Контрольная работа по психологии для ЦДОТ ХГУЭП, пример оформления



Контрольная работа по дисциплине: Психология
Тема № 2


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Общая классификация структуры психологии 5
1.2. Методы психологического исследования 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25


ВВЕДЕНИЕ

В течение развития психологии вопрос о ее месте в системе наук постоянно привлекал к себе внимание. Это обусловлено, во-первых, появлением новых психологических знаний и ростом их роли во всех научных сферах, во-вторых, расширением ее связей с другими науками. Известно, что вопрос о месте психологии в системе наук — это вопрос о ценности психологического знания. Ведь от того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования знаний, которые она им может дать, будь то науками для решения их проблем, и, наоборот, возможностей использования психологией достижений различных наук. В истории развития общества неоднократно менялось место психологии в общей системе научного познания, что свидетельствовало об уровне развития психологических знаний и о научной направленности самой классификационной схемы.
Познание психического имеет давнюю историю, хотя психология как наука получила признание сравнительно недавно — начиная со второй половины XIX в., однако за это время она успела многое сделать и преодолеть немало препятствий на своем пути, чтобы утвердиться в статусе науки. Сначала научная психология должна была отмежеваться от философии и теологии, что, однако, стоило ей «потери души». Потом — отстоять право на своеобразие в дискуссии по естественными науками. Сложнее психологии было отбиться от «теории двух факторов», ортодоксальные последователи которой отвергали саму мысль о возможности существования психической причинности и собственных законов психического развития, что вызвало сомнение в легитимности психологии как самостоятельной науки. Не менее напряженными были дискуссии по поводу того, имеет ли право психология исследовать содержания психического или только психические функции, процессы и механизмы, можно ли считать индивида субъектом собственной психической жизни и т.п.
Актуальность исследования. В наше время, несколько придя в себя после перестроечных процессов, отечественная психологическая наука пытается восстановить или установить новую обратную связь со своей историей, с мировой психологией, прибегает к рефлексии своего нынешнего состояния, имея при этом две фундаментальные цели: помочь практике (в частности психологической) в решении ее актуальных проблем; определить теоретические и методологические приоритеты, ориентируясь на которые можно надеяться на дальнейшее развитие, а не упадок научной психологической мысли. Вопрос определения субъекта, объекта, предмета и метода психологического познания активно исследуются специалистами. При этом делаются попытки обобщения различных подходов, взглядов и мнений, однако назвать их успешными довольно трудно. Кто различает, кто не различает, а кто-то просто путает объект с предметом психологии как науки. Одни считают, что предмет определяет метод, другие придерживаются противоположного мнения.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель исследования: выявить структуру и методы психологической науки.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общую классификацию структуры психологии.
2. Изучить методы психологического исследования.


ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Общая классификация структуры психологии
В условиях дифференциации отдельных отраслей психологической науки установить ее структуру и взаимосвязи достаточно сложно. Классифицируют многочисленные психологические отрасли по различным признакам. В частности, достаточно интересной является модель структурного построения психологии К. К. Платонова, который подал ее в виде дерева психологического знания, корнями, стволу и ветвям которого соответствуют определенные отрасли и разделы психологии. Корни и корневища этого дерева — философские проблемы психологии, история психологии. Ствол образует общая психология, а разветвленные ветви — самые разнообразные отрасли психологической науки, связанные с различными сферами жизни и деятельности человека. Психолог А. В. Винославская справедливо замечает, что для того, чтобы дерево зеленело, ему нужен крепкий ствол и надежные корни [17].
Нужно отметить, что эта классификация, как, впрочем, и многие другие, уже не удовлетворяет потребности современных исследователей, поскольку, прежде всего, в нее не внесены отрасли, которые появились в последние десятилетия в связи с интенсивным привлечением психологии к решению практических задач. Учитывая это можно считать уместной классификацию, в которой все психологические отрасли — на основании направленности деятельности психологов на познание общих или частных проблем, исследования или преобразования психики — разделены на три большие группы: фундаментальные (общие), прикладные (специальные) отрасли и практическая психология. Однако такое распределение отраслей психологии является несколько условным, поскольку некоторые достижения прикладных отраслей могут иметь фундаментальный характер, в то же время в фундаментальных отраслях могут быть осуществлены разработки, имеющие прикладное значение. Так, в работах М. Г. Ярошевского представлены результаты исследований закономерностей возникновения и распада научных психологических школ, которые имеют непосредственное прикладное значение для социально-психологических разработок, касающихся психологии малых групп [19].
