Контрольная работа по дисциплине «История России» для ТулГУ, пример оформления



Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

 

Интернет-институт

 

Кафедра истории государства и права

  

Контрольная работа заочника

 

по дисциплине «История»

 

Внешняя политика Советской России и СССР 1918-1941 гг.

Начало II Мировой войны: причины, характер.

Тула 2019

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Внешняя политика Советской России в 1918-1922 гг…………………6
  2. Внешняя политика СССР в межвоенный период……………………..11

2.1   Дипломатическое признание СССР……………………………………11

2.2   Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны………..12

2.3  «Зимняя война» 1939-1940 гг…………………………………………..16

2.4   Расширение    территории    СССР.    Итоги    внешней    политики            1930-х гг………………………………………………………………………19

  1. Причины и характер Второй мировой войны…………………………..21

Заключение……………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………..29

Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях критика устоев советского общества и политическая нестабильность значительно изменили отношение многих людей к истории. Исходя из указанного, значимость исследования характеризуется главным образом огромным разрывом между систематически растущим интересом людей к отечественной истории и возможностями исторической науки удовлетворить данный интерес.

Особое место в истории России, несомненно, занимает советский период. Несомненно, вся драматическая история Советской России нуждается в критическом анализе, во всестороннем постижении ее смысла, содержания, причинных механизмов.

Соответственно актуальность темы обусловлена тем, что ничто так глубоко и долго не переживается обществом, как войны и их последствия. В течение истории человечества войны периодически втягивали государства и различные народы в свой водоворот, унося десятки, сотни тысяч и миллионы жизней людей, нанося значительный ущерб не только экономической сфере, а также и иным аспектам жизни стран. Разрушительные последствия войн для судеб народов невосполнимы, они отражаются на жизнедеятельности многих поколений. Особенно глубоко и остро последствия войн ощущаются теми государствами и народами, которые в большей степени страдают от них. Одной из самых суровых и кровавых войн стала Вторая мировая война, предыстория и история которой и сегодня считаются одной из наиболее актуальных проблем истории.

В данном плане исследования о внешнеполитической деятельности Советского государства в условиях предвоенных лет и начавшейся Второй мировой войны становятся актуальными.

Степень изученности проблемы. Межвоенный период 1918-1941 гг. и сегодня является одной из центральных тем в отечественной истории. Вышесказанное взаимосвязано, прежде всего, с насыщенностью рассматриваемого периода историческими событиями, которые предопределили дальнейшее развитие человечества, а кроме того, со становлением новых государственных образований.

В советской историографии вопросы внешней политики Российского государства межвоенного периода исследованы довольно основательно. Однако труды советской историографии характеризуются однобокостью исследований из-за господствовавшей идеологии. По данной причине больший интерес для нас представляют современные труды.

Прежде всего, стоит отметить многотомный труд под редакцией А.В. Торккнова «История международных отношений» [11], в котором рассмотрены основные документы и события в межвоенный период.

Интересна работа И.А. Хормача [20], где автор, анализируя внешнеполитическую деятельность Российского государства в начале ХХ века, определяет плюсы и минусы проводимой политики. Упор сделан на включение СССР в Лигу Наций.

Источниковую основу исследования составили сборники документов по вопросам внешней политики, проводимой Советским государством в рассматриваемый период [1; 2]. Также при работе над темой были использованы воспоминания Г.К. Жукова [3] и труд В.И. Ленина [4], которые позволили определить более полную картину рассматриваемых событий.

Предмет – основные направления внешней политики Советского государства.

Объект – международная обстановка в 1918-1941 гг.

Хронологические рамки исследования ограничены 1918-1941 гг. Указанное объясняется выбором межвоенного периода для Советского государства. В 1918 г. Россия вышла из Первой мировой войны, вынужденно подписав с Германией в марте 1918 г. Брестский мир. В 1941 г. 22 июня на территории СССР была начата Великая Отечественная война.

Цель – проанализировать внешнюю политику Советского государства в межвоенный период.

Задачи:

  1. определить основные вехи внешней политики Советской России в 1918-1922 гг.;
  2. охарактеризовать события, которые привели к дипломатическому признанию СССР;
  3. проанализировать внешнеполитическую деятельность СССР накануне Второй мировой войны;
  4. изучить «зимнюю войну»;
  5. выявить причины и характер Второй мировой войны.

 

 

  1. Внешняя политика Советской России в 1918-1922 гг.

 

Внешняя политика большевистской партии в начале их правления воплощалась в обстановке гражданской войны и иностранной интервенции, что придавало ей некоторое своеобразие по сравнению с другими этапами истории. Ведущим императивом выступало «выжить любой ценой». При этом выделенный период был началом ряда продолжительных тенденций, которые проявлялись во внешнеполитической деятельности государства в течение последующей истории. Наиболее значимой чертой указанного стал многоплановый характер внешнеполитической деятельности: прежде всего, это разные мирные инициативы, но в то же время, политика «экспорта революции», которая в некоторой степени совпадала с традиционными направлениями имперской экспансии.

