Курсовая работа по дисциплине «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» для МИП, пример оформления



 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет психолого-педагогического и специального образования

Кафедра специального дефектологического образования

курсовая РАБОТА

на тему: Проблемы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития

 

 

Студент        
    (Подпись)   (Ф.И.О.)

                                     

 

 

Руководитель       Гаубих Ю.Б.
преподаватель   (Подпись)   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

  К защите ____________________

(дата, подпись руководителя)

 

  Работа защищена с оценкой____________________

 

 

 

Москва 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5

1.1 Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности. 5

1.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 8

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ 12

2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 87. 12

2.2. Анализ инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 87. 14

2.3. Оценка полученных результатов исследования и разработка рекомендаций к ним  26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы представлена тем, что в последние годы в отечественной высшей школе и обществе актуализируются ценности инклюзивного образования. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Внедрение в инклюзивный образовательный процесс элементов социокультурных занятий должно способствовать освоению культурных норм и образцов поведения, удовлетворению духовных запросов и потребности в общении, позитивному восприятию друг друга, изменению отношения к явлению инвалидности у субъектов инклюзивного процесса. Творческая социокультурная среда инклюзивного образовательного пространства дает возможность облегчить социализацию детей с особыми образовательными потребностями.

Цель работы представлена выявлением проблем инклюзивного образования детей с задержкой психического развития.

Достижение цели планируется за счет решения ряда задач:

  • описать инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности;
  • рассмотреть психологические особенности детей с задержкой психического развития;
  • представить краткую характеристику объекта исследования;
  • провести анализ инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в исследуемом учебном заведении;
  • дать оценку полученных результатов исследования и разработать рекомендации к ним.

Объектом исследования настоящей работы выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 87 имени Героя Советского Союза Щербакова Николая Митрофановича».

Предмет исследования представлен инклюзивным образованием детей с задержкой психического развития.

В процессе написания курсовой работы были задействованы труды известных авторов посвященные проблематике поставленного вопроса, периодические издания и материалы представлены в официальных источниках сети интернет.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности

Инклюзивное или включенное образование – данный термин, используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Основополагающие принципы инклюзивного образования представлены идеологией, исключающую любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает условия определенного рода для детей, имеющих особые образовательные потребности. Так же можно сказать, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В современной России огромное количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики, представим официальные показатели численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет с помомщью таблицы 1.1.

Таблица 1.1

Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии по Субъектам Российской Федерации, чел [20].

Регион 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.
Российская Федерация 560422 567825 579574 604850 616905 636024 655014
Центральный федеральный округ 109238 110919 112631 116106 118766 123889 129286
Северо-Западный федеральный округ 42044 42307 43071 44308 44347 45719 47598
Южный федеральный округ 42431 43109 44515 51670 55644 57452 59848
Северо-Кавказский федеральный округ 121329 123304 126864 132829 142128 146970 148541

Продолжение табл. 1.1

Регион 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.
Приволжский федеральный округ 101698 102287 104065 106336 104815 105051 107959
Уральский федеральный округ 44489 45356 46365 48114 48573 49395 50589
Сибирский федеральный округ 75205 76160 77274 80429 77207 82384 85443
Дальневосточный федеральный округ 23988 24383 24789 25058 25425 25164 25750

 

По официальным данным число детей-инвалидов продолжает неуклонно расти. Все эти дети, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, нуждаются в особом к себе отношении, внимании, получении специальной медицинской и психолого-педагогической помощи и специальном образовании, соответствующем их потребностям.

Отметим, что при работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания — максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно [1, с. 9].

В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально — образовательной интеграции детей с проблемами в развитии [21].

Инклюзивное образование, так же представлено принципами, итак:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека [22].

Так же, можно выделить и недостатки. Недостатками инклюзии является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Можно рассуждать о данной проблеме, предлагать варианты ее решения, но как бы педагогика не старалась ее искоренить, ее доля, пусть даже малая останется жить в социуме.

Положительное следствие инклюзивного образования для обучающихся с ОВЗ состоит, прежде всего, в том, что они участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях деятельности, чем в не инклюзивных группах [19]. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к образовательным программам (или их частям, которые обучающиеся с ОВЗ могут освоить), оно даст возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.

 

1.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития

 

Под задержкой психического развития (далее — ЗПР) понимают синдром временного отставания в развитии как всей психики, так и отдельных ее функций. Второй вариант задержки чаще удается диагностировать только при поступлении малыша в школу. Основными проявлениями в этом случае становятся:

  • ограниченный запас знаний;
  • незрелое мышление;
  • отсутствие интеллектуальной мотивации;
  • доминирование игровых интересов;
  • моментальная перенасыщенность занятиями.

