Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 40. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ5

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Изменение, усовершенствование, улучшение, обновление объекта, отве- чающее современным требованиям, – …

  • Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная дея- тельность человека становится решающим фактором её развития, – …
  • Специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта, элемент социализации, процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, – …
  • Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроиз- водящееся в определённых обществах и социальных группах в течение дли- тельного времени, – …
  • Совокупность процессов, охватывающих культуру общества в целом, а также повседневную жизнь социальных групп и отдельных индивидов и ведущих к уменьшению значимости магических, религиозных верований, ценностей и норм, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

 

План

  1. Основные смыслы понятия «модернизация» в социально-философском знании. Многозначность понятий «современность» («модерн») и «модер- низация».
  2. Сущность модернизации, её составляющие и разновидности. Предпосыл- ки, факторы и критерии модернизации. Основные модели модернизации.
  3. Осмысление процессов модернизации в современной социо-гуманитар- ной науке   (С.   Блэк,    Ш.    Эйзенштадт,    У.    Ростоу,    Д.    Растоу,  С. Хантингтон и др.). Критика теории модернизации.
  4. Специфика, проблемы и перспективы модернизации в России.

 

 

 

5 Данная часть учебно-методического пособия выполнена в соответствии с тематическим планом научно-исследовательского проекта «Исследование шансов и рисков социально-политической мо- дернизации на Дальнем Востоке» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 40

 

Аспекты модернизации

Таблица 40

 

Аспект Содержание
Структурный  
Политический  
Образовательный  
Религиозный  
Психологический  
Ценностный  

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

«Исторически модернизация – это процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распростра- нились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. – на южноамерикан- ский, азиатский и африканский континенты».

Ш. Эйзенштадт

 

«Модернизация является всеохватывающей трансформацией традицион- ного домодернистского общества в социальную организацию, которая харак- терна для передовых, экономически процветающих западных наций, характери- зующихся относительной политической стабильностью».

В. Мур

  • Проанализируйте предложенные определения модернизации.
  1. Как трактуется модернизация в работах данных авторов? Объясните их точку зрения.
  2. Всегда ли модернизация предполагает усвоение обществом западных ценностей и моделей? Кто из исследователей критикует понимание мо- дернизации общества как его вестернизацию? Почему? Возможен ли иной вариант модернизации (не вестернизация)?
  3. Приведите примеры (положительные и отрицательные) модернизацион- ных процессов в России. Какой российский исторический опыт следует учесть в реализации программ модернизации?

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Функцией традиции не является

а) секуляризация,

б) содействие устойчивости социума, в) легитимизация социального порядка, г) объединение социума.

 

  1. Впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур – это

а) обычаи,

б) традиции, в) инновации,

г) аккультурация.

  1. Разумная обоснованность, целесообразность, обобщённая характеристика поведения человека, основанная на целенаправленной предметной деятельности и выражающая- ся в социально эффективном достижении поставленной цели, – это

а) культура,

б) рациональность, в) интуиция,

г) политика.

  1. Соотнесите понятие и его содержание.

а) «оригинальная                             1) переход к рациональному общественному

модернизация»                                 устройству в результате длительного внутреннего развития

б) «тупиковая                                   2) попытка, предпринятая отставшими в

модернизация»                                 развитии странами, догнать передовые общества за счёт использования их опыта

  1. Э. Тоффлер выделяет следующие типы цивилизаций

а) сельскохозяйственные, индустриальные и постиндустриальные; б) приморские и континентальные;

в) архаичные, традиционные и модернизированные; г) традиционные и техногенные.

  1. Процесс повышения роли городов в развитии общества называется а) гардарикой,

б) маргинализацией, в) массовизацией,

г) урбанизацией.

  1. Слово «модерн» переводится

а) как «современность», б) «управление»,

в) «развитие»,

г) «образование».

  1. Мировоззренческий принцип,     признающий     человека     в     качестве     высшей ценности, – это

а) гуманизм, б) идеология,

в) скептицизм, г) релятивизм.

  1. Соотнесите понятие и его содержание.

а) коренное качественное изменение

в развитии чего-либо                                                                      1) эволюция

б) изменение в соответствии с

современными требованиями и нормами                                    2) прогресс в) переход от низшего, менее

совершенного уровня к более высокому                                     3) революция

г) постепенное изменение                                                             4) модернизация

 

  1. Концепцию культурного плюрализма предложил а) О. Конт,

б) К. Маркс,

в) О. Шпенглер, г) М. Херсковиц.

 

Литература

  1. Алексеев П. В. Социальная философия / П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби ; Проспект, 2004. – 256 с.
  2. Гавров С. Н. Модернизация во имя империи: социокультурные аспекты модернизаци- онных процессов в России / С. Н. Гавров. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 350 с.
  3. Ильин М. В. Идеальная модель политической модернизации и пределы её применимо- сти / М. В. Ильин. – М. : МГИМО, 2000. – 220 с.
  4. Опыт российских модернизаций XVIII–XX века / под ред. В. В. Алексеева. – М. : Наука, 2000. – 246 с.
  5. Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоре- тико-методологические проблемы модернизации / И. В. Побережников. – М. : РОССПЭН, 2006. – 240 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X