Внешняя политика Советского государства выстраивалась на принципах, определенных В.И. Лениным, в частности [4, с. 113-118]:

  1. принцип пролетарского интернационализма, который предполагал взаимопомощь международного пролетариата в борьбе против капитализма и поддержку антиколониальных национальных движений. Данный принцип был основан на убежденности большевистской партии в быстрой победе социалистической революции в мировом масштабе. В развитие данного принципа в 1919 г. в Москве был сформирован Коммунистический интернационал;
  2. принцип мирного сосуществования с системой капитализма. Данный принцип означал признание вероятности развития связей с западными государствами. Его наличие было определено важностью укрепления позиций России на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции. Один из первых актов большевистской власти (Декрет о мире) призывал начать переговоры о мире. Однако бывшие союзники Советского государства не были согласны рассматривать мирные инициативы. По данной причине был выдвинут вопрос о заключении сепаратного мира с Германией. 3 марта 1917 г. был заключен Брестский мир, по которому от Российского государства были отторгнуты большие территории.

Мир с Германией явился значимой вехой во внешней политике России. Несмотря на то, что немецкие условия мира были еще более суровыми, Ленин требовал их принятия, угрожая собственным сторонникам отставкой. Исходя из указанного мира, Российское государство утратило территорию в 800 тыс. кв. км., было предоставлено согласие на оккупацию Украины и передачу Германии Черноморского флота, были отданы Турции города Каре, Батум и Ардаган [11, с. 62].

Рассматриваемый мир поспособствовал консолидации антибольшевистских сил, усматривавших в новом руководстве «предателей России». Приверженцы Ленина продолжительный период рассматривали данный договор как образец государственной мудрости, гибкости и реализма. Несомненно, в указанном определился удивительный прагматизм политики В.И. Ленина, способность ради сохранения власти действовать наперекор любым идеалам и нормам. Некоторым оправданием Брестского мира, несомненно, может стать сложное положение государства, отсутствие способности продолжать войну из-за развала армии. Но, исходя из вышесказанного важно, прежде всего, выделить то, что подрыву боеспособности Российского государства в предшествующий период способствовали непосредственно большевики. Кроме того, их отношения с Германией в следствие заключения мира не были ограничены вынужденным компромиссом, а включали многостороннее сотрудничество и взаимопомощь.

27 августа 1918 г. с Германией был заключен Добавочный договор [1, Т.1, с. 314]. Основным в нем стало начало определения демаркационной линии между войсками России и Германии, так как в предыдущий период отсутствие подобного разграничения предоставляло Германии возможность оккупировать новые территории РСФСР. Помимо указанного, Россия обязана была уплатить Германии 6 млрд. марок как возмещение за содержание пленных и за убытки, которые понесли Германия и ее гражданами в следствие аннулирования займов и национализации германской собственности в Российском государстве.

4 ноября 1918 г. накануне своего поражения Германия прекратила отношения с Российским государством под предлогом советской революционной пропаганды. В результате поражения Германии 13 ноября ВЦИК принял решение об аннуляции Брестского мира [14, с. 89].

Несмотря на то, что главным вектором внешнеполитической деятельности с середины 1918 г. являлась война, большевики не отказывались от мирных инициатив. В 1918 г. руководство обращалось с мирными предложениями к государствам Антанты и к Соединенным Штатам семь раз. Подобные инициативы были и в 1919 г.

Январь 1919 г. «Совет десяти» на Парижской мирной конференции Вильсона обратился к противоборствующим силам РСФСР прислать собственных представителей для переговоров о завершении гражданской войны на Принцевы острова (в Мраморном море). Как считалось в советской историографии, указанное являлось маневром в пользу белых, так как в тот период РККА с успехом проводила наступление. Власти РСФСР не были официально приглашены, а узнали об этом по радио. Однако советское руководство предоставило согласие на участие в конференции, но белые отказались.

В марте 1919 г. по инициативе Ллойд-Джорджа и Вильсона в Москву был отправлен американский дипломат Буллит, чтобы определить есть ли возможность подписания мира между РСФСР, государствами Антанты и белыми. Были разработаны предложения с взаимными уступками, к примеру, Россия была согласна смягчить собственную позицию об отказе от различных долгов царского и Временного правительства. Но, когда Буллит вернулся в Париж, Ллойд-Джордж сказал, что ничего не знает о его миссии, а Вильсон не опроверг данное заявление. Отказ был из-за того, что непосредственно в данный период было начато наступление Колчака, и Антанта надеялась на военный провал красных [16, с. 105].

В результате побед над белыми и интервентами появилась возможность установления приемлемых международных отношений. В декабре 1919 г. был заключен договор о приостановке военных действий с Эстонией, в январе 1920 г. – с Латвией. В феврале в Юрьеве заключен мирный договор с Эстонией – первый мирный договор РСФСР с европейским государством. В марте с ней был заключен торговый договор. В июле 1920 г. был подписан мирный договор с Литвой, в августе – с Латвией. Октябрь – Юрьевский мирный договор с Финляндией [1, Т.2, с. 39-46].

Наиболее значимым событием считается снятие Антантой блокады с Российским государством: 16 января 1920 г. Верховный Совет Антанты принял резолюции о разрешении обмена товарами между РСФСР, союзными и нейтральными государствами.

