Контрольная работа по основам социального государства для ТулГУ, пример оформления



Контрольная работа по дисциплине «Основы социального государства» Модели социального государства
Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Понятие, главные цели и основные функции социального государства 5
1.1. Развитие концепции социального государства 9
Глава 2. Модели социального государства 16
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 25

Введение
Существует разнообразное множество определений социального государства, но все исследователи усматривают главным в нем проведение социальной политики. Модели социальных государств определяются не только объемом социальных расходов, но и их эффективностью для жизни общества. Существенным фактором, отличающим социальные модели, являются структура и конфигурация, сочетание важнейших институтов социальной защиты — страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения, медицинской помощи и образования, размеры ресурсов, направляемых на их функционирование, а также доминирующая роль одного из институтов социальной защиты. Социальное государство в современных условиях с необходимостью предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой, наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль.
Целью контрольной работы является изучение моделей социального государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, главные цели и основные функции социального государства.
2. Рассмотреть развитие концепции социального государства.
3.Охарактеризовать модели социального государства.
Тема контрольной работы актуальна, потому что поиск приемлемой модели развития и функционирования социального государства — процесс чрезвычайно трудоемкий, многогранный, долгий, требующий как активизации законодательной работы государства по укреплению общественной защищенности, обеспечения надлежащего социального, экономического, политического, духовного климата в стране, так и интенсивной, ответственной позиции граждан в государстве. Данная тема является объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов.

Глава 1. Понятие, главные цели и основные функции социального государства
Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества. Сущность социального государства состоит в обеспечении становления и утверждения в обществе принципов социальной справедливости и солидарности посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества на основе признания, соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности с ограничением государственной власти правом.
Функции социального государства — это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой домини¬рования отношений «государство — общество» на отношения «го¬сударство — личность». Причем социальные функции появляются у государства только на определенной стадии развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил с возникновением нового эволюционно¬го типа индустриального государства. Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, про¬исходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой — включение соци-альных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций госу¬дарства. Только социальное государство ставит удовлетворение соци¬альных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство. Социальное государство призвано создать и поддержи¬вать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях макси¬мального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и обеспечивать соответствие между естественными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. Социальным может быть только правовое государство, то есть такое, в котором правовые механизмы развиты настолько, что они способны уберечь власти от «перераспределительного произвола» и не позволить социальному началу государственности навредить ее правовому началу. Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции, которые не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
1. ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
2. на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении).
В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства – специфические функции. К ним относятся:
 поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей;
 поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
 сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
 поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
 финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
 борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
 поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
 участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о сохранении мира в обществе.
Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью ин-тенсивности. Функции социального госу¬дарства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких соци¬альных задач» как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно способствуют решению и таких экономических задач» как мотивация повышении производительности тру¬да, увеличение потребительского спроса, предотвращение соци¬альных конфликтов и учет изменения роли человека на производстве. В качестве устойчивых признаков социального государства выступают:
 доступность социальной поддержки для всех членов общества;
 правовая природа социальной политики;
 наличие системы бюджетных выплат;
 наличие государственных структур социальной защиты;
 принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальное государство всегда стремится обеспечить социальную защищенность граждан, достойные условия их существования, возможность участвовать в управлении производством. В идеале оно должно быть нацелено на создание для всех примерно равных жизненных шансов. Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство (имущественное или иное), помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.

1.1.Развитие концепции социального государства
Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях:
 на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций;
 на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран;
 на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан. Его практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Понятие «социальное государство» появилось лишь в середине ХIX в. В это время была разработана первая теория социального государства, автором которой стал немецкий философ, историк и экономист Лоренц фон Штейн. Вслед за ним идея социального государства заинтересовала Ю. Оффнера, Ф. Науманна, А. Вагнера и определила новую роль государства в осуществлении социальных функций, не являющихся ранее приоритетными в его деятельности.
