Контрольная работа по дисциплине «История литературы» для ХГИК



Тема № 6: Средневековый рыцарский роман

  1. Смысл понятия «роман» в контексте средневековой культуры. Деление рыцарского романа на циклы.Состав бретонского цикла куртуазных романов.
  2. Вклад Кретьена де Труа в развитие куртуазного романа.
  3. Отличие рыцарского романа от героического эпоса.
  4. «Мул без узды» как пародия на куртуазный роман.
  5. Идейно-художественное своеобразие романов «Тристан и Изольда» и «Окассен и Николетт»:

а) образ рыцаря и кодекс рыцарской чести, Тристан и Окассен;

б) образ Прекрасной дамы, соотношение внутренних и внешних добродетелей, портретные характеристики;

в) трактовка любовного чувства;

г) повествовательный стиль.

  1. Различия поэтики романов бретонского и византийско-восточного циклов.

 

Список рекомендуемой литературы:

  1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мочульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.
  2. Федотов О.И.История западноевропейской литературы средних веков. Учебник-хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – Учебник-хрестоматия. – М.,2002.
  3. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. – Хрестоматия. – М.,1975.
  4. Шайтанов И.О., Афанасьева А.О. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.
  5. Средневековые романы и повести. – БВЛ. – М., 1974.
  6. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. – М.,1976. Глава 3,4.

 

 

Тема № 7: Лирика Франсуа Вийона

1.Социально-историческая ситуация во Франции ХV века.

  1. Жизненный путь Ф. Вийона.

3.Темы и мотивы поэзии Ф. Вийона:

а) тема смерти («Малое завещание», «Большое завещание», эпитафии, «Баллада повешенных», «Баллада о Дамах былых времен»);

б) тема социального неравенства;

в) тема любви.

  1. Поэтическое новаторство Вийона:

а) пародийное начало поэзии;

б) парадоксальность в основе лирического «Я» («Баллада примет», «Баллада состязания в Блуа»);

в) использование воровского жаргона;

г) зарождение ролевой лирики в поэзии Вийона.

  1. Современные интерпретации творчества Вийона:

а) отражение облика поэта и его художественной манеры в стихотворении Б. Окуджавы «Молитва Ф. Вийона»;

б) О. Мандельштам о Вийоне.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мочульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.
  2. Федотов О.И.История западноевропейской литературы средних веков. Учебник-хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – Учебник-хрестоматия. – М.,2002.
  3. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. – Хрестоматия. – М.,1975.
  4. Шайтанов И.О., Афанасьева А.О. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.
  5. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989. – С. 22-48.
  6. Эренбург И.Г. Французские тетради. – М., 1959.

 

 

Тема № 8: Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как памятник французского Возрождения

  1. Особенности развития гуманистической мысли во Франции и жизненный путь Рабле. Его учено-гуманистическая деятельность.
  2. Творческая и издательская судьба романа. Структура книги.
  3. Народные источники сюжета. Система образов. Связь с народной смеховой культурой: пиршественные образы, гротескный образ тела.
  4. Амбивалентный характер смеха. Раскованная стихия языка романа.
  5. Изложение теории гуманистического образования и воспитания.
  6. Отличие первых двух книг романа от последних трех.
  7. Образ Телемской обители как один из ранних примеров утопии в европейской литературе.
  8. Пародийное использование приемов и стиля героического эпоса.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мочульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987
  2. Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля // Мимесис. – М., 1976.
  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965, 1990.
  4. Пинский Л.Е. Смех Рабле // Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.
  5. Смирнов А.А. Рабле и его роман // А.А. Смирнов. Из истории западноевропейской литературы. – М.;Л.,

 

Тема № 9: Возрождение в Испании и роман Сервантеса «Дон Кихот»

  1. Своеобразие культурно-исторических процессов в Испании ХV-ХVI веков. Утопизм положительных идеалов в испанском гуманизме.
  2. Развитие жанра романа в испанской ренессансной литературе. Значение плутовского романа.
  3. История создания романа.
  4. Особенности сюжетостроения. Полемика со штампами рыцарского романа.
  5. Дон Кихота как «вечный образ». Понятие «донкихотства». Его трактовки.
  6. Образ Дульсинеи Тобосской.
  7. Образ Санчо Панса и его эволюция.
  8. Роль вставных новелл в структуре романа.
  9. Автор – повествователь – герой. Черты романа Нового времени у Сервантеса.
  10. Художественные интерпретации образа Дон Кихота: история и современность.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 3. – М., 1985.
  2. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мочульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.
  3. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2 т. – М.: Владос, 2001. – Т.2.
  4. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. – М., 1996.
  5. Пинский Л.Е. Сюжет «Дон Кихот» и конец реализма Возрождения // Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961. – С. 297- 365.
  6. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958.
  7. Багно В. Дорогами Дон Кихота. – М., 1988.
  8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот.
  9. Шкловский В.Б. Рождение нового романа// Виктор Шкловский. Повести о прозе: Размышления и разборы. – М., 1966. – Т.1. – С. 157-202.
  10. Бочаров С.Г. О композиции «Дон Кихота» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

 

 

Тема № 10: Трагедия У. Шекспира «Гамлет»: философская и художественная проблематика

  1. Источники сюжета о принце Гамлете. Особенности его трактовки у Шекспира.
  2. Характер конфликта.
  3. Образ Гамлета. Его трактовки Гете, Белинским, Тургеневым, Выготским, Пинским. Значение монолога «Быть или не быть?» в раскрытии сущности образа.
  4. Проблема мести в трагедии. Три мстителя: Лаэрт, Фортинбрас, Гамлет.
  5. Женские образы: Офелия и Гертруда.
  6. Зло в мире: Клавдий, Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Озрик.
  7. Основные мотивы трагедии:

а) мотив искусства;

б) мотив безумия;

в) мотив смерти, образ Йорика.

  1. Особенности языка трагедии.
  2. Художественные и литературные интерпретации образов Гамлета и Офелии.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Аникст А.А. Трагедия У. Шекспира «Гамлет». – М., 1985.
  2. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. – М.,1971.
  3. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Т.С. Элиот. Назначение поэзии / Вступит. Ст. А.М. Зверева. – Киев; М., 1997. – С. 151-156.
  4. Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир. – М., 1986.
  5. Шайтанов И.О. Шекспир Уильям // Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение; Барокко; Классицизм. – М.,1998. – С.508-693.
  6. Барг М.А. Шекспир и история. М.,1979.
  7. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. – М.,1975.

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X