В 1921-1922 гг. были заключены торговые взаимоотношения РСФСР с Великобританией, Австрией, Норвегией и иными государствами [13, с. 47]. Наладились отношения со странами-соседями, сформировавшимися в следствие распада Российской империи, – Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией. РСФСР укрепляла взаимоотношения и с восточными странами-соседями. В 1921 г. были заключены договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. Тогда же были установлены мирные отношения с Монголией. РСФСР активно поддерживала революцию в Монголии.

Важной вехой в истории советской дипломатии стали взаимоотношения с восточными государствами. В 1921 г. был подписан мирный договор с Ираном, Афганистаном, Турцией, Монголией.

В 1922 г. РСФСР стала участницей в работе Генуэзской конференции, которая была созвана с целью урегулирования спорных вопросов, которые были связаны с экономическими претензиями западных государств к Российскому [11, с. 67].

На конференции страны не пришли к соглашению, однако был намечен раскол среди государств Запада. Германия в одностороннем порядке пошла на сотрудничество с РСФСР. В Рапалло, предместье Генуи, был заключен советско-германский договор.

Итак, со временем РСФСР получила признание и другими странами. Выход из международной изоляции стал основным результатом внешней политики Советского Союза в первый период существования советской власти.

 

 

  1. Внешняя политика СССР в межвоенный период

 

  • Дипломатическое признание СССР

 

30 декабря 1922 г. на Первом съезде Советов СССР представители РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР утвердили Декларацию и Договор о формировании Союза Советских Социалистических Республик. 31 января 1924 г. Вторым съездом Советов принимается первая союзная Конституция, законодательно закрепившая новое государственное образование. В 1925 г. в состав Союза ССР были включены Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 г. была сформирована Таджикская ССР [18, с. 37].

На международной конференции в Лозанне (ноябрь 1922 – июль 1923 г.) с целью подготовки мира с Турцией, делегация из СССР под руководством с В.В. Воровским не получила допуск к участию в переговорах по вопросу проливов Черного моря. Принятая Лозаннская конвенция предполагала разоружение зоны проливов, но предполагала свободный проход через Босфор и Дарданеллы торговых и военных судов. Советский Союз не согласился на утверждение конвенции, так как она нарушала его законные права.

16 июля в Харькове и 21 декабря 1923 г. в Тбилиси и Москве союзные республики уведомляли зарубежные власти о передаче собственных внешних сношений СССР. Народный комиссариат иностранных дел был реорганизован в Управления уполномоченных НКИД СССР. 23 июля 1923 г. Советский Союз уведомил зарубежных представителей в Москве о принятии СССР ведения внешних отношений союзных республик и о закрытии дипломатических представительств некоторых союзных республик за рубежом. Тогда же Нарком иностранных дел РСФСР был реорганизован в общесоюзный комиссариат [18, с. 41].

С 1924 г. была начата «полоса признания Советского Союза». В феврале 1924 г. были определены дипломатические отношения с Великобританией; в мае – с Францией и Китаем. Тогда же, в 1924 г., Советский Союз признали Италия, Австрия, Греция, Мексика, Уругвай, государства Скандинавии, в 1925 г. – Япония. Последним государством, которое установило дипломатические связи с Союзом ССР, были США в 1933 г. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, международную организацию, которая была основана в следствие установления Версальско-Вашингтонской системы [20, с. 116].

Таким образом, с образованием нового государства, СССР, началось установление новых международных связей Российского государства.

 

  • Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны

 

В 30-е гг. ХХ в. в основе доктрины внешней политики Советского государства были 2 противоречивые тенденции. Прежде всего, Советский Союз не отказался от тезиса о победе социалистических революций в наиболее крупных государствах и значимости поддержки революционных движений в западных государствах. В рамках Коминтерна, сформированного в Москве в 1919 г., советские коммунисты проявляли содействие формированию коммунистических партий в различных государствах, образованию обширных революционных организаций для активизации всемирного революционного процесса.

Кроме того, Союз ССР боялся формирования единого антисоветского фронта капиталистических стран. С целью роста темпов индустриализации Советское государство было заинтересовано в получении новых технологий и техники из западных стран. Пролетарский интернационализм и мирное сосуществование вступали в противоречие друг с другом, выявляя двойственность внешнеполитической деятельности Советского Союза.

В аспекте «линии Раппало» в 1928-1933 гг. Союз ССР устанавливал и развивал взаимодействие с Германией. В начале 1930-х гг. больше 30% внешнеторгового оборота государства приходилось на Германию. В 1933 г. с установлением в Германии диктатуры фашизма, Советский Союз пошел на сближение с государствами Запада, в основе которого была теория формирования коллективной безопасности [5, с. 22].

Советская дипломатия была в сложной ситуации, когда в 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против правительства республиканцев. Италия и Германия оказали поддержку испанскому фашизму; Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». Из-за страха получить очередные обвинения в экспорте революционных движений и поставить под угрозу сближение с государствами Запада, Союз ССР не смог открыто оказывать материальную и военную поддержку республиканской Испании. При этом пренебрежение учетом борьбы левых сил Испании значило утрату влияния ВКП(б) в Интернационале и международном коммунистическом движении. В следствие определенных колебаний 4 октября 1936 г. Советский Союз открыто заявил о собственной поддержке лево социалистического республиканского правительства. В Испанию были отправлены военные советники и большое количество добровольцев из военных специалистов, направлена военная техника СССР. Падение республиканского правительства в гражданской войне в Испании в 1939 г. продемонстрировало значимость объединения усилий в борьбе против фашистской агрессии [14, с. 221].

