6. Киселёв Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? / Г. С. Киселёв // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 9–23.
  7. Марков Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.

Философская антропология / под ред. С. А. Лебедев

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X