Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права» для РГУП, пример оформления



КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине

«Теория государства и права»

Вариант_4_

Оглавление

Теоретический вопрос №1. «Социальное регулирование. Социальные нормы и их виды»………………………………………………………………..2

  1.Введение……………………………………………………………………….2

  2.Социальное регулирование…………………………………………………2

  3.Социальные нормы.Понятие……………………………………………….3

  4.Признаки социальных норм………………………………………………3

  5.Виды социальных норм……………………………………………………..4

  6.Функции социальных норм…………………………………………………6

  7.Заключение……………………………………………………………………7

 

Теоретический вопрос №2. «Единство государственной власти и ее разделение на «ветви». Законодательная, исполнительная и судебная власть»…………………………………………………………………………….8 

5

1.Введение…………………………………………………………………………8

2.Ветви государственной власти………………………………………………8

     2.1.Законодательная власть…………………………………………………9

     2.2 Исполнительная власть………………………………………………10

     2.3Судебная власть………………………………………………………….11

Список использованных источников. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос №1.

«Социальное регулирование. Социальные нормы и их виды»

1.Введение:

Социальные нормы являются неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, определяют перспективы развития современной культуры, а также обусловливают пути гармонизации отношений человека с обществом, государством и самим собой.

2.Социальное регулирование.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный (внутренне присущий) обществу и определяющий социальный порядок процесс.

В юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов (конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п.) выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Существуют несколько способ регулирования поведения людей социальными нормами:

  • Дозволение— это указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание— это  указание на требуемое действие.
  • Запрет— это  указание на действия, которые не следует совершать.

 

 

 

3.Социальные нормы. Понятие.

Социальные нормы являются предметом исследования многих социально-гуманитарных наук — социологии и юриспруденции и пр., их отраслевыми дисциплинами, а также философии. Однако единого подхода к определению сущности социальных норм не существует.

Важно различать социальные установки и социальные нормы. В случае, если первые не приобретут массовый характер и не будут приняты социальными субъектами, они не будут являться и детерминантами общественного сознания и, как следствие, не приобретут свойств социальной нормы. Примером здесь будет являться принятие государством (читай нормативным институтом) непопулярного, не принимаемого социумом закона, который будет являться лишь социальной установкой и не станет нормой для общества. Бывает и обратная тенденция, когда социальные нормы теряют свои свойства и становятся социальными установками. Такой случай произошел с религиозными нормами античной Греции в связи с распространением христианства. В этой связи отличительной чертой социальной нормы является ее общепризнанность, что формирует конформизм и обуславливает ее формальное одобрение и следование ей социальными субъектами при осуществлении общественной деятельности[1].

Таким образом, социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило)— это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

4.Признаки социальных норм.

        Отметем самые главные признаками социальных норм:

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Направлены на регулирование общественных отношений.
  • Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

5.Виды социальных норм.

Основными социальными регуляторами, распространяющимися на все общество, являются право и мораль. Для того чтобы раскрыть их сущность, необходимо определиться с терминологией — что есть «право» и что есть «мораль», выявить соотношение данных понятий, а также исследовать взаимное влияние друг на друга указанных социальных регуляторов. Традиционно право понимается как система общезначимых, формально определенных правил поведения, принимаемых от имени государства, распространяющих своё регулятивное охранительное воздействие на всех членов общества, обеспечиваемых системой государственных гарантий и санкций[2].

  • Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами) 

Моральные нормы-правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Пример: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («золотое правило нравственности»).

  • Правовые нормы(законы и подзаконные акты)

Правовые нормы — формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме — в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система. Пример: «Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или  языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) .

  • Обычаи.

Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения. Пример: Празднование Нового года.

  • Традиции(по сути своей являются разновидностью обычая)

Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Пример: Регулярные встречи выпускников школ.

  • Ритуалы(по сути своей являются разновидностью обычая)

Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения.Пример: Ритуал посвящения в рыцари в Средние века.

  • Религиозные нормы.

Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм.Пример: «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII).

  • Политические нормы.

Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Пример: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2)

 

  • Эстетические нормы.

Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Пример: Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности.

Так же существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Социальные нормы по степени обязательности делятся на:

  • побуждающие;
  • запрещающие;
  • рекомендательные;
  • императивные (от лат.imperatives — повелительный).

 

6.Функции социальных норм.

Единого подхода к функциям социальных норм также не существует, однако к основным обычно относят: интегративную, информативную, культурологическую, коммуникативную, отражательную, регулятивную, стабилизирующую, ценностно-ориентирующую, а также некоторые другие функции и подфункции.