На Восточном направлении Союз ССР укреплял отношения с Ираном, Афганистаном. На Дальнем Востоке летом-осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии разразился конфликт с Китаем из-за КВЖД, общего советско-китайского предприятия. К концу 1920-х гг. дорога по факту находилась в собственности Советского Союза. В 1928 г. к власти в Китае пришло правительство Чан Кайши, которое сделало попытку военным усилием вернуть себе позиции, которые были утрачены на КВЖД. В процессе конфликта войска СССР разгромили пограничные отряды Китая. Заключенный 22 декабря 1929 г. Хабаровский протокол восстановил имевший место до военных событий статус КВЖД [1, Т.14, с. 563].

Центром конфликта на Дальнем Востоке была Япония, которая в 1931 г. захватила Маньчжурию и сформировала там в 1932 г. марионеточное государство Маньчжоу-Го, которое было признано в 1938 г. руководством А. Гитлера. В ноябре 1936 г. Германия и Япония сформировали двусторонний блок – Антикоминтерновский пакт, к которому потом были присоединены Италия, Испания, Венгрия. В июле 1937 г. Япония вступила в войну против Китая, который устанавливал связи с Советским Союзом. В августе 1937 г. был подписан договор о ненападении между Китаем и Союзом ССР. СССР стал оказывать Китаю всестороннюю поддержку, отправил в его армии инструкторов и летчиков-добровольцев.

В июле 1938 г. пограничники СССР заняли сопку Заозерную на спорной территории, где стали строить укрепления. 28 июля 1938 г. армия Японии напала на превосходящие силы Красной Армии, что явилось началом вооруженного конфликта на оз. Хасан. РККА разгромила войска противника и защитила государственную границу Союза ССР [16, с. 129].

Маршал В.К. Блюхер, который командовал Дальневосточным фронтом, в процессе конфликта сформировал комиссию, которая определила нарушение пограничной линии советскими военными. Блюхер потребовал частично убрать оборонительные позиции на высоте Заоозерная, за что его отстранили от командования и подвергли аресту.

В 1938 г. Япония напала на Монголию. Советский Союз по Соглашению о взаимопомощи (1936 г.) оказал военную поддержку армии МНР. В мае-сентябре 1939 г. советско-монгольские войска под руководством Г. К. Жукова и Х. Чойболсана нанесли поражение шестой армии Японии на р. Халхин-Гол. В процессе наступления был проявлен полководческий талант Жукова. Применяя маневренные механизированные и танковые части, Жуков сильными фланговыми ударами окружил и ликвидировал вражеские войска в регионе между границей Монголии и р. Халхин-Гол [14, с. 261]. Именно тут первый раз в мировой военной практике были использованы танковые и механизированные части с целью разрешения оперативных задач в виде главной ударной силы фланговых группировок, которые проводили маневр на окружение. Япония была вынуждена пойти на заключение в сентябре 1939 г. мира, указанным угроза войны на Дальнем Востоке была устранена.

В к. 1930 х гг. Великобритания, Франция и Союз ССР не сумели преодолеть серьезные противоречия и сформировать антифашистский блок коллективной безопасности. Каждое из государств пыталось столкнуть иные с Германией. В 1938 г. Великобритания, Франция, Германия и Италия заключили Мюнхенское соглашение, которое привело к отторжению Гитлером Судетской области, что явилось началом раздела Чехословакии.

В августе 1939 г. в Москве состоялся переговорный процесс о коллективной безопасности с делегациями Великобритании и Франции. 2 августа 1939 г. Политбюро выдвинуло задачи советской делегации под руководством народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова: выявить определенные обязательства по вопросу размеров и форм взаимопомощи и планы военного сотрудничества; договориться о пропуске РККА через территорию Польши и Румынии с целью оказания помощи в ситуации агрессии. При этом директивы Н. Чемберлена не предполагали подписания военной конвенции трех государств. Переговоры зашли в тупик [15, с. 59].

В августе 1939 г. в следствие заключения Мюнхенского соглашения и срыва переговоров о коллективной безопасности была отмечена кардинальная переориентация курса внешней политики на сближение с Германией.

23 августа 1939 г. в Москве был заключен с министром иностранных дел Германии И. Риббентропом договор о ненападении, который был рассчитан на десять лет, который был назван «пакт Молотова – Риббентропа».

Договор включал секретные протоколы о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Финляндия, Прибалтика, Восточная Польша, Бессарабия и Северная Буковина были включены в сферу влияния Советского Союза, Польша и Литва – Германии [1, Т.14, с. 568].

Когда Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу, начав Вторую мировую войну, Советский Союз не осудил агрессию. 17 сентября 1939 г. РККА, пройдя советско-польскую границу, заняла территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. 28 сентября 1939 г. в Москве был заключен договор между СССР и Германией «О дружбе и границе», который определил границы между государствами.

