Тема 31. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида; одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного об- лика личности, – …
- Одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности; согласно экзистенциалистам, представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это послед- нее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как
«мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность, – …
- Внутренне принимаемое (добровольное) обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом) – …
- В истории философии термин употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с особой нематериальной субстанцией, – …
- Чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязан- ность к другому человеку или объекту – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
План
- Различные версии антропогенеза.
- Основные трактовки природы и сущности человека в истории филосо- фии.
- Человек как единство природного и социального. Понятия индивида, ин- дивидуальности, личности.
- Проблема смысла человеческого существования. Жизнь и смерть в ду- ховном опыте человечества.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 31
Проблема антропогенеза
Таблица 31
Концепция | Автор | Суть | Ваша оценка достоинств и
недостатков концепции |
Эволюционная | |||
Символическая | |||
Игровая | |||
Пассионарная | |||
Трудовая | |||
Теологическая |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
- Какая категория раскрывает взаимосвязь свободы и нравственности в философии Канта? Прокомментируйте, каким образом эта связь осу- ществляется.
- Изложите Ваши мысли относительно высказывания Ф. Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как».
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Человек есть совокупность общественных отношений, полагал а) З. Фрейд,
б) К. Маркс, в) А. Камю, г) У. Джемс.
- Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как
а) субстанциализм,
б) психофизический параллелизм, в) кентавризм,
г) дуализм.
- Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии а) Античности,
б) Средневековья, в) Возрождения,
г) Нового времени.
- Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек
а) слаб,
б) смертен, в) одинок,
г) бездуховен.
«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обще- ству», – доказывали
а) Платон, Гегель, марксисты;
б) Тертуллиан, Августин, Фома Аквинский; в) А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс;
г) Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, П. Рикер.
- Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть
а) индивид, б) личность,
в) индивидуальность, г) агент.
- Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам функционирования, называется
а) натурализаторской, б) социализаторской, в) персоналистской,
г) рационалистической.
- «Свобода – это осознанная необходимость», – считал а) Сократ,
б) Августин Аврелий, в) Б. Спиноза,
г) И. Кант.
- Понимание всякого действия человека как предопределённого заранее есть а) волюнтаризм,
б) нигилизм, в) фатализм, г) прагматизм.
- Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является
а) философия, б) наука,
в) искусство, г) игра.
Литература
- Ахиезер А. С. Проблема субъекта: человек – субъект / А. С. Ахиезер // Вопросы фило- софии. – 2007. – № 12. – С. 3–15.
- Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы / В. Д. Губин. – М. : РГГУ ; Омега-Л, 2005. – 370 с.
- Гуревич П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. – М. : Омега-Л, 2010. – 607 с.
- Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология / Е. В. Золотухина-Аболина. – М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2006. – 240 с.
- Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М. : Политиздат, 1990. – 415 с.
- Киселёв Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? / Г. С. Киселёв // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 9–23.
- Марков Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
Философская антропология / под ред. С. А. Лебедев
с дистанционным обучением?