Контрольная работа по дисциплине «Русский язык» для ХГИК, пример оформления



«Русский язык в деловой коммуникации»
Контрольная работа № 9
Задания
ОРФОГРАФИЯ
1-10. Отметьте номера слов, где пишется буква
1. а
5) ум_А_лять значение
2. е
2)сув_Е_нир
4) ж_Е_стикулировать
5) соб_Е_ру
3. о
3) смеш_О_н
4) грош_О_вый
4. ъ 2) пред_Ъ_юбилейный
3) из_Ъ_ятие
5. ь
2) намаж_Ь_ся
4) вскач_Ь_
6. ы
3) ножниц_Ы
4) ц_Ы_ганенок
7. е 1) пр_Е_валировать
3) непр_Е_менно
4) пр_Е_возносить
8. и 1) догадл_И_вый
3) милост_И_вый
4) луж_И_ца
9. ь 1) уваж_Ь_те старшего
2) декабр_Ь_ский
4) болел_Ь_щик
5) пастуш_Ь_ей дудочкой
10. и 2) пр_И_чалить
4) пр_И_менение
5) пр_И_сутствовать
11-15. Отметьте номера слов, где пишутся
11. непроизносимые 1) влас_Т_ный
согласные 3) уез_Д_ный
5) дилетан_Т_ский
12. удвоенные 1) арти_Л_лерия
согласные 2) стрес_С_
4) ко_М_ментарий
5) и_Л_люминация
13. глухие
согласные 2) _С_гущаться
3) ма_Т_ч
4) о_Т_звуки
14. е
2) когда вытр_Е_те, уходите
3) спуска_Е_т
4) в лотере_Е_
15. а (я) 1) пил_Я_щий
4) ранн_Я_я весна
5) посе_Я_нная рожь
16–17. Отметьте номера слов, где пишется
16. нн 1) листве_НН_ица
4) тума_НН_ый
17. н 1) некоше_Н_ый
3) кова_Н_ый
5) фирма недавно образова_Н_а
18-19. Отметьте номера слов, где пишется не
18. раздельно 1) не смотря под ноги
2) не усвоив
3) не всегда
5) не разделял
19. слитно
2) немытые овощи
4) ненаписанное сочинение
20. Отметьте номера пропусков, где пишется ни — 1,3,4
Сколько [1] н_И_ грозили ему револьвером, он не произнес [3] н_И_ единого слова, даже [4] н_И_ разу не посмотрел на спрашивающих.
21. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно
1)
2) Необразован, оттого и неинтересен.
3) Приехал в город, чтобы учиться.
4)
5) Подъем на гору крутой, зато дорога красивая.
22-25. Отметьте номера слов, где написание
22. дефисное 1) бледно-зеленый
3) премьер-министр
4) пол-яблока
23. слитное 2) впотьмах
4) идти навстречу
5) свысока
24. раздельное
2) иметь в виду
4) положить деньги на счет в банке
25. дефисное 1) взад-вперед
2) по-английски
4) черным-черно
ПУНКТУАЦИЯ
26-30. Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.
26. 1) Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.
3) Ослепленный мраком, старик долго стоял, прислушиваясь к шуму.
4) Лошади, вытянувшие черные головы, показывались на мгновение на белом фоне неба.
5) С утра зарядил противный дождь, мелкий, но злой и холодный.
27. 2) Волны ровно катились, едва приподнимая лодку.
3) Он, не отдыхая, побежал на станцию искать товарища.
5) Позади него, чуть слышно ступая и вздрагивая от каждого звука, медленно двигалась группа людей, одетых в серые рубища.
28. 1) Владимир Маяковский, талантливый поэт-футурист, известен и за рубежом.
2) Ему, первому помощнику командира, поручили эту сложнейшую операцию.
3) За весной, красой природы, лето знойное пройдет.
5) Студент этот, по имени Михалевич, искренне полюбил его.
29. 1) Ступаю на широкое каменное плато, покрытое, как уголь, лишайником.
3) Поляна, усыпанная белыми ветреницами, как детский сад, вышедший на прогулку.
4) Не проехали мы четверти часа, как ямщик, остановив лошадей, передал вожжи Алешке.
5) Как истинные сыны отечества, встали русские люди на защиту родной земли.
30. 1) К счастью, озеро оказалось богатым рыбой.
4) Эти птицы сидели отдельно и, казалось, с высоты наблюдали за общим порядком.
5) Я, разумеется, обошелся весьма бережно со стариком.
31-33. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая
31.
3) Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье, кольчуги звон _,_ и крик, и ржанье, и топот по полю глухой.
4) Бродил по дорожкам, вдыхая буйные _,_ бражные весенние ароматы.