Рассматривая проблему психологических особенностей детей с задержкой психического развития, следует обратиться к трудам известных авторов. Так, в нашей стране еще в 1938 г. Н.И. Озерецкий выделил группу детей с «замедленным темпом развития», которые качественно отличались от умственно отсталых. Впоследствии было установлено, что основную группу неуспевающих школьников составляют так называемые дети с задержкой психического развития. По разным статистическим данным процент таких учащихся колеблется от 30% до 80% от числа неуспевающих детей [1, с. 24]. Но первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е.Сухаревой в 1965 г.

Клиническая классификация инфантилизма, подразделяющей его на две группы: гармонический и дисгар­монический. В рамках дисгармонического инфантилизма Г.Е. Сухарева описы­вает следующие три варианта:

  • инфантилизм с более грубыми отклонениями в эмоционально-волевой сфере: повышенной возбудимостью, раздражительно­стью. Такие дети «угрожали» в смысле возможности развития психопатии;
  • инфантилизм, сочетающийся с гипогенитализмом, гипофизар­ным субнанизом и другими видами патологии;
  • органический инфантилизм с некоторой упрощенностью эмо­циональной сферы, нестойкостью и малой дифференцированно­стью привязанностей, тугоподвижностью мышления [23].

Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех сферах деятельности малыша, включая творческую. Дети с подобными отклонениями, например, проявляют минимум интереса к рисованию, что можно заметить при анализе их рисунков. Как правило, работы не имеют какой-либо эмоциональной окраски.

В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка.

В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу [11, с. 37].

Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту, задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной  аффективности и нередко в девиантном поведении. При ЗПР в одних случаях страдает больше эмоциональная сфера, в других преобладает замедление в развитие интеллекта [18].

Выраженность эмоциональных и интеллектуальных нарушений по своему характеру и степени не одинакова у разных детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. В зависимости от того, преобладает ли в клинической картине вышеописанная эмоционально-волевая незрелость, либо нарушения интеллектуальной деятельности, задержка психического развития церебрально-органического генеза разделяется на две основные группы:

  • с преобладанием явлений органического инфантилизма;
  • с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития так же выражена задержкой психического развития, можно сделать вывод о недостаточной сформированности смысловой стороны речи и об отставании формирования звуковой стороны речи. Как следствие недостаточной сформированности смысловой стороны речи выступают:

  • недостаточное понимание инструкций, учебных заданий;
  • трудности овладения учебными понятиями — терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

Решающее значение для формирования правильной грамотной речи имеет осознание ребенком языковой действительности. Осознание звуков языка, вычленение слов и предложений из общего потока речи выступают для ребенка как выделение новой для него области объективных явлений [1, с. 37].

В целом можно отметить, что состояние эмоционального мира для психического развития является крайне важным. Дети с ЗПР, как правило, проявляют себя слабо организованными, неспособными дать себе адекватную самооценку. Их эмоции неглубокие, изменчивые, поэтому дети подвержены внушению, пытаются найти кого-то, кому можно подражать во всем [7, с. 19].

Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их малыш, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д. [4, с. 67].

 

 

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 87

 

Объектом исследования настоящей работы выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 87 имени Героя Советского Союза Щербакова Николая Митрофановича» (далее — МБОУ СОШ № 87).

МБОУ СОШ № 87 создано на основании Постановления Главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 12.04.1994г. № 828 «О регистрации Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 87».

Организация является некоммерческой, не ставит основной целью деятельности извлечение прибыли. Функции и полномочия учредителя осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования, Управление образования города Ростова-на-Дону (далее – Управление образования).

Юридический адрес: 344091, Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону,  ул. 2-я Краснодарская, 94, http://sch87.com.ru/, тел. 8 (863) 310-23-06.

МБОУ реализует основные образовательные программы:

  • начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 года);
  • основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет);
  • среднего общего образования (нормативный срок освоения – 2 года).

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой МБОУ. Так же в МБОУ СОШ № 87 возможна организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану ускоренного обучения. Учителя  МБОУ СОШ № 87 обеспечивают занятия на дому с обучающимися по индивидуальному учебному плану.

В МБОУ СОШ № 87, успешно применяется адаптированная образовательная программа. Данная программа представлена утвержденной образовательной программы, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых и слабовидящих обучающихся; обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата; имеющих тяжелые нарушения речи; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройством аутистического спектра; со сложными дефектами.

Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, 5-9 классов — на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования, 10-11 классов — на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.

Продолжительность учебного года для обучающихся:

  • 1 класса составляет 33 учебные недели;
  • 2-4 классов – 35 учебных недель;
  • 5-8,10 классов – 35 учебных недель;
  • 9-11 классов (без учета государственной итоговой аттестации) – составляет не менее 34 учебных недели.

В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае — по 4 урока по 40 минут каждый.

После третьего урока в 1 классах организованы динамические паузы продолжительностью 40 минут. Продолжительность урока для 2-11 классов составляет 45 минут.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (5-8 классы), а также по «Информатике и ИКТ»,  осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек. Деление классов на две группы осуществляется при проведении занятий по физической культуре (юноши, девушки) в 10-11 классах.

