Курсовая работа по макроэкономике для ТулГУ, пример оформления



КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Макроэкономика» на тему:
Инфляция в России: причины, социально-экономические последствия, способы преодоления.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Сущность и причины инфляции 5
1.1. Сущность и виды инфляции 5
1.2. Причины и типы инфляции 9
1.3. Социально-экономические последствия инфляции и методы регулирования инфляционного механизма 12
Глава 2. Механизмы инфляции в современной России и способы ее регулирования 18
2.1. Динамика инфляции в России 18
2.2. Проблемы антиинфляционной политики 23
2.3. Направления антиинфляционной политики, реализованные Центральным Банком Российской Федерации 28
Заключение 32
Структурированный кейс 34
Список литературы 38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
Следует рассматривать инфляцию как многоаспектное сложнейшее явление, которому присущий социально-экономический характер, обладающее многовековой историей. Имеют место свидетельства относительно развития в Древнем Китае и Риме инфляционных процессов. В результате введения неразменных «ассигнаций» Екатерины II на серебро, «континентальных денег» при борьбе английских колоний в США за независимость, при гражданской войне в США «гринбеков», бумажные ассигнаты при революциях во Франции возникали вспышки инфляции.
Не учитывая роль инфляции, как довольно известный феномен в экономической жизни, ее следует отнести к элементам общей системы в производственных отношениях, недостаточно объясненных и изученных до сегодняшнего дня. Это обуславливает постоянное внимание со стороны экономистов, в особенности на протяжении последнего времени, когда она охватила все страны и бедствия, возникающие в результате инфляции являются очевидными.
Можно характеризовать экономическую современную теорию большим разнообразием существующих взглядов разных течений в экономике на природу, степень воздействия на главные переменные экономики, социально-экономические последствия, а также связь инфляции с иными факторами в хозяйственном развитии, варианты политики, направленной на борьбу с инфляцией.
В результате непрерывного возрастания цен на различные товары и в различных регионах государства, производственный объем, занятость и рентабельность организаций, сфер и регионов изменяются аналогично неравномерно. Свое отражение это находит на степени экономической эффективности, масштабах и направлении инвестиционной деятельности, что обуславливает возникновение диспропорции в области производства. В результате сильной инфляции побуждается перемещению капитала, большей его части, из производственной области в область обращения для исключительно спекулятивных операций.
Целью работы является исследование проблем инфляции в России.
Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:
 Рассмотреть инфляцию как неотъемлемый атрибут денежного обращения;
 Рассмотреть механизм воздействия инфляции на экономику;
 Рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
 Исследовать особенности антиинфляционной политики в РФ.
Объект исследования – инфляция и ее роль в экономике.
Предмет исследования – антиинфляционная политика в экономике России.
Методологической базой исследования стали общенаучные методы: метод сравнения, обобщения.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили официальные документы и законодательные акты: Гражданский Кодекс РФ, данные Росстата, учебная, монографическая и периодическая экономическая литература, данные Интернет.
Структура и объем работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