32.
2) Туча поднялась _,_ и как будто стало светлее.
5) Час мужества пробил на наших часах _,_ и мужество нас не покинет.
33.
3) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что _,_ если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
4) Никто не предупредил Воропаева о том _,_ куда его ведут.
34. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие
1) Погода стояла совсем неблагоприятная _:_ по временам шел осенний дождь, и постоянно дул страшный ветер.
2) Осень и зиму Павел не любил _:_ они приносили ему много физического страдания.
5) Все влечет, веселит мои взоры _:_ золотая пчела на цветке, разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке.
35. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире
1) Жаворонок является к теплу, зяблик _-_ к стуже.
2) Уважение к минувшему _-_ вот черта, отличающая образованность от дикости.
4) Двадцать пять лет _-_ возраст зрелый.
5) Самое важное в каждом деле _-_ пересилить момент, когда вам не хочется работать.
36-37. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая
36. И редко кто знал, что за плечами Льва Валерьяновича очень трудное детство и юные годы и что немало испытаний выпало на его долю [3] _,_ прежде чем он стал кандидатом географических наук и заслужил почетное для любого полярника назначение на дрейфующую станцию.
37. В эти ранние часы ветер еще не беспокоит лона реки [1] _,_ и оно [2] _,_ отражая чистое розово-голубое небо, сияет ровным светом [4] _,_ прозрачное и прохладное [5] _,_ как хрусталь.
38-39. Отметьте номера предложений, где пропущена запятая
38. 1) Нас давно ждут в эфире, и я конечно, беспокоюсь.
2) Куда ты, кумушка бежишь так без оглядки?
3) Снежок, выпавший ночью и тающий у нас на глазах делает склон еще более скользким.
5) Зимовщики рассказывают, что несмотря на тяжелые условия и крайнюю тесноту, провели зиму вполне благополучно.
39. 1) Веков минувших великаны преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы.
40. Отметьте номера предложений с недостающими знаками препинания
1) «Скажите, – спросила Елена – между вашими товарищами были замечательные люди?»
2) «Что же ты не едешь» – спросил я ямщика с нетерпеньем.
1. Проверьте себя, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Когда я вошел наверх в свою комнату и отворил окно на озеро, красота этой воды, этих гор и этого неба в первое мгновение буквально ослепила и потрясла меня. Я почувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как-нибудь избыток чего-то, вдруг переполнившего мою душу. Мне захотелось в эту минуту обнять кого-нибудь, защекотать, ущипнуть его, вообще сделать с ним и с собой что-нибудь необыкновенное.
Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся берега с тростником, лугами, садами и дачами. Далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков. На дне бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами; и все залитое нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещенное прорвавшимися с разорванного неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной целой линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента. Везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного.
(по Л.Н. Толстому)
Проверочный тест
Вариант № 9
1. Выберите вариант ответа, где ударение падает на второй слог во всех словах ряда.
2) столяр, завидно, ждала;
2. Отметьте предложение без речевой ошибки.
2) Свыше пятисот народностей проживают на этом континенте.
3. Укажите, какая ошибка допущена в предложении.
Пейзаж – это не довесок к прозе и не украшение, в него нужно погрузится, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, и запах, и дыхание.
1) орфографическая;
4. Отметьте номер, где лексическое значение слова указано неверно.
3) Кворум – официально назначенное время проведения какого- нибудь мероприятия.
5. Выберите номер, где во всех словах ряда пишется А.
2) кАлитка, умАлять значение, обмАкнуть;
6. Определите стиль и тип речи.
Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит, во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, а во-вторых, в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают общественных говорящих, знающих единый язык, владеющих правилами коммуникации, имеющих общий контекст культуры.
3) научный стиль, рассуждение.
7. Выберите вариант, где –НН– пишется во всех словах.
3) нравствеННый, воздержаННый.
8. Выберите, в каком ряду верно указано произношение всех данных слов.
1) ин [тэ]рвал, а[ф’э]ра, буду[jу]щий;
9. Укажите словосочетание, где нарушена лексическая сочетаемость.
2) коренной опыт;
10. Выберите, в каком ряду все слова пишутся с Ь.
2) разрежЬте, выбЬют, ветошЬ;
11. Выберите перечень языковых средств, характерных для официально-делового стиля.
1) специальные термины, клишированные конструкции, канцеляризмы, отглагольные существительные, инфинитив со значением предписания, сложноподчиненные предложения с причинно-следственными отношениями
12. Выберите, в каком ряду все слова пишутся с И.