Фундаментальные отрасли психологической науки — это направления психологического знания, имеющие общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в частности поведения людей независимо от того, где они живут, деятельностью занимаются и тому подобное. Развитие фундаментальных психологических знаний, которые создают универсальную информационную базу психологии, является необходимым условием научности практических разработок всех психологических отраслей. К фундаментальным психологическим наукам относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, возрастная, дифференциальная, социальная, сравнительная психология, психофизиология и психология личности.
Особое место в системе отраслей психологической науки занимает общая психология. Она является теоретико-экспериментальной наукой, которая изучает сущность и общие закономерности психики человека, объединяет фундаментальные психологические знания и формулирует теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат. В рамках общей психологии изучаются общие психологические закономерности познавательных (когнитивных), эмоциональных, волевых процессов, а также психические свойства и психические состояния человека.
Возникновение общей психологии как самостоятельной фундаментальной области связано с именем С. Л. Рубинштейна. Ученый систематизировал психологические знания и предложил методологию (систему принципов и способов организации и построения теоретической деятельности) исследование психических явлений [24].
Результатом проведенной работы стало издание в 1940 году работе «Основы общей психологии». Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе, сущности психики от древнейших до современных времен. Она показывает на конкретно-историческом материале процессы формирования и развития психологии, историческое становление ее категорий и понятий, рассматривает историю психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития. Изучение этой области психологии позволяет лучше понять современное состояние психологической теории и практики.
Одной из наук, имеющей большое значение для развития всех других направлений психологического знания, является экспериментальная психология, которая занимается разработкой теории и практики, новых методов психологического исследования для более глубокого изучения психических явлений. Это основа всех других дисциплин, поскольку овладение основами психологического эксперимента необходимо для понимания любой области психологии (медицинской, социальной или другой).
Генетическая психология изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение эволюции всего живого и исторического развития психики) и онтогенезе (в течение жизни отдельного человека). В частности, анализируя становление психических процессов, она прибегает к сравнению показателей их развития у животных, принадлежащих к различным систематическим группам, у животных и человека: выясняет закономерности и возрастные особенности развития психики в детском возрасте.
К отраслям, которые тесно связаны с большинством направлений психологического знания, относится и возрастная психология, изучающая особенности психического и личностного развития человека на разных этапах его жизни. Она разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, акмеологию (психологию зрелого человека), геронтопсихологию (психологию старости). В последние годы большое внимание уделяется проблемам пренатальной психологии (психология младенца, еще не родившегося), геронтопсихологии, хотя основные усилия возрастных психологов все же такие сосредоточены на периоде детства. Для возрастной психологии большое значение приобретают дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому многие исследования осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.
Дифференциальная психология исследует психические различия между отдельными индивидами и группами, а также причины и последствия этих различий. Причиной возникновения этой отрасли было внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов, а формирование ее происходило под непосредственным влиянием практики — педагогической, медицинской и инженерной. Основными методами этой психологической области стали тесты.
Социальная психология изучает особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, а также психологические характеристики и проявления самих этих социальных сообществ. Акцентирует внимание на закономерностях общения и взаимодействия людей, на социально-психологических явлениях больших групп (классы, нации) и малой группы (групповая динамика, лидерство, положение личности в группе, психологическая совместимость, климат и т.д.), а также на социально-психологических проявлениях личности (социальные установки, социализация и т.д.).
Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности высшей нервной системы, мозга, связанные с функционированием психики. Особое внимание уделяется психофизиологическим основам развития высших психических функций, психофизиологическим взаимосвязям при нарушении отдельных физиологических, психических функций (психосоматические, соматопсихические проблемы), в диагностике и коррекции психофизиологического состояния и тому подобное.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни. В психологической области сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении.
Иногда как самостоятельную отрасль фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая изучает социально обусловленные качества человека, его взаимосвязи, условия и движущие силы формирования, общие закономерности характера, мотивации, самосознания.