Количество часов по предметам соответствует примерному учебному плану по ФГОС и БУП-2004 года. Уровень технического оснащения в Школе соответствует современным требованиям: все кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, в том числе и интерактивными досками, имеется кабинет информатики,  3 цифровые  лаборатории, все учебные кабинеты оснащены  компьютерным оборудованием для учителя.  Функционирует WEB-сайт школы.

 

2.2. Анализ инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 87

 

В рамках поставленной цели проанализируем инклюзивное образования детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в МБОУ СОШ № 87. Рассмотрим работу школьного педагога-психолога в отношении первоклассников. Оценка уровня инклюзивного образования детей с ЗПР представлена методами сбора информации:

  • изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика);
  • наблюдение за ребенком;
  • беседа с ребенком, его родителями, учителями;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Метод анкетирования – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета.

Метод тестирования представляет собой психологическую диагностику посредством стандартизированных заданий (вопросов, задач). Общие предпосылки тестирования выражаются в критериях добротности, качества теста. Тестирование обладает следующими достоинствами: объективность оценки, оперативность, быстрота оценки, простота и доступность тестирования, пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки. Сам процесс тестирования представлен тремя этапами: выбор теста, его проведение и интерпретация результатов.

Используемый метод анкетирования направлен на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету. В нашем исследовании проводилось анкетирование педагогов, участвующих в инклюзивном обучении и родителей детей с задержкой психического развития.

В качестве контекстных показателей, для объяснения полученных результатов в ходе обследования первоклассников, были выделены следующие характеристики:

  • классов (число учащихся в классе);
  • учащихся: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол);
  • участников исследования;
  • информация о семьях учащихся (уровень образования родителей учащихся; состав семьи).

Представим респондентов принявших участие в исследовании. Так, их число равно 42. С помощью таблицы 2.1 представим их.

Таблица 2.1

Респонденты принявшие участие в исследовании

Классификация задержки психического развития Число Доля, %
ЗПР конституционального генеза 8 19,05
ЗПР соматогенного генеза 9 21,43
ЗПР психогенного генеза 11 26,19
ЗПР церебрально-органического генеза 14 33,33
Итого: 42 100,00

 

Рассмотрим более подробней респондентов участвующих в исследовании. Так, у 8 учеников ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Такой тип характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

Следующая группа респондентов в количестве 9 человек имеет ЗПР соматогенного генеза, которая обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию.

Группа из человек 11 респондентов имеет ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии.

 

Группа из 14 респондентов имеет ЗПР церебрально-органического генеза, который встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.

Если рассматривать гендерную составляющую, то число мальчиков и девочек не является равным, с помомщью таблицы 2.2 представим показатели.

Таблица 2.2

Гендерная составляющая респондентов

Классификация задержки психического развития Число Доля, %
девочки 23 54,76
мальчик 19 45,24
ЗПР церебрально-органического генеза 42 100,00

 

Видно, что девочек принявших участие в исследовании на 4 больше, чем мальчиков. Возраст респондентов одинаков и равен 7 годам.

Методы исследования представлены диагностикой внимания, памяти, мышления, восприятия, речевого развития, эмоционально-волевой сферы.

Первая применяемая методика направления на диагностику внимания – «Запомни и расставь точки». С помощью данной методики оценивается объем внима­ния ребенка. Для этого используется стимульный матери­ал, изображенный ниже на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Группе респондентов последовательно, на 1-2 сек, показывалась  каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Полученные результаты сведем в таблицу 2.3 и представим ее ниже.

Таблица 2.3

Результаты оценки по методике «Запомни и расставь точки»

Классификация задержки психического развития Баллы Число участников
ЗПР конституционального генеза 6 8
ЗПР соматогенного генеза 8 9
ЗПР психогенного генеза 7 11
ЗПР церебрально-органического генеза 6 14
Средний балл 7,25 10,5

 

Полученные результаты указали на преобладающий средний балл получены по данной методике. 6-7 баллов ставится, когда ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. В группа респондентов с ЗПР соматогенного генеза определен на уровне 8 баллов. Средний балл полученный группой равен 7,25. Если опираться на полученные результаты можно сказать, что у группы респондентов средний уровень развития, следует повысить уровень внимания и памяти ребёнка для его комфортного обучения в школе. Именно на это необходимо обратить внимание педагогическому составу МБОУ СОШ № 87.

Далее, была использована методика «Воспроизведение рассказа» с целью диагностики памяти исследуемой группы с задержкой психического развития. Данная методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов. В приложении 1, представлены тексты используемые в данной методике.

С помомщью таблицы 2.4 представим полученные результаты по каждой из групп.

