Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 33. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Определённый образ мыслей, совокупность умственных навыков и ду- ховных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народу, – …

  • Относительно стабильная и интегрированная совокупность символов, ве- рований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни, – …
  • Отражение общественного бытия; совокупность коллективных представ- лений, присущих определенной эпохе, – …
  • Область взаимоотношений между социальными общностями по осу- ществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть, – …
  • Система социальных норм, санкционированных или установленных госу- дарством, – …

 

 

З а д а ни е 2. Реферативное изложение темы

 

КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

План

  1. Основные типы    восприятия    времени    (циклическое,    магическое, линейное).
  2. Линейные концепции исторического развития:

а) учение Блаженного Августина о Граде Божием;

б) философия истории Г. В. Ф. Гегеля (учение о «конце истории»); в) марксистская концепция исторического процесса.

  1. Циклические концепции исторического процесса: а) концепция культур О. Шпенглера;

б) цивилизационная концепция А. Тойнби.

 

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 33

 

Модели осмысления исторического процесса

Таблица 33

 

Исторические концепции Представители Основные труды Краткая

характеристика концепции

«Слабые места» теории
 

Циклические

Н. Я. Данилевский      
О. Шпенглер      
А. Тойнби      

 

Окончание табл. 33

Исторические концепции Представители Основные труды Краткая

характеристика концепции

«Слабые места» теории
 

Линейные

Августин Аврелий      
Г. Ф. В. Гегель      
К. Маркс      
Спиральные Д. Вико      

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Познакомьтесь с отрывком из работы Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

«Культура человечества движется вперёд не путём перемещения в “пространстве-времени”, а путём наполнения ценностей. Ценности не сме- няют друг друга, новые не уничтожают старых (если старые действительно настоящие), а присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для се- годняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями  мы овладели, тем более изощрённым и острым становится наше восприя- тие иных культур – культур удалённых от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека “своей культурой”, своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с по- знанием чужого».

  • Выполните задания.
  1. Прокомментируйте, каким образом «познание своего сопряжено с по- знанием чужого». Приведите аргументы, подтверждающие данный тезис.
  2. Сопоставьте тезис Лихачева с концепцией Фрейда о «недовольстве культурой». Приведите аргументы в пользу той и другой позиции. Сформулируйте, как Лихачевым и Фрейдом понимается «культура», ка- кой смысл каждый из них вкладывает в данное понятие.

 

Познакомьтесь с отрывками из работы О.  Шпенглера  «Закат Европы».

«Культуры суть организмы. Всемирная история – их общая биография. Огромная история китайской или античной культуры представляет собой морфо- логически точное подобие микроистории отдельного человека, какого-нибудь жи- вотного, дерева или цветка… В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырас- тающих друг возле друга, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории. И если пред- ставить её гештальтом, тщательно скрытым до настоящего времени под поверхно-

 

стью тривиально протекающей “истории человечества”, пройти перед её духовным взором, то должно быть удастся отыскать истинный гештальт культуры как тако- вой, очищенный от всякого рода мути и побочности и лежащий в основе всех от- дельных культур в качестве идеала формы.

Я отличаю идею культуры, совокупность её внутренних возможностей от её чувственного проявления. Таково отношение души к живой плоти, её выра- жению в самой сердцевине светового мира наших глаз. История культуры есть поступательное осуществление её возможностей. Завершение равносильно концу.

Культура – это прафеномен всякой прошлой и будущей мировой исто- рии. Глубокая и мало оценённая идея Гёте, открытая им в его “живой природе”    и постоянно полагавшаяся им в основу собственных морфологических изыска- ний, будет в самом точном смысле применена здесь ко всем вполне созрев- шим, умершим в расцвете, полуразвитым, подавленным в зародыше образова- ниям человеческой истории. Это метод угадывающегося чутья, а не разложения.

Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно- младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, не- кий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безгра- ничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмежёванного Ландшафта, к которому она остаётся привязанной чисто вегетативно. Культу- ра умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможно- стей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию. Но её исполненное жиз- ни существование, целая череда великих эпох, в строгих контурах очерчива- ющих поступательное самоосуществление, представляет собой сокровен- ную, страстную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса, давящих извне против бессознательного, расширяющего изнутри, куда эти силы злобно стя- нулись. Не только художник борется с сопротивлением материи и с уничто- жением идеи в себе. Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с протяжённостью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, её кровь свертывается, силы надла- мываются – она становится цивилизацией

Таков смысл всех законов в истории – внутреннего и внешнего завер- шения, доделанности, ожидающей каждую живую культуру, – из числа которых в наиболее отчетливых контурах вырисовывается перед нами “за- кат античности”, между тем как уже сегодня мы явственно ощущаем в нас самих и вокруг нас брезжущие знамения нашего – вполне однородного по те- чению и длительности с названным – события, которое падает на первые века ближайшего тысячелетия – “заката Европы”.

Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека.

У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость…».

 

  • Выполните задания.
  1. Прокомментируйте, какой смысл Шпенглер вкладывает в понятие

«культура». Сравните данное понимание с наиболее распространенным в социальной философии.

  1. Раскройте сопоставление культуры с природными феноменами. Какова функция биологических метафор у Шпенглера? С чем именно Шпенглер сравнивает культуры, и в чём значение подобного выбора объектов для сравнения?
  2. Рассмотрите соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в фи- лософии Шпенглера. Сопоставьте его взгляды со взглядами Тойнби. Об- ратите внимание на различие базисных методологических установок.

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Принцип историзма становится преобладающим в социально-гуманитарном знании в следующий период:

а) V–IV вв. до н.э. б) IV–V вв.

в) XVII в. г) XIX в.

д) XX в.

  1. Укажите, в чём специфическое содержание принципа историзма в отличие от просто- го признания изменений во времени.

а) изменения носят более масштабный характер

б) указание на уникальность исторического процесса в) указание на социальный характер перемен

  1. Соотнесите названия работ и их авторов.

а) «Лекции по философии истории»                                1) Августин Аврелий

б) «Постижение истории»                                                  2) Г. Ф. В. Гегель

в) «Закат Европы»                                                               3) Н. Я. Данилевский

г) «Россия и Европа»                                                          4) О. Шпенглер

д) «Основания новой науки об общей                              5) Д. Вико

природе наций»                                                                   6) А. Тойнби

  1. С точки зрения какого из названных философов содержанием мировой истории вы- ступает прогресс свободы.

а) Августина Аврелия б) Д. Вико

в) Ш.-Л. Монтескье г) Г. Ф. В. Гегеля

д) О. Шпенглера

  1. С точки зрения какого из названных философов культуры несопоставимы и несоизме- римы между собой?

а) Августина Аврелия б) Г. Ф. В. Гегеля

в) О. Шпенглера г) К. Маркса

 

Расположите указанных авторов в порядке появления их основных трудов (от более древних к более поздним).

а) Г. Ф. В. Гегель б) Д. Белл

в) К. Маркс

г) О. Шпенглер

д) Н. Я. Данилевский е) А. Тойнби

ж) Д. Вико

  1. Соотнесите базовые метафоры и соответствующие им концепции философии истории. а) Вызов и Ответ 1) О. Шпенглер

б) самосознание человечества                                           2) Г. Ф. В. Гегель

в) цветение и увядание                                                       3) А. Тойнби

г) Царство Божие                                                                4) Августин Аврелий

  1. Соотнесите приведённые понятия с соответствующими концепциями.

а) цивилизация                                                                    1) А. Тойнби

б) культура                                                                           2) К. Маркс

в) социально-экономическая формация                           3) О. Шпенглер

  1. Кто из перечисленных философов не являлся сторонником концепции общественного договора?

а) Т. Гоббс

б) Б. Спиноза в) Д. Локк

г) Р. Декарт

д) Ж.-Ж. Руссо

е) Ш. Л. Монтескье

  1. Кто из современных политологов в конце 1990-х гг. возродил концепт «столкновения цивилизаций»?

а) Ф. Фукуяма

б) С. Хантингтон в) Д. Белл

г) Ю. Хабермас д) Р. Арон

 

Литература

  1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания / Р. Арон. – М. : РОССПЭН, 2004. – 528 с.
  2. Берлин И. Философия свободы: Европа / И. Берлин. – М. : Новое литературное обо- зрение, 2002. – 442 с.
  3. Гобозов И. А. Социальная философия / И. А. Гобозов. – М. : Академический проект, 2007. – 352 с.
  4. Губин В. Д. Власть истории: Очерки по истории философии истории  / В. Д. Губин,   В. И. Стрелков. – М. : РГГУ, 2007. – 330 с.
  5. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории / Р. Дж. Коллингвуд. – М. : Наука, 1980. – 485 с.
  6. Кроче Б. Теория и история историографии / Б. Кроче. – М. : Языки русской культуры, 1998. – 192 с.
  7. Мейнеке Ф. Возникновение историзма / Ф. Мейнеке. – М. : РОССПЭН, 2004. – 480 с.
  8. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М. : Высш. шк. ; КД «Университет», 1997. – 448 с.
  9. Нисбет Р. Прогресс / Р. Нисбет. – М. : ИРИСЭН, 2007. – 560 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X