Контрольная работа по дисциплине «Социальные и политические институты и процессы в современном обществе» для ТулГУ, пример оформления



МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии

Контрольная работа по дисциплине
«Социальные и политические институты и процессы»

на тему: «Социальные институты и их функции»

Тула 2020
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое осмысление социальных институтов…………..5
1.1. Основные концепции социальных институтов………………………..5
1.2. Социальный институт и его основные составляющие: понятие, структура, функции……………………………………………………………10
Глава 2. Становление и развитие социальных институтов в обществе…13
2.1. Место различных социальных институтов в структуре общества…13
2.2. Трансформация социальных институтов в современном информационном обществе……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………..24

Введение

Актуальность темы исследования. Ключевой особенностью современной эпохи является коммуникация (наряду с информатизацией, виртуализацией и цифровизацией), массовая, непрекращающаяся, тотальная. И в этот процесс коммуникации включен каждый социальный институт как регулятор общественных отношений. В данном контексте такое явление современного мира, как связи с общественностью, выполняет важную функцию по обеспечению результативных публичных взаимодействий социальных акторов, а также призваны оптимизировать их [акторов] отношения с общественностью.
Таким образом, становление, развитие и современная трансформация всех социальных институтов позволяют специалистам по связям с общественностью, во-первых, отслеживать актуальные потребности общества, во-вторых, на основе анализа данных потребностей обеспечивать организацию наиболее эффективного публичного дискурса. А также изучение ряда конкретных институтов позволит PR развиваться и совершенствоваться в качестве социального института. Например, подготовка специалиста по связям с общественностью в России стала возможна только после адаптации к современным условиям института российского образования. Эффективная работа таких специалистов возможна только в условиях совершенствования и развития политических и экономических институтов.
Поэтому исследование социальных институтов в современных условиях является приоритетной областью в гуманитарных науках.
Методологическая база исследования. В работе были использованы следующие научные подходы и методы: структурно-функциональный подход, а также методы анализа и систематизации.
Объект исследования – социальная структура общества и её отдельные элементы.
Предмет исследования – социальные институты как важный компонент общественного устройства.
Цель исследования – проанализировать традиционные и недавно возникшие социальные институты, а также изучить изменение их функций в процессе адаптации к условиям цифровой эпохи.
Задачи:
1. рассмотреть основные научные концепции, посвящённые изучению социального института;
2. исследовать феномен «социальный институт» и его основные составляющие, такие как понятие, структура и функции;
3. выявить место различных социальных институтов в структуре общества;
4. проследить трансформацию социального института в современном информационном обществе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретическое осмысление социальных институтов