Таблица 2.4

Оценивание результатов по методике «Воспроизведение рассказа»

Классификация задержки психического развития Количество воспроизведенных смысловых единиц Баллы Число участников
ЗПР конституционального генеза 17 4 8
ЗПР соматогенного генеза 19 5 9
ЗПР психогенного генеза 18 4 11
ЗПР церебрально-органического генеза 21 5 14
Средний балл 18,75 4,5 10,5

 

В ходе исследования были проанализированы средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения. Полученные результаты указали на то, что дети из групп ЗПР конституционального генеза и психогенного генеза имеют более низкий результат по сравнению с детьми с ЗПР соматогенного и церебрально-органического генеза.

Далее проведем диагностику мышления с помомщью теста для оценки  словесно-логического мышления. Для этого необходимо задействовать сам тест, пример которого представлен ниже.

Цель методики: диагностика уровня словесно-логического мышления ребенка.

Ребёнок отвечает на вопросы:

  1. Какое из животных больше — лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают. А вечером?
  3. Днём на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груши, сливы, яблоки… — это что?
  6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  8. Который сейчас час? (Ребёнку показывают часы и просят назвать время)
  9. Маленькая корова — это телёнок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..
  10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
  13. Что общего между белкой и кошкой?
  14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
  15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  17. Чем отличается старый человек от молодого?
  18. Для чего люди занимаются спортом?
  19. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

При анализе ответов, которые даёт ребёнок, было принято во внимание правило, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведённые по мнению исследователя, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, необходимо было убедится в том, что ребёнок правильно понял сам вопрос. Так как некоторые дети не понимали вопрос, так не расслышали слово или не понимали значение некоторых слов в вопросе. Полученные результаты были сведены в таблицу 2.5.

Таблица 2.5

Оценивание результатов тестирования по  словесно-логическому мышлению

Классификация задержки психического развития Средний балл Число респондентов
ЗПР конституционального генеза 13,38 8
ЗПР соматогенного генеза 15,11 9
ЗПР психогенного генеза 13,82 11
ЗПР церебрально-органического генеза 14,21 14

 

Полученные результаты указали на наличие высокого и среднего уровня-развития словесно-логического мышления. Более детальные результаты проведенного тестирования представлены в Приложении 2. Несмотря на то, что выявлен разный балл по каждой из групп, такие дети считаются готовыми к школьному обучению. Отметим, что наименьший балл выявлен у группы респондентов с ЗПР конституционального генеза, а именно 13,38.

Следующий этап оценки инклюзивного образования детей с задержкой психического развития определен диагностикой восприятия. Была использована методика Н.И. Гуткиной «Домик». Методика «Домик» позволяет выявить особенности развития именно произвольного внимания, т. к. при обработке результатов учитываются только «ошибки внимания», тогда как тест А. Керна — Я. Йирасека не позволяет определить, например, что послужило причиной некачественного выполнения задания: плохое внимание или плохое пространственное восприятие. Обследование проведено в группе детей, так как данная методика позволяет это сделать.

Ребенок получил задание срисовать картинку, изобража­ющую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Образец был нарисован на доске, его пример представлен на рисунке 2.2. Респонденты могли обращаться к нему на протя­жении всего времени выполнения задания.

Критерии оценки полученных результатов (для детей 7-ого года жизни):

  • 0 баллов — высокий уровень развития произвольного внимания;
  • 1 — 2 балла — средний уровень развития произвольного внимания;
  • 3 — 4 балла — уровень ниже среднего;
  • более 4 баллов — низкий уровень развития произвольного внимания.

 

Рис. 2.2. Методика Н.И. Гуткиной «Домик»

Время выполне­ния задания не ограничивается. Полученные результаты в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Оценивание результатов тестирования

по методике «Домик» (автор Н.И. Гуткина)

Классификация задержки психического развития Уровень успешности Число респондентов
ЗПР конституционального генеза 2 8
ЗПР соматогенного генеза 3 9
ЗПР психогенного генеза 3 11
ЗПР церебрально-органического генеза 2 14

 

Рассмотрев полученные результаты можно сделать вывод, что все четыре группы респондентов находятся на среднем уровне успешности. Данное обстоятельство связано с тем, что учениками были допущены 2-3 ошибки или неточности, данное условие определило их ко 2-му уровню успешности. Если были грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу, был присвоен 3-ий уровень.

Отметим, что к 1-му уровню развития относятся дети, которые вы­полняют задание практически без ошибок. По данным исследования, среди указанных респондентов, таких детей нет. Полагаю, что педагогическому составу МБОУ СОШ № 87 следует обратить внимание на данный факт.

Далее, отразим методическую разработку по диагностическому обследованию речевого развития детей с задержкой психического развития. Представленная методика состоит из пяти разделов:

  • формирование словаря;
  • грамматический строй речи;
  • слоговая структура слова;
  • звукопроизношение;
  • связная речь.

