Тема № 11: Творчество Лопе де Вега как выражение идей ренессансного реализма. Народная драма «Фуэнте Овехуна»
- Испанская драматургия 17 века. Общие тенденции, жанры, эволюция.
- Творческий путь Лопе де Вега. Испанская история и ее отражение в пьесах Лопе де Вега.
- Эстетическая программа Лопе де Вега «Новое руководство для начинающих писать комедии».
- Народная драма «Фуэнте Овехуна»:
а) история создания;
б) система образов в пьесе; антифеодальный пафос; роль массовых сцен.
в) образ Лауренсии.
- Значение творчества Лопе де Вега для развития испанской и мировой драматургии.
Список рекомендуемой литературы
- Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. – М., 1978.
- Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII века. – М.: Высшая школа, 2005.
- Плавскин З.И. Испанская литература XVII-середины XIX века. – М., 1978.
- Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVII в. М.: Высшая школа, 1987
- Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI-XVII веков: От истоков до вершин. – М., 1995.
- Штейн А.Л. История испанской литературы. – М., 1994.
Тема № 12: Трагедия французского классицизма.
Трагедий Корнеля «Сид»
- Периодизация творчества П. Корнеля. Эволюция тематики и отступление от классицистических норм. Причины, определившие эту эволюцию.
- От «Юности Сида» Г. Де Кастро к «Сиду» П. Корнеля (история сюжета).
- Трагедия героического действия «Сид».
3.1. Своеобразие художественного конфликта и его зависимость от норм классицизма. Эстетические принципы Корнеля.
3.2. Образы главных героев трагедии. Борьба чувства и долга как основной принцип построения характера героев.
- Полемика вокруг «Сида». Пушкин о Корнеле.
Список рекомендуемой литературы
- Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. – М., 1978.
- История французской литературы / Под ред. Л. Андреева. М., 1987.
- Обломиевский Д.Н. Французский классицизм. М., 1968.
- Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII века. – М.: Высшая школа, 2005.
- Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVII в. М.: Высшая школа, 1987
- Сигал Н. Корнель. М.: Искусство, 1957.
Тема № 13: Жан Расин и эволюция трагедии французского классицизма
во 2-й половине 17 века. Трагедия Ж. Расина «Федра».
- Интерес к мифу о Федре и Ипполите в мировой литературе.
- Античный миф и его трансформация в пьесах Расина.
- Философия янсенизма и эволюция классицистической трагедии.
- Композиция трагедии и раскрытие через нее авторского замысла:
а) рассмотреть содержание трагедии по актам и составить схему развития фабулы; композицию каждого акта.
б) композиция трагедии в целом и особенности сценического действия; соотношение эпического и драматического в трагедии.
- Конфликт в трагедии и его особенности в сравнении с корнелевским конфликтом. Воплощение конфликта в главных образах трагедии:
а) Ипполит. Приемы создания образа. Особенности трактовки у Расина.
б) Федра. Нравственная проблематика и ее поэтическое воплощение в трагедии. Новый тип героя.
в) политические мотивы в трагедии Расина; особенности трагического в образе Тезея.
- Сходство и различие в трактовке античного мифа об Ипполите у Еврипида и Расина.
- Отступление от принципов классицизма в трагедии «Федра».
- Эстетическое новаторство Ж. Расина: новое отношение к античности в творчестве Расина; новый тип трагедии; соотношение этики и эстетики в творчестве Расина.
Список рекомендуемой литературы
- Франс А. Очерк о Жане Расине. М., 1976.
- Цветаева М. Федра. (Любое издание).
- Гриб В.Р. Статья о Расине // Избранные работы. М., 1982.
- Жирмунская Н.А. Трагедии Расин // Расин Ж. Трагедии. Новосибирск, 1977.
- Кадышев В.С. Расин. – М., 1990.
- Обломиевский Д.Н. Французский классицизм. М., 1968.
- Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVII в. М.: Высшая школа, 1987.
Тема № 14: Творчество Кальдерона как пример мировоззрения и стиля барокко. Пьеса «Жизнь есть сон».
- Двойственный характер творчества П. Кальдерона и двойственность его оценки в веках.
- Драма «Жизнь есть сон» как пример литературы барокко:
а) философская и эстетическая программа барокко и ее отражение в пьесе; теория «быстрого разума»;
б) композиция пьесы как способ барочного мироощущения;
в) концепция личности в пьесе;
г) черты барокко в стиле Кальдерона в соотнесенности с философскими идеями (контраст и антитеза; символика и аллегории; особенности метафор; лейтмотивы в образности пьесы; поэтический рационализм).
- Место Кальдерона в драматургии его времени. Сходство и различие драм Кальдерона и Лопе де Вега.
Список рекомендуемой литературы
- Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейской литературе XV-XVII веков. М., 1966.
- Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. – М., 1978.
- Балашов Н.И. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. Драмы в 2-х кн. Кн. 2. М.: Наука, 1989.
- История всемирной литературы. В 9 т. – М.: «Наука», 1986-1988. Т. 4.
- Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII века. – М.: Высшая школа, 2005.
- Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVII в. М.: Высшая школа, 1987.
Тема № 15: Теория классицизма и ее отражение в комедии-балете Мольера «Мещанин во дворянстве».
- Этапы творчества Мольера. Жанр комедии-балета во французской драматургии XVII в. и особенности этого жанра у Мольера.
- Взгляды Мольера на цели и задачи комедии.
- История создания комедии «Мещанин во дворянстве» и жанровые особенности этой комедии.
- Система образов в комедии и ее связь с правилами классицизма.
- Образ господина Журдена и приемы создания этого образа. Господин Журден как социальное явление XVII в.
- Социальный и этический смысл образов аристократов в комедии.
- Приемы создания комического эффекта в комедии (проиллюстрировать примерами).
Список рекомендуемой литературы
- Бояджиев Г. Мольер. – М., 1989.
- Бордонов Ж. Мольер /Пер. с фр. М.: Искусство, 1983.
- Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. – любое издание.
- Гликман М. Мольер. – М., 1966
- Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы.
с дистанционным обучением?