1.1. Сущность и виды инфляции

Впервые понятие «инфляция» появилось в Северной Америке, когда там в 1861-1865 годах шла гражданская война. Применялось понятие для того, чтобы обозначить процесс «разбухания денежного, бумажного обращения».
Есть разные позиции относительно того, что же на самом деле называется инфляцией.
Часто инфляцией называют повышение цен на товары посредством выпуска неполноценных денежных знаков или за счет нарушения закона о денежном обращении. В сфере экономики инфляция – это повышение уровня цен и падение покупательной способности денег. В области денежного обращения инфляцией называют переполнение денежной массой обращения.
Итак, инфляцией можно считать любое обесценивание денежной единицы – систематический рост цен в экономике, вне зависимости от того, какие причины оказали воздействие на данный процесс.
От инфляции нужно отличать сезонный рост стоимостей, а также рост цен на некоторые товары на рынке, что связано с временным превышением спроса над предложением определенных товаров.
Следует рассматривать инфляцию как объективное экономическое явление, возможность избегания которого отсутствует, но, с ним нужно и можно бороться. Нормальным процессом является денежное обесценивание и увеличение объема денежной массы, но, резкий инфляционный скачок может обусловить непоправимые нарушения в экономической системе. Это и делает антиинфляционную государственную политику одним из наиболее важных инструментов в экономическом регулировании. Антиинфляционная государственная политика состоит из широкого комплекса мер, направленных на подавление процессов денежного обесценивания. По своей, инфляцию следует рассматривать снижение денежной стоимости в результате значительного увеличения массы денег в обращении [6, 115].
Имеют место 2 ключевых подхода к осуществлению и выбору мероприятий, направленных на снижение инфляционного уровня: монетаристы выступают в качестве приверженцев т. н. денежно-кредитного регулирования, предусматривающего осуществление антиинфляционной государственной политики следующими методами:
1) осуществление регулирования учетной процентной ставки – ставки процента, под который Национальным банком одалживаются коммерческим банкам выпускаемые деньги. Естественно, что в результате изменения учетной ставки возникают аналогичное изменения в коммерческих ставках. Таким образом, при повышении учетной ставки, ЦБ снижается спрос денег, который предъявляется коммерческими банками, вынужденными повышать собственные ставки, что снижает спрос на деньги у населения.
2) осуществление регулирования норм резервирования – доли активов, принадлежащих коммерческим банкам, которые должны храниться на корреспондентском банковском счете ЦБ. Этот метод регулирования обладает схожими чертами с регулированием учетной ставки, но ему принадлежит меньшая сила.
3) Операции с государственными ценными бумагами – казначейскими обязательствами, облигациями, и иными – предоставляют возможность извлечения из обращения реальной денежной массы, при этом, заменяя ее на меньшей степени ликвидные обязательства государства.
Кейнсианцы считают, что антиинфляционная политика страны должна проводиться за счет ликвидации дефицита в бюджете, которая, в свою очередь, должна проводиться на основании регулирования доходов граждан, государственных затрат и ставок по обложению налогами [5, 55].
В то же время высокий уровень безработицы, инфляции не могут существовать по отдельности.

Рис. 1. Кривая Филипса

Если обратить внимание на кривую Филлипса, отметим, что государство способно выстраивать собственную экономическую политику. Государство посредством стимулирования общего спроса может увеличить уровень инфляции, понизить уровень безработицы и наоборот. Кривая Филлипса была оправданной до середины семидесятых годов. Тогда произошла стагнация (инфляция и безработица развивались одновременно), которую кривая Филипса пояснить была не в силах.
Во всем мире принято выделять 3 вида инфляции. Все зависит от ее темпов:
 ползучая инфляция – каждый год темпы прироста цен составляют 5-10% (такая инфляция характерна для развитых в промышленном плане стран);
 галопирующая инфляция – в среднем за год темпы прироста цен пребывают на уровне 10-50%, в некоторых случаях – 100%. Такая инфляция характера для развивающихся держав;
 гиперинфляция – каждый год темпы прироста стоимостей растут больше, чем на 100%, могут достигать 1000% в год. В качестве гиперинфляции МВФ рассматривает такой процесс, при котором темп роста превышает 50% в месяц. Гиперинфляция характерна для стран, в определенные периоды их развития, в го-ды политических потрясений, войн.
Нужно сказать, что ползучая инфляция для экономики страны не несет никакой опасности, так как ее можно легко спрогнозировать, регулировать, учитывать всевозможные последствия. Экономисты западных стран такую инфляцию рассматривают как фактор для стимуляции экономического роста.
Больше опасности несет галопирующая инфляция. Она негативно воздействует на экономическое развитие, для ее регулирования используют специальные методы [9, 224].
А вот гиперинфляция приводит к существенному обесцениванию денег, к расстройству платежной системы, к нарастанию диспропорций экономического развития, к кризису общества. Опасность гиперинфляция представляет тем, что она формирует инфляционные ожидания. Чтобы охарактеризовать данное явление, экономисты применяют понятие «инфляция ожиданий». Она возникает тогда, когда экономические агенты, что долгое время пребывали в условиях инфляции, в процессе принятия решений учитывают будущий рост цен. Отсюда, инфляция сама себя и воспроизводит. Предприниматели закладывают в стоимость товаров не только издержки, но и собственные инфляционные ожидания, что постоянно приводит только к росту цен.
Инфляция – это процесс, который характерен для стадии циклического подъема в экономике. Особенность современной инфляции заключается в том, что она отмечается при спаде экономики. Подобное явление носит название стагфляции. Инфляция, которая есть сегодня, получает глобальный и хронический характер.
Вместе с перечисленными видами, можно назвать импортируемую инфляцию. Ее основу составляют факторы внешней экономики: рост стоимостей на импортируемые товары, обмен иностранной валюты в банках на национальную валюту, что является основой для дополнительного выпуска денежных знаков.
Часто в экономической литературе встречаются понятия «вскрытой» или «подавленной» инфляции. Как правило, такие явления проявляются в государствах, которые пользуются политикой фиксируемых цен на главные услуги и товары. Инфляция в таких условиях проявляется в снижении качества товаров, в их дефиците на рынке.