В октябре на территориях Западной Белоруссии и Западной Украины прошли выборы в Народные собрания под руководством РККА, провозглашалась власть Советов.

 

  • «Зимняя война» 1939-1940 гг.

 

30 ноября 1939 г. Советский Союз вступил войну с Финляндией, задачей которой было обеспечение безопасности Ленинграда, который располагался в опасной близости от границы.

Поводом к войне был обстрел 26 ноября 1939 г. на участке границы около деревни Майнила группы советских военнослужащих. К началу военных действий Финляндия собрала у границ Союза ССР четырнадцать пехотных дивизий общей совокупностью 265 тыс. человек. Армия Финляндии была плохо вооружена (534 артиллерийских орудий, 270 боевых самолетов, 26 танков, 29 боевых кораблей ВМФ). В процессе военных действий ей оказывали помощь тринадцать государств, которые отправляли ей вооружение, включая: Великобританию, Соединенные Штаты, Францию, Швецию [13, с. 185].

Основу военной мощи Финляндии представляли фортификационные сооружения между Финским заливом и Ладогой, сформированные в 1920-1930 гг. с целью сдерживания вероятного наступательного удара со стороны Советского Союза. Они носили имя маршала К. Маннергейма, по инициативе которого были сформированы. Фортификационный пояс глубиной 90 км обладал предпольем с укреплениями (рвами, завалами, проволочными заграждениями, надолбами). На 3 полосах «линии Маннергейма» было примерно 130 дотов и дзотов. Пространство между полосами укреплений покрывалось военно-инженерными сооружениями. Финские военнослужащие запланировали сковать на «линии Маннергейма» основные силы Красной Армии в ожидании подхода военной помощи от государств Запада. Обороноспособность «линии Маннергейма» преувеличивалась пропагандой.

К началу боевых действий шесть войск РККА составляли 425640 человек, которые обладали 2876 орудиями и минометами, 2289 танками, 2446 боевыми самолетами [16, с. 173]. Первоначально соотношение сил на Карельском перешейке было в пользу Красной Армии.

С 30 ноября 1939 г. по 10 февраля 1940 г. отряды Красной Армии двигались на север. Войска четырнадцатой армии заняли п-о Рыбачий и Средний, города Лиллахаммари и Петсамо в Печенгской области, соответственно закрыв выход Финляндии в Баренцево море. Отряды девятой армии вошли в глубь вражеской обороны на 30-50 км в Северной и Средней Карелии. Отряды восьмой армии в Южной Карелии углубились на вражескую территорию до 80 км.

Но данных сил было недостаточно для прорыва «линии Маннергейма». Невзирая на усилия РККА, не получилось проводить наступательную операцию предполагаемыми темпами. Во время наступательной операции были 23 градусные морозы. Использование минно-взрывных устройств и «коктейлей Молотова» против танков тормозили наступление. В январе были 40 градусные морозы, отряды СССР несли серьезные потери, наступательная операция была остановлена. Военные действия в декабре-январе определили отсутствие у частей РККА опыта ведения войны в условиях лесов, специального зимнего обмундирования, незначительную подготовку командного состава.

С 11 февраля по 12 марта 1940 г. проходили боевые действия по прорыву «линии Маннергейма». Новая наступательная операция Красной Армии была начата 11 февраля 1940 г. К 21 февраля они прошли на вторую линию финских укреплений. Она была прорвана за 2 дня. С 1 марта был начат обход г. Выборга, и 2 марта РККА вышла к тыловой полосе вражеской обороны. 5 марта Выборг был окружен, тогда финские отряды подорвали шлюзы Сайменского канала и затопили подходы к крепости. К 11 марта западнее Выборга было перекрыто шоссе Выборг – Хельсинки, открыт путь на столицу Финляндии. Утром 13 марта в Выборг вошли отряды седьмой армии [13, с. 186]. Ценой значительных усилий сопротивление армии Финляндии было сломлено.

В тот период в Москве был заключен мир, по которому Советский Союз получил весь Карельский перешеек с Выборгом и часть полуострова Ханко (Гангут) в аренду на тридцать лет с целью формирования на нем военно-морской базы. Сформированная в 1940 г. Карело-Финская ССР была включена в состав Советского Союза.

За развязывание войны 14 декабря 1939 г. Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций, что определило усиление его международной изоляции. Война подорвала престиж РККА, определила незначительную подготовку командного состава, незначительный уровень взаимодействия различных родов войск.

 

  • Расширение территории СССР. Итоги внешней политики 1930-х гг.

 

В 1939 г. в страны Прибалтики был введен ограниченный контингент РККА. В 1940 г. предъявив ультиматумы властям Латвии, Литвы и Эстонии, Советский Союз образовал на их территории новые правительства и парламенты, сформировавшие Латвийскую, Литовскую и Эстонскую ССР, которые заключили Декларацию о включении в Советский Союз. В республиках Прибалтики проходила советизация. В ее процессе совместно с социалистическими реформациями в экономической сфере проходили репрессии в отношении людей, которые выступали против власти Советов [13, с. 187].