2) жалостлИвый, расстИлать, прИстегнуть;
13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
2) Путники медленно двигались и проклинали трудности дороги.
14. Определите, какие стилистические фигуры и тропы не использованы в данном отрывке:
Филипп Август, король французский, перед сражением Бовинским (1214), надев корону на себя и указывая на нее, говорил воинам: «Воины! Вот моя корона! Есть ли кто из вас более меня достоин носить ее, пусть явится. Я возложу ее на главу его. Но если вы почитаете меня достойным повелевать вами, то не забывайте, что вы ныне сражаетесь за благосостояние и честь Франции». Воины пали на колена и клялись победить или умереть…. (Филипп Август. Речь перед Бовинским сражением)
2) эпитеты, инверсия;
15. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.
2) Он, правда, никогда не предполагал, что ему придется когда-нибудь вспоминать об этом.
16. Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.
1)Заимствовав греческую систему письма, римляне не переняли греческие названия букв.
17. Выберите номер, где во всех словах ряда пишется Ё.
2) ухажЁр, шЁрстка, обречЁн;
18. Выберите подходящий по смыслу ответ к следующему высказыванию: «Совокупность наиболее пригодных («правильных, предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора элементов из числа наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной оценки этих элементов называется…
3) нормами».
19. Укажите, какими словарями можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов дружеский и дружественный, командированный и командировочный
3) словарем паронимов, толковым словарем русского языка.
20. Выберите перечень черт, характерных для научного стиля.
1) отвлеченность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытая эмоциональность, строгость;
21. Выберите речевые жанры, относящиеся к публицистическому стилю.
1)очерк, репортаж;
22. Укажите, в каком ряду оба утверждения являются правильными:
А) В заключении неоходимо суммировать сказанное, закрепить и усилить впечатление, произведенное речью.
Б) В заключении нужно пошутить и, извинившись за отнятое время, побыстрее уйти.
В) Оратор должен заключение выдержать в том же стиле, что вступление и основную часть, только быть более эмоциональным, возможно даже, пафосным, афористичным.
Г) Ортору важно ничего не упустить, и поэтому в заключении нужно столько раз возвращаться к сказанному, сколько нужно, чтобы ничего не забыть сказать слушателям.
3) А, В.
23. Выберите перечень языковых средств, характерных для публицистического стиля.
3) книжные слова приподнятой стилистической окраски, специфическая фразеология, штампы, слова с иноязычными суффиксами на -ия, -ция, -ация,
-изация и др., образное употребление слов, антитезы, инверсии, синтаксический параллелизм, повторы, градация, ряды однородных членов, риторические вопросы, восклицания и др.
24. Выберите, в каком предложении пишется НЕ и раздельно.
2) НЕ согласен с вами: дело это требует внимательного и тонкого подхода.
25. Выберите, какой тезис наиболее точно соответствует главной мысли автора следующего текста.
Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно они являются полномочными представителями главной мысли.
Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли.
Попытайтесь перед чтением текста объяснить смысл эпиграфа и составить на этом основании предположение о содержании того, что предстоит прочесть. После чтения сопоставьте свои предположения с выводами, к которым вы пришли после осмысления прочитанного.
Это нелегкая и в высшей степени интересная задача: ведь эпиграф чаще всего выражает мысль текста не «в лоб», а обобщенно, иносказательно. Вскрытие этой непрямой связи, ее словесная формулировка помогают более глубокому и разностороннему осмыслению читаемого.
(По Г.Г.Граник, Л.А.Концевой, С.М.Бондаренко)
3) Эпиграфы помогают глубже и разностороннее понять мысль автора произведения.
26. Укажите синоним к фразеологизму у черта на куличках.
2) куда Макар телят не гонял;
27. Выберите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
2) Обычай мой такой _:_ подписано, так с плеч долой.
28. Выберите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Теперь представьте себе человека [1]_, который [2]_, объясняясь в любви [3]_, принципиально [4] _ ни на шаг не отступает от правды, не говорит ни одного комплимента, не позволяет себе никакого преувеличения – словом [5]_, щепетильно придерживается фактов [6]_ и гордится этим.
3) 1, 2, 3, 5.
29. Определите, к какому жанру относится данный текст:
Ларец мудрых мыслей. Кострома: Издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», 2001. – 392 с.
«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», – сказал И.Гете.
Это миниатюрное издание дает читателю возможность ознакомиться с размышлениями, умозаключениями мыслителей древности, писателей, политиков, ученых. Читайте, изучайте, и вы непременнол найдете афоризмы, созвучные вашей точке зрения, взглядам на жизнь.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
3) аннотация.
30. Отметьте предложение с речевой ошибкой.
2) В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблем дистанционно.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X