Необходимость социальных трансформаций назрела уже в конце XVIII – начале XIX вв. при нарастающей угрозе революций во всех европейских странах. Согласно Л. фон Штейну, решение «социального вопроса», обострение которого и представляло главную опасность стабильности общества, имело первостепенную важность. При этом «социальный вопрос» определяется как «рабочий вопрос», поскольку угроза массовой бедности является причиной новых революций. Одной из главных задач государства становится защита рабочего класса от опасных последствий капиталистического развития, так как именно государство стоит выше и капитала, и труда, и само «сильно терпит от зависимого положения низшего, чисто-рабочего класса», поскольку, чем многочисленнее этот класс, тем беднее государство, как считал Л. фон Штейн. Исследователь полагал, что наиболее оптимальный путь преобразования общества лежит через социальные реформы, т.е. через «создание такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности». Этот путь обеспечивает каждому человеку условия благосостояния, другими словами превращает государство в социальное.
Признавая невозможность уничтожить классы, ученый вменяет социальному государству в обязанность предоставить возможность перехода из одного класса в другой путем изменения отношения к собственности. Таким образом, ставится вопрос о стимулировании социальной мобильности и создания социальных лифтов. В понимании Л. фон Штейна государство выступает единственным гарантом равенства и социальной справедливости, поэтому оно стоит выше всех социальных институтов и частных интересов. Помимо всего прочего, государство обязано способствовать экономическому и социальному прогрессу всех граждан, а граждане вправе требовать от государства исполнения его обязанностей. Л. фон Штейн признает государство социальным в том случае, если происходит закрепление государством его обязанностей перед гражданами на законодательном уровне (например, в Конституции), а обязанность существует и тогда, когда она не выполняется или выполняется не полностью. Именно этим социальное государство отличается от патерналистского государства, просто заботящегося о своих гражданах (но без законодательно установленного обязательства). Более того, Л. фон Штейн обращает внимание на тот факт, что социальное государство само заинтересовано в выполнении взятых на себя обязанностей.
Если рассматривать государство как самостоятельный субъект (подобно живому организму), имеющий собственные цели и задачи, то главной целью государства является самосохранение, т.е. поддержание существующего политического и социального строя. Либеральные круги других европейских стран также выдвигают предложения по стабилизации социальной ситуации в обществе. Среди российских либералов, отстаивающих право на достойное существование через реализацию ряда социальных реформ, были В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Де Роберти.
Идея социального государства заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества, выполнении комплекса социально значимых функций, создании условий для развития гражданского общества. Это процесс поиска механизмов согласования интересов различных социальных групп. Основанная на принципах гуманизма стратегия развития социального государства ориентируется на обеспечение высоких жизненных стандартов для своих граждан. Ожидания людей, направленные к государству, в конституции которого присутствует формулировка «социальное государство», сводятся не только к требованиям защиты основных прав на труд, образование, здравоохранение, отдых и социальные пенсии. Эта формулировка расширяет функции государства, накладывая на него обязательства создавать благоприятные условия на рынке труда, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, поддерживать средний класс, отстаивать равные для всех граждан возможности в сферах. Социальное государство направляет свои усилия на борьбу с нищетой и бедностью через развитие институтов частной собственности, честной рыночной конкуренции, отстаивая экономической свободы граждан при соблюдении принципов социальной справедливости.
При этом понятие «социальное государство» не сводится к программе правительства или программе политической партии. Для его реализации необходимо провести ряд мероприятий в законодательной и административной структуре, что обеспечивает независимость модели социального государства от каких бы то ни было политических интересов со стороны различных социальных групп.