С целью избегания вероятного военного вторжения в Румынию румынский король, передал Бессарабию, Северную Буковину и область Герца Советскому Союзу в 1940 г. На новых территориях была сформирована Молдавская ССР.

Противоречивая внешняя политика Советского Союза в 1930-х гг. обладала серьезными последствиями. Война с Финляндией продемонстрировала слабые стороны РККА. В состав Союза ССР вошли большие территории с населением 14 млн. человек, граница государства сдвинулась на западе на расстояние от 300 до 600 км. Но выгоды, приобретенные Советским Союзом от расширения его территории, не возместили утрат, которые понесло государство в следствие просчетов во внешней политике. Сближение с Германией в результате трагически сказалось на судьбах большого числа граждан, которые стали жертвами агрессии в 1941-1945 гг. Передача немецким властям И.В. Сталиным немецких и австрийских политэмигрантов (включая и евреев), которые нашли приют в Москве, подорвала доверие к Советскому Союзу. Для интересов Германии Сталин провел депортацию около полумиллиона поляков (бывших военнослужащих и гражданского населения).

 

 

  1. Причины и характер Второй мировой войны

 

Вторая мировая война по собственным масштабам и социальным последствиям занимает важное место в истории XX века. Она включила в свою орбиту 61 страну с населением 1 млрд 700 млн человек, другими словами, больше 80% населения мира. Военные действия проводились на территории 40 стран. В вооруженные силы воевавших стран, которые располагали значительным числом военной техники, призывалось больше 110 млн человек. Это была наиболее разрушительная война во всемирной истории. Она унесла более 50 млн жизней людей. Были уничтожены тысячи городов, десятки тысяч сел, стали руинами сотни тысяч предприятий. Серьезный ущерб был нанесен сельскому хозяйству [7, с. 76, 85].

Непосредственно данная оценка Второй мировой войны преобладает в работах большинства исследователей.

Однако, к сожалению, среди них есть разные, а иногда и противоречивые взгляды на причины, и характер данной войны. Отсутствует единая позиция и в ответе на вопрос, кому принадлежит ответственность за ее развязывание. Рассмотрим причины Второй мировой войны.

Первой объективной причиной, по нашему мнению, выступает вступление капитализма в высшую, империалистическую стадию. А для нее типична неравномерность и даже скачкообразность развития. В следствие некоторые государства вырываются вперед, а иные отстают.

В подобных условиях у господствующих классов вырвавшихся вперед государств появляется потребность в пересмотре имеющихся границ уже поделенного мира. Непосредственно таким государством в 1933 г. стала Германия из-за прихода к власти нациского правительства во главе с Гитлером. Одно из требований данного правительства заключалось в пересмотре Версальского мирного договора, который был заключен 28 июня 1919 г. странами-победительницами – Соединенными Штатами, Великобританией, Францией Италией, Бельгией и др., с одной стороны, и побежденной Германией – с другой [19, с. 213, 516].

Иной причиной начала войны стало формирование на мировой арене социалистического государства – СССР.

Третьей причиной стала политика государств Запада и в основном Великобритании и Франции, которая была направлена на подталкивание Германии к нападению на Советский Союз и затягивание (до 1944 г.) собственного активного участия во Второй мировой войне.

Общепринято, что война началась 1 сентября 1939 года в 4 часа 45 минут нападением Германии на Польшу. Поводом для войны стало инсценированное немцами нападение польских военнослужащих на приграничную радиостанцию в г. Гельвице на территории Германии. Началась данная война между двумя странами в аспекте капиталистической системы экономики на ее империалистическом этапе и с двух сторон была определена как несправедливая война. Но со стороны Польши она обладала тенденцией к перерастанию в войну справедливую в процессе участия в борьбе против агрессора [11, с. 385].

3 сентября Великобритания и Франция, а за ними и несколько иных зависимых от них стран, объявили войну Германии, но боевых действий не начали, однако расположили на границе с Германией примерно 90 дивизий против сорока трех немецких.

Невзирая на объявление войны Германии, власти Англии и Франции на протяжении практически восьми месяцев (с начала войны до 10 мая 1940 г.) проводили на западе против Германии войну, которая вошла в историю под названием «странной» либо «сидячей» войны. Об «интенсивности» боевых действий в то время можно судить по сводке верховного командования Германии, которое заявило о своих потерях на западном фронте: 196 человек убитыми, 356 раненными, 144 пропавшими без вести, одиннадцать самолетов. Об указанном говорили и первые потери группировки войск Англии на континенте, которая насчитывала 160 тыс. человек: 9 декабря 1939 г. был убит капрал, а к рождеству погибли еще 2 человека [15, с. 67].

Воспользовавшись фактическим бездействием вооруженных сил Англии и Франции, германское военное командование перебросило собственные войска из Польши к западным границам Германии и весной 1940 года приступило ко второй военной кампании – теперь уже непосредственно против западноевропейских государств. 1 апреля войска Германии внезапно без объявления войны вошли в Данию и за 1 день оккупировали ее. Тогда же начали вторжение в Норвегию и за 2 месяца оккупировали ее. Находившиеся здесь четыре англо-французские дивизии противодействовать агрессору не сумели и в июне вынуждены были эвакуироваться.

