Тема № 21. Драматургия А.С. Пушкина: «Маленькие трагедии».
Рекомендации к выполнению контрольного задания:
- «Опыт драматических изучений»: история создания и «сквозные» темы цикла (новеллистический принцип острого сюжета, жизнь и смерть как два полюса внутреннего мира персонажей, роковой, надличный характер конфликтов и др.).
- «Ужасный век, ужасные сердца!»: испытание рыцарского благородства в трагедии «Скупой рыцарь».
- «Крупный план» в пьесе «Моцарт и Сальери»: трагедия Сальери (культ логики и знания без нравственной опоры).
- «Каменный гость»: «вечный» сюжет в пушкинской интерпретации. Дон Гуан: тип героя-актера, героя-завоевателя.
- «Пир во время чумы»: трагедия Вальсингама (культ свободы личности без нравственной опоры). Поэтика и семантика песни Мери (отсутствие метафор, минимум эпитетов, простодушный, «детский» хорей).
Литература:
- Архангельский А. «Маленькие трагедии» (№28/2000) september.ru.
- Рецептер В. «Я жду его»: Скрытый сюжет «Скупого рыцаря» // Притяжение «Скупого рыцаря». СПб., 2001.
- Якубович Д.П. Комментарий к «Скупому Рыцарю». В кн.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Том седьмой: Драматические произведения. М., 1935.
Тема №22. Над чем смеялся Гоголь: комедия «Ревизор».
Рекомендации к выполнению контрольного задания:
- Жанровое новаторство комедии.
- Специфика драматургического конфликта: «миражная интрига».
- Своеобразие комического в «Ревизоре».
- Смысл эпиграфа и «немой сцены».
- Отзывы автора и современников о «Ревизоре». Первые театральные постановки.
Литература:
- Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.
- Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Мифология. Идеология. Контекст. – М., 2002.
- Воропаев В.А. Гоголь: жизнь и творчество. – М., 2002.
- Гоголь в русской критике. – М., 1953.
- Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. – М., 1987.
- Манн Ю.В. Смелость изображения. Черты художественного мира Гоголя. – М.,1975.
- Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1995.
- Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М., 1983.
Тема № 23. Романы И. С. Тургенева «Дым» и «Новь».
Рекомендации к выполнению контрольного задания:
- История создания романов «Дым» и «Новь».
- Новые принципы организации сюжета и материала действительности.
- Литвинов – герой-постепеновец.
- Отсутствие типичной тургеневской героини.
- Сатирические мотивы.
- «Дым» как антинигилистический роман.
Литература:
- Батюто А. И. Тургенев — романист. – Л., 1972.
- Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972.
- Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. – Л., 1975.
- Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. – М., 1979.
Тема № 24. Повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Рекомендации к выполнению контрольного задания:
- Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Внимание писателя к сильным, страстным натурам, стремящимся вырваться из замкнутого существования.
- Полемика с «Грозой» Островского об истоках коллизий в купеческом мире.
- Образ Катерины Измайловой.
- Двуплановость темы любви.
Литература:
- В мире Лескова. – М., 1983.
- Другов Б. М. Жизнь Николая Лескова. Очерк творчества. – М., 1961.
- Лесков и русская литература. – М., 1988.
- Столярова И. В. В поисках идеала /Творчество Н. С. Лескова/. – М., 1979.
- Троицкий В. Ю. Лесков-художник. – М., 1974.
Тема № 25. «Записки из подполья» – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского.
Рекомендации к выполнению контрольного задания:
- «Записки из подполья» в творческой эволюции писателя. Своеобразие изображения героя в повести Достоевского.
- «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве Достоевского. Образ-символ «подполья» в повести.
- «Парадоксалист» как герой-идеолог. Философская проблематика повести.
- «Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского (В. Недзвецкий).
- Реминисценции в повести /Гоголь, Гончаров, Тургенев, Чернышевский, Некрасов/. Особенности жанра «Записок из подполья».
- Традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.
Литература:
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.
- Захаров В.Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1989. С. 107-110.
- Живолупова Н.В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М.,1998. № 10. С. 99-106.
- Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. – М.,1966.
- Назиров Р. Об этической проблематике повести «Записки из подполья»//Достоевский и его время. – Л.,1971.
- Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в «Записках из подполья» //Достоевский. Материалы и исследования. – Л. 1976. Т.2. С.82-87.
- Печерская Т.И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф.М.Достоевского («Записки из подполья») // Художественное целое как предмет типологического анализа. – Кемерово, 1981. С. 44-52.
- Скафтымов А. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М.,1972. С. 88-133.
Нужна помощь
с дистанционным обучением?
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.