Контрольная работа по дисциплине «Педагогика» для ТулГУ, пример оформления



СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1.Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук. 4

  1. Доказать, что цели воспитания связаны с ценностными ориентациями в современной России. 9
  2. Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи. 10
  3. Всестороннее и гармоническое развитие человека – как конечная цель обучения и образования. 19
  4. Объяснить основные задачи государства в сфере образования. Закон об образовании и Доктрина образования в РФ. 21

Заключение. 35

Введение

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; она представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения, т. е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи–получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Целью данной контрольной является изучение выбранных 7 вопросов из тематического плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук.

Педагогические учения зародились в Древней Греции в 5–4 вв. до н. э. как часть философских систем. Само же слово педагогика означает: «пайс» – ребенок, «гогос» – вести за собой. С развитием человечества, изменением государственных систем менялись и педагогические учения, появлялись различные системы воспитания. Менялись представления о целях обучения и воспитания, о педагогических средствах и т. д. Серьезное внимание стало уделяться обучению и воспитанию людей, профессионально занимающихся педагогической деятельностью. «Портрет» учителя, как и требования к его личности, мастерству, тоже прошел большой эволюционный путь. Педагогика оформлялась как научная дисциплина. Этот этап связан с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Попытаемся ответить на вопрос: является ли педагогика наукой? Для этого выделим признаки науки и сравним их с признаками педагогики. К таким признакам можно отнести следующие:

1) Возникает из потребностей общества.

2) Имеет свой предмет исследования.

3) Обладает собственным категориальным аппаратом.

4) Имеет свои методы исследования.

5) Представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы,

Рассмотрим с этих позиций признаки педагогики.

1) История развития общества предполагает передачу социального опыта (культуры) новым поколениям, выделилась область науки

Педагогика как науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

2) Педагогика имеет свой предмет исследования – воспитание человека как особая функция общества. Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человека и определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика как наука отвечает на вопросы, что такое педагогический процесс, каковы закономерности формирования личности и коллектива, как организовать учебно-воспитательный процесс в целях успешного формирования и развития личности.

3) Педагогика имеет свой категориальный аппарат: к числу основных категорий (фундаментальных понятий) относятся воспитание, обучение, образование, развитие, педагогический факт, педагогическое явление и т. д. Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащихся в различных видах деятельности. Обучение – процесс целенаправленного руководства учебной деятельностью учащихся на основе взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащихся (О. С. Гребенюк). Образование – процесс и результат воспитания и обучения. Развитие личности – направленное закономерное изменение, в результате которого возникает качественно новое состояние личности. Понятие «факт» (от лат. сделанное, совершенное) в логике и теории познания рассматривается как реально существующее событие, т. е. то, что произошло на самом деле, основа для выводов и обобщений. Педагогическим фактом можно считать акт общения учителя и учащегося, описание действий учителя или учащегося и т. д. Педагогическое явление – это такое взаимодействие между педагогом и учащимися, при котором: – оно организовано целенаправленно, с целью что-то изменить в ученике; – предполагается осознанное использование педагогом педагогических средств; – можно говорить и оценивать педагогический результат: что конкретно изменилось в ученике.

4) Педагогика имеет свои методы исследования, направленные на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Слово метод в буквальном переводе с греческого означает ‘путь к чему-либо’. В самом общем значении метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является важнейшим условием получения новых знаний. Педагогика – развивающаяся наука, и для решения своих научных проблем она использует как общенаучные, так и свои методы исследования – совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Методы исследования можно разделить:

а) на общенаучные, изучающие человека;

б) на эмпирические, проводимые как в естественных, так и в специально организованных условиях;

в) на теоретические.

