Контрольная работа по дисциплине «История литературы» для ХГИК



Тема № 21. Драматургия А.С. Пушкина: «Маленькие трагедии».

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. «Опыт драматических изучений»: история создания и «сквозные» темы цикла (новеллистический принцип острого сюжета, жизнь и смерть как два полюса внутреннего мира персонажей, роковой, надличный характер конфликтов и др.).
  2. «Ужасный век, ужасные сердца!»: испытание рыцарского благородства в трагедии «Скупой рыцарь».
  3. «Крупный план» в пьесе «Моцарт и Сальери»: трагедия Сальери (культ логики и знания без нравственной опоры).
  4. «Каменный гость»: «вечный» сюжет в пушкинской интерпретации. Дон Гуан: тип героя-актера, героя-завоевателя.
  5. «Пир во время чумы»: трагедия Вальсингама (культ свободы личности без нравственной опоры). Поэтика и семантика песни Мери (отсутствие метафор, минимум эпитетов, простодушный, «детский» хорей).

Литература:

  1. Архангельский А. «Маленькие трагедии» (№28/2000) september.ru.
  2. Рецептер В. «Я жду его»: Скрытый сюжет «Скупого рыцаря» // Притяжение «Скупого рыцаря». СПб., 2001.
  3. Якубович Д.П. Комментарий к «Скупому Рыцарю». В кн.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Том седьмой: Драматические произведения. М., 1935.

 

 

Тема №22. Над чем смеялся Гоголь: комедия «Ревизор».

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Жанровое новаторство комедии.
  2. Специфика драматургического конфликта: «миражная интрига».
  3. Своеобразие комического в «Ревизоре».
  4. Смысл эпиграфа и «немой сцены».
  5. Отзывы автора и современников о «Ревизоре». Первые театральные постановки.

Литература:

  1. Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.
  2. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Мифология. Идеология. Контекст. – М., 2002.
  3. Воропаев В.А. Гоголь: жизнь и творчество. – М., 2002.
  4. Гоголь в русской критике. – М., 1953.
  5. Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. – М., 1987.
  6. Манн Ю.В. Смелость изображения. Черты художественного мира Гоголя. – М.,1975.
  7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1995.
  8. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М., 1983.

 

Тема № 23. Романы И. С. Тургенева «Дым» и «Новь».

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. История создания романов «Дым» и «Новь».
  2. Новые принципы организации сюжета и материала действительности.
  3. Литвинов – герой-постепеновец.
  4. Отсутствие типичной тургеневской героини.
  5. Сатирические мотивы.
  6. «Дым» как антинигилистический роман.

Литература:

  1. Батюто А. И. Тургенев — романист. – Л., 1972.
  2. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972.
  3. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. – Л., 1975.
  4. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. – М., 1979.

 

 

 

Тема № 24. Повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Внимание писателя к сильным, страстным натурам, стремящимся вырваться из замкнутого существования.
  2. Полемика с «Грозой» Островского об истоках коллизий в купеческом мире.
  3. Образ Катерины Измайловой.
  4. Двуплановость темы любви.

Литература:

  1. В мире Лескова. – М., 1983.
  2. Другов Б. М. Жизнь Николая Лескова. Очерк творчества. – М., 1961.
  3. Лесков и русская литература. – М., 1988.
  4. Столярова И. В. В поисках идеала /Творчество Н. С. Лескова/. – М., 1979.
  5. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. – М., 1974.

 

Тема № 25. «Записки из подполья» – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского.

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. «Записки из подполья» в творческой эволюции писателя. Своеобразие изображения героя в повести Достоевского.
  2. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве Достоевского. Образ-символ «подполья» в повести.
  3. «Парадоксалист» как герой-идеолог. Философская проблематика повести.
  4. «Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского (В. Недзвецкий).
  5. Реминисценции в повести /Гоголь, Гончаров, Тургенев, Чернышевский, Некрасов/. Особенности жанра «Записок из подполья».
  6. Традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.

Литература:

  1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.
  2. Захаров В.Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1989. С. 107-110.
  3. Живолупова Н.В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М.,1998. № 10. С. 99-106.
  4. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. – М.,1966.
  5. Назиров Р. Об этической проблематике повести «Записки из подполья»//Достоевский и его время. – Л.,1971.
  6. Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в «Записках из подполья» //Достоевский. Материалы и исследования. – Л. 1976. Т.2. С.82-87.
  7. Печерская Т.И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф.М.Достоевского («Записки из подполья») // Художественное целое как предмет типологического анализа. – Кемерово, 1981. С. 44-52.
  8. Скафтымов А. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М.,1972. С. 88-133.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X