Следующую группу отраслей психологии составляют прикладные (специальные) направления психологических знаний. Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психические явления, характерные для определенных видов деятельности людей. Каждая из прикладных психологических отраслей направляется на решение конкретных задач в той или иной сфере жизни человека: в образовании, сфере здравоохранения, в производстве и тому подобное. Поэтому они и получили свое наименование в соответствии с той социальной сферы, к которой принадлежат. В общем прикладных отраслей психологии достаточно много, их примерно столько же, сколько видов деятельности человека. В связи с этим мы рассмотрим только некоторые из них.
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания [17].
Основное внимание психологи в педагогической психологии сосредотачиваются на изучении условий, обеспечивающих оптимальный эффект обучения, а также по индивидуально-психологическим различиям учащихся, взаимоотношений педагогов и учеников, психологических особенностей учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии и тому подобное. Педагогическая психология распределилась на несколько областей знаний, среди которых психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
Клиническая (медицинская) психология занимается психологическими аспектами гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, взаимоотношений врача и больного и др. Она делится на патопсихологию (ее предмет — отклонения в процессе развития психики, ее расстройства при различных формах мозговой патологии); нейропсихологию (исследует зависимость психических явлений от физиологии мозговых структур); психотерапию (изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больных) психопрофилактику (предотвращение нежелательных явлений в психике здорового человека) психогигиену (изучает меры поддержания и сохранения психического здоровья людей); психосоматику (ее предмет — влияние психики на возникновение соматических проявлений).
В контексте принадлежности к праву выделяют юридическую психологию, которая изучает закономерности психической деятельности людей в сфере юридической практики и делится на следующие направления: судебная психология (изучает психологические особенности поведения субъектов уголовного процесса); криминология (ее предмет — поведение и формирование личности правонарушителя, мотивы правонарушения и т.п.); исправительная (пенитенциарная) психология (психология заключенного в исправительных учреждениях).
К прикладным областям психологии, связанных с техническими науками, относятся психология труда и инженерная психология. Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности людей разных профессий, психологические основы научной организации труда, вторая — объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических средств, особенности распределения и согласования функций между человеком и машиной. Психология труда также занимается проблемой профессиональной пригодности людей.
Не менее значимыми для решения практических задач является психодиагностика, политическая психология и психология творчества. Психодиагностика — это научная дисциплина и одновременно сфера психологической практики, связанной с созданием и применением методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека. Деятельность психодиагноста предусматривает установления диагноза [24].
Политическая психология изучает особенности политической жизни общества. Наиболее важными разделами этой науки является психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля, власти, изучение политического самосознания. Психология творчества исследует закономерности творческой деятельности, факторы стимуляции творческого процесса, условия развития творческой личности. При этом творчество рассматривается в контексте культуры как форма диалога традиций.
Следует отметить, что мы рассмотрели лишь незначительное количество прикладных отраслей психологической науки. Существуют другие отрасли, не менее значимые для практической деятельности человека, например, психология религии (исследует психологические факторы религиозного сознания), психология спорта (изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований). Однако перейдем, наконец, к рассмотрению особенностей практической психологии, осуществляющей лечебно-коррекционную и профилактическую работу с отдельным индивидом или группой для сохранения их психического здоровья и оказывающей практическую помощь человеку в решении его жизненных проблем. Практическая психология создает особую сферу психологических услуг и функционирует, и развивается как система специальных психологических служб. Ю. Л. Трофимов по сферам применения выделяет в структуре практической психологии следующие направления [23]:
• психологическая служба системы образования, психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, студентами, учителями и тому подобное;
• психологическая служба семьи и социальной защиты населения, работает в русле обеспечения и развития традиций и культуры семейной жизни, коррекции, профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений, социально-психологической поддержки семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов и т.д.;
• психологическая служба системы здравоохранения, занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактике и т.п.;
• практическая юридическая психология, занимается психологическим обеспечением деятельности органов МВД, Службы безопасности, суда, прокуратуры, работая с заключенными, пострадавшими сотрудниками органов милиции, судами;
• практическая психология труда и профориентации, осуществляет мероприятия по профориентации, профадаптации, создание оптимальных условий для работы;
• социально-психологическая служба армии, проводит работу по военному профотбору, психологической подготовки и сопровождения военнослужащих и тому подобное;
• практическая психология экономики и бизнеса, изучает психологические условия экономической деятельности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, предоставляя консультативную помощь и т. д.;
• практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций, осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирования последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации и тому подобное.