Детально, методика представлена в Приложении 3. Данная методика разработана Губайдуллина Н.Р., логопедом-дефектологом. С помомщью таблицы 2.7, представим баллы оценивания каждого из раздела применяемой методики.

Таблица 2.7

Вариант оценивания каждого из раздела методики по диагностическому обследованию речевого развития детей с ЗПР

Раздел Баллы и пояснения
Формирование словаря

 

 

11 – 14 баллов – высокий уровень
4 – 10 баллов – средний уровень
0 – 3 балла – низкий уровень
Грамматический строй речи 11 – 14 баллов – высокий уровень
4 – 10 баллов – средний уровень
0 – 3 балла – низкий уровень
Слоговая структура слова

 

 

5 – 6 баллов – высокий уровень
2– 4 балла – средний уровень
0 – 1 балл – низкий уровень
Звукопроизношение 5 – 6 баллов – высокий уровень
2– 4 балла – средний уровень
0 – 1 балл – низкий уровень
Связная речь

 

 

8 – 10 баллов – высокий уровень
3 – 7 баллов – средний уровень
0 – 2 балла – низкий уровень

 

Как видно из таблицы 2.7, каждый из разделов указанной методики оценивается разным числом баллов. Полученные результаты сведены в таблицу 2.8.

 

 

Таблица 2.8

Диагностика обследования речевого развития детей с ЗПР

Классификация задержки психического развития Структура методики, баллы
Формирование словаря Грамма-тический строй речи Слоговая структу-ра слова Звуко-произ-ношение Связ-ная речь
ЗПР конституционального генеза 7 9 4 5 7
ЗПР соматогенного генеза 10 11 4 5 9
ЗПР психогенного генеза 9 10 5 4 8
ЗПР церебрально-органического генеза 12 11 6 5 9
Средний балл 9,5 10,25 4,75 4,75 8,25

 

Анализ результатов тестирования представленной методики указал, что дети имеют высокий и средний уровень речевого развития. Определено, что наилучший результат показана в группе детей с ЗПР церебрально-органического генеза, отметим, что данная группа имеет наибольшее число респондентов, группа детей ЗПР конституционального генеза, показали наихудший результат, если сравнивать с лучшим результатом в данном исследовании, но если не делать привязку показателей по группам, то можно констатировать успешное прохождение тестирования.

Завершающим этапом оценки инклюзивного образования детей с ЗПР является диагностика эмоционально-волевой сферы. Проведение данной диагностики возможно с помомщью методики «Эмоциональная идентификация», разработанной Е.И. Изотовой.

Цель методики определена возможностью выявления особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, определения индивидуальных особенностей эмоционального развития. Так же, используемая методика позволила выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации. Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.

Результаты полученные в ходе исследования сведены в таблицу 2.9, с целью отражения общей картины эмоционально-волевой сферы детей.

Таблица 2.9

Методика «Эмоциональная идентификация» разработанная Е.И. Изотовой

Классификация задержки психического развития Баллы Число респондентов
ЗПР конституционального генеза 1 8
ЗПР соматогенного генеза 0,5 9
ЗПР психогенного генеза 1 11
ЗПР церебрально-органического генеза 0,5 14
Средний балл 0,75

 

Анализ полученных результатов указал, что дети с ЗПР конституционального генеза и дети с ЗПР психогенного генеза справились лучше всего с тестом, их эмоциональная идентификация оценена на 1 балл, что говорит о высоком уровне развития эмоциональной сферы. Дети правильно назвали все эмоциональные состояния, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразили возможные, отличающиеся друг от друга эмоциональные состояния. Помощь в процессе исследования не потребовалась. Дети набравшие 0,5 баллов, имеют средний уровень развития эмоциональной сферы. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. Здесь им потребовалась содержательная помощь. Дети в этих группах смогли определить 4 – 6 эмоций, правильно назвать эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. После того, как дети называли и соотносили эмоции, было предложено изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

В данном тесте оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности.

2.3. Оценка полученных результатов исследования и разработка рекомендаций к ним

 

Проведенный анализ инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 87 позволил выявить сильные и слабые стороны учебного заведения. Применяемые методы исследования представлены диагностикой внимания, памяти, мышления, восприятия, речевого развития, эмоционально-волевой сферы.

Первая применяемая методика направления на диагностику внимания – «Запомни и расставь точки». Полученные результаты указали на преобладающий средний балл получены по данной методике, Но следует обратить на детей с ЗПР конституционального генеза и церебрально-органического генеза. Данная группа детей эмоционально лабильна, непосредственна, отличается недостаточным объемом внимания и памяти, имеет психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии, в результате чего уровень внимания и памяти ребёнка мал. В качестве рекомендаций можно предложить более активней вовлекать школьников в процесс работы на уроке, учитывать индивидуальные особенности ребёнка при подготовке и проведении педагогом урока. Особенно важно чутко и бережно относиться к таким учащимся, ребёнок должен чувствовать поддержку учителя.