1.1. Основные концепции социальных институтов

Современное общество находится в беспрерывном процессе трансформации. Оно прошло несколько этапов изменений, прежде чем стать «обществом XXI века». Однако и в наше время зафиксировать какую-либо одну форму общества социологам не удаётся – социум постоянно меняется. И даже единого названия ему до сих пор не дали: современное общество именуется и постиндустриальным, и сетевым, и позднекапиталистическим, и информационным, и индивидуализированным, и обществом риска, и обществом потребления , и т.д.
Однако необходимо справедливо отметить, что общество (и современное в том числе) по сути своей довольно устойчиво и представляет собой совокупность повторяющихся привычных, общепризнанных социальных практик. А обеспечивают подобную устойчивость обществу социальные институты, которые можно представить в виде ключевых средств по жизнеобеспечению общества, благодаря социальным институтам сохраняется преемственность поколений и передача накопленного опыта . При этом в социологии до сих пор нет единого мнения относительно подходов к изучению и выделению основных параметров социальных институтов. Более того, не существует и единого определения категории «социальный институт».
Автором термина «социальный институт» является американский социолог Т. Веблен. В его трактовке социальный институт – это множество общественных обычаев, привычек, образцов сознания и поведения, передающихся из поколения в поколение и трансформирующихся в зависимости от различных обстоятельств .
Современная социология накопила колоссальный материал по проблемам изучения социального института, начиная с учений социологов-классиков. Так, выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм определяет основные свойства социального института через принудительную силу и объективный характер, которыми социальный институт, соответственно, обладает. Также он является социальным фактом. Поэтому социальный институт, по Э. Дюркгейму, – это все виды социальных отношений, все виды поведения и все виды верований, которые только могут существовать в обществе. А социология, следовательно, является наукой, которая изучает социальные институты во всех их формах и проявлениях .
Таким образом, основным предназначением или функцией социального института является управление и структурирование всех социальных связей и отношений. Здесь можно выделить в качестве социальных институтов право, мораль, религию, любые нормативные (то есть предписывающие) системы. Сюда же, по М. Моссу и П. Фоконне, можно отнести и язык того или иного общества. При этом заранее созданные и закреплённые модели поведения навязываются членам общества, они не являются добровольными.
Подробнее и основательнее теория социальных институтов представлена в работах английского социолога Г. Спенсера . В качестве базы для изучения социальных институтов выступила его теория социальной эволюции. Суть её заключается в изучении строения социального организма: его структуры, функций. По Г. Спенсеру, дифференциация общества заключается в том, что оно эволюционным путём достигает «большего объема, большей связности, большего многообразия и большей определённости» . В связи с усложнением структуры общества требуются некие поддерживающие его единство механизмы / скрепы, функцию которых и выполняют социальные институты. Ведь истинное общество, согласно Г. Спенсеру, возможно только там и тогда, где и когда возникает социальное сотрудничество. Подобная кооперация выгодна членам общества, это и делает её возможной.
При этом любая кооперация для своего успешного исполнения требует определённого уровня организации, которая осуществляется благодаря специально обученным людям, профессионалам. Так возникает организация, объединяющая людей, которая называется социальный институт. Социальные институты, таким образом, делятся на бессознательно развивающиеся / преследующие индивидуальные цели (например, семейные институты) и на сознательно развивающиеся / преследующие общественные цели (например, политические институты). При этом первые возникают добровольно, а вторые – принудительно.
Выдающийся немецкий социолог М. Вебер определяет социальные институты как результат союзной деятельности индивидов. Главным отличием социального института от иных форм общественных объединений М. Вебер называл рациональную упорядоченность . Иными словами, основанием жизнедеятельности социального института является свод норм, правил и законов, обязательный для исполнения членами общества.
Вступление в сообщества, именуемые социальными институтами, не является добровольным, основным критерием их существования является не согласие (а подчинение правилам и законам), также социальные институты имеют свой аппарат принуждения. Так, в качестве примера социального института М. Вебер приводит государство (политическое сообщество) и церковь (религиозное сообщество). Причём все социальные институты изначально были основаны на принуждении, когда небольшая часть людей (представителей власти каждого конкретного социального института) навязывала остальным членам данного института рационально обоснованные предписания. Так образовывалось «устройство социального института» (терминология М. Вебера).
Если рассмотреть совокупно все три классические теории социального института, приведённые выше, то стоит отметить их главное сходство. Оно заключается в том, что социальный институт рассматривается как базовый элемент социальной структуры общества и выполняет функцию по его объединению.
В структурном функционализме социальный институт изучается несколько иным способом. Так, Т. Парсонс отмечает «важность норм в определении ситуации мотивированного и осмысленного действия» . При этом убеждения, ценности и коллективное сознание «составляют главное в управлении действием в социальных системах» . А главную роль в системе социального действия играют следующие подсистемы: культурная, социальная и личностная. Следовательно, при их тесном взаимодействии возникает общепризнанная культурная традиция, которая, в свою очередь, ведёт к образованию институционализированного (структурированного) взаимодействия между большим количеством людей .
При этом ключевым культурным элементом структуры социальных систем являются культурные ценности, которые обязательно должны быть институционализированы, чтобы стать частью социальной системы . Основная задача культурных норм и ценностей, по Т. Парсонсу, заключается в том, чтобы интегрировать части общества в единое целое.
Т. Парсонс так определял социальные институты – это нормативные стандарты социального поведения, которые по происхождению представляют собой элемент культуры как подсистемы общества и которые выполняют функцию интеграции отдельных элементов социума. Оставаясь в рамках структурно-функционального подхода, стоит привести определение, данное американским социологом Н. Смелзером: «Институт – это совокупность статусов и ролей, предназначенных для удовлетворения определённой социальной потребности» .
Объединяя многие западные теории социального института, стоит отметить, что все они сводятся к тому, что социальный институт – это «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему» .
Таким образом, к какой бы теории социальных институтов мы ни обратились, можем наблюдать объединяющее их положение о том, что основная функция социальных институтов заключается в создании и поддержании социального порядка с помощью структурообразующих (институционализированных) норм. То есть ключевыми моментами в процессе изучения социальных институтов являются, во-первых, формулирование определения социальных институтов; во-вторых, изучение структуры социальных институтов; в-третьих, выделение и анализ ключевых функций социальных институтов. Об этом подробнее речь пойдёт в следующем параграфе.