Также по задачам, которые решает практический психолог, и формам его работы выделяют следующие направления практической деятельности: психодиагностика, психотерапевтическое воздействие, психокоррекция (использование психологических методов прямого воздействия на человека для исправления недостатков ее психологии или деятельности) и психологическое консультирование (практическое оказание действенной психологической помощи рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи).

1.2. Методы психологического исследования

В зависимости от авторского подхода выделяют несколько классификаций методов психологического исследования. Рассмотрим некоторые из них.
Классификация методов болгарского психолога Г.Д. Пирьова:
Метод наблюдения:
1. Объективное наблюдение:
1) Непосредственное наблюдение.
2) Объективно-клиническое наблюдение.
3) Опосредованное наблюдение.
2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):
1) Непосредственное самонаблюдение.
2) Опосредованное самонаблюдениЕ.
Метод эксперимента:
1. Лабораторный эксперимент:
1) Классический;.
2) Психометрия.
2. Естественный эксперимент.
3. Психолого-педагогический эксперимент:
1) Констатирующий;
2) Формирующий.
Метод моделирования:
1. Психологическая характеристика.
2. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии):
1) Физиологические.
2) Фармакологические.
3) Биохимические.
4) Математические.
5) Графические.
3. Специальные методы (специфические для психологии):
1) Генетический метод.
2) Метод сравнительного исследования.
3) Патопсихологический метод.
Классификация методов по С. Л. Рубинштейну:
1. Наблюдение:
1) Внешнее.
2) Внутреннее.
2. Эксперимент:
1) Естественный.
2) Лабораторный.
3) Психолого-педагогический.
4) Физиологический (или метод условных рефлексов).
3. Приемы изучения продуктов деятельности.
4. Беседа.
5. Анкета.
Классификация методов по Б. Г. Ананьеву:
1. Организационная группа:
1) Сравнительный.
2) Лонгитюдный.
3) Комплексный.
2. Группа эмпирических способов получения данных:
1) Наблюдение и самонаблюдение.
2) Экспериментальные методы.
3) Психодиагностические методы.
4) Приемы анализа процессов и продуктов деятельности.
5) Метод моделирования.
6) Биографический метод.
3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:
1) Методы математической статистики.
2) Качественная характеристика полученного материала.
4. Интерпретационные методы:
1) Генетический метод.
2) Структурный метод.
Классификация методов по М.С. Роговину и Г.В. Заленскому
1. Метод герменевтики.
2. Биографический метод.
3. Наблюдение.
4. Самонаблюдение.
5. Клинический метод.
6. Эксперимент.
Рассмотрим подробнее основные методы психологического исследования.
Организационные методы — это методы, которые скорее следует назвать подходами, поскольку они являются не столько конкретным способом исследования, сколько процедурной стратегией. Выбор того или иного способа организации исследования обусловлено его задачами. А выбранный подход, в свою очередь, сам определяет набор и порядок применения конкретных методов сбора данных об объекте и предмете изучения [12].
Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных аспектов одного объекта изучения в определенный период.
Лонгитюдный метод — длительное и систематическое изучение того же объекта. Подобное длительное отслеживание объекта (как правило, по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие [5].
Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта.
Основные эмпирические методы — наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это целенаправленное, организованное и фиксированное восприятие психических явлений с целью их изучения при определенных условиях. Наблюдение — метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Выделяют различные виды наблюдения. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в среду, которая изучается (то есть с точки зрения позиции наблюдателя) различают:
1) Включенное наблюдение.
2) Стороннее наблюдение.
По характеру взаимодействия с объектом:
1) Скрытое наблюдение.
2) Открытое наблюдение.
В зависимости от объекта наблюдений:
1) Внешнее (объективное наблюдение).
2) Интроспективное наблюдение.
По времени исследования:
1) Единовременное.
2) Периодическое.
3) Лонгитюдное наблюдение.
По полноте восприятия наблюдение может быть:
1) Сплошное.
2) Выборочное.
По характеру регистрации данных наблюдения подразделяют на:
1) Констатирующее наблюдение.
2) Оценочное наблюдение.
По мере стандартизованности процедур выделяют:
1) Неформализованное (свободное, поисковое).
2) Формализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение.
По форме записи выделяют наблюдения:
1) Фотографическая.
2) Обобщенная.
3) Интерпретационная.
Типичные ошибки наблюдения:
1) Гало-эффект.