В XX в. идеи социального государства получили широкое признание во многих индустриальных странах, что нашло отражение в конституциях этих стран. С реформаторскими идеями в сфере социально-экономических отношений выступили Дж. Кейнс (Великобритания), У. Беверидж (Великобритания), Л. Эрхард (Германия), Г. Мюрдаль (Швеция), К. Боулдинг (США). Социальная функция государства стала пониматься как целенаправленная деятельность государства по удовлетворению конкретных потребностей граждан. С точки зрения эффективности социально- экономической политики особый интерес представляет опыт Германии в период после второй мировой войны. Началом социально-экономического возрождения Западной Германии считают хозяйственную реформу 1948 г., тесно связанную с именем Людвига Эрхарда и получившей впоследствии нарицательное имя «германского чуда». Важную роль в экономическом развитии Европы, в особенности ФРГ, сыграл так называемый план Маршала. Реформа проводилась по двум параллельным направлениям: реформирование денежной системы и реформа цен. Задачей реформы цен явилась отмена «принудительного хозяйства», т.е. упразднение административного распределения ресурсов и контроля над ценами. При этом деятельность Л. Эрхарда не рассматривается ни в русле либерализма, ни социализма. Для него рынок не самоцель, а средство достижения социальных целей, в первую очередь преодоления классовых различий в обществе, без которого, по его мнению, не возможно развитие творческого потенциала страны, а значит и прогресса.
Л. Эрхард считал, что основой преодоления противоречий социального неравенства и прогрессивного развития социальной структуры является конкуренция, поскольку она «уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышенной производительности труда». Вслед за либералами реформатор уверен, что повышение производительности хозяйства зависит от платежеспособного спроса, но для реализации той модели для начала нужно было обеспечить работой всех безработных. Для него понятия «благосостояние для всех» и «благосостояние через конкуренцию» имеют неразрывную связь и являют собой отличие социального рыночного хозяйства от классического либерального хозяйства. Улучшение всеобщего благосостояния способствует демократизации и отказу от классовой борьбы в политической жизни общества. В экономической сфере национальное правительство должно вести последовательную политику, направленную на сохранение устойчивости национальной валюты, а также «предотвращать обогащение отдельных кругов населения за счет других», выраженного, например, в необоснованном росте заработных плат относительно производительности труда, что, в конечном счете, ведет к нарушению принципа стабильности цен. Необходимым условием достижения всеобщего благосостояния является расширение обязательного коллективного страхования, а также создание законов, обеспечивающих защиту отдельным профессиональным категориям.
Кроме Л. Эрхарда к создателям концепции социального рыночного хозяйства причисляют В. Ойкена, Ф. Бема, Г. Гросмана Дерта и других. Свобода и справедливость – высшие идеалы социального государства, основанного на социальной рыночной экономике. Ничто не должно ограничивать эту свободу, за исключением тех случаев, когда нарушаются права третьих лиц, конституционный порядок или нравственные правила. Под «экономической свободой» подразумевается свобода потребления, свобода пользования собственности, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода применения своих талантов и способностей в экономической сфере, свобода промысла, свобода соревнования. Согласно концепции социального рыночного хозяйства необходимо ограничивать влияние рынка там, где оно приводит к нежелательным рыночным последствиям. Претерпевают изменения и представления о человеке, как носителе неотъемлемых фундаментальных прав, прежде всего, права на человеческое достоинство и свободное развитие личности и самоопределение. Цели социального рыночного хозяйства согласно концепции заключаются в следующем: 1) достижение максимально высокого благосостояния, в т. ч. благодаря упорядочиванию механизмов конкуренции, ориентации на стабильный и высокий экономический рост, обеспечению полной занятости, предоставлению свободы во внешнеторговых и валютообменных операциях и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики;
2) создание экономически эффективной и социально справедливой денежной системы, в т. ч. обеспечение стабильности цен, благодаря регулированию через центральный эмиссионный банк кредитных операций, стабилизации государственного бюджета, выравниванию платежного баланса во внешней торговле;
3) достижение социальной обеспеченности, социальной справедливости и социального прогресса, в т. ч. обеспечивая защиту семьи, справедливого распределения доходов и имущества в форме выплат пенсий, пособий и компенсаций, жилищных дотаций и доплат.