1.2. Причины и типы инфляции

Отметим, что инфляция – это многофакторное явление. Причины, которые к нему приводят, можно выделить в 2 группы – денежные и не денежные факторы.
Итак, не денежными факторами считаются:
 погружение экономики в монополию, что приводит к понижению ценовой конкуренции, а значит, к росту цен;
 общий рост цен на энергетические ресурсы, что дает толчок к росту цен на товары конечного потребления;
 опережающие темпы роста зарплаты по сравнению с темпами роста трудовой производительности.
Указанные выше факторы влекут за собой рост себестоимости услуг и товаров, а в итоге – к росту цен на такие товары. Как правило, такая инфляция носит название инфляцией издержек. По большому счету, инфляция издержек связана с производственными факторами, с их доступностью, стоимостью для производителей [13, 258].
Теперь нужно назвать денежные факторы инфляции:
 выделение финансов для дефицита в бюджете страны от денежной эмиссии;
 непроизводительный характер затрат государства, то есть рост затрат на социальную сферу, рост военных затрат;
 кредитная экспансия банков, что проявляется в чрезмерном кредитовании экономики;
 приток в страну иностранной валюты.
Перечисленные факторы приводят к тому, что повышается в экономике общий спрос. Он вызван дополнительным вливанием денег в оборот. Такой избыток денег существенно опережает общее состояние услуг и товаров в экономике. Это есть инфляция спроса.
Кажется, что явление инфляции знакомо и предельно понятно всем. Мы сталкиваемся с инфляцией на рынке каждый день, выкладывая за купленные товары или услуги больше денег, чем раньше – год или даже месяц назад.
Постоянно об инфляции говорят в СМИ. И на то есть свои причины. Дело в том, что от процессов этого негативного явления во многом определяют благосостояние граждан, их планы на будущее. Данный параметр применяется для того, чтобы вести государственную политику, кредитно-денежную политику, прогнозировать, анализировать ценовые процессы в экономике. Кроме того, на основании инфляции пересматривается минимальный объем социальных гарантий и так далее [5, 145].
В то же время в некоторых случаях приходящая информация касательно изменения цен на потребительском рынке расходится с личными представлениями. Чтобы понять такое сложное макроэкономическое явление, нужно понимать, как он формируется. Детально рассмотрим главные моменты.
На потребительском рынке инфляция определяется посредством расчета относительного параметра «индекс потребительских цен» (ИПЦ). Он описывает, как во времени меняется общий уровень цен на услуги и товары, купленные населением для потребления вне производства. ИПЦ – это процентное соотношение стоимости и определенного набора услуг, товаров в ценах текущего периода к его стоимости в ценах прошлого отрезка времени.
Главные принципы организации статистического наблюдения за ценами основываются на единых методологических основах, которые отвечают мировой практике, а также являются адаптированными к особенностям российской экономики.
Мониторинг потребительских цен согласно действующей методологии в нашей стране проводится с 1992 года. Наблюдение за ценами ведет служба государственной статистики в Тамбовской области по городам Мичуринск и Тамбов. Выбранные города нашего региона – самые представительные по численности граждан. В сельской местности подобное наблюдение нормативными актами не предусматривается.
Регистрация потребительских цен происходит в организациях торговли, а также в области услуг, на продовольственных, вещевых и смешанных рынках города.
В качестве параметров, которые характеризуют уровень инфляции, выступает индекс цен – относительный параметр, который отражает динамику цен. Финансовая и экономическая теория применяет следующие индексы цен.
Индекс стоимости жизни – уровень цен в рознице на услуги и товары, которыми пользуются определенные группы населения. Обычно данный индекс определяется по трем группам населения: средний, высший и низший [4, 148].
В статистике нашего государства проводится расчет стоимости набора с 19 главных продуктов питания. В международной практике это отвечает индексу стоимости жизни по низшей социальной группе. В данный показатель входят такие продукты питания, как ржаной и пшеничный хлеб, молоко, пшено, яйцо, лук, вермишель, картофель, сметана, сыр, сахар, капуста, яблоко, масло животное и растительное, колбаса полукопченая и вареная, сигареты.
Индекс розничных цен рассчитывается на основании цен в рознице по всем группам товаров. В российской официальной статистике он называет ИПЦ – принимается к учету 407 основных групп услуг и товаров. Это самый важный показатель, который характеризует процесс инфляции в экономике.
Для расчета индекса оптовых цен определяют группу товаров, что пребывают в оптовой торговле. Индексы цен производителя принимают во внимание цены отпуска товаров от производителя. В отечественной статистике к ним относятся индексы цен:
 в промышленности от производителя;
 по реализации продукции сельского хозяйства;
 по реализации грузовых перевозок транспортом;
 по капиталовложениям.
Указанные выше индексы цен имеют между собой экономическую взаимосвязь. При изменении одного индекса тут же меняется другой. Рост индекса цен производителя через 2-3 месяца приводит к росту цен на оптовые товары, что еще через 2-3 месяца сказывается на рознице [10, 165].
Дефлятором ВНП называется комплекс индексов, который описывает изменение рыночных цен на самые главные компоненты конечной продукции. Рассчитывается дефлятор ВНП как средневзвешенная сумма индексов цен на государственные закупки услуг и товаров, на капиталовложения, а также на чистый экспорт.

