Контрольная работа по этике для ДО НГУ



Тема 2. Мораль.  Основные категории этики

Задачи:

  1. Создать предпосылки понимания и усвоения смысла этических категорий;
  2. Способствовать самоанализу личности;
  3. Создать предпосылки формирования умения наблюдать педагогические ситуации, на основе анализа прошлого опыта.

 

Содержание задания по теме:

Задание 1

А) Прочтите принципы (правила) «золотой середины » Аристотеля:

Уравновешенность — середина между гневливостью и безгневием.

Щедрость — середина между расточительностью и скупостью.

Благородство — середина между кичливостью и приниженностью.

Широта — середина между мотовством и мелочностью.

Негодование — середина меду завистью и злорадством.

Чувство собственного достоинства — середина между своенравием и подхалимством.

Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.

Чувство юмора — середина между шутовством и дикарством.

Дружелюбие — середина между лестью и враждой.

Правдивость — середина между притворством и хвастовством.

Мужество — середина между безрассудством и трусостью.

В) На основании анализа собственных личностных проявлений зарисуйте свои качества

А____________________________________________________В

Расстояние от А до В равно 10 баллов, оцените, где находится ваше проявление точки уравновешенности, щедрости благородства, широты, негодования, чувства достоинства и др.

На основании анализа оцените:

—  насколько сформированы этические категории в вашей структуре личности;

— кто /как педагог/принял участие в формировании категорий и морали вашей личности;

приведите пример ситуации из вашей жизни в которой вы формировали, приняли или осознали ту или иную этическую категорию. /записать содержание ситуации/

Задание 2

Мораль призывает вас вести жизнь, достойную человека. Что включает в себя это понятие? Мы можем об этом размышлять. Вы будущий тренер, человек ведущий за собой учеников.

Пронумеруйте в порядке их значимости следующие понятия таким образом, как бы вы предложили их усвоение для своих учеников. /Возможно анализировать с точки зрения, как вам предлагал такое усвоение тренер или родитель/

1) жизнь без страха;

2) жизнь, в течение которой человек достигает поставленные цели.

3) жизнь материально обеспеченная;

4) жизнь без возвеличивания себя;

5) жизнь, наполненная творчеством;

6) жизнь без необходимости заботиться о «хлебе насущном»;

7)  жизнь без унижения;

Правило золотой середины работает в вашем умении владеть собой? Попробуйте оценить это на основании теста.

 

Задание 3

Определите «Умеете ли вы владеть собой?», который поможет найти способ корректировки своего эмоционального состояния.

Инструкция: Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае». За каждый ответ:

«очень»– 4 балла, «не особенно» – 1 балл, «ни в коем случае» – 0 баллов.

 

Раздражает ли вас:

  1. Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  2. Женщина в летах, одетая как молоденькая девушка?
  3. Курящая на улице женщина?
  4. Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  5. Когда кто-то грызет ногти?
  6. Когда кто-то смеется невпопад?
  7. Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  8. Когда в кинотеатре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует сюжет фильма?
  9. Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
  10. Когда вам дарят ненужные предметы?
  11. Громкий разговор в общественном транспорте?
  12. Слишком сильный запах духов?
  13. Человек, который жестикулирует во время разговора?
  14. Коллега, который часто употребляет иностранные слова?

Выводы: Если вы набрали:

Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительнее. Вы вспыльчивы. Легко выходите из себя.

От 12 до 49 баллов.  Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

От 11 и менее баллов. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.

Вопросы для письменного ответа:/можно пользоваться литературой и источниками/

  1. Что включает в понятие эмоциональная культура человека? что означает управление своими эмоциями и чувствами?
  2. Эмоциональная культура педагога проявляется в способности управлять своими переживаниями и чувствами? Существуют ли способы управления чувствами и эмоциями?
  3. Эмоции и чувства обогащают наш внутренний мир, наше восприятие окружающего мира или мешают в жизни?
  4. Что представляет собой система воспитания основ этической и эстетической культуры?

Рекомендуемая литература

  1. Алешкина О.В., Миналиева М. А.,  Рачителева Н.А. Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя //Теория и практика образования в современном мире: материалы У1 междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014г.).СПб.: Заневская площадь, 2014. С.171-173. 
  2. 2. Белогородцева Э.И., Кожевникова Н.В. Основы педагогической и спортивной этики: учебник; под общ. ред. В.И. Криличевского. Москва: КНОРУС, 2018. С.167-180.
  3. Клепиков  В.Н.  Ролевой диалог в этическом воспитании школьников / Воспитание  школьников. 2010.  № 4. С.23-25.
  4. Курцева З.И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баласс, 2010. 224 с.
  5. Сараф М.Я., Столяров, В.И. Введение в эстетику спорта: учебное пособие

для ИФК.М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с

X