Результаты полученные в ходе применения методики «Воспроизведение рассказа» с целью диагностики памяти исследуемой группы, указали, что дети из групп ЗПР конституционального генеза и психогенного генеза имеют более низкий результат по сравнению с детьми с ЗПР соматогенного и церебрально-органического генеза. Это связано с тем, что дети с ЗПР в процессе обучения часто теряют внимание, что негативным образом отражается на качестве их запоминания. Дело также и в том, что психическое развитие которых протекает со сбоями, неспособны контролировать процесс заучивания и разделять не воспроизведенную и воспроизведенную информацию. Педагоги могут помочь таким ученикам научиться запоминать важную информацию, используя правильную форму представления материала. Чтобы добиться высоких результатов, педагогу необходимо:

  • менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР.
  • делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят.
  • подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.

Кроме того, педагогическому составу нужно быть готовым, что дети, у которых диагностирована задержка психического развития, имеют определенные особенности поведения.

Диагностика мышления с помомщью теста для оценки  словесно-логического мышления, позволила сформировать вывод о том, что у детей имеется высокий и средний уровень-развития словесно-логического мышления. Наименьший балл определен в группе респондентов с ЗПР конституционального генеза, а именно 13,38. Отметим, что практически все психолого-педагогические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т.е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. В качестве меры предлагается активное включение в процесс математического развития ребенка различных приемов умственных действий на математическом материале.

Применяемая методика «Воспроизведение рассказа» с целью диагностики памяти исследуемой группы, позволила выявить, что дети из групп ЗПР конституционального генеза и психогенного генеза имеют более низкий результат по сравнению с детьми с ЗПР соматогенного и церебрально-органического генеза.

Далее проведена диагностика инклюзивного образования детей с задержкой психического развития с помомщью диагностики восприятия. Для этого была использована методика Н.И. Гуткиной «Домик». Определено, что все четыре группы респондентов находятся на среднем уровне успешности.

К 1-му уровню развития относятся дети, которые вы­полняют задание практически без ошибок, но по данным исследования, среди указанных респондентов, таких детей нет.

В качестве действенной меры предлагается привлекать внимание детей к существенным деталям изображения, которые иначе могут остаться вне поля зрения учеников; всегда помнить о том, что у детей с ЗПР замедлен процесс переработки информации. Давать на это время. В условиях кратковременного восприятия объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», не увиденными, причем скорость восприятия становится заметно ниже при любом отклонении от нормальных условий. Такое действие оказывает малая освещенность, наличие по соседству других аналогичных предметов, частая смена сигналов. Поэтому нежелательно вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся к теме урока. Все лишнее целесообразно убирать или закрывать от взглядов детей. В частности это относится к написанному на доске: не используемые в данный момент надписи лучше закрывать.

Анализ выполненный по методике разработанной Губайдуллиной Н.Р. касающейся обследования речевого развития детей указал, что дети имеют высокий и средний уровень речевого развития. Здесь результаты инклюзивного образования применяемого в МБОУ СОШ № 87 достаточно актуальны и приемлемы.

Завершающим этапом оценки инклюзивного образования детей с ЗПР стала диагностика эмоционально-волевой сферы, применена  методика «Эмоциональной идентификации», разработанная Е.И. Изотовой. Анализ полученных результатов указал, что дети с ЗПР конституционального генеза и дети с ЗПР психогенного генеза справились лучше всего с тестом. Дети набравшие 0,5 баллов, имеют средний уровень развития эмоциональной сферы. В качестве мероприятий можно предложить проявлять особый педагогический такт – постоян­но подмечать и поощрять малейшие успехи детей, раз­вивать в них веру в собственные силы и возможности, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий, а так же предотвращать наступление утомления (чередова­ние умственной и практической деятельности). В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познава­тельную деятельность детей, развивать их речь, форми­ровать необходимые навыки учебной деятельности.

Собирая в целое предложенные рекомендации, можно сформировать схему собирательного характера, пример которой представим на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 Условия для оптимального инклюзивного обучения

в МБОУ СОШ № 87

Добиться представленных оптимальных условий, возможно за счет соблюдения обязательных условий для инклюзии — это желание родителей обучать своего ребенка вместе со здоровыми сверстниками, готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения; наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации обучения, который является доступным и полезным для его развития; возможность систематически оказывать ребенку квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь; психологическая готовность ребенка с ОВЗ к совместному обучению со здоровыми сверстниками; готовность образовательного учреждения принять детей с ОВЗ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог настоящего исследования, можно сделать вывод, что инклюзия является процессом развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Одним из необходимых условий реализации принципов инклюзии в образовательных организациях на всех уровнях является создание адаптивной (инклюзивной) среды, которая предлагает доступность образования для всех в плане приспособления к различным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей здоровых и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. В инклюзивных детских садах специалисты очень много времени должны проводить внутри группы. Занятия строятся на взаимодействии внутри. Основная идея — наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритетом в работе с особыми детьми являются, скорее всего, не конкретные знания и навыки, а самочувствие и развитие личности