1.3. Социально-экономические последствия инфляции и методы регулирвоания инфляционного механизма

В посвящённых инфляционным последствиям исследованиях, выделены социальная и экономическая области её воздействия. Можно объяснить экономические ее последствия воздействием на все существующие сферы жизни государства. Свое проявление социальные ее последствия находят посредством воздействия на доходы. При инфляции больше всего снижается уровень жизни граждан, которые получают фиксированные доходы (сотрудники бюджетной сферы, владельцы сбережений, кредиторы). Существует непосредственная зависимость доходов пенсионеров, государственных служащих, врачей и пр., от государственной состоятельности, и скорости осуществления бюрократических процедур. В государственной сфере динамика доходов вызывает необходимость длительного процесса, что обуславливается необходимостью обоснования, разрешения вышестоящих организаций, в связи с чем, реже пересматриваются доходы, по сравнению с частным сектором, в результате чего они отстают от возрастания цен [14, 13].
Владельцы сбережений и кредиторы аналогично теряют на вложениях финансовых средств, которые обесценились в сравнении с предыдущим периодом.
В области бизнеса более мобильной является оплата, производится быстрое ее изменение, по сравнению с бюджетными учреждениями, но, в результате раскручивания инфляции отстают от роста цен и темпы повышения зарплаты в данной области. Сотрудники организаций, в попытках сохранения прежнего уровня жизни перемещаются из области реального производства в доходные экономические сектора, с быстрым процессом капитального оборота (услуги, торговля), и происходящее сокращение производственной сферы сопровождается иным витком цен.
Неодинаковое увеличение обуславливает возникновение социального расслоения, усугубление имущественного неравенства, что негативно воздействует на сбережение и текущее потребление.
От инфляции в выигрыше находятся крупные промышленные компании, землевладельцы, производители экспортных отраслей и владельцы предприятий военной промышленности, поскольку процессом обесценивания денег обеспечивается повышение нормы прибыли, при этом погашение займов ними производится за счет обесцененных бумажных денег.
Особое положение характерно также и для владельцев предприятий военной промышленности, так как государством осуществляется приобретение их продукции по очень высоким ценам. Выигрыш от инфляции для производителей экспортных отраслей состоит в получении высокой прибыли вследствие валютного демпинга на внешних рынках, при этом в условиях инфляции особенно доходными становятся монополисты, функционирующие в высокой сфере оборота капитала. Между тем, всеобщее процветание в условиях инфляции во многом обуславливается оборачиваемостью капитала и государственной политикой [7, 402].
Относительно воздействия инфляции на государственный сектор экономики следует отметить, что, с одной стороны, государство может нести потери свледствие обесценивания финансовых ресурсов и отстаивания увеличения цен на товары государственных предприятий по отношению к рыночным ценом. С другой стороны, что во много раз существеннее, государство может выигрывать, осуществляя изъятие через налоговую систему части средств в свою пользу. Между тем, в итоге всех перераспределений общество, вследствие роста темпов инфляции, в целом все больше проигрывает, поскольку происходит замедление развития предприятий и финансовых организаций государства, нарушение не только экономического роста, но и аккумуляция, распределение и потребление дохода. Инфляция негативно воздействует на комплекс социально-экономических факторов государства, приводя к нарушению функционирования всего воспроизводственного цикла (таблица 1).
Таблица 1
Влияние инфляции на социально-экономические факторы
В производственной сфере Происходит усиление неравномерности развития его отраслей. Непропорциональным является повышение цен на товары, присутствует неравенство прибыльных норм в разных производственных отраслях, что обуславливает разбухание одних производственных сфер и упадок иных. Перелив капиталов из производственной области в область обращения, где капитал в результате огромных спекулятивных прибылей оборачивается быстро.
В области обращения Происходит дезорганизация нормального товарооборота, заменяющего спекулятивной торговле в погоне за прибылями. В результате глубокого расстройства в денежной системе происходит отказ платёжного оборота в принятии бумажных денег как счётной единицы и его переход к твёрдой валюте.
В области распределения Посредством инфляции негативное воздействие оказывается на кредитную систему, поскольку возврат полученных ссуд производится в обесценённых деньгах, что является выгодным для кредиторов. Имеет место свертывание банковского и коммерческого кредита.
В области потребления Деформации спроса потребителей, так как при высоких инфляционных темпах осуществляется «бегство от денег» и вне зависимости от потребности в товарах покупается всё.