2) Эффект снисхождения.
3) Ошибка центральной тенденции.
4) Ошибка корреляции.
5) Ошибка контраста.
6) Ошибка первого впечатления.
Д. Кэмпбелл определяет эксперимент как исследование, в котором осуществляется манипулирование переменными и наблюдаются эффекты, производимые этим действием на другие переменные, и считает его средством проверки каузальных гипотез, то есть гипотез о причинно-следственных связях. Д. Гудвин трактует понятие эксперимента шире. Он называет экспериментом процедуру исследования, при которой одни факторы остаются постоянными, другие меняются и фиксируется некоторый результат [4].
Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и многочисленные термины, означающие их. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить следующим образом.
По действительности проведения и полноте процедуры выделяют эксперименты:
1) Реальный (конкретный).
2) Воображаемый (абстрактный).
Соответственно мысленные эксперименты делятся на три вида (идеальный, бесконечный и безупречный).
По цели эксперимент бывает:
1) Исследовательский.
2) Диагностический (обследовательский).
3) Демонстрационный.
По уровню исследования эксперимент делится на:
1) Предварительный (разведывательный).
2) Основной.
3) Контрольный.
По типу воздействия на испытуемого:
1) Внутренний.
2) Внешний.
По мере вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации) выделяют классические и неординарные группировки. К классическим относятся:
1) Лабораторный (искусственный).
2) Природный (полевой) эксперименты.
3) Формирующий.
К неординарной группировке относят:
1) Эксперимент, который дублирует реальность.
2) Эксперимент, который улучшает реальность.
По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную традиционно выделяют:
1) Спровоцированный эксперимент.
2) Эксперимент, на который ссылаются.
По количеству независимых переменных существуют:
1) Однофакторный (двумерный) эксперимент.
2) Многофакторный (многомерный) эксперимент.
По числу испытуемых:
1) Индивидуальный.
2) Групповой эксперимент.
По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации) выделяют
1) Интрапроцедурный (внутри).
2) Интерпроцедурный (между).
3) Кроспроцедурний (пересечение).
По типу изменения независимой переменной:
1) Количественный;
2) Качественный.
Однако при всем многообразии видов эксперимента к основным традиционно относят следующие три:
1) Лабораторный.
2) Природный.
3) Формирующий.
Вспомогательные методы — это методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики психологической реальности которая изучается. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а только влияют на их процессуальный аспект, что приводит к выбору того или иного вида метода (методики). К разряду вспомогательных методов чаще всего относят:
1) Тестирование (предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий).
2) Беседа (получение информации в процессе устного непосредственного общения).
3) Интервью (метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов).
4) Анкетирование (процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков).
5) Социометрия (метод исследования межличностных отношений в группе);
6) Моделирование.
К основным методам количественного анализа в психологии относят следующие:
1) Методы первичной обработки данных.
2) Методы вторичной обработки данных.
3) Корреляционный анализ.
4) Дисперсионный анализ.
5) Регрессионный анализ.
6) Факторный анализ.
7) Таксономический (кластерный) анализ.
8) Многомерное шкалирование.
Качественные методы позволяют выявить наиболее существенные черты изучаемых объектов, что позволяет обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их суть. Очень часто качественные методы опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.
Интерпретационные методы объясняют результаты, полученные с точки зрения начальных гипотез и направлений, которые послужили основой для проведения исследования. Есть разные варианты интерпретационных методов:
1) Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.
2) Структурный метод интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих лицо, социальную группу и т.д.; примером может служить психографика.
3) Функциональный метод ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого, со средой, он вытекает из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в частности психики и ее носителей). Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как функциональная психология и бихевиоризм. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа.
4) Комплексный метод реализуется через комплексный подход — направление, рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными частями, характеризующие исследуемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, то есть организацию междисциплинарного исследования.
5) Системный метод заключается в изучении реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему. При этом система выступает как некая целостность, что взаимодействует с окружающей средой и состоит из множества элементов, находящихся в определенных отношениях и связях. Системный подход в психологии позволяет раскрыть общность психических явлений по сравнению с другими явлениями действительности. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе современных наук о человеке психология занимает особое место, что обусловлено особенностями самой психологии, которые отличают ее от других наук. Так в чем заключаются особенности психологии как науки?