1.2. Социальный институт и его основные составляющие: понятие, структура, функции

На основании классических теорий социальных институтов, рассмотренных в предыдущем параграфе, можно отметить, что социальные институты имеют цель, заключающуюся в удовлетворении потребностей членов общества, являются фундаментальным элементом социальной жизни, интегрируют общество, создают и поддерживают актуальную коммуникацию, регулируют социальные взаимодействия с помощью норм и традиций. Также следует отметить большое многообразие социальных институтов в современном обществе. Близким к предложенному выше определению социального института является определение, данное профессором С. С. Фроловым: «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» .
В современном обществе существуют различные социальные институты, усложняются уже существующие и возникают новые, однако базовых социальных институтов всего пять. Сюда входят институты семьи, экономики, политики, образования и религии. Все остальные социальные институты являются их производными .
Социальный институт имеет сложную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных между собой элементов (по Я. Щепаньскому ):
1. Цель, которая заключается в стремлении удовлетворить определённые каждым конкретным институтом потребности.
2. Функции, выполнение которых приближает к достижению поставленной цели.
3. Социальные роли, которые определяют образец поведения индивида в данной социальной структуре (это нормы социально приемлемого поведения или права и обязанности членов общества).
4. Средства и учреждения, с помощью которых становится возможным достижение поставленных целей.
5. Санкции, которые применяются в тех случаях, когда институциональные нормы нарушаются, то есть с целью восстановления порядка.
При этом институт может иметь и более сложную структуру, или «институт в институте». Например, институт религии в качестве одного из элементов включает в себя институт христианства, а оно, в свою очередь, дифференцируется на институт православия, институт католицизма и институт протестантизма . При этом сам социальный институт (любой) является базовым элементом институциональной структуры общества.
Также следует привести общие институциональные признаки, присущие каждому социальному институту :
1. Установки и образцы поведения. Например, уважение в семье и легитимность в государстве.
2. Символика. Например, государственная символика – герб, гимн, флаг; брачная символика – обручальные кольца и т.д.
3. Утилитарные культурные признаки. Например, дом для семьи, храмы для религии и пр.
4. Устные и письменные своды правил. В них записаны правила поведения, запреты, а также санкции за их нарушение. Например, устав школы, законы государства и т.д.
5. Идеология. Это идеи и ценности, провозглашаемые и охраняемые каждым конкретным социальным институтом.
Таким образом, социальные институты являются важными элементами социальной структуры общества, участвуют в становлении и дальнейшем регулировании общественных отношений. И, следовательно, выполняют разнообразные функции, среди которых можно выделить следующие (согласно институционализму) :
1. Воспроизводство членов социума;
2. Социальная адаптация, социализация;
3. Производство и распределение;
4. Управление и контроль, поддержание общественного порядка.
Данный список можно дополнить такими функциями, как сотрудничество между членами общества, интеграция общества, коммуникация, передача опыта, воспитательная функция . При этом функции каждого социального института не являются статичными, эволюционируют сами институты – изменяются и их функции. Также важным моментом является то, что выполнение всех названных функций должно быть деперсонализированным, то есть не зависеть от воли и желания людей, которым поручено контролировать выполнение данных функций, ведь в их прямые обязанности входит только распределение социальных ролей и качественное выполнение функций социальных институтов. В противном случае социальному институту может грозить дисфункция, как следствие – общественная нестабильность. Например, социальный институт может потерять социальный авторитет и престиж. Выхода у таких институтов два – либо прекратить своё существование, либо адаптироваться к новым условиям развития. Так, по мнению многих специалистов из разных областей научного знания, кризис в XXI веке переживает институт семьи и брака. Поэтому адаптация институтов в современном обществе – не просто гарантия их выживаемости, но и полноценного функционирования.