Таким образом, вследствие неравномерного роста цен происходит усиление диспропорции между отраслями экономики, осуществляется дезорганизация производства, которое претерпевает существенные экономические потери, искажается система потребительского спроса и обостряется проблема продажи товаров в рамках внутреннего рынка. Потери характерны также для банков и иных кредитующих учреждений, при этом доходы отстают от непрерывного роста цен, происходит обострение экономической и социальной напряженности в обществе, реализация экономической политики затрудняется, в связи с чем задача по сдерживанию инфляции не может не дооцениваться [2, 116].
Антиинфляционная политика – ряд мер от государства, который направлен на устранение причин, на смягчение последствий от инфляции. Все мероприятия, которые предназначены для борьбы с инфляцией, можно условно разделить на 2 группы. В состав первой группы входят факторы, которые выступают в качестве части политики стабилизации, то есть носят общеэкономический характер и направлены на устранение причин инфляции. Во вторую причину включаются мероприятия, которые направлены на смягчение последствий от инфляции.
Проанализируем антиинфляционные меры, которые направлены на стабилизацию экономики:
 мера стимулирования конкуренции – помогает понизить внутренние производственные издержки, что влечет за собой снижение цен. Данный метод борьбы имеет цель – снизить уровень инфляции издержек;
 мера регулирования темпов роста зарплаты. Государство может заморозить зарплату или тормозит ее рост для того, чтобы ограничить рост доходов, общий спрос, а также производственные издержки;
 контроль над ценами или заморозка цен на конкретные товары, или же поддержание их в ограниченных рамках;
 влияние на инфляционные ожидания. Государство может задействовать методы внушения и убеждения экономических агентов в том, что процессы инфляции спадают. Тут официальные органы публикуют ориентиры кредитно-денежной политики, контрольные цифры уровня инфляции;
 сокращение затрат бюджета страны при одновременном повышении налоговых ставок и усиления роли косвенных налогов. Данные меры направлены на то, чтобы сократить инфляцию спроса;
 кредитно-денежная политика, которая направлена на ограничение кредитной экспансии финансовых учреждений, на ограничение денежной массы. Государство проводит регулировку процентных ставок, контролирует ресурсы коммерческих банков, изымает средства с обращения посредством размещения государственных займов.
Проведение антиинфляционной политики может повлечь за собой не только торможение инфляции, но и к прочей крайности – дефляции. Это процесс, который характеризуется тотальным понижением уровня цен. Тут кроется еще одна опасность, что приводит к стагнации экономики, к перераспределению национального дохода, вот только уже в пользу кредиторов. Снижаются стимулы для развития экономики [10, 126].
Проанализируем антиинфляционные меры, которые направлены на то, чтобы смягчить последствия от инфляции.
Индексация – полная или частичная означает, что потери в результате обесценивания денег будут компенсированы. Если индексация полная, то речь идет об индексации зарплаты, пособий, пенсий, вкладов граждан в банки, прочие виды доходов от государства. Сегодня полная индексация не используется нигде. Частичная индексация предусматривает, что компенсация будет совершена по потерям некоторым группам населения.
Стабилизация курса национальной валюты. Эта мера направлена не только на борьбу с последствиями инфляции, но и на устранение причин, которые е вызывают, в частности внешних факторов. Нормализация курса валют – это требуемая предпосылка для приостановки утечки капитала со страны, для преодоления инфляционных ожиданий.
Экономисты запада выделяют 2 типа антиинфляционной политики:
 дефляционная политика, что применяется во время подъема и направлена на ограничение финансового спроса. Она используется для того, чтобы сдерживать экономический рост;
 политика прибыли – меры, которые направлены на сдерживание роста цен и зарплаты.
На Западе в экономической теории сегодня имеются разные подходы к трактовкам причин инфляции, а также антиинфляционной политики.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Динамика инфляции в России