Связь педагогики с другими науками Какие же науки составляют основу практической науки педагогики? Прежде всего, педагогика теснейшим образом связана с философией. Эта связь уходит в античную эпоху, когда педагогика, как и другие науки, была частью философских систем. Именно философские науки – этика, логика, эстетика – в наиболее общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания и формирования человека в определенных социально-экономических условиях общества. Вместе с педагогической теорией и практикой они определяют пути и средства нравственного, эстетического и экономического воспитания детей. Как педагогика, так и философия, изучают проблемы теории познания, обе исследуют проблемы формирования мировоззрения, проблемы этики поведения человека и характера взаимоотношений личности и коллектива. Педагогика тесно связана с психологией, поскольку в любом педагогическом исследовании обязательно приходится учитывать психологические характеристики объекта педагогических воздействий, каким является обучаемый и воспитываемый человек. Обе рассматривают проблемы развития личности и особенностей его деятельности. И педагогика, и психология в отображении педагогической действительности пользуются многими общими для обеих наук понятиями: деятельность, человек, субъект деятельности, структура личности и т. д. В предмете психологии деятельность обучения, например, выступает как элемент связи сознания, деятельности и субъективно-личностных образований. Педагогика связана с социологией: обе изучают проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы социализации личности, семьи, быта; вопросы влияния социально-экономических условий, среды на развитие и воспитание человека, влияние различных социальных групп и воспитательных институтов на воспитание детей (школы, семьи, воспитательных учреждений). У педагогики есть тесные связи с физиологией, с которой объединяют проблемы развития, органов чувств; опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистой и дыхательной систем; особенности нервной системы, без знания которых невозможно работать учителю; а также поиск механизмов более успешного обучения и воспитания с учетом возраста детей; а также с кибернетикой, проблемами оптимального управления сложными динамическими системами обучения и воспитания, школой, классом, уроком. Отрасли педагогики 1) Педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение). 2) Педагогика высшей школы. 3) Отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т. 4) Специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса. · сурдопедагогика – с глухонемыми детьми; · тифлопедагогика – со слепыми детьми; · олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми. 5) Социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т. д. 6) Сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран). 7) Дошкольная педагогика. 8) Андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых). 9) История педагогики. Связь педагогической науки и практики Представляет интерес вопрос: в какой мере сама теоретическая педагогическая мысль приблизилась к живым сложнейшим явлениям обучения и воспитания и отражает их ос бую природу, специфику и закономерности? Этот вопрос остается еще весьма актуальным как для педагогов-теоретиков, так и практиков. Одной из причин является преобладание чисто эмпирического видения учебно-воспитательной практики, которое принимает наблюдаемые внешние примеры педагогических явлений за их действительную сущность. Опираясь на теоретический фундамент, знания, закономерности, практические педагогические умения и т. д., можно постичь суть педагогических явлений, формой выражения которых могут быть различные педагогические факты. Связь между педагогической наукой и практикой отражает один из принципов методологии педагогики, представляя собой единую систему. Не следует считать, что связи эти прямолинейны. Диалектический подход к проблеме требует содержательного рассмотрения этого единства на материале самой действительности, умения видеть в единстве различия, а в различиях – единство. Для использования достижений педагогической науки в практической деятельности следует говорить об определении необходимых научных идей. Иначе говоря, приобретенные научные идеи становятся ориентиром для более эффективного осуществления процесса обучения учащихся. О том, что передается не сам опыт, а мысль, выведенная из него, писал еще ранее К. Д. Ушинский. Раскрытие механизма связей педагогической теории и практики должно привести в конечном счете к повышению эффективности педагогических исследований, что в свою очерет позволило бы педагогической науке достоверно представив результаты практической педагогической деятельности, постоянно улучшать и направлять эту деятельность

 

  1. Доказать, что цели воспитания связаны с ценностными ориентациями в современной России.

С 20-х по 90-е годы прошедшего столетия в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Подобная цель имеет традицию в образовании Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что именно всесторонне развитая личность — цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала. Тем не менее в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе. Всестороннее развитие личности как цель воспитания прямо или косвенно утверждается многими странами и международным сообществом, о чем говорят и документы ЮНЕСКО. В новых социально-экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. У специалистов нет, однако, единства в этом. Это происходит главным образом потому, что до 90-ых годов цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государства и носили идеологический характер, а теперь, считают ученые, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого. Поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9,п.2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (ст.14, п 1,2). Можно сказать, что политико-государственный, авторитарный, идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более человечным и прагматическим: воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, сформировать человека, сознательно строящего свою жизнь в сотрудничестве с другими членами общества. Такая цель воспитания, которой постепенно проникается педагогическое сознание в нашей стране, довольно близка западной гуманистической педагогике и является частью личностно ориентированного образования — концепции, в общих чертах принятой в нашей стране педагогическим сообществом.