Глава 2. Становление и развитие социальных институтов в обществе

2.1. Место различных социальных институтов в структуре общества

Создание и поддержание социальных институтов нужно в силу необходимости удовлетворения насущных потребностей общества. И для достижения максимально положительного эффекта в этом процессе необходимо его упорядочить и структурировать с помощью введения строгих правил, норм поведения, статусов и ролей. Социальных институтов со временем становится всё больше, их функции усложняются, при этом каждый из них находит своё место в общей социальной структуре и реализует свои цели и задачи в рамках конкретной области человеческих отношений. Так, процесс образования, структурирования и закрепления социальных институтов называется институционализацией, проходящей в несколько этапов (начиная от возникновения социальной потребности, заканчивая созданием сложной системы статусов и ролей). При этом каждый отдельно взятый социальный институт удовлетворяет только ту общественную потребность, ради которой он был создан. Соответственно, с исчезновением потребности отмирает и институт.
Итак, одним из самых дискуссионных традиционных социальных институтов в современности является семья. Семья как социальный институт является главным показателем уровня развития всего общества. При этом уровни культурного развития семьи и общества в целом имеют прямо пропорциональную зависимость. Институт семьи выполняет в обществе такие важные функции, как воспроизводство населения, экономическая, социально-статусная и хозяйственно-бытовая функции . Однако современные учёные высказывают предположения о том, что институт семьи в XXI веке переживает глубокий кризис и в скором времени вообще перестанет существовать. При этом их оппоненты парируют, что, если выходить за рамки теоретических рассуждений и опираться на эмпирические исследования, то всё не так печально, так как участники соцопросов уверенно заявляют о значимости семьи, её традиций, а также о совпадении ожидания и реальности. То есть институту семьи в ближайшем будущем ничто не угрожает. При этом, например, среди российской молодёжи вполне успешно сочетаются и патриархальные, и эгоцентричные идеи и ценности .
Ещё одним базовым и древним социальным институтом является государство, поэтому очень важно проследить его трансформацию в современном мире. Его ключевые функции – обеспечение безопасности, стабильности, упорядоченности, предсказуемости – призваны способствовать процветанию и развитию всего общества и его институтов. При этом устанавливается отчётливая связь между научно-техническими достижениями современности и развитием социальных институтов. Прямым следствием данных процессов стало появление так называемого «открытого» общества, становление которого обусловило снятие ограничений и барьеров в социально-политической жизни. Так, государство становится электронным, и это главный признак глубоких необратимых и в целом позитивных социальных трансформаций на разных уровнях . Главный плюс таких трансформаций – наличие быстрой и эффективной обратной связи.
Также стоит отметить важную роль такого социального института, как образование. В качестве социального института, по мнению ряда исследователей, образование выполняет ряд функций – социальную, экономическую, культурную, селекционную (функцию отбора) и контролирующую – порождающих и усугубляющих в обществе социальное неравенство . С этим утверждением можно согласиться, так как на заре данного института получение образования действительно было колоссальной привилегией, не доступной большей части населения государства. Если рассматривать институт образования XXI века, то данный тезис по-прежнему остаётся актуальным. Во-первых, по причине дороговизны качественного образования. Во-вторых, по причине неодинаковости интеллектуальных способностей граждан. А главной проблемой развития института образования (и науки) в современности становится его чрезмерная коммерциализация.
