Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 34. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Особый социальный феномен положительной значимости в системе об- щественно-исторической деятельности – …

  • Философское учение о ценностях – …
  • Важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности, – …
  • Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требо- ваний, регулирующих поведение людей, все иные формы и виды их дея- тельности, – …
  • Система исторически развивающихся внебиологических программ чело- веческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изме- нение социальной жизни во всех основных проявлениях, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

 

План

  1. Становление аксиологической проблематики в истории философской мысли.
  2. Понятие ценности в современной философии. Ценность как значимость. Ценность и полезность. Ценность и оценка. Источники ценностей. Типы ценностей. Классификация ценностей и уровни культуры. Общечеловече- ские ценности.
  3. Значение ценностных ориентаций в жизнедеятельности человека.
  4. Культура как система ценностей. Иерархия ценностей. Динамика ценно- стей. Конфликт ценностей. Кризис ценностей. Ценности и нормы. Цен- ностные инновации   в   культуре.    Типы    ценностей    в    концепции П. Сорокина.

 

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 34

 

Ценности и нормы

Таблица 34

 

  Ценности Нормы
Определение    
Способ возникновения    
Социальное значение    
Способы передачи (если возможны)    
Примеры из современной российской культуры    

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Советский философ М. М. Бахтин в своей работе «К философии по- ступка» писал: «…Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

  • Дайте ответы на вопросы:
  1. На какой аспект понятия «ценность» обратил внимание Бахтин?
  2. Почему он считал, что без «активного эмоционально-волевого отноше- ния» личности ценности превращаются в «пустые содержательные возможности»?
  3. Каким образом происходит реализация ценностей?
  4. Чем объясняется то, что набор ценностей у людей примерно одинаков (счастье, благополучие и т. п.), а поступки значительно отличаются?
  5. Почему неокантианец Г. Риккерт считал, что ценности важнее телес- ной жизни людей?
  6. Следует ли менять ценностные ориентации современных россиян? По- чему? Если «да», то каким образом это следует, по Вашему мнению, де- лать?

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. К витальным ценностям относится

а) добро,

б) здоровье, в) богатство, г) свобода.

  1. Впервые выделил ценности в самостоятельное царство а) Демокрит,

б) Р. Декарт, в) И. Кант,

г) О. Конт.

  1. Соотнесите сферы гуманитарного знания и объект их изучения.

а) антропология                                                      1) ценности

б) аксиология                                                          2) нравственность, мораль

в) этика                                                                    3) прекрасное

г) эстетика                                                               4) человек

  1. Соотнесите произведение и философа.

а) «Homo Ludens»                                                                1) Э. Фромм

б) «Бунтующий человек»                                                   2) М. Хайдеггер

в) «Европейский нигилизм»                                              3) Й. Хейзинга

г) «Одномерный человек»                                                 4) Г. Маркузе

д) «Иметь или быть?»                                                         5) А. Камю

  1. Философско-методологическая концепция, сторонники которой исходят из того, что

«все в мире относительно», абсолютизируют изменчивость, называется а) диалектикой,

б) релятивизмом, в) эклектикой,

г) редукцией.

 

  1. Аксиологическую концепцию культуры предложили а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт,

б) К. Маркс и Ф. Энгельс,

в) Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер, г) З. Фрейд и К. Юнг.

  1. Предложил осуществить «переоценку ценностей» в западноевропейской философии а) А. Шопенгауэр,

б) Ч. Пирс,

в) А. Бергсон, г) Ф. Ницше.

  1. Соотнесите в соответствии с концепцией П. Сорокина тип культуры и содержание ценностной системы.

а) идеационная                                             1) гармония чувственного и духовного начал

б) идеалистическая                                      2) приоритет духовного начала

в) эклектичная                                             3) противостояние чувственного и духовного начал

г) сенситивная                                             4) приоритет чувственного начала

  1. Соотнесите ценности с их типом.

а) статус, богатство, труд, семья                                        1) социальные

б) законность, гражданские свободы                                2) эстетические

в) добро, справедливость                                                   3) моральные

г) стиль, гармония, самобытность                                     4) политические

  1. Продолжите высказывание Г. Риккерта: «Ценности не есть, они что-нибудь…» а) заменяют,

б) улучшают, в) охраняют, г) значат.

 

Литература

  1. Алексеев П. В. Социальная философия / П. В. Социальная философия. – М. : ТК Велби

; Проспект, 2004. – 256 с.

  1. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. – 152 с.
  2. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М. : Аспект-Пресс, 1994. – 317 с.
  3. Гуревич П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. – М. : Омега-Л, 2010. – 607 с.
  4. Культурология. ХХ век. Антология. – М. : Юрист, 1995. – 703 с.
  5. Культурология. ХХ век. Антология: Аксиология, или Философское исследование природы ценностей. – М. : ИНИОН, 1996. – 144 с.
  6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992. – 543 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X