10 мая 1940 г. немецкое руководство начало воплощать план «Гельб» («желтый»), который предусматривал нанесение удара по Франции через Бельгию, Голландию и Люксембург. За пять дней германские войска почти бескровно захватили Голландию, за девятнадцать дней – Бельгию и за сорок четыре дня (с 10 мая по 22 июня) принудили к капитуляции Францию. 14 июня 1940 г. войска Германии, не встретив сопротивления, вошли в Париж, а 22 июня 1940 г. правительство А. Петена заключило акт о капитуляции Франции перед Германией.

Вся военная техника данных государств была захвачена Германией. Лишь во Франции немецкие войска захватили примерно 5000 танков и бронетранспортеров, 3000 самолетов. За счет трофейных автомашин немецкое командование оснастило автотранспортом 92 дивизии вермахта [7, с. 104].

Со стороны Германии Вторая мировая война на различных ее этапах носила агрессивный, захватнический, грабительский характер. Немцы стремились к порабощению народов Европы, США, к установлению в мире фашистского режима. К захвату новых территорий устремилась и Италия, которая рассчитывала обеспечить себе, совместно с Германией, главное место в разрешении послевоенных вопросов.

Относительно милитаристской Японии, она добивалась установления собственной гегемонии в Азии. Она тоже стремилась совместно с Германией уничтожить Соединенные Штаты – своего основного врага в бассейне Тихого океана. Другими словами, и для данных стран участие во Второй мировой войне однозначно – оно имело несправедливый характер.

Относительно антифашистского блока стран, то для него выявление характера Второй мировой войны было наиболее сложно и неопределено. Для Великобритании и Франции данная война была начата как несправедливая. Как и Германия, они делали ставку на военный метод решения противоречий, сформировавшихся в мире в следствие победы Октябрьской революции в Российском государстве, другими словами, противоречий между капитализмом и социализмом [13, с. 192].

Однако в процессе активизации военных действий на европейском континенте, а кроме того, расширения военно-технического сотрудничества с Советским Союзом война со стороны Великобритании, Франции и Соединенных Штатов была все более справедливой. Однако ведущей, главной частью Второй мировой войны, несомненно, стала Великая Отечественная война СССР против Германии 1941-1945 гг. Тут первый раз в истории с целью противостояния силам реакции были объединены усилия стран различных социально-экономических и политических систем. Совместно с указанным нельзя не брать в учет то, что из числа участников антигитлеровской коалиции были и другие цели. С. Уэллес говорил: «В те довоенные годы представители крупных финансовых и торговых кругов в западных демократических странах, включая и Соединенные Штаты, были твердо уверены, что война между Советским Союзом и гитлеровской Германией будет только благоприятна для их собственных интересов. Они утверждали, что Россия непременно потерпит поражение, и тем самым будет ликвидирован коммунизм» [7, с. 83-84].

Необходимо отметить, что такие мысли не покидали правительства стран Запада и в процессе Второй мировой войны.

22 июня 1941 г. Германия и несколько государств – ее сторонников напали на СССР.

Исходя из вышесказанного возникают следующие вопросы: 1. По какой причине нападение было для СССР внезапным? 2. Был ли готов Советский Союз к данной войне?

Полемики по указанным вопросам проходят и сегодня. В действительности, по какой причине разговор идет о внезапности, если лишь советская разведка прислала до начала войны пятьдесят семь сообщений о том, что Германия ведет подготовку к войне.

В тот период проводились переговорные процессы военных представителей Англии и Франции с советским наркомом обороны и генштабом, а 23 августа 1939 г. в Москву прибыл из Германии И. Риббентроп и заключил договор о ненападении между Советским Союзом и Германией и ряд других договоров [2, с. 462].

Необходимо отметить, что советское правительство и лично И.В. Сталин, несомненно, не абсолютизировали позитивную роль данных документов [13, с. 193]. Соответственно, для стратегического руководства государства данное нападение не стало неожиданностью.

Относительно войск приграничных военных округов, то для них военные действия Германии были начаты внезапно. Им было необходимо действовать в ситуации оперативно-тактической внезапности.

Рассмотрим второй вопрос. Большое число историков полагают, что Советский Союз к данной войне не был готов, ссылаясь в то же время на глубокое отступление РККА в начале ВОВ.

Мы полагаем, что Советский Союз к войне с Германией и ее сателлитами главным образом, с позиции материально-технической и морально-психологической, был подготовлен. Помимо этого, он был лучше подготовлен к рассматриваемой войне, нежели Великобритания и Франция. В результате, он был более подготовлен, чем Германия. Об указанном говорит факт того, что советская экономика гарантировала победу в войне с Германией главным образом за счет личных ресурсов. В Советском Союзе за 4 года войны произведено больше техники, нежели в Германии за 6 лет [16, с. 227].

Помимо указанного, Союз ССР, верный собственным союзническим обязательствам, сумел оказать значительную помощь Соединенным Штатам в разгроме милитаристской Японии и данным закончить Вторую мировую войну.

Таким образом, нами были определены причины и характер Второй мировой войны, а также проанализированы основные военные события начального этапа войны.