Во-первых, психология изучает самое сложное явление из числа известных человечеству, – психику. Сложность психики как особой сферы жизнедеятельности человека обусловлена ее сущностью. Она определяет внутренний мир человека со всеми его разнообразными познавательными процессами, своеобразными переживаниями, индивидуально-психологическими свойствами личности и субъективным восприятием окружающего мира, себя в этом мире. Благодаря психике человек познает окружающую среду, приобретает знания и жизненный опыт, создает программу действий, направленную на удовлетворение своих потребностей как условия существования, определяет наиболее целесообразные варианты достижения желаемого результата, осуществляет замысел и оценивает эффективность его воплощения в жизнь. В своих высших проявлениях психическое активизируется в формах сознания и самосознания, духовности, личности и индивидуальности. Раскрыть природу психики, закономерности ее развития и проявлений и пытается наука психология.
Во-вторых, психология находится в особом положении еще и потому, что в ней как бы сливаются объект (то, что познают) и субъект (тот, кто познает) изучение: человек с помощью психики познает внешний мир, а затем на этой основе исследует свою собственную психику, влияние на нее окружающей среды. Человек изучает психику с помощью психики. Следовательно, только в психологии осуществляется поворот процесса познания, человеческого сознания в самого себя, что делает ее задача сложнее, чем любой другой науки.
В-третьих, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека и его деятельности. Ведь, познавая себя, осознавая свои свойства и возможности, человек начинает себя менять. Современная психология уже накопила много фактов, которые демонстрируют, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Кроме указанного, психологические знания необходимы человеку для повышения эффективности собственной профессиональной деятельности, наиболее полного использования своего личностного потенциала. Вот в этом и должна помочь психология, а именно предоставить человеку знания, которые будут способствовать ее саморазвитию и самореализации.
В последнее время наблюдается бурное развитие психологической науки, которое сопровождается значительным расширением диапазона направлений ее исследований, появлением новых отраслей. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, которые, хоть и имеют высокую автономность исследований, сохраняют родство в определении предмета и методов. Характерно, что все отрасли психологии тесно взаимодействуют между собой, а это свидетельствует о единстве психологической науки, несмотря на все разнообразие психологической тематики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 340 с.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3 / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2003. — 316 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
4. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
6. Ждан А.Н. Учение И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга: манифест русской объективной психологии / А.Н. Ждан, В.А. Кольцова // Психологический журнал. – 2015. – т. 36, №2, — С. 70-77.
7. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. – 165 с.
8. История психологии: учебно-методический комплекс для специальности Психология / автор-составитель М.С. Мышкина. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 232 с.
9. Кершбаум Х. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности / Х. Кершбаум, Е.И. Чугунова // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. – 2014. — №3. – С. 103-105.
10. Корниенко А.Ф. Сознание в психологии: теоретические аспекты / А.Ф. Корниенко. – Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2016. – 293 с.
11. Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения / А. Ф. Корниенко // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27): Психология. Педагогика. – С. 47 — 72.
12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
13. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное / С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Комитет по печати, 1996. — 352 с.
14. Лукин А.Е. Владимир Иванович Вернадский: жизнь, судьба, свершения / А.Е. Лукин // Геофизический журнал. — 2015. — т. 37, № 2. — С. 95-134.
15. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование / А. Р. Лурия. – М.: Наука, 1974. – 171 с
16. Любарский Г.Ю. Рождение науки. Аналитическая морфология, классификационная система, научный метод / Г.Ю. Любарский. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 192 с.
17. Общая психология: учебник для вузов /А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
18. Петровский A.B. История советской психологии: Формирование основ психологической науки / A. B. Петровский. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
19. Петровский А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1996. — 416 с.
20. Петровский А.В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М: Академия, 2003. – 496 с.
21. Потебня А.А. Мысль и язык. // Потебня А. А. – М. : Изд. Правда, 1989. –200 с.
22. Психология. С изложением основ психологии религии / Под ред. Ю. Макселона. — М.: Светильник, 1998. — 320 с.
23. Психология: Учебник / Ю.Л. Трофимов, В.В. Рыбак, П.А. Гончарук и др.; под ред. Ю.Л. Трофимова. — К.: Лыбидь, 1999. — 558 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Пубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 c.
25. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. – М.: Госполитиздат, 1947. – 647 с.
26. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие / А.А. Урбанович. — Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.
27. Ярошевский М.Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.