Контрольная работа по дисциплине «История литературы» для ХГИК



Тема № 16: Трагедия Гете «Фауст». Идейно-художественные функции прологов. Система образов и особенности стиля произведения.

  1. Идейно-художественные функции прологов к трагедии «Фауст».

1.1 «Пролог в театре»:

а) система эстетических суждений Гете в «Прологе в театре»;

б) воплощение эстетических суждений Гете в композиции и системе образов трагедии;

в) идеал прекрасного в понимании Гете; отношение Гете к современным ему литературным направлениям и отражение этого в тексте трагедии (движение «Бури и натиска», романтизм, классицизм, сентиментализм). Проблема творческого метода Гете.

1.2 «Пролог на небесах»:

а) тема и идея «Фауста» и их определение в «Прологе на небесах»; философско-гуманистическая проблематика;

б) роль Мефистофеля в художественном воплощении идеи трагедии; философский смысл образа Мефистофеля.

  1. Образ Фауста. Поиски Фаустом смысла жизни и назначения человека и отражение в этих поисках духовных исканий немецких просветителей XVIII века:

а) краткий обзор судьбы образа Фауста в мировой литературе (немецкие народные книги, К. Марло), важнейшие моменты сходства и различия образа в литературе Ренессанса и трагедии Гете);

б) тема науки в трагедии; два типа ученых — Фауст и Вагнер; продолжение научного поиска во второй части (спор вулканистов и нептунистов, образ Гомункула и т.д.).

  1. Критика идеалов XVIII века в первой части трагедии.
  2. Тема труда в трагедии.
  3. Образ Фауста в мировой литературе и культуре.

 

Список рекомендуемой литературы

1 Аникст А.А. «Фауст» Гете: Лит. Комментарий. М.: Просвещение, 1979.

  1. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. – М., 1978.
  2. Вильмонт Н. Гете. История его жизни и творчества. М.: Гослитиздат, 1959.
  3. История зарубежной литературы 18 века / Под. ред. З. И. Плавскина. – Л., 1986.
  4. История зарубежной литературы 18 века / Под. ред. З. И. Плавскина. – Л., 1986.
  5. Тураев С.В. И.В. Гете. М.: Учпедгиз, 1957.

 

Тема № 17. Жанровое своеобразие лирики В.А.  Жуковского.

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Жанровые особенности баллад В.А.Жуковского. Тематика баллад В.А.Жуковского.
  2. Мир средневековой культуры в балладах В.А.Жуковского.
  3. Фольклорное начало в балладах В.А.Жуковского.
  4. Творчество В.А. Жуковского и европейский романтизм.
  5. Элегии В.А. Жуковского и литература европейского сентиментализма на рубеже XVIII-XIX вв.
  6. Черты романтизма в элегиях В.А.Жуковского.
  7. Особенности изображения внутреннего мира человека в лирике В.А.Жуковского. Пейзаж в лирике поэта.
  8. Христианские основы мировоззрения В.А.Жуковского и их воплощение в произведениях. Анализ элегий.

Литература:

  1. Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского // Аверинцев С.С. Поэты. – М., 1996.
  2. Веселовский А.Н. В. А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения». – М., 1999.
  3. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
  4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.5.
  5. Касаткина В.Н. Творчество В.А. Жуковского. – М., 2002.
  6. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

 

 

Тема № 18. Романтические поэмы А. С. Пушкина.

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Ведущие темы и мотивы, основные типы романтического конфликта в южных поэмах А.С.Пушкина; смысловая нагрузка, особенности ее разрешения. Экзотическая среда как условие проявления романтических конфликтов.
  2. Романтический герой: основные характеристики, мера и формы социально-психологической конкретизации. Эволюция героя и принципов нравственной оценки его от «Кавказского пленника» до «Цыган».
  3. Эстетический смысл простоты сюжетного построения и «вершинности»композиции.
  4. Образ автора, его место и ведущие функции в художественной структуре поэм.

