Тема № 1: Идейно-художественное своеобразие героического эпоса «Илиада»
- Время, место создания «Илиады». Авторство («гомеровский вопрос»). Гомеровское время. История и вымысел.
- Характерные особенности гомеровского эпоса: соотнесенность с событиями прошлого; мифологичность; приём «божественного вмешательства»; ограниченность эпического психологизма; мифологема «судьбы»; ведущая роль племенных вождей; кодекс героической чести; эпический идеал; монументальность и эпическое спокойствие эпоса; ретардация; закон хронологической несовместимости.
- Поэтическое своеобразие эпоса: эпические повторения, формульные и трафаретные стихи; эпитеты (общие, постоянные, сложные); сравнения; язык и стих поэмы (гекзаметр).
- Гомеровское понимание красоты.
- Образы Ахилла и Гектора в поэме «Илиада».
- Женские образы в поэме.
- Тема рока (судьбы) в гомеровских поэмах.
Список рекомендуемой литературы
- Шталь И.В. Художественный мир гомеровских поэм. – М., 1983.
- Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск, 1990.
- Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л., 1990. – гл. 3 “Кто разрушил Илион?” – с. 92-120.
- Боннар Андре. Греческая цивилизация.
- Кравчук А. Троянская война и поэма Гомера. – М., 1991.
- Лосев А.Ф. Гомер. – М., 2006.
- Римшнейдер М. От Олимпии до Неневии во времена Гомера. —
- Сахарный Н.Л. Гомеровский вопрос. – М., 1976.
- Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
Тема № 2: Классическая лирика 7-6 вв. до н.э.
- Социально-историческое происхождение и общая характеристика: возникновение классической лирики; лирика и музыка.
- Античная классификация лирики. Декламационная лирика: античное понятие элегии (гражданская элегия: Калин, Тиртей, Солон, любовная элегия личных настроений: Мимнерм, общественная и личная лирика: Феогнид; античное понятие ямбической лирики: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт).
3 Античная классификация мелоса: монодическая лирика: лесбосская лирика (Алкей, Сапфо), странствующие поэты (Ивик, Анакреонт); хоровая лирика:
виды хоровой лирики (пеаны, гипорхемы, эпиникий, дифирамб, просодий, парфений, энкомий), содержание творчества Пиндара: мировоззрение, стиль, язык.
Список рекомендуемой литературы
- Боннар Андре. Греческая цивилизация.
- Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
- Гиленсон Б. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2004.
4.Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
- Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
- Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М., 1967.
Тема № 3: Идейно-художественное своеобразие трагедий Софокла
«Атигона», «Царь Эдип»
1.Софокл и его время. Расцвет жанра античной трагедии.
а) Художественные открытия Софокла. Человек и общество как главная проблема;
б) Трагедии Софокла и политические коллизии «века Перикла».
- Античный реализм и трагедии Софокла.
- Художественные особенности трагедий Софокла «Антигона» и «Царь Эдип»:
а) структура трагедии: система образов, роль хора;
б) конфликт трагедии «Антигона» как противостояние вечного (божественного) нравственного закона и указа деспотического властителя;
в) тема рока и человека в трагедии «Царь Эдип»;
г) роль перипетий и узнаваний в трагедиях;
д) особенности композиции;
е) проблема гибриса.
Список рекомендуемой литературы
- Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1. (любое издание)
- Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1982.
- Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
- Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
- Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
- Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
- Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.
Тема № 4: Идейно-художественное своеобразие драматургии Еврипида
1.Третий период развития античной драмы:
а) расцвет Афин и демократии при Перикле;
б) основные течения в научной и общественной жизни (учение Анаксагора, софистов, Протагора, Горгия и др.);
в) начало ораторского искусства.
2.Творческий путь «философа на сцене»:
а) общая характеристика творчества Еврипида;
б) психологические трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит».
в) образы Медеи, Ясона, Федры, кормилицы как софистические; отличие от героев Софокла;
г) влияние ораторского искусства на речь героев;
д) отношение Еврипида к богам;
е) роль хора и прием dues ex mashina.
- Национальное и мировое значение Еврипида. Современные художественные интерпретации драм Еврипида.
Список рекомендуемой литературы
- Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1. (любое издание)
- Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.
- Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
- Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
- Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
- Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.
Тема № 5: Греческий роман. Лонг «Дафнис и Хлоя»
- Греческая литература периода Римской империи:
а) Греция под римским владычеством; особенности культурного взаимодействия;
б) красноречие; эпоха второй софистики;
в) творчество Лукиана; переход к прозаическому повествованию;
г) становление греческого романа: Ахилл Татий, Гелиодор и др.; время и пространство (хронотоп) в греческом романе.
- Художественное своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
а) перенос центра тяжести с внешней занимательности на внутренний мир героев;
б) отношение Лонга к религии;
в) буколистическое оформление романа; противопоставление города и деревни;
г) утопические черты в романе;
д) специфика языка романа Лонга, изысканные приемы ораторского искусства.
Список рекомендуемой литературы
- Беркова Е.А. Буколистический роман Лонга // Античный роман. – М., 1969.
- Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. № 3.
- Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Высш. школа, 1982.
- Гиленсон Б. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2004.
с дистанционным обучением?