Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 35. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение; средство познания мира, создания, хране- ния, переработки и передачи информации, – …

  • Основополагающее понятие философии культуры, “возделанная” среда обитания людей, организованная посредством специфически человече- ских способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (ре- зультатами) этой деятельности; мир “возделанных” личностей, чье созна- ние и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологиче- скими, сколько социальными интересами и потребностями, – …
  • Учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах – …
  • Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно- символическом ключе при  опоре  на  ресурсы  творческого  воображения, – …
  • Процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих норм и способов поведения, свойственных данной культуре – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 

План

 

  1. Представление о культуре в философии античности, средневековья и эпо- хи Возрождении.
  2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени (Д. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Г. Гердер).
  3. Проблемы философии культуры в теориях эволюционизма (Г. Спенсер, Э. Тайлор).
  4. Проблема классификации культур. Различные типологии культур в со- временной науке и философии. Концепция «идеальных типов» М. Вебера. Теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, О. Шпенгле- ра, А. Тойнби.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 35

 

Основные концепции культуры в философии ХХ века

Таблица 35

 

Название направления Основатели и представители

направлений

Основные культурфилософские идеи и принципы
Экзистенциализм    
Герменевтика    
Фрейдизм и неофрейдизм    
Постмодернизм    

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Замечательный отечественный культуролог Ю. М. Лотман писал, что

«…важность понятия «культура» и, одновременно, его трудность не столько в комплексности и многогранности этого понятия, а в том, что оно имеет исход- ный, первичный характер. В традиционной оппозиции “Природа – Культура”, предполагается, что Природа есть нечто первичное, исходное, на что социаль- ные условия и другие “искусственные” результаты деятельности человека накладывают ограничения, именуемые Культурой. При всей кажущейся есте- ственности и очевидности такого взгляда, вероятно, само понятие Природы есть создаваемая культурой идеальная модель своего антипода, сущность кото- рого можно определить словами: “Всё без человека”. Из этого вытекает,  что сам человек неотделим от культуры, как он неотделим от социальной и эколо- гической среды. Он обречён жить в культуре так же, как он живет в биосфере».

«…культура же по самой своей природе строит себя как пространство за- мкнутое. Из этого противоречия вытекает то, что в самой основе идеи культуры лежит существование другого, противостоящего ей мира. Мир этот может по- лучать в алфавите культуры различные названия: природы, враждебных су- ществ (покойников, чужих богов, злых духов, волшебных зверей; характерно, что “свои боги”, добрые покровительственные существа помещаются в центре культурного пространства. Он строится по принципу “вывернутой симметрии” и выполняет двойную, внутренне противоречивую функцию: хаос – и враг кос- моса, и его постоянный резерв, а граница между ними – и “недоступная черта”, грань запредельности, и место постоянных контактов и проникновений. При этом создающиеся стереотипы “чужого, враждебного пространства” и обитаю- щего там “врага” могут переноситься на реальных соседей данной культуры (чужой этнос или конфессию).

Таким образом, культура постоянно ведет “игру” с внекультурным про- странством, то помещая туда свои страхи, то делая его вместилищем своих иде- алов и постоянно созерцая себя в этом перевёрнутом зеркале. С этим связаны сюжеты посещения царства мертвых, страсть к путешествиям в “неоткрытые земли” (родственность этих импульсов раскрывается на примере рассказа

 

Улисса в “Аде” Данте). Исследователь культуры XX в. с любопытством наблю- дает, как в эпоху, когда географический резерв земных территорий был исчер- пан, внекультурное пространство было сконструировано в подсознании инди- вида, что представляло собой часть общего поиска хаоса внутри культуры. Од- новременно от марсиан Герберта Уэллса до современных “космических одис- сей” протягивается возобновленный цикл – враждебный античеловеческий мир переносится в космос по всем законам мифологических представлений».

  • Прокомментируйте высказывание Ю. М. Лотмана. Объясните, как Вы понимаете этот фрагмент текста. Почему традиционные определения культуры коренятся в её сопоставлении с природой? В чём новизна пред- ставленной в тексте концепции?

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.

а) символическая                                                                1) И. Хейзинга

б) игровая                                                                            2) М. Маклюэн

в) коммуникационная                                                        3) Э. Кассирер

г) структуралистическая                                                    4) К. Леви-Стросс

  1. Состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т. п.) на грани двух культур, они участвуют во взаимодей- ствии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, это

а) аутентичность,

б) интегративность, в) сепарация,

г) маргинальность.

  1. Научное направление, исследующее свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных, называется

а) аксиологией,

б) праксеологией, в) семиотикой,

г) онтологией.

  1. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Философия символических форм»                             1) Э. Фромм

б) «Бегство от свободы»                                                    2) Э. Тайлор

в) «Homo Ludens»                                                               3) Э. Кассирер

г) «Первобытная культура»                                               4) Й. Хейзинга

  1. Функция культуры, заключающаяся в формировании средств и условий общения лю- дей на разном уровне социокультурной системы, называется

а) коммуникативной, б) аксиологической, в) адаптивной,

г) гносеологической.

 

  1. Французский философ – просветитель, считавший, что все науки и искусства рожде- ны нашими пороками и вредны по результатам: они порождают праздность, ведут к утрате гражданских качеств, формируют систему уродливого воспитания и вовсе не делают людей счастливыми. Это

а) Ш.-Л. Монтескье б) Д. Дидро

в) Ж.-Ж. Руссо г) П. Гольбах

  1. Вид деятельности, сыгравший значительную роль в становлении человеческой куль- туры, по мнению Й. Хейзинги,

а) труд,

б) творчество, в) мышление, г) игра.

  1. Процесс «очищения» душевного состояния зрителей через переживание страха, гнева или сострадания –

а) катарсис, б) мимезис,

в) воображение, г) познание.

  1. Последний этап в развитии любого типа культуры, по мнению О. Шпенглера, а) цивилизация,

б) коммунизм, в) прогресс,

г) регресс.

  1. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении, это

а) контркультура,

б) массовая культура, в) субкультура,

г) элитарная культура.

 

Литература

  1. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века / Б. Л. Губман. – Тверь : ЛЕАН, 1997. – 288 с.
  2. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М. : Аспект-Пресс, 1994. – 317 с.
  3. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М. : Политиздат, 1991. – 464 с.
  4. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров . – М. : Академиче- ский Проект, 2001. – 314 с.
  5. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 412 с.
  6. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. – СПб. : Лань, 1998. – 443 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X