 

 

  1. Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи.

Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей – ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. «Семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, — писал русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), — каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание». Недолог век семьи на фоне истории развития человечества – по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то можно увидеть, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а позднее соседской общины. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (все совместное хозяйство, управлялось отцом, включая его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). У слова «семья» есть синоним — «фамилия». Любопытна этимология этого понятия : Familia (лат.) – в Древнем Риме – это: 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили и рабы; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку. Одной из основных функций патриархальной семьи являлось продолжение рода, связанное с воспитанием детей – передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения. Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой моногамию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными. Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта. Большинство семей состоит из супругов и их детей (так называемая нуклеарная семья). Формирующее влияние изменяется по характеру (активную роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестаёт быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает. Словарь «Профессиональное образование»(1999 г.) даёт следующее определение семьи. Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Выделяются следующие функции семьи: общение, организация быта и ведение хозяйства, поддержание физических и духовных сил, создание условий для профессиональной деятельности, для полноценного развития каждого члена семьи, организации досуга, создание гармонии интимных отношений супругов, продолжение рода. Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Задачи семьи:

  1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
  2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
  3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
  4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
  5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

  1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
  2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.
  3. Открытость и доверительность отношений с детьми.
  4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.
  5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).
  6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Правила семейного воспитания:

  1. Запрещение физических наказаний.
  2. Запрещение читать чужие письма и дневники.
  3. Не морализировать.
  4. Не говорить слишком много.
  5. Не требовать немедленного повиновения.
  6. Не потакать и др.

Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др. В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Воспитательные функции семьи:

  1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
  2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
  3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.
  4. Семья обеспечивает преемственность традиций.
  5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
  6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Дети – «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Русский просветитель Н.И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» писал, в частности: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей». Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, наказ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д.. Отбор методов идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье выделяют следующие:

  1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.
  2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне.
  3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью.
  4. Высокий процент разводов.

Развод – это всегда проблема воспитания детей.

  1. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается. 6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы).
  2. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.

Основные типы неправильного воспитания в семье.

  1. Безнадзорность, бесконтрольность.
  2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).
  3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.
  4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).
  5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).
  6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы). Одним из самых недопустимых методов воспитания используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных форм зависимого поведения ребенка. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения: «Поиск негативного, отрицательного влияния» (Ребенок привлекает к себе внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность.) Это связанно с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей. «Поиск постоянного подтверждения» (Извинения, просьбы обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей.) Все это связано с высокими требованиями достижений ребенка со стороны обоих родителей. «Поиск позитивного внимания» (поиск похвалы – включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей) «Пребывание поблизости» (Постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых.) Возникает из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения родителей. «Прикосновение и удержание» (Обнимание, прикосновение, удержание других ребенком.) Возникает, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации. Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Сирс, зависит от умения родителей найти «средний путь». Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие – зеркало практики воспитания ребенка. История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности – революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья

 

  1. Объяснить роль высшего образования в современную эпоху

Под высшим образованием понимают «… уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации». Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы в учащихся способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. В нашей стране кризис образования имеет двойную природу: 1. Она является проявлением глобального кризиса образования. 2. Она происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Положительные «наработки» отечественной высшей школы: • она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства; • по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире; • отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам; • традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой. Недостатки отечественного высшего образования: • в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не «выпускаются» на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу; • бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность; • чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности; • усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека; • тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса; • вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку; • изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий, с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии; • экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности. Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Какие же направления развития предполагаемой парадигмы образования? Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, установленная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности. В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокое значение, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Значение в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо: • во-первых, пересмотреть значение понятия «фундаментализации образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России это далеко не простая проблема; • во-вторых, формирование системного мышления, единое видение мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства. Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

 

  1. Всестороннее и гармоническое развитие человека – как конечная цель обучения и образования.