Религия как социальный институт выполняет следующие функции : мировоззренческая (даёт ответы на вечные вопросы), компенсаторная (помогает пережить все жизненные невзгоды), адаптационная (помогает приспособиться верующим к новой среде обитания, например, иммигрантам), охранительная (это своеобразный симбиоз полномочий государства и религии для достижения стабильности и порядка), социальная самоидентификация (когда люди отождествляют себя с конкретной религией), социальный контроль (например, запрет на богохульство и прелюбодеяние), социально-регламентирующая (включает в себя предписания о должном поведении) и социально-критическая функции (конструктивная критика существующего социально-политического и экономического строя) . Также можно добавить в этот список ещё интегративную (объединяет верующих во имя общих целей) и коммуникативную (обеспечивает общение и иные взаимодействия между людьми) функции.
Также в качестве первоначального, архаичного социального института можно выделить институт насилия, который является актуальным и сейчас. Основной функцией насилия является контроль над распределением дефицитных ценных ресурсов . При этом стоит отметить, что и над самим насилием необходим строгий контроль, чтобы не допустить появления нелегитимного и нелегального насилия вроде преступности и терроризма.
Помимо традиционных социальных институтов существуют новые, порождённые современной цифровой эпохой. Например, таковым является институт телевидения. Среди функций этого института можно отметить интеграцию общества, консолидацию социума (достижение согласия), а также воспитательную (это пропаганда различных ценностей, а также антиценностей), манипулятивную (когда действительное выдают за желаемое, и наоборот), просветительско-ориентировочную (формирование общего мировоззрения), познавательную (передача информации и знаний), эстетическую (приобщение к культуре), коммуникативную (общение людей на важные темы), идеологическую (пропаганда патриотизма) функции .
Таким образом, институт телевидения оказывает существенное влияние на личность в современном обществе, оно как социальный институт способно сформировать взгляды на жизнь граждан, оказывать на них манипулятивное воздействие и задавать рамки восприятия, «фильтруя» и обрабатывая всю поступающую информацию.
Также к числу социальных институтов, возникших уже в эпоху цифровизации, относится институт связей с общественностью. Основными функциями данного института являются просвещение населения в целях популяризации новой профессии, распространение позитивного PR-опыта, демонстрация социальной значимости деятельности специалистов по связям с общественностью . Таким образом, Public Relations помогает создавать имя, бренд, имидж, делая их привлекательными в глазах общественности. То есть PR – это некий мост между внедрением образа (цель – сделать его социально значимым) и аудиторией, для которой он предназначен.
При этом важно отметить, что в обществе, являющемся системой, принципиальным моментом становится не само наличие социальных институтов, их количество и развитость, а их взаимодействие между собой в рамках всей социальной системы. Особенно это актуально в эпоху информационного общества, где всё вокруг между собой тесно взаимосвязано. Способы взаимодействия социальных институтов между собой обусловлены иерархией потребностей общества, а также его системой ценностей . Важно в данном процессе, чтобы государство как социальный институт обязательно взаимодействовало с институтами гражданского общества в самых разных вопросах жизнедеятельности.
Очевидно, что в новых условиях, которые сопряжены с тотальной цифровизацией и информатизацией, необходимо особо тщательно исследовать процессы адаптации социальных институтов. Поэтому в следующем параграфе более подробно рассмотрены процессы трансформации социальных институтов в современном информационном обществе.