Стоит отметить одно замечание, сделанное авторами концепции социального рыночного хозяйства относительно конкуренции, которая не должна быть слишком интенсивной, чтобы не вызывать беспорядочных колебаний на рынке труда, вызывая тем самым безработицу. Выполнение этого условия требует контроля со стороны государства отношений, возникающих между работодателями и наемными рабочими на рынке труда. В то же время, соблюдая принцип справедливости, стоит соотносить размеры заработных плат с реальной производительностью труда и не допускать ситуацию, когда рост доходов превышает экономическую эффективность труда.
Идеальные модели устройства общества прошли долгий путь осмысления и преобразились во вполне реалистичные концепции социально ориентированных государств. Прежде чем регулирование социальной сферы приобрело системный организованный характер и возросло до современных масштабов, государства эволюционировали от разрозненных форм оказания социальной помощи различным категориям населения до осознания необходимости всеобъемлющего социального развития, повышения конкурентоспособности человеческого капитала, создания условий для реализации трудового потенциала. Процесс развития социального государства требует системного подхода и тщательного анализа зависимостей множества факторов: социальных, экономических, культурных, географических. Изучение исторического опыта позволяет избежать частых ошибок путем прогнозирования возможных последствий осуществляемых социальных реформ.

Глава 2. Модели социального государства
Несмотря на схожесть современных социальных государств в том, что они предоставляют населению поддержку с помощью осуществления социальной политики, они, тем не менее, различаются в некоторых существенных вопросах. В частности, в аспектах соотношения объемов выплат, предоставляемых населению в рамках реализации социальной политики, и мер иной поддержки населения, в том числе, непрямой. Так, к примеру, в скандинавских странах создана система существенной поддержки населения с детства до старости, а там, где социальная поддержка ниже, как, на пример, в США, граждане в большей степени рассчитывают на рынки и иные частные источники дохода.
В настоящее время в научной литературе можно встретить широкое разнообразие классификаций моделей социальных государств: от всеобъемлющих, в которых реализована наиболее полная система социального обеспечения, до минималистических, в которых лишь малая часть социального обеспечения предоставляется государственным сектором, а остальное возлагается на частный сектор. Государства разных моделей различаются также тем, каким образом в них финансируются системы социального обеспечения: от организации универсальных налоговых систем до систем, основанных на отдельных вкладах и частном страховании.
Для изучения и определения моделей социальных государств, ключевым является исследование Гёсты Эспинг — Андерсена «Три слова о капитализме благосостояния», которое представляет собой значительный и влиятельный вклад в сравнительные исследования социальных государств. В своем труде автор указывает, что западные социальные государства могут быть классифицированы следующим образом: «либеральные», «консервативно — корпоративистские» и «социально — демократические». Отправной точкой для классификации Эспинг — Андерсена является широко известная категоризация социальных государств, разработанная Ричардом Титмуссом, которая основывается на социальных правах и условиях для получения государственных пособий. «Либеральная» модель социального государства представлена, как правило, в государствах с англо — саксонской системой права, «консервативная» модель распространена в государствах с континентальной системой права (таких как, Австрия, Германия, Франция, Бельгия, Италия), а «социально — демократическая» – в странах Скандинавии. Типология Эспинг — Андерсена основана на трех основных аспектах: «государственно — рыночные отношения», «расслоение» и «декоммодификация». Данная классификация послужила основой для многих дальнейших исследований. Во многих из них при этом акцентируется внимание на анализе и сравнении развития социальных государств с количественной точки зрения, изучается количество затрат на социальную сферу и сопутствующих расходов, а также их динамика за определенные периоды времени.
Различают следующие современные модели социального государства:
Первая модель – либеральная. В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Этот принцип предполагает прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе негосударственного социального страхования (кто, сколько внес страховых взносов, тот в таком объеме и получит социальных гарантий) Роль государства в этой модели незначительная. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Вторая модель социального государства — корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей. Классическим представителем корпоративной модели социального государства является Япония.
Третья модель социального государства – общественная. В основе данной модели лежит принцип солидарности. Этот принцип означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это — перераспределительная модель социальной государства, при которой богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль. Подобная модель присуща Германии, Франции, Дании.