Разносторонее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, неформальную деятельность свободного общения. Это и задействованность школьника, его активная позиция, удовлетворяющие его положения в различных социальных группах: в семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в неформальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми. Это и разнообразие территориальное, временное. Это и разнообразие душевных состояний человека в зависимости от сложившейся социальной, педагогической, психологической: это состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности, радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; и высокие творческие порывы в любом виде деятельности, и чувство усталости и отдохновения на лоне природы или в кругу друзей, это высокое чувство любви и его антипода – ненависти. Гармоничное развитие предполагает сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты); гармонию в развитии и стимулирование здорового обpаза жизни (триединство «интеллект + тело + душа»). Такое проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника должно находить свой конечный итог в самоактуализации личности, что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Маслоу) – непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию. Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию – определение стратегических и тактических задач воспитания. Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, позволяют отобрать содержание и средства воспитания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллективом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с родителями учащихся. Выбор стратегических задач воспитания – это есть отбор содержания воспитательной работы классного руководителя. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор – то из чего? Прежде всего из «материального – духовного». Это и выбор определенных областей культуры: экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Это еще и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой – музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и так далее, увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Это и выбор между «модным и консервативным»: в литературе, оценке истории, в экономике, в политике, в произведениях искусства, а одежде, в формах поведения, в бытовых мелочах… Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов). Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога желание составить перечень еще более конкретных задач – тактических, которые позволят решить задачу стратегическую, то есть приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализован в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспектив жизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив – близких, средних и дальних. При этом, критерием успешности или неуспешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода».

 

  1. Объяснить основные задачи государства в сфере образования. Закон об образовании и Доктрина образования в РФ.