2.2. Трансформация социальных институтов в современном информационном обществе

Общество XXI века существенно отличается от общества прошлых веков, конца прошлого столетия. Это обстоятельство связано с тем, что современное общество стало информационным, виртуализированным, а Интернет «отвоёвывает» всё больше социального пространства.
Общество постмодерна отличается от всех предыдущих типов тем, что все коммуникационные процессы постепенно трансформируются и перемещаются в Сеть. А это, в свою очередь, видоизменяет и сами социальные институты, их функции и структуру.
Как уже было отмечено выше, в обществе существует пять базовых социальных институтов, но по мере развития и усложнения общества общее их количество увеличивается. При этом базовые институты не изживают себя полностью, они вынуждены трансформироваться для лучшей адаптации в новых социальных условиях, в том числе в условиях начавшихся процессов виртуализации.
Стоит отметить, что ключевую роль в новых условиях существования социальных институтов играет функция коммуникации, то есть общения. По мнению ряда исследователей, виртуализация, с одной стороны, способствует развитию и укреплению социальных институтов, но с другой – лишает институты их регламентированности, когда формально-правовые механизмы в вопросах институционального регулирования общественных взаимодействий отодвигаются на задний план . То есть виртуализация социального пространства и социальных взаимодействий оказывает двоякое воздействие на социальные институты, призванные регулировать социальные отношения.
Современные исследователи называют Интернет коммуникативным ресурсом, так как с его помощью во много раз увеличивается скорость коммуникации и её возможности . При этом социальные институты в подобных условиях становятся сетевыми организациями, основными признаками которых являются горизонтальные связи, исчезновение вертикальной иерархии, самостоятельность, узкая специализация членов такой организации, гибкость функционирования, открытая распределённая структура, высокий статус средств интеграции . Главным итогом трансформации социальных институтов в условиях виртуализации общественных взаимодействий является поддержание собственной репутации, гибкость в плане адаптации к новым условиям реальности, преобладание неформальных отношений над формализованными.
Так, трансформация социальных институтов под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий (особенно Интернета) происходит по нескольким направлениям :
1. Интернет и его производные представляют собой социокультурное пространство, в недрах которого способствуют социокультурной интеграции социальных взаимодействий в рамках социальных институтов.
2. Интернет как порождение сознания современного человека. Интернет воплощает в себе те изменения, которые происходят в сознании на глубинном уровне. Так формируются и развиваются новые направления общественных взаимодействий: виртуальные сообщества для общения, виртуальный бизнес, удалённая работа, приложения от самых разных компаний (мобильные банки, например) и пр.
3. Становление информационной инфраструктуры. Её формирование наблюдается в различных социальных институтах, но особенно активно данные процессы происходят в институте образования . При этом практически весь современный образовательный процесс охвачен цифровизацией и виртуализацией, начиная от школьных электронных дневников и заканчивая проведением научных онлайн-конференций.
Рассматривая социально-политическую сферу, стоит отметить, что в современном информационном обществе социально-политические институты вышли на качественно новый уровень функционирования и развития. Это связано с тем, что теперь граждане имеют законное право участвовать в государственной жизни страны, требовать от власти адекватной и своевременной обратной связи, а в случае недовольства действиями или бездействием её представителей законными и мирными способами власть поменять. И немаловажную роль в данном процессе сыграло становление единого киберпространства, с помощью которого можно соединить воедино каждый уголок Земного шара. В подобных условиях несложно мобилизовать людей на обсуждение как локальных, так и глобальных проблем. Данный способ активно применяется в деятельности политических и общественных организаций, а также в деятельности частных акторов . Такой подход качественно трансформирует традиционное представление о пространстве и времени, так как происходит их колоссальная экономия и систематизация.
Итак, Интернет и его массовая востребованность в современном обществе приводят к тому, что данный процесс способствует не только укреплению уже существующих институтов, но и к появлению и развитию новых. Это связано с возрастающей востребованностью Сети и увеличивающимся социальным запросом на неё. Сам Интернет уже приобрёл черты социальной системы. Например, интернет-блог как форма социальной коммуникации приобрёл все черты, свойственные традиционному социальному институту. Иными словами, распространённые виртуальные практики проходят следующие этапы институционализации:
1. Появление актуальной социальной потребности в возникновении института; 2. Установление норм, призванных регулировать новый институт; 3. Появление характерной системы символов и знаков; 4. Создание системы статусов и ролей; 5. Возникновение материальной обеспеченности социального института; 6. Включение нового социального института в уже устоявшуюся систему социального взаимодействия .
Таким образом, в современном мире стали возможными две противоположные тенденции: с одной стороны, происходит виртуализация существующих и действующих социальных институтов, с другой – систематизация по институциональному типу виртуальных социальных действий и практик.
Вместе с тем, помимо открывающихся возможностей для современных социальных институтов в эпоху виртуализации, возникают и некоторые угрозы и препятствия для их нормального функционирования. Например, в эпоху доминирующей роли информации во всех сферах жизни социума принципиально важным становится обеспечение информационной безопасности на всех уровнях социального взаимодействия. Именно поэтому социальные институты массовой коммуникации защищаются от несанкционированного доступа к данным, при этом целостность и достоверность информации о человеке или организации должны также сохраняться и защищаться .
Таким образом, в современном сетевом виртуализированном обществе правовые институты и институты массовой коммуникации должны совместно защищать цифровые данные о людях и организациях на всех уровнях.
Заключение