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бойко Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – М.: Учитель, 2018. – 100 с.
  2. Голиков, Н. А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с.
  3. Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А., Рябова Е.В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. Грани одной проблемы. – М.: Ленанд, 2018. – 200 с.
  4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. – М.: Форум, 2018. – 112 с.
  5. Кутепова Е.Н., Фадина А.К. Модель взаимодействия образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, с психолого-педагогическим медико-социальным центром и специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М., СПб: Нестор-История, 2013. – 338 с.
  6. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. – М.: Логомаг, 2015. – 284 с.
  7. Мальцева Т.Е. Инновационные особенности развития высшего инклюзивного образования. Монография. – М.: Русайнс, 2018. – 256 с.
  8. Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Выпуск 1. Сборник материалов из опыта работы. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
  9. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. — М.: МГППУ, 2013. – 402 с.
  10. Розин В.М. Психическое заболевание как тренд развития личности и состояние культуры. – М.: Editorial URSS, 2018. – 240 с.
  11. Семенович, А. В. Программа коррекционной работы в школе. – М.: Дрофа, 2015. – 112 с.
  12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2012. – 236 с.
  13. Черкасова Е.Л., Лагутина А.В., Павлова А.С., Журавлева Ж.И., Моргачева Е.Н. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с.
  14. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.
  15. Лешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2012. – № 5., – С 16-25.
  16. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. — 2012. — № 5., — С 16-25.
  17. Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2017. — № 4., — С. 17-19
  18. Задержка психического развития (ЗПР). Особенности речи у детей с ЗПР [Электронный ресурс] – режим доступа: https://logoznanie.ru/detskaya-psikhologiya/narushenie/54-zpr.html
  19. Особенности инклюзивного образовательного процесса [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studme.org/248457/pedagogika/osobennosti_inklyuzivnogo_obrazovatelnogo_protsessa
  20. Положение инвалидов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
  21. Понятие инклюзивного образования [Электронный ресурс] – режим доступа: http://help-stud.ru/kontr_ped_inkluzivnoe.php
  22. Семинар «Методические основы инклюзивного образования» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://school30.68edu.ru/activities/ integrated-learning/materials/94-seminar-metodicheskoe-osnovy-inclusivnogo-obrazovaniya
  23. Сухарева Г.Е. ‹‹Лекции по психиатрии детского возраста›› [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ncpz.ru/lib/1/book/52

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика «Воспроизведение рассказа»

 

Пример рассказа:

а) «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

б) «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

 

Метод оценивания

Оценка, баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество воспроизведенных смысловых единиц 32 30-31 28-30 24-27 19-23 15-18 11-14 7-11 6

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценивание результатов тестирования по  словесно-логическому мышлению

Классификация задержки психического развития Баллы
ЗПР конституционального генеза 13,38
Ольга К. 12
Катерина О. 14
Галина П. 13
Ренат Л. 15
Илья В. 14
Мария Н. 12
Ульяна Б. 13
Евгений Т. 14
ЗПР соматогенного генеза 15,11
Светлана К. 14
Матвей Г. 15
Олеся О. 14
Денис Л. 16
Захар Ц. 17
Анна К. 15
Константин Т. 14
Ангелина Ч. 15
Федор И. 16
ЗПР психогенного генеза 13,82
Гаяна М. 14
Олег А. 15
Дарья М. 13
Евгений А. 12
Елизавета Н. 14
Наталья Г. 13
Валерий Р. 15
Божена М. 14
Георгий П. 14
Марьяна П. 13
Марианна Д. 15
ЗПР церебрально-органического генеза 14,21
Иван Л. 15
Мария П. 16
Матвей В. 14
Денис К. 15
Ксенья Б. 13
Олег В. 12
Елизавета У. 13
Валерий М. 15
Георгий Т. 16
Зухра Н. 14
Надежда С. 14
Елисей П. 15
Павел. Щ. 13
Лариса Г. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей с задержкой психического развития

 

  1. Формирование словаря

Методика № 1. Выявление уровня развития словаря предметов. Материал: предметные картинки по разным лексическим темам. Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки. Инструкция: «Что это?», «Назови одним словом все картинки?»

Методика № 2. Выявление уровня развития глагольного словаря. Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка). Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).

Методика № 3. Выявление уровня развития словаря признаков. Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы). Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).

Методика № 4. Выявление уровня развития словаря наречий. Материал: предметные картинки (черепаха, солнце, конь). Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Как ползает черепаха? Как светит солнце? Как скачет конь?».

Методика № 5. Выявление уровня развития словаря числительных. Материал: карточки с одним, тремя, пятью предметами огурец, цыпленок, ведро, ухо) Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть карточки и сосчитать количество предметов. Инструкция: «Назови сколько предметов нарисовано на карточке».