В настоящее время в РФ действуют такие принципы: v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; v единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; v общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; v светский характер образования в государственных учреждениях; v свобода и плюрализм; v демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных управлений, самостоятельность образовательных учреждений. Эти принципы определяют основные направления политики и, следовательно, характер образования и учебных учреждений в стране. Принятая в нашей стране концепция непрерывного образования предусматривает создание необходимых условий и широкой сети специальных учреждений, обеспечивающих постоянство образовательного процесса в продолжении всей человеческой жизни. Целенаправленное претворение в жизнь основных положений данной концепции обеспечивает совершенствование процесса формирования широко образованной, всесторонне развитой личности, способной привнести в современное общество гуманистического начала и научно-технический прогресс. Образовательными учреждениями, способствующими реализации концепции непрерывного образования являются дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, профессиональная школа, учреждения после вузовского образования. Все эти учреждения широко представлены в нашей стране и наделены определенным потенциалом для высокоэффективной работы. Образовательным называется учреждение, которое ведет учебновоспитательный процесс по определенной образовательной программе. Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направлению имеется общее и профессиональное образование. Общее образование имеет уровни: дошкольная педагогика, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование. Образовательная задача начальной школы — обучение письму, чтению, счету и умению учиться, неполной средней школы- формирование знаний по основным наукам, полной средней школы – углубление знаний, формирование знаний в соответствии с интересами, способностями, подготовка к профессиональному самоопределению. Этими задачами обуславливается отбор и совокупность предметов в общеобразовательной школе. Профессиональное образование имеет целью дать знания и умения в какойлибо области, деятельности, обеспечить подготовку специалистов соответствующей квалификации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя среди них имеются и общеобразовательные. По уровню профессиональное образование делится на начальное, среднее, высшее и после вузовское. Существуют следующие типы образовательных учреждений. Дошкольные: ясли, детский сад. Общеобразовательные: школы, лицеи, гимназии и пр. Профессиональные: училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии : школы для слабовидящих, глухих и пр.. Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.. Учреждения для детей- сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома. Другие учреждения :курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр.. По организационно правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы и без него, семейное образование, экстернат. Принципы построения системы образования в России следующие: 1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе дополнительно вносят коррективы в содержание образования, организационноуправленческую структуру все системы образования, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования. 2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса. 3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей национальных и индивидуальных особенностей молодых людей. 4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждений с отрывом и без отрыва от производства. 5. Демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами. Сложившаяся система управления образованием выполняет функцию регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местном уровнях. Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, включая подведомственные им образовательные учреждения. Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуру образовательных систем, разрабатывают перечень профессии и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение. Ими устанавливается порядок аттестации педагогических кадров и требований к их образовательным цензам. Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнение бюджетно-финансовой дисциплины. Все органы управления образованием подконтрольны министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения. Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет представительный орган – совет образовательного учреждения, который формируется также в соответствии с уставом учреждения образования. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем. Устав негосударственного образовательного учреждения закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выборов руководителя, полномочия которого определяются учредителем или попечительским советом по согласованию его функций с педагогическим коллективом. В сложный период трансформации государства и экономики назревает потребность в новой реформе Российской системы образования. Ее основная задача — облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую школу и среднюю школу к рынку. В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися. Значительные изменения предполагаются в области финансирования. Отношение широкой общественности к реформам сложное и неоднозначное. Система образования один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Этот институт может идти на шаг впереди общества, но может и отставать подчас значительно от общественного развития. Такое отставание в силу внутренней системы является ее преимущественным состоянием в будничные периоды общественной жизни. Принятый в 1992 году закон Российской Федерации «Об образовании» юридически закрепил новую философию и идеологию российского образования, создал необходимую правовую базу для его реформирования и развития. Поправки к закону, принятые в 1996 году, в целом усовершенствовали этот законодательный акт, но не смогли окончательно привести его в соответствие с новыми требованиями российской жизни. В современных условиях очередной этап образовательной реформы включает в себя два основных периода: проектно-экспериментальный (1998- 2000гг.) и внедренческий (2001-2008 гг.) Базовые принципы подготовки и проведения нового этапа реформы образования: 1. Эволюционность, этапность, постепенность; 2. Нетотальность (отказ от установки на поворот «все вдруг», учет специфик собственных возможностей развития регионов, звеньев системы образования, образовательных учреждений); 3. Основанность на «общественном договоре», на взаимодействии трех ведущих субъектов реформы: правительство (образовательное ведомство), наука (Российская академия образования), общественность, образовательное сообщество. 