Вопросы управления инфляцией являются одними из наиболее сложных в экономической политике государства. В настоящее время существуют разнооб-разные методы влияния на уровень инфляции. Прежде чем применять эти ме-тоды, необходимо проводить анализ динамики предшествующих периодов, оце-нить статистические данные и спрогнозировать возможные последствия.
Таблица 2
Динамика инфляции в России 1991–2018 гг.
Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Инфляция, % 160,4 2508,8 840,0 214,8 131,6 21,8 11,0 84,5 36,6 20,1
Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инфляция, % 18,8 15,06 11,99 11,74 10,91 9,00 11,87 13,28 8,80 8,78
Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Инфляция, % 6,10 6,58 6,45 11,36 12,91 5,38 2,52 2,4%

Как мы видим из таблицы, инфляция в России достигла небывалых размеров в 1992 г. – 2508,8%. Последней каплей стала либерализация цен, произошедшая 2 января 1992 г., вызвавшая почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Тогда Россия уступала по темпам инфляции лишь Бразилии (2830%).
Как видно на рисунке затем уровень инфляции снижается до 1998 г., а де- фицит бюджета неуклонно растет. Государство пытается покрыть его государ- ственными краткосрочными обязательствами (ГКО), в результате чего внутрен- ний долг государства к середине 1998 г. составил свыше 25% ВВП. В итоге ле- том 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой эко- номике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за кото- рым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса: заметное увеличение безработицы, быстрый рост потребительских цен, существенное сокращение реальных доходов и уровня жизни населения.