Методика № 6. Выявление уровня развития словаря синонимов. Материал: предметные картинки (бабушка, дети, врач, большой мяч, веселый мальчик). Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать «старушка». Назови другим словом…( дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).

Методика № 7. Выявление уровня развития словаря антонимов. Материал: предметные картинки: большой и маленький мяч, толстая и тонкая книга, высокий и низкий забор, короткая и длинная веревка, пустой и полный стакан. Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки. Инструкция: «Послушай слова: большой мяч – маленький мяч. Это слова наоборот. Теперь ты назови слова наоборот…».

 

Оценка результатов. За отдельное задание: 2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.

1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог: 11 – 14 баллов – высокий уровень. 4 – 10 баллов – средний уровень. 0 – 3 балла – низкий уровень.

 

  1. Грамматический строй речи.
    Методика № 1. Выявление умения изменять имена существительные по падежам. Материал: карандаш, ручка, краски. Процедура проведения. Показываем ребенку карандаш (ручку, краски).

Инструкция: «У меня карандаш.

У меня нет …(с продолжающей интонацией) (карандаша).

Я протягиваю руку к ….(карандашу).

Я беру в руки …(карандаш).

Я рисую домик …(карандашом).

Я мечтаю о красном …(карандаше)».

 

Методика № 2. Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа

во мн.число И.п. и Р.п. Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).

Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку.  Инструкция: «Один стол, а если их много, то это – …(столы). Убираем картинку.  Инструкция: «Нет чего?»

Методика № 3. Выявить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.Материал: предметные картинки, на которых нарисованы предметы синего цвета (шар, чашка, платье, мяч, машина, ведро).Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синий шар. А теперь ты смотри на картинки и называй…»

Методика № 4. Выявить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом .Материалы. Предметные картинки с изображением предметов разной величины. Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки. Инструкция: «Назови большой предмет и маленький предмет».

Методика № 5. Выявить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных. Материал: предметные картинки – стол из дерева, шуба из меха, кораблик из бумаги, мяч из резины, замок из железа, стакан из стекла. Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку, на которой изображен стол из дерева. Инструкция: «Стол сделан из дерева, значит он деревянный. Скажи, какой (какая)…?»

Методика № 6. Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные. Материал: предметные картинки с черно-белыми изображениями животных, у которых какая-либо часть цветная (кошка, собака, медведь , заяц, белка, лиса). Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки. Инструкция: «У кошки хвост кошачий. Посмотри и скажи: лапа чья, ухо чьё, нос чей, голова чья?

Методика № 7. Выявить умение образовывать глаголы с помощью приставок. Материал: картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий разные действия. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик?» (идет, подходит к дому, входит в дом, переходит улицу, выходит из дома).

 

Оценка результатов.

За отдельное задание:

2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы. 1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки. 0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:

11 – 14 баллов – высокий уровень. 4 – 10 баллов – средний уровень. 0 – 3 балла – низкий уровень.

 

  1. Слоговая структура слова.

Методика № 1. Выявление умения повторять слова разной слоговой структуры. Материалы: предметные картинки (автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник). Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки. Инструкция: «Повторяй за мной: автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник».

Методика № 2. Выявление умения самостоятельно называть слова разной слоговой структуры. Материал: предметные картинки (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер). Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки. Инструкция: «Посмотри на картинки и назови (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер)».

Методика № 3. Выявление умения произносить предложения, состоящие из слов с разной слоговой структурой. Процедура проведения. Ребенку предлагают для повторения предложения. Инструкция: «Повтори за мной: электрик чинит электрический чайник. Хоккеисты играют в хоккей. Художник рисует пейзаж. Экскурсовод проводит экскурсию».

 

Оценка результатов.

За отдельное задание:

2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы. 1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки. 0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:

5 – 6 баллов – высокий уровень.

2– 4 балла – средний уровень.

0 – 1 балл – низкий уровень.

 

4.Звукопроизношение.

Методика № 1. Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка. Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.

Методика № 2. Выявление умения произносить звуки русского языка в словах. Материал: предметные картинки. Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено. Методика № 3. Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи. Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)

 

Оценка результатов.

За отдельное задание: 2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы. 1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки. 0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

 

Итог:

5 – 6 баллов – высокий уровень. 2– 4 балла – средний уровень. 0 – 1 балл – низкий уровень.

 

  1. Связная речь.

Методика № 1. Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений. Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.

Методика № 2. Выявление умения составлять рассказ – описание предмета. Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка). Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.

Методика № 3. Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Материал: сюжетная картинка. Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.

Методика № 4. Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок. Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.

Методика № 5. Выявление умения составлять рассказ из личного опыта. Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.

Оценка результатов.

За отдельное задание:

2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.

1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:

8 – 10 баллов – высокий уровень.

3 – 7 баллов – средний уровень.

0 – 2 балла – низкий уровень.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X