Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право» для РГУП, пример оформления



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                         по дисциплине

                           «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

                                             Вариант_7_

Вариант № 7

 

Задание: Аспирант К., занимающийся исследованием конституционно-правовых норм, пришел к выводу о необходимости совершенствования положений Конституции РФ. Как гражданин РФ, он обратился в Государственную Думу с законодательной инициативой о внесении ряда изменений и дополнений в Конституцию РФ. Правомочен ли гражданин РФ осуществлять такие обращения? Обладает ли гражданин РФ правом законодательной инициативы? В каком порядке вносятся изменения в Конституцию РФ?

При написании контрольного задания должны быть использованы Конституция РФ, ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Регламент Государственной Думы (принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД).

 

Согласно части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит:

1)      Президенту Российской Федерации:

2)      Совету Федерации;

3)      членам Совета Федерации;

4)      депутатам Государственной Думы;

5)      Правительству Российской Федерации;

6)      законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

При этом Конституция Российской Федерации устанавливает особый (усложненный) порядок внесения изменений и дополнений в Основной закон.

Так, согласно статье 134 Конституции Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Порядок прохождения законопроектов определяется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Регламент), утвержденного Постановлением от 22 января 1998 года № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Регламент).

В соответствии со статьей 104 Регламента право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

Соответственно, анализ вышеуказанных правовых предписаний позволяет прийти к выводу о том, что граждане Российской Федерации не обладают правом законодательной инициативы, в том числе, правом законодательной инициативы по внесению изменений в Основной закон Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В том числе, граждане могут обращаться (и обращаются) в Государственную Думу.

Более того, нередко поводом для внесения депутатами Государственной Думы и сенаторами Совета Федерации законопроектов являются обращения, приходящие в адрес парламентариев. Примерами так называемых народных инициатив, на основании которых комитеты Государственной Думы, а затем и депутаты на пленарном заседании принимали соответствующие решения, являются многочисленные обращения граждан относительно продления сроков приватизации жилых помещений в 2010, 2013, 2015 гг., недопустимости признания несовершеннолетних бывшими членами семьи собственника и, соответственно, их выселения из жилых помещений и многие другие.

При этом согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии со статьей 10 ФЗ № 59 на обращение должен быть дать ответ за подписью руководителя государственного органа, после его объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения.

Согласно части 1 статьи 29 Регламента комитеты и комиссии Государственной Думы рассматривают обращения граждан в соответствии с вопросами их ведения.

Относительно порядка внесения изменений в Конституцию РФ, то Регламент содержит специальный раздел «Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».

Согласно статье 136 «Регламента предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием».

При этом в соответствии с Основным законом в настоящее время в принципе невозможно внести изменения в главы 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, поскольку часть 2 статьи 135 Конституции предусматривает следующее: «если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание».

Вместе с тем федеральный конституционный закон, определяющий порядок созыва Конституционного Собрания не принят, что делает невозможной всю вышеуказанную процедуру.

В свою очередь, согласно статье 136 Конституции Российской Федерации поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Частями 2-4 статьи 139 Регламента установлено, что поступивший подготовленный субъектом, указанным в статье 134 Конституции Российской Федерации, проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы для подготовки заключения в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проводит предварительное рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом.

Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заключение Общественной палаты (если таковое имеется) и подготовленный к рассмотрению проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации направляются Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.

 

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X