Рис. 2. Динамика инфляции в 1991–2018 гг.
Начиная с 1999 г. темп инфляции неуклонно снижается и в 2006 г. он соста- вил лишь 9%. Однако, с 2007 г. снова наметилось повышение темпов инфляции. Причиной инфляции 2007 года явился рост цен на зерно. Хлеб подорожал на 7% и все продукты питания по минимуму – на 17%. В то же время неуклонно растут цены на жилищно-коммунальные услуги. Продуктовая инфляция 2007 потянула за собой рост цен во всей сфере экономических отношений. Полную выкладку инфляции за 27 лет можно посмотреть в нижеследующей таблице по годам. По- казатель роста указан в процентах относительно предыдущего года.
Следующие скачки, как правило, приходились на кризисный год и год после него: 2008 и 2009 (правительству пришлось даже заморозить цены на 6 категорий продуктов), 2014 и 2015.
Последние 10 лет более спокойны в плане роста цен. Ситуация более-менее стабилизировалась, и лишь периодические кризисы приводили к всплескам по- вышения стоимости. Так, за 10 лет (с июня 2007 года по июнь 2017) инфляция увеличилась на 132,38%. За предыдущее этому периоду десятилетие, между 1997 и 2007, эта цифра составила 577,67%.
Проанализировав данные, можно сказать, что инфляция в 2012, 2013 и 2016 годах была умеренной, так как составляла менее 10%, а в 2017 году – на уровне ценовой стабильности.
В таблице 3 отражена динамика среднегодового уровня инфляции России в условиях перехода к рыночным отношениям [24].
Таблица 3
Динамика среднего уровня инфляции в России
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
2019 1,01 0,44 0,32 0,29 0,25 0,27 0,21 0,19 0,21 0,22 0,23
2018 0,31 0,21 0,29 0,38 0,38 0,49 0,27 0,01 0,16 0,35 0,50 0,84 4,27
2017 0,62 0,22 0,13 0,33 0,37 0,61 0,07 -0,54 -0,15 0,20 0,22 0,42 2,52
2016 0,96 0,63 0,46 0,44 0,41 0,36 0,54 0,01 0,17 0,43 0,44 0,40 5,38
2015 3,85 2,22 1,21 0,46 0,35 0,19 0,80 0,35 0,57 0,74 0,75 0,77 12,91
2014 0,59 0,70 1,02 0,90 0,90 0,62 0,49 0,24 0,65 0,82 1,28 2,62 11,36
2013 0,97 0,56 0,34 0,51 0,66 0,42 0,82 0,14 0,21 0,57 0,56 0,51 6,45
2012 0,50 0,37 0,58 0,31 0,52 0,89 1,23 0,10 0,55 0,46 0,34 0,54 6,58
2011 2,37 0,78 0,62 0,43 0,48 0,23 -0,01 -0,24 -0,04 0,48 0,42 0,44 6,10
2010 1,64 0,86 0,63 0,29 0,50 0,39 0,36 0,55 0,84 0,50 0,81 1,08 8,78
2009 2,37 1,65 1,31 0,69 0,57 0,60 0,63 0,00 -0,03 0,00 0,29 0,41 8,80
2008 2,31 1,20 1,20 1,42 1,35 0,97 0,51 0,36 0,80 0,91 0,83 0,69 13,28
2007 1,68 1,11 0,59 0,57 0,63 0,95 0,87 0,09 0,79 1,64 1,23 1,13 11,87
2006 2,43 1,66 0,82 0,35 0,48 0,28 0,67 0,19 0,09 0,28 0,63 0,79 9,00
2005 2,62 1,23 1,34 1,12 0,80 0,64 0,46 -0,14 0,25 0,55 0,74 0,82 10,91
2004 1,75 0,99 0,75 0,99 0,74 0,78 0,92 0,42 0,43 1,14 1,11 1,14 11,74
2003 2,40 1,63 1,05 1,02 0,80 0,80 0,71 -0,41 0,34 1,00 0,96 1,10 11,99
2002 3,09 1,16 1,08 1,16 1,69 0,53 0,72 0,09 0,40 1,07 1,61 1,54 15,06
2001 2,8 2,3 1,9 1,8 1,8 1,6 0,5 0,0 0,6 1,1 1,4 1,6 18,8
2000 2,3 1,0 0,6 0,9 1,8 2,6 1,8 1,0 1,3 2,1 1,5 1,6 20,1
1999 8,4 4,1 2,8 3,0 2,2 1,9 2,8 1,2 1,5 1,4 1,2 1,3 36,6
1998 1,5 0,9 0,6 0,4 0,5 0,1 0,2 3,7 38,4 4,5 5,7 11,6 84,5
1997 2,3 1,5 1,4 1,0 0,9 1,1 0,9 -0,1 -0,3 0,2 0,6 1,0 11,0
1996 4,1 2,8 2,8 2,2 1,6 1,2 0,7 -0,2 0,3 1,2 1,9 1,4 21,8
1995 17,8 11,0 8,9 8,5 7,9 6,7 5,4 4,6 4,5 4,7 4,6 3,2 131,6
1994 17,9 10,8 7,4 8,5 6,9 6,0 5,3 4,6 8,0 15,0 14,6 16,4 214,8
1993 25,8 24,7 20,1 18,7 18,1 19,9 22,4 26,0 23,0 19,5 16,4 12,5 840,0
1992 245,3 38,0 29,9 21,7 11,9 19,1 10,6 8,6 11,5 22,9 26,1 25,2 2508,8
1991 6,2 4,8 6,3 63,5 3,0 1,2 0,6 0,5 1,1 3,5 8,9 12,1 160,4

В анализируемом периоде (таблица 3), стремление осуществления жесткой денежно-кредитной политики для снижения инфляции стало одним из факторов, которым простимулировано инфляционное увеличение цен. Впервые в мировой практике Россией, приче при условиях десятилетие длящегося экономического спада, осуществлялось искусственное сдерживание темпов инфляции путем применения дефляционной политики, в рамках которой осуществлялась невыплата заработной платы, пособий и пенсий.
Последствия инфляции являются весьма сложными и разнообразными. Небольшие ее темпы содействуют увеличению цен и нормы прибыли, выступая в качестве фактора временного стимулирования конъюнктуры. По мере усиления инфляция обретает черты серьезного препятствия к воспроизводству, ведет к обострению экономической и социальной напряженности в обществе.

Рис. 3. Уровень инфляции в России в 2019 г., % [24]

В целом инфляция оказывает негативное влияние на все сферы экономики. При инфляции сокращаются накопления, обесценивание происходит по двум направлениям: уменьшается не только реальный денежный капитал, но одновременно снижается и его доходность. Чем выше её уровень, тем меньше можно приобрести товаров и услуг за те же деньги, за какие их можно было купить в прошлом периоде.
Данным Статорганов и Банка России об инфляции в годовом измерении за январь-август 2019 года представлены в таблице 4.