4. Сопряженность образовательной реформы с общим ходом российских экономических и социальных реформ (идеология этих реформ, прежде всего в социальной сфере, является основополагающей для реформирования системы образования). В законе РФ «Об образовании » содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как «внешние» социальнопедагогические условия развития системы образования, так и «внутренние» собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности. К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства. Свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер образования в государственно-муниципальных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы. Центральным звеном системы образования в России является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения. Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности. Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В связи с этим особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. Из поступивших в первый класс примерно 27-30% детей отставало в интеллектуальном развитии. Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о том, что даже при наличии функционирующих классов и групп коррекции отношение родителей к ним неоднозначное. С одной стороны, родители выступают за усиление индивидуального подхода к детям, с другой – возражают против явного, открытого для всех акцента на отставании интеллектуального развития ребенка. Данные выборочных социологических исследований свидетельствуют о слабом учебно-методическом обеспечении учебных заведений среднего образования. Так, почти 90% старшеклассников, 48% родителей и 82% учителей считают необходимым дифференциацию обучения, позволяющую изучать учебные предметы по выбору. Но из-за отсутствия альтернативных учебников и учебных пособий, а также достаточной подготовки учителей это трудно осуществить. В соответствии с Законом » Об образовании» (ст.ст.21-23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы). Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня. Среднее профессиональное образование ориентированно на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего. Среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Предполагается, что среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первых ступенях высшего профессионального образования. Высшее образование сориентировано на подготовку высокообразованных специалистов для всех отраслей народного хозяйства на базе полного среднего (общего или профессионального) образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях (бесплатно и на хозрасчетной основе), в процессе окончания студентами двух его степеней: бакалавриата и магистратуры. Для получения высшей научной квалификации по избранной специальности необходимо продолжить образования по окончании вуза в аспирантуре (докторантуре), защитив соответственно диссертацию по избранной научной проблеме. Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей учреждений образования принципиально новых подходов к управлению школой. Прежде всего «Закон об образовании » требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многообразия многопрофильного, многоуровневого среднего и высшего образования. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. Рассматривая вопрос об образовательных системах мы должны иметь в виду, что действует различение » системы образования» как совокупности учебно-воспитательных учреждений и соответствующих им органов руководства и » образовательной среды», куда помимо учебных входят также внеучебные, культурные досуговые институты, где так или иначе происходит образование личности человека. Сюда же включаются институты управления, сервисные службы коррекции, диагностики, консультации и др., сопряженные с существующей, традиционной системой образования. В Тульской области образовательная среда обеспечивает непрерывность обучения, включает в свое пространство различные образовательные институты: Дошкольные учреждения-ясли, ясли-сад, детский сад; общеобразовательные школы разного типа – гимназии, лицеи, профессиональные классы с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.; средние специальные учебные заведения -СПТУ, колледж, техникум; высшие учебные заведения- университет, институт, аспирантуру и т. п.; постдипломное обучение – ИПК, самообразование, различные подготовительные курсы, переквалификацию, усовершенствование. В последние годы в г. Туле и области (отдельные регионы) разработана и претворяется в жизнь концепция совершенствования региональной системы образования, предусматривающая следующие направления: —усиление гуманистической, общечеловеческой направленности образования, гуманизация образования; —реорганизация обучения и воспитания с целью более эффективного формирования личности учащихся; —пересмотр учебных программ на путях специализации, укрепления межпредметных связей, внедрение авторских программ по отдельным предметам; —приближение школы к миру труда, реорганизация системы профориентации; —дифференциация обучения, развитие специальных учебных заведений для одаренных и аномальных детей, организация условий для развития, социальнонравственной адоптации и оздоровления социально обездоленных, физически ослабленных детей, детей с заниженным уровнем интеллектуальных возможностей; —педагогизация взаимоотношений с семьей; —создание системы непрерывного образования; —модернизация системы обучения на началах творчества учителей и учащихся; использование новых методов, форм и средств индивидуализации образования; опытно-экспериментальная работа деятельность по внедрению передовых педагогических идей и рекомендаций, имеющих целью укрепления связи образования и воспитания с жизнью общества. Преобразования в системе образования конкретного региона созвучны с приоритетами современной педагогики. И те, и другие нацелены на совершенствование образовательного процесса в деле формирования личности, ее развития и совершенствования. Приоритетными направлениями в педагогической науке в настоящее время являются: упрочение ее связи с философией. Рассмотрение всех ее ведущих проблем с позиций этих ценностей. Выделение гуманистической направленности, предполагающей: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия. Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенции. В тоже время современная педагогика в качестве приоритетной основы предусматривает гуманитаризацию, экологизацию, информатизацию и демократизацию всей системы образования.

