Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 36. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Господствующий в современном обществе тип культуры, превращенный в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью  средств  массовой   коммуникации   стандартизированных благ, – …

  • Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура яв- ляется образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, – …
  • Структурный элемент культуры, выступающий критерием оценки дея- тельности человека, регулирующий социальные взаимодействия и внут- ренне побуждающий к деятельности, – …
  • Общественный слой людей, профессионально занимающихся умствен- ным, преимущественно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.), – …
  • Структурообразующие элементы коллективного бессознательного, по Юнгу, спонтанно  определяющие  человеческое  мышление   и поведение, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ХХ В.

 

План

  1. Х. Ортега-и-Гассет и философский анализ западной культуры.
  2. Экзистенциализм о   проблемах   человека   в   культуре   (Ж.-П.   Сартр, К. Ясперс).
  3. Понимание как условие существования в культуре в герменевтической концепции Г. Гадамера.
  4. Фрейдизм и неофрейдизм о проявлении в культуре явлений глубинной психологии (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).
  5. Постмодернистские концепции культуры.

 

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 36

 

Развитие представлений о культуре в истории философии

Таблица 36

 

Эпоха Представители философии культуры Основные идеи и принципы
Античность    
Средневековье    
Возрождение    
Новое время    

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Прочитайте предложенные фрагменты текста «Философия неравен- ства» замечательного русского философа Н. А. Бердяева.

«В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И вы- соким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество обще- ственности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, ко- торую она несёт с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижа- ется в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешёвой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своём качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведёт к циви- лизации. Высшие подъёмы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравни- тельным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утончённо культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века…

Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивили- зация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуще- ству материальные, как, например, употребление железа и т. п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т. п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие…

Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего про- исхождения, неразрывной связью с великим прошлым… Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сего- дняшнего. У неё нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Всё в ней новенькое, все при- способлено к удобствам сегодняшнего дня».

  • Прокомментируйте предложенный фрагмент текста. В чем видит раз- ницу между культурой и цивилизацией Н. А. Бердяев? Согласны ли Вы с теми оценками и характеристиками культуры и цивилизации, которые предложены автором?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. В переводе с латинского «культура» означает а) очеловечивание,

б) украшение, в) отдых,

г) обработка.

  1. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называ- ется

а) аккультурацией,

б) антропоморфизмом, в) антропосоциогенезом, г) дегуманизацией.

  1. Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.

а) символическая                                                                1) В. Виндельбанд

б) игровая                                                                            2) М. Маклюэн

в) коммуникационная                                                        3) Э. Кассирер

г) аксиологическая                                                             4) Й. Хейзинга

  1. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Дегуманизация искусства»                                          а) Э. Фромм

б) «Бегство от свободы»                                                    б) Х. Ортега-и-Гассет

в) «Homo Ludens»                                                               в) З. Фрейд

г) «Неудовлетворенность культурой»                              г) Й. Хейзинга

  1. Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных культурных систем, есть

а) интеграция,

б) аккультурация, в) сепарация,

г) маргинализация.

  1. Совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных движений и направлений в художественной культуре ХХ в. –

б) сюрреализм, а) реализм,

в) кич,

г) авангард.

  1. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символи- ческое содержание, это

а) артефакт, б) вещь,

в) предмет, г) система.

  1. Функция культуры, проявляющаяся в создании и отборе ценностей как смыслообра- зующих оснований человеческого бытия, есть

а) коммуникативная, б) аксиологическая, в) адаптивная,

г) гносеологическая.

 

  1. Немецкий философ, автор работы «Идеи к философии истории человечества», в кото- рой культурное творчество рассматривается как ответ несовершенного человеческого существа на вызовы природы.

а) И. Кант

б) Г. Ф. В. Гегель в) И. Гердер

г) И. Фихте

  1. Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах в течение длительного времени.

а) инновации

б) интериоризация в) традиции

г) тенденции

 

Литература

  1. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века / Б. Л. Губман. – Тверь : ЛЕАН, 1997. – 288 с.
  2. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М. : Аспект-Пресс, 1994. – 317 с.
  3. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. – М. : Академиче- ский Проект, 2001. – 314 с.
  4. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 412 с.
  5. Философия культуры: Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. – СПб. : Лань, 1998. – 448 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X