Литература:

  1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – М., 1978.
  2. Гуковский Г. 1) Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957; 2) Пушкин и русские романтики. – М., 1995.
  3. Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. – М., 1993.
  4. Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина. – М., 2001.
  5. Мейлах Б.С. 1) Творчество Пушкина: Развитие художественной системы. – М., 1984; 2) “… сквозь магический кристалл…”: пути в мир Пушкина. – М., 1990.
  6. Смирнов А.А. Романтическая лирика Пушкина. – М., 1994.
  7. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. – М., 1990.
  8. Трофимов Е.А. Метафизическая поэтика Пушкина. – Иваново, 1999.
  9. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. – М., 1980.
  10. История русской поэзии. В 2 т. – Л., 1968.

 

Тема № 19. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон»: специфика художественного метода

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Поэма «Мцыри»: ее источники, творческая история; Мцыри как романтический герой, принцип романтического контраста и его системообразующая роль в поэме, своеобразие романтической символики.
  2. Трагическое в поэме.
  3. «Демон» как философская поэма.
  4. Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречивость.
  5. Принципы создания образа Тамары.
  6. Сюжетно-фабульный конфликт поэмы. Противостояние героя и мира.
  7. Контрапунктное столкновение взаимоисключающих и взаимосвязанных «правд».
  8. Своеобразие художественной символики.
  9. Художественные особенности языка и стиля поэмы. Композиция, роль монологов и диалогов. Функции пейзажа в повествовании. Особенности стиха.
  10. Тема демонизма в диалогических отношениях поэм.
  11. Этнографические и бытовые детали, их роль и место в сюжете. Поэтика кавказских пейзажей.
  12. Фольклорные элементы сюжета и образов поэм. Принципы авторской оценки персонажей.

Литература:

  1. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., 1973.
  2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1980.
  3. Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977.
  4. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
  5. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. – М.; Л., 1964.
  6. Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова (Опыт анализа жанрового своеобразия художественного произведения). – Л., 1969.
  7. Мехтиев В.Г. Журнал «Маяк»: духовная оппозиция эстетическим идеям журналистики 1840-х годов и романтизму М.Ю. Лермонтова. – Хабаровск, 2004. Раздел: «Лермонтовская поэма и творческий диалог в русской поэзии 40-х годов».
  8. Мехтиев В.Г. 1) «Демон» М.Ю. Лермонтова и его «провинциальные» читатели: конец Х1Х – начало ХХ вв. // 100 лет серебряному веку. Материалы международной научной конференции. – М., Макс Пресс, 2001. 2) Мотив и его семантическое поле в юношеских поэмах М.Ю. Лермонтова «Азраил» и «Ангел смерти»// Проблемы поэтики русской литературы. – М., 2003. 3) Самоповторения в поэмах М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри»// Вопросы гуманитарных наук (М). № 1. 2003. 4) Лермонтовский мотив страдания в художественном мире Ф.М. Достоевского // Литература и история. Сб. науч. тр. Выпуск 4. – М., МГОУ, 2005. 5) Между трагедией и литургией: «Елена»  Бернета и «Демон» Лермонтова // Историческая поэтика жанра. Сборник докладов всероссийской научной заочной конференции. – Биробиджан, ДВГСГА, 2007.

 

Тема № 20. Две «Осени»  в русской литературе: Е. А. Баратынский и А.С. Пушкин.

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Философское осмысление закономерностей круговорота бытия в стихотворениях поэтов. Связь человека и природы в художественном мире стихотворений. Национальная специфика пейзажа.
  2. Поэтическая философия Е.А.Баратынского и А.С.Пушкина. Пушкинская концепция поэтического вдохновения, изображение творческого процесса в стихотворении. Образная система их стихотворений.
  3. Лирическая медитация А.С.Пушкина и «поэзия мысли» Е.А.Баратынского.
  4. Особенности лирического субъекта в произведениях.
  5. Октава, ее особенности, значение в развитии лирической темы.
  6. Своеобразие поэтического языка А.С.Пушкина и Е.А.Баратынского.
  7. Проанализировать речевую, ритмическую, интонационную структуру стихотворений в единстве с их содержанием.
  8. Прокомментировать, опираясь на текст «Осени» А.С.Пушкина, следующее его суждение из возражений на статьи В.К.Кюхельбекера: «Вдохновение (…) есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (…) Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует».

Литература: см. по лирике А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X