Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                В древней китайской культуре высшая реальность, направляющая все из- менения в мире, «Верховный предок», божество, всем управляющая сила, судьба – …

  • Важнейшее понятие древнекитайской мысли, которое чаще всего перево- дится как «Путь», ему дают различные характеристики: бесформенное, не имеющее чётких границ, творящее все вещи, но вещью не являющееся, то, что  всё  обнимает,  всё  покрывает  и  поддерживает,  всё  пронизывает и т. д. – …
  • Совершенномудрый человек, носитель образца тех норм и правил пове- дения, которые были установлены предками, обладает такими основными качествами, как человеколюбие, образованность, справедливость, добро- детель, независимость в суждениях и др. – …
  • Почтительность, церемониал, включающий в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начи- ная от семьи и включая государственные отношения, – …
  • Литературный памятник Древнего Китая, содержащий истоки философских учений о первоосновах мира, о силах «инь» и  «ян»,  о  Небе и Дао, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

План

 

  1. Основные особенности культуры и философии Древнего Китая. Возник- новение древнекитайской философии.
  2. Лао Цзы и проблема авторства текста «Дао дэ дзин». Основные понятия даосской традиции. Онтологические и гносеологические проблемы в уче- нии даосизма. Идеал совершенномудрого и пути совершенствования лич- ности.
  3. Жизнь Конфуция. Предпосылки, возникновение и этапы развития конфу- цианства. Конфуцианство как путь самосовершенствования личности. Социально-политические и этические идеи Конфуция. Значение конфу- цианства в истории и культуре Китая.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 4

 

Основные школы и течения древнекитайской философии

Таблица 4

 

Направления и школы древнекитайской

философии

Основатели и представители направлений и школ Основные идеи и принципы философских учений
Даосизм    
Конфуцианство    
Мин-цзя    
Моизм    
Фацзя    

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Представители даосской традиции утверждали, что мудрец «странствует сердцем у начала вещей, свободный бродит за пределами пыльного мира. По- этому жизнь и смерть для него одинаково велики и не производят в нём изме- нений. Хотя и покрывается небом и кормится землёй, но независим от них. Его способность к постижению не имеет изъяна, он не загрязняет себя вещами. По- добные ему… забывают о пяти внутренних органах, сокращают значение для себя тела. Не учатся, а знают, не смотрят, а видят, не занимаются делами, а до- стигают успеха, не управляют, а все разъясняется. Вещи не могут его взволно- вать. Жемчуг и кораллы равны для него мелкой гальке; самые почитаемые и самые известные люди для него всё равно, что проезжий гость… Жизнь и смерть для него только превращение, тьма вещей – только один из родов явле- ний».

  • Прокомментируйте высказывание, укажите особенности даосского ми- ропонимания, выраженные в нём.

 

Все люди, по мнению Конфуция, делятся на несколько разрядов: «Выс- ший – тот, кто знает от рождения; следующий – тот, кто познает в учении; сле- дующий далее – учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся – люди низшие».

  • Прокомментируйте высказывание великого китайского философа, ука- жите особенности конфуцианского миропонимания.

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Отличительная черта образа жизни и мировоззрения представителя традиционной ки- тайской культуры

а) индивидуализм,

б) стремление к господству над природой, в) уважение и поддержание традиций,

г) стремление к соперничеству.

 

  1. Автором «золотого правила», которое звучит следующим образом: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных», – является

а) Шан Ян,

б) Конфуций, в) Чжуан Цзы, г) Лао Цзы.

  1. Ведущий принцип даосской философии и практики, суть которого в следовании «са- мопроизвольной естественности», есть

а) аскетизм, б) недеяние, в) гедонизм,

г) самоуважение.

  1. Период истории Китая, в течение которого возникли основные направления философ- ской мысли, это

а) V–IIII вв. до н. э.,

б) IX–VII вв. до н. э.,

в) II–I вв. до. н. э., г) I–IV вв.

  1. Для древнекитайского мировосприятия характерно понимание развития мира, приро- ды и человека

а) как линейного,

б) разнонаправленного, в) спиралевидного,

г) циклического.

  1. Сочинение, в котором собраны основные изречения Конфуция, отрывки из бесед с его учениками, это

а) «Лунь-юй»,

б) «И цзин»,

в) «Ши цзин»,

г) «Дао дэ дзин».

  1. В следующем афоризме Конфуция: «Господин должен быть господином, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном» – выражено требование

а) «исправления отношений», б) «исправления нравов»,

в) «исправления ошибок», г) «исправления имён».

  1. Один из наиболее ярких представителей школы легистов (законников – фацзя), быв- ший при жизни советником императора Цинь Ши-хуанди, это

а) Мо Цзы,

б) Чжуан Цзы, в) Шан Ян,

г) Вэнь Чжи.

 

  1. Одно из основных понятий китайской философии, определяемое Лао Цзы как первич- ное творческое начало мира или как единый мировой Закон,

а) дэ,

б) у вэй, в) Дао, г) шэнь.

  1. Справедливый, стойкий, гуманный человек, являющийся моделью должного поведе- ния, образцом для подражания в конфуцианском учении, есть

а) «благородный муж», б) «добрый муж»,

в) «реальный пацан», г) «хороший парень».

 

Литература

  1. Антология мировой философии: Древний Восток. – Минск : Харвест, М.: АСТ, 2001. – 992 с.
  2. Конфуций. Лунь Юй (Беседы и суждения) / Конфуций // Древнекитайская философия: Собрание текстов : в 2 т. – М. : Мысль, 1972. – Т. 1. – С. 139–
  3. Китайская философия : Энциклопедический словарь / Под ред. М. Л. Титаренко.  –  М. : Мысль, 1994. – 573 с.
  4. Лукьянов А. Е. Лаоцзы (философия раннего даосизма) / А. Е. Лукьянов. – М. : Изда- тельство УДН, 1991. – 164 с.
  5. Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии / А. Е. Лукьянов. – М. : Радикс, 1994. – 111 с.
  6. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. – М. : Наука, 1993. – 112 с.
  7. Скирбекк Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 800 с.
  8. Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен» / Ю. К. Щуцкий. – М. : Наука, 1993. – 604 с.
  9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира / А. Н. Чанышев. – М. : Академический Проект, 2005. – 608 с.
  10. Торчинов Е. А. Даосизм / Е. А. Торчинов. – СПб. : Андреев и сыновья, 1993. – 308 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X