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Общество довольно устойчиво и представляет собой совокупность повторяющихся привычных, общепризнанных социальных практик. А обеспечивают подобную устойчивость обществу социальные институты, которые можно представить в виде ключевых средств по жизнеобеспечению общества, благодаря социальным институтам сохраняется преемственность поколений и передача накопленного опыта.
2. Любое общество функционирует на основе кооперации своих членов. При этом любая кооперация для своего успешного исполнения требует определённого уровня организации, которая осуществляется благодаря специально обученным людям, профессионалам. Так возникает организация, объединяющая людей, которая называется социальный институт. Социальный институт рассматривается как базовый элемент социальной структуры общества и выполняет функцию по его объединению и поддержанию в нём порядка.
3. В любом обществе существует всего пять базовых социальных институтов – институты семьи, экономики, политики, образования и религии. Все остальные социальные институты являются их производными.
4. В общественной системе принципиальным моментом становится взаимодействие институтов между собой в рамках всей социальной системы. Способы взаимодействия социальных институтов между собой обусловлены иерархией потребностей общества, а также его системой ценностей. При этом взаимодействие государства как социального института со всеми остальными социальными институтами гражданского общества в самых разных вопросах жизнедеятельности имеет принципиальное значение.
5. Общество постмодерна отличается от всех предыдущих типов тем, что все коммуникационные процессы постепенно трансформируются и перемещаются в Сеть. А это, в свою очередь, видоизменяет и сами социальные институты, их функции и структуру. Создаются новые институты, а прежние вынуждены адаптироваться. Ключевую роль в новых условиях существования социальных институтов играет функция коммуникации, то есть общения. А социальные институты в подобных условиях становятся сетевыми организациями.
6. Главным итогом трансформации социальных институтов в условиях виртуализации общественных взаимодействий является поддержание собственной репутации, гибкость в плане адаптации к новым условиям реальности, преобладание неформальных отношений над формализованными.
7. В современном мире стали возможными две противоположные тенденции: с одной стороны, происходит виртуализация существующих и действующих социальных институтов, с другой – систематизация по институциональному типу виртуальных социальных действий и практик.
8. В XXI веке принципиально важным становится обеспечение информационной безопасности на всех уровнях социального взаимодействия. Поэтому социальные институты, включенные в этот процесс, должны быть защищены от угроз эпохи цифровизации.
9. Очевидно, что рассмотренный в данной работе перечень социальных институтов неполный. Например, к нему можно добавить такие институты, как институт здравоохранения, массовой коммуникации, местного самоуправления, науки, материнства, политической власти, социальной ответственности бизнеса, библиотеки, аудита (функция – борьба с коррупцией) и многие другие. Однако в их подробном изучении в рамках данного исследования нет необходимости, стоит только отметить, что их объединяющей функцией в отношении всего общества является регулирование той области общественных взаимодействий, ради которой конкретный социальный институт и был создан. Иными словами, пока сохраняется общественная потребность, будет существовать и социальный институт.
Список использованной литературы

