Контрольная работа по дисциплине «История литературы» для ХГИК



Тема № 1: Идейно-художественное своеобразие героического эпоса «Илиада»

  1. Время, место создания «Илиады». Авторство («гомеровский вопрос»). Гомеровское время. История и вымысел.
  2. Характерные особенности гомеровского эпоса: соотнесенность с событиями прошлого; мифологичность; приём «божественного вмешательства»; ограниченность эпического психологизма; мифологема «судьбы»; ведущая роль племенных вождей; кодекс героической чести; эпический идеал; монументальность и эпическое спокойствие эпоса; ретардация; закон хронологической несовместимости.
  3. Поэтическое своеобразие эпоса: эпические повторения, формульные и трафаретные стихи; эпитеты (общие, постоянные, сложные); сравнения; язык и стих поэмы (гекзаметр).
  4. Гомеровское понимание красоты.
  5. Образы Ахилла и Гектора в поэме «Илиада».
  6. Женские образы в поэме.
  7. Тема рока (судьбы) в гомеровских поэмах.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Шталь И.В. Художественный мир гомеровских поэм. – М., 1983.
  2. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск, 1990.
  3. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л., 1990. – гл. 3 “Кто разрушил Илион?” – с. 92-120.
  4. Боннар Андре. Греческая цивилизация.
  5. Кравчук А. Троянская война и поэма Гомера. – М., 1991.
  6. Лосев А.Ф. Гомер. – М., 2006.
  7. Римшнейдер М. От Олимпии до Неневии во времена Гомера. —
  8. Сахарный Н.Л. Гомеровский вопрос. – М., 1976.
  9. Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.

 

 

Тема № 2: Классическая лирика 7-6 вв. до н.э.

  1. Социально-историческое происхождение и общая характеристика: возникновение классической лирики; лирика и музыка.
  2. Античная классификация лирики. Декламационная лирика: античное понятие элегии (гражданская элегия: Калин, Тиртей, Солон, любовная элегия личных настроений: Мимнерм, общественная и личная лирика: Феогнид;  античное понятие ямбической лирики: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт).

3 Античная классификация мелоса: монодическая лирика: лесбосская лирика (Алкей, Сапфо), странствующие поэты (Ивик, Анакреонт);  хоровая лирика:

виды хоровой лирики (пеаны, гипорхемы, эпиникий, дифирамб, просодий, парфений, энкомий), содержание творчества Пиндара: мировоззрение, стиль, язык.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Боннар Андре. Греческая цивилизация.
  2. Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
  3. Гиленсон Б. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2004.

4.Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

  1. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
  2. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М., 1967.

 

Тема № 3: Идейно-художественное своеобразие трагедий Софокла

«Атигона», «Царь Эдип»

1.Софокл и его время. Расцвет жанра античной трагедии.

а) Художественные открытия Софокла. Человек и общество как главная проблема;

б) Трагедии Софокла и политические коллизии «века Перикла».

  1. Античный реализм и трагедии Софокла.
  2. Художественные особенности трагедий Софокла «Антигона» и «Царь Эдип»:

а) структура трагедии: система образов, роль хора;

б) конфликт трагедии «Антигона» как противостояние вечного (божественного) нравственного закона и указа деспотического властителя;

в) тема рока и человека в трагедии «Царь Эдип»;

г) роль перипетий и узнаваний в трагедиях;

д) особенности композиции;

е) проблема гибриса.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1. (любое издание)
  2. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1982.
  3. Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
  4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
  5. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
  6. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
  7. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.

 

 

Тема № 4: Идейно-художественное своеобразие драматургии Еврипида

1.Третий период развития античной драмы:

а) расцвет Афин и демократии при Перикле;

б) основные течения в научной и общественной жизни (учение Анаксагора, софистов, Протагора, Горгия и др.);

в) начало ораторского искусства.

2.Творческий путь «философа на сцене»:

а) общая характеристика творчества Еврипида;

б) психологические трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит».

в) образы Медеи, Ясона, Федры, кормилицы как софистические; отличие от героев Софокла;

г) влияние ораторского искусства на речь героев;

д) отношение Еврипида к богам;

е) роль хора и прием dues ex mashina.

  1. Национальное и мировое значение Еврипида. Современные художественные интерпретации драм Еврипида.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1. (любое издание)
  2. Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
  3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
  4. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
  5. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
  6. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.

 

 

Тема № 5: Греческий роман. Лонг «Дафнис и Хлоя»

  1. Греческая литература периода Римской империи:

а) Греция под римским владычеством; особенности культурного взаимодействия;

б) красноречие; эпоха второй софистики;

в) творчество Лукиана; переход к прозаическому повествованию;

г) становление греческого романа: Ахилл Татий, Гелиодор и др.; время и пространство (хронотоп) в греческом романе.

  1. Художественное своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

а) перенос центра тяжести с внешней занимательности на внутренний мир героев;

б) отношение Лонга к религии;

в) буколистическое оформление романа; противопоставление города и деревни;

г) утопические черты в романе;

д) специфика языка романа Лонга, изысканные приемы ораторского искусства.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Беркова Е.А. Буколистический роман Лонга // Античный роман. – М., 1969.
  2. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. № 3.
  3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Высш. школа, 1982.
  4. Гиленсон Б. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2004.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X