 

 

Заключение

 

Внешняя политика Российского государства в рассматриваемый период выстраивалась на основе принципа мирного сосуществования стран с разным социально-экономическим устройством. Спецификами внешней политики Советского государства в данный период стали признание равноправия всех стран и народов, признание права народов на государственную самостоятельность, последовательная борьба за свободу, мир и прогресс. На протяжении рассматриваемого периода внешнеполитическая деятельность была направлена на сохранение и укрепление мира.

Внешняя политика СССР почти всегда противостояла внешней политике капиталистических государств, прежде всего, государств Западной Европы. В разные периоды данное противостояние то обострялось, то смягчаюсь. Указанное обстоятельство в большей степени было обусловлено политическим курсом на приближение «мировой революции». В 1930-е гг. данной задаче соответствовал курс внешней политики СССР, который был направлен на сдерживание фашистской агрессии. Этот курс снискал на Западе большое число сторонников. Советский Союз установил дипломатические отношения с Америкой и некоторыми иными государствами. Союз ССР был включен в Лигу Наций.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. После начала Второй мировой войны советская внешняя политика была нацелена на то, чтобы максимально отсрочить включение Союза ССР в войну, создать возможности для последующего укрепления обороноспособности и роста военно-экономического потенциала страны. При этом, одной из основных задач внешней политики Советского государства было в условиях начавшейся войны устранение исторической несправедливости в отношении европейских границ СССР и их укрепление.

Таким образом, нами была достигнута цель исследования, путем реализации выдвинутых задач.

Список использованной литературы

 

Источники

  1. Документы внешней политики СССР: в 24 т. – Т. 1-15. –М.: Госполитиздат, 1957-1961. – 778 с.
  2. Документы внешней политики СССР: в 24 т. – Т. 22. – Кн. 2. – М.: Международные отношения, 1992. – 688 с.
  3. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 415 с.
  4. Ленин, В. И. Неизвестные документы. 1891-1922 / В. И. Ленин. – М.: РОСПЭН, 2017. – 671 с.

 

Литература

  1. Ахтамзян, А. А. Военное сотрудничество СССР и Германии 1920-1933 / А. А. Ахтамзян // Новая и новейшая история. – 1990. – № 5. – С. 3-24.
  2. Великая Отечественная Война 1941-1945. Военно-исторические очерки: в 4 кн. // Под ред. В. А. Золотарева, Г. Н. Севастьянова. – Кн. 1. – М.: Наука, 1998. – 544 с.
  3. Вторая мировая война: взгляд из начала XXI века // Под ред, С. А. Тюшкевича, А. М. Соколова. – М.: Патриот, 2009. – 383 с.
  4. Горлов, С. А. «Совершенно секретно. Альянс «Москва-Берлин» 1920-1933» / С. А. Горлов. – М.: «Олма-Пресс», 2001. – 352 с.
  5. «Дух Рапалло». Советско-германские отношения 1925-1933гг. Сборник документов // Под ред. Г. Н. Севостьянова. – М.: Мин-во иностранных дел, 1997. – 288 с.
  6. Илюхина, Р. Лига Наций. 1919-1934 / Р. Илюхина. – М.: Наука, 1982. – 360 с.
  7. История международных отношений: В 3 т. // Под ред. А. В. Торкунова, М. М. Наринского, А. Ю. Сидорова. – Т. 2. Межвоенный период и Вторая мировая война. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 496 с.
  8. Кен, О. Н., Рупасов, А. И. Политбюро ЦК ВКП(б) и отношения СССР с западными соседними государствами (конец 1920-1930-х гг.). Проблемы. Документы. Опыт комментария. Ч. 1. 1929-1934 гг. / О. Н. Кен, А. И. Рупасоев. – СПб.: Европейский дом, 2000. – 708 с.
  9. Кириллов, В. В. История России: в 2 ч. / В. В. Кириллов. – Ч. 2. – М.: Юрайт, 2017. – 275 с.
  10. Мир между войнами: Избранные документы по истории международных отношений 1910-1940-х годов // Под ред. А. В. Мальгина, А. Д. Богатурова. – М.: Инст-т международных отношений, 1997. – 301 с.
  11. Порохов, С. Битва империй: Англия против России / С. Прохоров. – М.: АСТ, 2008. – 94 с.
  12. Ратьковский, И. С., Ходяков, М. В. Новейшая история России (1914-2011) / И. С. Ратьковский, М. В. Ходяков. – М.: Юрайт, 2015. – 541 с.
  13. Рупасов, А. И. Гарантии. Безопасность. Нейтралитет. СССР и государства-лимитрофы в 1920-х – начале 1930-х гг. / А. И. Рупасов. – СПб.: Европейский дом, 2008. – 284 с.
  14. Сафонов, Д. А., Бакирова, А. М., Томина, Е. Ф. Россия в начале ХХ века / Д. А. Сафонов, А. М. Бакирова, Е. Ф. Томина. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 425 с.
  15. Советский энциклопедический словарь // Под ред. А. М. Прохорова. – М.: СВЭ, 1980. – 1632 с.
  16. Хормач, И. А. Возвращение в мировое сообщество. Борьба и сотрудничество Советского государства с Лигой наций в 1919-1934 гг. / И. А. Хормач. – М.: Кучково поле, 2011. – 608 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.