 

  1. Объяснить систему образования за рубежом на примере любой страны.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческим, национальными особенностями страны. В современном мире насчитывается множество образовательных систем. Состояние образования в зарубежных странах целесообразно рассмотреть на примере наиболее развитых государств, так как им в большей степени присущи ведущие тенденции характеризующие как положительные, так и отрицательные стороны образовательной системы. Самой развитой страной капиталистического мира являются Соединенные Штаты Америки. Система образования в этой стране представлена следующим образом. Детские сады здесь в основном частные и сеть их весьма незначительна. Наиболее доступным для всех слоев населения являются игровые центры, куда дети приходят на 2-3 часа в день. Около 85% пятилетних детей охвачены приготовленными группами, которые организуются при школах, называются детскими садами и имеют целью подготовку детей к школе. Школьное обучение начинается с 6 лет и по закону большинства штатов обязательно до 16 лет. Сеть школ состоит из государственных (общественных) и частных учебных заведений. Часть школ принадлежит церкви. Начальная школа США носит название «элементарной» и имеет продолжительный срок обучения 6-8 лет. Учебный план включает английский язык, математику, естествознание, обществоведение, труд, цикл художественных предметов (рисование, лепка, музыка, пение) и физкультуру. Преподавание в школах ведется только на английском языке. Уже в начальных классах учащихся делят на потоки в соответствии со способностями, которые выявляются с помощью разнообразных тестов. Миллионы детей несостоятельных родителей попадают в потоки неспособных школьников. В стране нет единых программ, учебных планов и требований к знаниям учащихся. Средняя школа состоит из двух ступеней: младшей и старшей. В младшей средней школе (YII-IX классы) дифференциация обучения углубляется. Преподавание на разных уровнях (для способных и неспособных) дополняется системой выборных предметов. Старшая средняя школа (Х-Х11 классы) делится на профили, которые условно можно свести к двум: академические и практические. Учебный план академических профилей ориентируется на требования вузов и включает в себя обычный для школ подобного профиля набор предметов : алгебра, геометрия, физика, химия, биология, иностранные языки. В учебных планах практических профилей преобладают утилитарные предметы: прикладная химия, математика потребителя, косметика, семейные отношения или курсы, дающие до профессиональную подготовку (ремонт автомашин, машинопись, бухгалтерское дело и т. д.) В 60-70 годы в США была реорганизована система профессионального образования. В результате несколько расширилась сеть государственных профессиональных школ, возросло число младших колледжей с двухлетним сроком обучения, в которых готовят квалифицированных рабочих для новых промышленных областей (электронной, химической). В практику вошла организация региональных профессиональных центров, в которых учащиеся неакадемических профилей совмещают подготовку к профессии с обучением в школе. Высшее образование дают колледжи, институты, университеты. Университеты представляют собой основной вид высших учебных заведений. Высшее образование платное. Университеты являются крупными учебными заведениями, имеющими в своем составе большое число школ и колледжей. В течение 2-3 лет студенты занимаются в колледже свободных искусств, получая общее образование. Свыше 70% студентов дальше учиться не имеют возможности и получают низшую степень- бакалавра наук. Степень магистра получают выпускники специализированных школ и колледжей университета (инженерный, экономический, Юридический, Искусств и др.). Подготовка врачей узких специальностей, Адвокатов, Научных работников осуществляется на следующей ступени. Требующей еще 3-4 лет обучения. Учителей для всех типов школ готовят в педагогических колледжах и университетах со сроком обучения 4-5 лет. Первые 2 года будущие учителя получают общее образование. В последующие 2 года даются предметы специализации. На V курсе осуществляется профессионально-педагогическая подготовка. В странах ЕС система школьного обучения включает в себя три ступени. Время обязательного обучения в школе различно и зависит от уровня развития государства и состояния общества. Представленная в форме сравнительной таблицы эта система предоставляет нам следующую информацию (выборочно по ряду стран): Страна Годы обяз.обуч. 1 ступень 2 ступень 3 ступень Австрия 9 лет 6-9 лет 10-13 лет 14-17 лет Бельгия 12 лет 6-11лет 12-13 лет 14-18 лет Великобритания 11 лет 5-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Германия 10 лет 6-9 лет — 10-16 лет Италия 8 лет 6-10 лет 11-13лет 14-18 лет Португалия 6 лет 6-11 лет 12-14 лет 15-17 лет. Высшее образование в этих странах осуществляется через функционирование широкой сети университетов, действующих на основе различных, характерных для каждой из стран, принципов. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

Заключение

Как любая другая наука, педагогика представляет собой совокупность знаний. В данном реферате было показано, что воспитание, обучение, образование и развитие являются основными категориями педагогики. Мы пришли к выводу, что процесс обучение делиться на два основных элемента : учение и преподавание. Нами установлено, что процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции, которые не могут существовать раздельно. Выяснили, что к педагогическим категориям можно также отнести и такие достаточно общие понятия как формирование и социализация личности, педагогический процесс и др.

Вместе с тем мы убедились, что процесс обучения относится к сложным, многофакторным социальным процессам и требует к себе постоянного пристального внимания.

Список использованной литературы

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.,1997
  2. Высшее образование в странах -членах Европейского Союза. Европа, №2, 1995.С.5-8
  3. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина, С.П. Баранова. М.,1995
  4. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 3-е. М., 1998
  5. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула. 1994
  6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997
  7. Япония Справочник. 2 ч. Под ред. Г.Ф. Кима, К.О. Саркисова, А.И. Сенаторова. М., 1992. С. 213-243
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.
  9. Григорьев С. И. Миронов В. Л. Проблемы университетского педагогического образования // Педагогика. 1994. №4.
  10. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций / Калининградский университет, Калининград, 1995. 20. Колесников Л. Ф., Гурченко В. Н. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.
  11. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность Ростов н/Д, 1997.
  12. Краевский В. В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности // Непрерывное педагогическое образование. – Выпуск 3. – Волгоград, 1994.
  13. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.165 24. Кухарев Л. В. На пути к профессиональному совершенству. М-: Просвещение, 1990.
  14. Лихачев Б. Г. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1993. 26. Обучение студентов педагогике. Аспект технологий / Под ред. Ф.К. Савиной, Волгоград, 1996.
  15. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. 28. Сергеев К. К. О принципе непрерывности профессионального педагогического образования. – Ростов н/Д, 1998.
  16. Сластенин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. — М., 1995.
  17. Терехин М. Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. М., 1990

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X