1. Акулич М. М., Капалин А. М. Религия как социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 8-15.
2. Апанасенко Ф. Е. Трансформация социального института государства в «открытом» обществе XXI века. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. социол. наук. Ставрополь, 2019. 25 с.
3. Асанова Н. И. Роль функций образования в воспроизводстве и закреплении социального неравенства в обществе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2014. № 2 (23). С. 158-168.
4. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с немецкого Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
5. Веблен Т. Теория праздного класса: экономические исследования институций / Пер. с англ.; Вступ. ст. с. 5-56 С. Г. Сорокиной. М.: Прогресс, 1984.
6. Власова С. А. Механизмы взаимодействия базовых социальных институтов России в условиях формирования информационного общества: к постановке вопроса // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 6-2. С. 21-24.
7. Волков Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. М.: Гардарики, 2004.
8. Герасимова Г. И. Связи с общественностью как социальный институт современного российского общества // Известия высших учебных заведений. 2008. № 2. С. 21-24.
9. Добреньков В. И. Социология: 3 том. Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
11. Жукова Е. А. Социальный институт профессионального образования и его роль в постиндустриальном обществе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. № 2 (27). С. 33-39.
12. Иванова Т. Н. Формирование социальных институтов в современном обществе на примере Интернет-блога // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 32-35.
13. Луканин А. В., Ерёмина Е. В., Неделько С. И. Особенности виртуализации социальных институтов в информационном обществе // Власть. 2016. № 1. 41-46.
14. Марков А. А., Покровская Н. Н., Смирнов П. Д. Развитие социального института массовой коммуникации в информационном обществе и правовое поле личной и корпоративной информационной безопасности // Управленческое консультирование. 2015. № 2 (74). С. 27-40.
15. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1998.
16. Михайлова А. В., Кривогорницына В. К. Влияние Интернета на развитие социальных институтов в современном обществе // Актуальные направления научных исследований. 2015. № 1 (3). С. 217-218.
17. Михалева К. Ю., Полякова Н. Л. Концепция социального института в социологической теории // Вестник Московского университета. 2012. № 2. С.117- 132.
18. Назаренко С. В. Социология: учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.
19. Никитина Л. Е. Воспитательные функции социальных институтов на современном этапе общественного развития // ЦИТИСЭ. 2016. № 4(8). С. 20.
20. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.
21. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
22. Первушина В. Н., Хуторной С. Н. Функционирование социально-политических институтов в условиях формирования информационного общества // Вестник Воронежского государственного университета. 2015. № 3. С. 91-96.
23. Поляков Е. М. Насилие как социальный институт: возникновение и эффективность в архаичных и современных обществах // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2014. № 9 (180). С. 176-184.
24. Путилова Е. А. Интернет как фактор формирования информационного общества: автореф. канд. дисс. на соискание уч. степени канд. соц. наук. Тюмень, 2004. 24 с.
25. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М.: «Владос», 1995.
26. Седов Л. А. Институт социальный // Современная западная социология: словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов, М. С. Ковалёва, А. Ф. Филиппов. М.: Политиздат, 1990.
27. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. С. 91
28. Спенсер Г. Социология, как предмет изучения: Пер. с послед. (1889 г.) англ. изд.: С прим. и вступ. очерком / Герберт Спенсер. Санкт-Петербург: тип. А. Якобсона насл., 1896.
29. Тимкина К. В. Понятие и структура социальных институтов // Science Time. 2016. № 8 (32). С. 131-133.
30. Тотаркулова Д. К. Роль социальных институтов в жизни общества // SCIENCE TIME. 2015. № 4 (16). С. 770-773.
31. Троцук И. В., Парамонова А. Д. «Статус» института семьи в современном обществе и семейно-брачные ценности молодёжи // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016, том 16. № 3. С. 542-558.
32. Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Г. Коллинза с предисловием Г. Спенсера. Пер. с англ. П. В. Мокиевского. СПб.: Изд-во Ф. Павленко,1892.
33. Фролов С. С. Социология: учебное пособие. М.: Наука, 1994.
34. Фурсова В. В. Телевидение как социальный институт и средство воздействия на личность в современном обществе [Электронный ресурс]. 2016. С. 30-34. – Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/110718/ajsm2016_30_34.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 14.01.2020).
35. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
36. Giddens A. Sociology. Oxford, 1989.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X