Научно — теоретическое исследование особенностей социальных государств достигло значительного прогресса за последние годы, причем это касается как исследований, изучающих затраты социальных государств, в которых применяется количественный метод, так и исследований, направленных на сравнительный анализ. В основанных на сравнительном анализе исследованиях социальных государств, как правило, разделяются на три или четыре основные категории, обладающие рядом общих отличительных черт. В Скандинавии реализован институциональный универсальный режим обеспечения благосостояния, который, как правило, контролируется социал- демократическими партиями. В консервативных или католических странах континентальной Европы представлены корпоратистские или профсоюзные социальные государства, которые зачастую управляются христианскими демократическими партиями. В англо- саксонских государствах реализован, как правило, так называемый остаточный режим обеспечения благосостояния, который иногда контролируется неолиберальными партиями. Государства трех разных моделей обеспечения благосостояния тратят различные суммы на социальное обеспечение и благосостояние своих граждан. Более того, они по-разному распределяли социальные пособия и опирались на разные модели экономических внутрисемейных отношений. В некоторых из этих государств предоставлялись различные социальные пособия достаточно широкого круга, другие же оставляли большую часть населения на самообеспечении, предоставляя социальное обеспечение только для малоимущих. Некоторые государства продвигали двух — доходную модель экономических внутрисемейных отношений, другие делали упор на модели распределения доходов, которая зачастую исключала молодежь, женщин, иммигрантов. Тем не менее, каким бы тщательно продуманным и систематическим не был сравнительный подход к пониманию природы и особенностей, он имеет серьезные недостатки. В частности, он в достаточно малой степени предполагает изучение природы и качества социальных услуг, типов социальных услуг, предоставляемых гражданам, а также практических особенностей их предоставления. Также сравнительный подход не предполагает изучения того, какие типы организаций участвуют в предоставлении социальных услуг в социальных государствах различных моделей. Это является серьезным недостатком данного подхода, так как существуют значительные различия между странами, не только в плане режима финансирования социальных услуг, но и в плане качества предоставляемых социальных услуг, в том, как именно они предоставляются, и какими организациями – государственными или частными. Более того, сравнительное исследование режимов социальных государств, как правило, не затрагивает деталей, касающихся того, как эти услуги оценивают их поставщики и потребители. Между тем, изменения в оценке качества государственных услуг могут иметь важное значение. Интересной особенностью ряда современных социальных государств является то, что они способствуют как реализации жизненных шансов каждого индивида, так и возрастанию уровня неравенства в обществе в целом. Это заключение, основанное на социологических исследованиях, справедливо для развитых демократий в Северной Америке, Западной Европе, Японии. Все эти страны являются капиталистическими демократиями, которые характеризуются наличием в них частной собственности и классового неравенства. При этом на настоящий момент они являются также и капиталистическими социальными государствами, что означает, как правило, наличие государственного социального обеспечения широкого спектра, в которое может входить предоставление пенсий, услуг по здравоохранение, пособий по безработице, социальное обеспечение детей, обеспечение профессионального обучения и реализации образовательных программ.
Если говорить более подробно о конкретных указанных моделях, то стоит отметить, что скандинавская социально — демократическая модель социального государства является капиталистической и предполагает, что государство осуществляет перераспределение благ, устранило бедность населения и основывается на рыночной экономике, в которой превалирует частный сектор. В социальном государстве скандинавской модели организована деятельность социальных служб и система предоставления социальных пособий таким образом, чтобы обеспечить всему населению достойный уровень жизни. Налогообложение является высоким, но управление национальной экономикой является достаточно аккуратным. Дания, Норвегия и Швеция были передовыми государствами в разработке программ, типичных для современного социального государства. В целом, такие политические программы можно разделить на три основных типа:
– направленные на предоставление социальных услуг и государственных выплат, которые характеризуют социальное государства;
– направленные на обеспечение управления капиталистической рыночной экономикой таким образом, чтобы минимизировать безработицу и обеспечить оптимальный экономический рост, необходимый для реализации финансовых мер, направленных на поддержание благосостояния;
– направленные на регулирование поведения лиц, групп и корпораций с целью снижения необходимости в пособиях по социальному обеспечению.