Основной функцией социальной нормы является системно-организационная, или стабилизирующая, функция. Социальные нормы являются первичным механизмом, обеспечивающим целостность социума, его нормальное, стабильное функционирование и развитие, а также выступают элементом, предупреждающим хаос, беспорядок, анархию и распад. Без социальных норм существование общества было бы невозможным, поскольку именно социальные нормы являются сдерживающим началом, предупреждающим совершение антисоциального действия, будь то «преступления» против конкретных социальных субъектов либо против общественной системы в целом.

Следующей, даже не столь менее значимой, является отражательная или воспитательная функция социальной нормы. Ее роль заключается в формировании общественного, нормативного сознания, формировании отношения к «нормальному», должному и необходимому, формировании знаний об окружающем мире и социокультурной реальности и, что особенно важно, в формировании совести.

Благодаря интегративной функции социальной нормы обеспечивается интеграция человека в социум, в тоже время обуславливается формирование конформизма.

Интегративная функция находится в тесной взаимосвязи с аксиологической функцией, которая, в свою очередь, обеспечивает процессы инкультурации человека, что находит свое выражение в принятии субъектом культурных и социальных ценностей[3].

7.Заключение.

Социальные нормы представляют собой установленные правила поведения в различных сферах общественной жизни, призванные урегулировать взаимоотношения между участниками правоотношений. Нормы морали, нормы нравственности являются регулятором внутреннего и духовного содержания личности. Человек морально честный перед самим собой,всегда будет нравственно чист в общественных отношенях.Из этого следует, что социальные нормы являются идеальными установленными правилами поведения, на которые следует равняться и к которым следует стремиться. Социальные нормы регулируют часто повторяющие общественные отношения, единичные случаи не будут облачаться в форму социальных норм, так как в этом просто нет необходимости. Те отношения, которые стали общественными, не могут идеально существовать без соответствующей регуляции, в противном случае это может привести к беспорядку и анархии в общественной жизни. Во всех социальных нормах устанавливается, как может и как должен (обязан) поступать субъект общественных отношений.

 

Теоретический вопрос №2.

«Единство государственной власти и ее разделение на «ветви». Законодательная, исполнительная и судебная власть»

1.Введение.

Государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется тем, что в демократическом обществе и государстве единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть организовывает и регулировывает общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Единство государственной власти выражено в единстве системы высших гос. органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях,а та же неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета, исключающему по самому своему существу наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей. Единая сущность государственной власти не исключает в демократическом обществе многообразие форм ее выражения. Когда говорят о разделении властей, имеют в виду разделение, разграничение полномочий различных государственных органов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти

  1. «Ветви» государственной власти.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ[4] государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

2.1.Законодательная власть.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы;

— является постоянно действующим органом;

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

— члены Совета Федерации и депутаты Государсвенный  Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

— утверждение изменения границ;

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

— назначение выборов Президента РФ;

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

— отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов;

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

— объявление амнистии;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

2.2.Исполнительная власть.

Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ;

— заместителей Председателя Правительства РФ;

— федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Михаил Владимирович Мишустин

Полномочия Правительства РФ:

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

— обеспечивает исполнение гос.бюджета после его утверждения Гос. Думой;

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

— организует охрану собственности и общественного порядка;

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

2.3.Судебная власть.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

— Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ;

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

— система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

— не вступивших в силу международных договоров;

— споры между федеральными органами власти;

— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

— споры между высшими гос. органами власти субъектов;

— проверяет конституционность законов;

— дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

В связи с упразнением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 6 августа 2014 г., далее – Закон № 186-ФЗ) была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения 08.11.2020)

 

Учебная и научная литература

  1. Авилова О.Е. Классификация функций государства в советской и современной юридической науке // Известия АлтГУ. 2018. №6 (104).
  2. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации // Территория науки. 2017. №3.
  3. Бялт С.С., Трипутин С.Н. Система социального регулирования: теоретико-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №1 (73).
  4. Гаськов Д.В. Разделение властей и институты власти // Вестник науки и образования. 2019. №11-3 (65).
  5. Дембицкий А.А. Понятие функции государства: сущность и определение // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №4.
  6. Ерышов Д.В. Социальные нормы как механизм регуляции общественного сознания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №8.
  7. Лавдаренко Л.И., Рудых С.Н. Принципы права и их система // Актуальные проблемы российского права. 2018. №10 (95).
  8. Мальцева В.В. Правовое регулирование в системе социального управления // Символ науки. 2016. №10-1.
  9. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №2.

[1] Ерышов Д.В. Социальные нормы как механизм регуляции общественного сознания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №8.

[2] Бялт С.С., Трипутин С.Н. Система социального регулирования: теоретико-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №1 (73).

[3] Ерышов Д.В. Социальные нормы как механизм регуляции общественного сознания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №8.о

[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения 08.11.2020)

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X