Контрольная работа по дисциплине «История литературы» для ХГИК



Тема № 26. Рождественские и пасхальные мотивы в русской прозе второй половины XIX века

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Русский святочный рассказ: становление жанра. Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
  2. Своеобразие святочного рассказа Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели».
  3. Рождественские мотивы чеховских рассказов «Ванька», «На святках».
  4. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы ХIХ века.
  5. Пасхальный архетип в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Литература:

  1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.
  3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
  4. Есаулов И.А. О некоторых особенностях рассказа А.П. Чехова «Ванька» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С.479–483.
  5. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С.249-261
  6. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471-478.
  7. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. 113-127.
  8. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. С. 72 – 76.

 

Тема № 27. Раннее творчество Л.Н. Толстого («Севастопольские

рассказы»). Подступы к эпическому полотну.

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

1.Формирование нравственно-эстетических представлений «раннего» Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы).

2.«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Циклообразующие факторы «Севастопольских рассказов». Своеобразие жанра военного очерка в творчестве Толстого.

3.«Севастополь в декабре месяце» как очерк с лирическими элементами. Образ автора.

4.«Севастополь в мае» как рассказ. Ситуация человека на пороге смерти.

5.«Севастополь в августе 1855г.» как повесть с элементами романтического повествования. Столкновение двух точек зрения на войну в судьбах братьев Козельцовых.

Литература:

  1. Бурнашева Н.И. Жанровое своеобразие «Севастопольских рассказов». Л.Н.Толстого // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII-ХIХ вв. – М., 1978. С.87-104.
  2. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л.,1981.
  3. Галаган Г.Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого // Русская литература. 1974. № 1. С.136-149.
  4. Лебедев Ю.В. Л.Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Севастополь и «Севастопольские рассказы» // Русская литература. 1976. № 4. С.61-82.
  5. Одиноков В.Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л.Н. Толстого // Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978. С. 9-52.
  6. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. – Саратов, 1974. С.89-93.
  7. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. – М., 1987. С. 34-140.

 

Тема № 28. Религиозно-философские и эстетические искания Л.Н. Толстого в поздний период творчества.

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Этический и социальный характер духовных исканий писателя – «адвоката стомиллионного земледельческого народа».
  2. Публицистика Толстого («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Философские, этико-практические задачи, выдвинутые Толстым в художественном творчестве в эпоху утраты «непосредственного чувства жизни», в «период безвременья».
  3. Эстетические представления писателя. Осмысление в позднем творчестве Толстого новозаветного противопоставление «века сего» Царству Небесному (миру).
  4. Проблемы духовности как атрибута человека. Понимание христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). «Вера есть знание смысла человеческой жизни», «Вера есть сила жизни» (Л. Толстой).
  5. Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности.

Литература:

  1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. – Воронеж, 1980.
  2. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследие. – М., 1969. Т. 69, кн. 1. С. 35-102.
  3. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981.
  4. Гусейнов А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. – СПб., 1999. С. 312-324.
  5. Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 1998. Ч. 4.
  6. Одиноков В.Г. Религиозно-этические взгляды «позднего» Толстого и его художественное творчество // Русская литература и религия. – Новосибирск, 1997. С. 121-152.
  7. Ремизов В.Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник. – Тула, 1992.

 

Тема № 29. Своеобразие чеховской прозы конца 1880-х – начала 1890-х гг
( повесть «Степь»).

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Художественные искания писателя в конце 80-х годов.
  2. Повесть А.П. Чехова «Степь» в современном литературоведении: варианты интерпретаций.
  3. «Степь» как «лирическая эпопея», «повесть о русской земле» (М. Громов).
  4. «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х годов.
  5. Образ степи как модель пространственного построения чеховских сюжетов («Шампанское», «Огни»). Оппозиция «человек и мир» в произведениях со «степным» сюжетом.

Литература:

  1. Бердников Г.П. А.П. Чехов. – М., 1984.
  2. Громов М. Чехов. – М., 1993.
  3. Ильюхина Т.Ю. Чеховский дебют в «толстом» журнале. Повесть «Степь» // Ars philologiae. – СПб., 1997. С. 246-275.
  4. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. – М., 1995.
  5. Разумова Н.Е. «Степь» Чехова: варианты интерпретации повести // Вестник Томского государственного университета. 1998. Т. 266.
  6. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. – М., 1994. С. 151-191.
  7. Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература. 1983. № 5.

 

Тема № 30. Пьеса А.П. Чехова «Чайка».

Рекомендации к выполнению контрольного задания:

  1. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П.Чехова 1890-х годов.
  2. Децентрализация системы персонажей и равнораспределенность конфликта «Чайки».
  3. Отсутствие фабульной целеустремленности как следствие процесса «романизации» драмы.
  4. Структура «подводного», лирического сюжета, выводящего изображение за рамки семейно-бытовой драмы.
  5. Сюжетно-композиционные функции символов в пьесе. Центральный образ-символ чайки. Значение пространственных категорий для выражения драматической идеи (образы дома, сада, озера, эстрады).
  6. Своеобразие художественного времени в пьесе. Циклический характер «лирического сюжета».

Литература:

  1. Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове // Алперс Б. Искания новой сцены. – М., 1985. С. 12-31, 159-205.
  2. Головачева А.Г. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П. Чехова 1890-х годов: Автореф. дисс…. канд.филол.наук. – Л., 1985.
  3. Гушанская Е.М. Слово и поступок в сюжете «Чайки» как особенность чеховской поэтики // Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж, 1980.
  4. Камянов В. О чеховской драматургии // Камянов В. Время против безвременья. – М., 1989. С. 165-187.
  5. Паперный З.Г. «Чайка» А.П.Чехова. – М., 1980.
  6. Салынский Д. Пространственные образы драматургии Чехова // Художник, сцена. – М., 1978.
  7. Собенников А.С. «Чайка» А.П.Чехова // Проблемы метода и жанра. – Томск. 1986. Вып. 13. С. 215-233.

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X