Цель реализации таких политических программ заключалась в обеспечении гарантий достойного уровня жизни тем, кто принадлежал к наиболее нуждающимся и уязвимым слоям населения, а также повышения равенства среди слоев населения без снижения динамичности рыночной экономики. В ходе их реализации указанные скандинавские государства разработали систему предоставления социальных выплат, к которым были отнесены следующие: страхование по безработице, инвалидности и болезни; пенсии в связи с достижением пожилого возраста; пособия на детей; жилищные субсидии, особые выплаты временно нуждающимся. Кроме того, была разработана система предоставления социальных услуг, как то: медицинский и стоматологический уход, помощь на дому для больных, инвалидов и престарелых, и уход за ребенком. Указанные системы поддерживали на установленных стандартах уровень жизнь любого индивида, который не в состоянии осуществлять трудовую деятельность достаточным образом.
Описанные выше модели социального государства представляют собой идеальные типы и в чистом виде вряд ли где имеют место. В реальности в каждом конкретном государстве присутствуют элементы и либеральной, и корпоративной, и общественной модели, но все же доминирует какая-то одна из них, по которой мы и относим ту или иную страну к конкретному типу социального государства.
Можно также заметить, что степень социальности государства не всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства, являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность. Поэтому социальное государство — это прежде всего сильное государство, основанное на эффективной рыночной экономике. Это определят и характер реализации в нем основных гражданских прав, в том числе права на труд и занятость.
В странах с рассмотренными выше моделями социального государства основную ответственность как за поиск работы, так и за реализацию других возможностей, обеспечивающих заработок, несут сами люди (с помощью государства), так как снижение гарантий занятости является неизбежной платой за повышение эффективности предприятий и более высокий уровень жизни. Эффективный рынок труда возлагает издержки структурной перестройки на определенную часть рабочей силы — на безработных. Государство же компенсирует им это бремя путем перераспределения доходов от работающих к безработным, а также путем создания условий для профессиональной, отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы.
Выбор конкретной модели осуществления социальной политики всегда зависит от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно-политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Но в любом случае социальное государство в современных условиях с необходимостью предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой, наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль.

Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что главным фактором успешного развития социального государства является конституционное, законодательное закрепление его основ. Именно научная теория и законодательство во многом определяют практическое воплощение, только совершенное законодательство весьма способствует эффективной реализации его принципов. Только в результате активной разработки социального законодательства и эффективной деятельности государства в социальной сфере определенная модель социального государства реализуется, и затем это государство может перейти к следующему этапу развития или следующей модели реализации социальной государственности, так как социальное государство – не раз и навсегда сформировавшаяся или застывшая какая-либо определенная модель государства. Социальное государство развивается и трансформируется в той же мере, в какой развиваются и трансформируются общество и экономика, а также, безусловно, законодательство, которое имеет большое значение. Так обстоит дело с основными моделями социального государства, анализ которых позволил проникать в его социальную и политико-правовую сущность и еще раз убедиться в том, что социальное государство является результатом исторически происходящего закономерного развития общества.

Список использованной литературы
1. Бошно С. В. Правоведение: основы государства и права: учебное пособие / С. В. Бошно. — М.: Эксмо , 2007. — 490 с.
2. Бабуркин С.А., Басков В.П., Гаврилов А.В., Епархина О.В., Пефтиев В.И., Таланов С.Л. Основы социального государства и гражданского общества: учебное пособие – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. — 99 с.
3. Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное пособие /
Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. — 134 с.
4. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Основы социального государства. Учебник для вузов. — М.: АТИСО, 2009. — 440 с.
5. Зульфугарзаде Т. Э. Основы социального государства и гражданского общества / Т.Э. Зульфугарзаде. — М.: Академия, 2012. —192 c.
6. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма-Инфра-М, 2014 — 191 с.
7. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Ф. И. Шарков. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 314с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X