Таблица 4
Инфляция в России за январь-август 2019 года
Месяцы 2019 года Месячная инфляция в России (в годовом исчислении, %)* Месячная инфляция (к предыдущему месяцу, %)** Ключевая ставка на данный месяц (%)
январь 2019 года 5,0 +0,7 7,75
февраль 2019 года 5,2 +0,2 7,75
март 2019 года 5,3 +0,1 7,75
апрель 2019 года 5,2 -0,1 7,75
май 2019 года 5,1 -0,1 7,75
июнь 2019 года 4,7 -0,4 7,50
июль 2019 года 4,6 -0,1 7,25
август 2019 года 4,3 -0,3 7,25
сентябрь 2019 года 4,0 -0,3 7,00
октябрь 2019 года 3,8 -0,2 6,5
ноябрь 2019 года 3,5 -0,3 6,5

Годовая инфляция в ноябре 2019 года снизилась против предыдущего месяца на 0,3 п.п. и составила 3,5%, что соответствует прогнозу Банка России. По прогнозу Банка России, который озвучен на Совете директоров Банка России 25 октября 2019 года, с учетом проводимой денежно-кредитной политики прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года снижен с 4,0–4,5 до 3,2–3,7%. В I квартале 2020 года годовая инфляция сложится несколько ниже 3%.
По информации Росстата:в ноябре 2019 г. по сравнению с октябрем 2019 г. индекс потребительских цен составил 100,3%, по сравнению с декабрем 2018 г. – 102,7%.
В 50 субъектах Российской Федерации потребительские товары и услуги подорожали на 0,3% и более, в наибольшей степени в Республике Северная Осетия – Алания – на 0,9% в связи с ростом цен на продукты питания на 2,3%. В Москве цены выросли за месяц на 0,3%, в Санкт-Петербурге – на 0,2% (с начала года – прирост цен составил 3,0% и 2,6% соответственно).
Снизились цены на отдельные виды плодоовощной продукции. Так, апельсины подешевели на 6,0%, лимоны – на 4,6%, свекла столовая – на 3,2%, капуста белокочанная – на 2,6%, морковь – на 1,8%, лук репчатый – на 1,1%, яблоки – на 0,8%. В то же время цены на помидоры выросли на 32,1%, огурцы свежие – на 17,8%, чеснок – на 3,7%, виноград – на 3,6%.
Существенно подорожала гречневая крупа – на 11,0%. В 29 субъектах Российской Федерации цены на нее выросли на 15,0% и более, заметнее всего в Еврейской автономной области и Республике Тыва – на 28,8% и 27,2% соответственно.
Таким образом, проведённый анализ показал, что в период с 1992 по 2019 год инфляционные процессы в Российской Федерации развивались нерав- номерно. Пиковые значения роста цен пришлись на начало 90-х годов, когда в стране наблюдалась гиперинфляция. Она стала следствием комплекса причин, главными из которых являются: катастрофическое падение производства, при- ведшее к сокращению совокупного предложения, чрезмерное расширение де- нежной массы, вызванное эмиссионным кредитованием Центрального банка народного хозяйства и федерального бюджета, накопленный за советские годы огромный отложенный спрос. В 2017 году инфляция была самой низкой в исто- рии России. Прогноз на 2018 год также оптимистичен.

2.2. Проблемы антиинфляционной политики

За последние 20 лет доля убыточных предприятий увеличилась с 7,2% в 1992 году до 31,7% в 2014 году. Основная доля убыточных предприятий приходится на следующие отрасли: энергетика — 41,3%, угольная — 31,4%, деревообрабатывающая — 29%, легкая -29,9%, транспорт — 37,%, ЖКХ — 50%, сельское хозяйство — 23%, причем в кризисные годы эта отрасль пострадала особенно сильно. Наименьшее число убыточных предприятий находится в таких отраслях, как: нефтедобывающая — 22%, нефтеперерабатывающая — 27%, торговля и общественное питание — 19,9%. Наличие высокого удельного веса убыточных предприятий в промышленности объясняется несовершенством государственной политики в области развития промышленного потенциала страны и высокой степенью ориентированности на экспорт сырья и развитие нематериальной сферы [19, 30].
Мы считаем, что государство стимулирует сбережения и инвестиции, а не текущее потребление, что соответствует парадоксу бережливости. В связи с этим для преодоления экономического кризиса России нужен 5-7% рост ВВП, который в основном обеспечивается за счет роста экспорта сырья и благоприятной конъюнктурой на энергоносители. Поэтому основой экономического роста должна стать промышленность, особенно в таких отраслях как машиностроение, транспорт, строительство, энергетика, ЖКХ, АПК, легкая, деревоперерабатывающая и т.д. Но промышленное производство не может развиваться отдельно от потребления. Следовательно, необходимо стимулировать спрос и прежде всего на отечественную продукцию путем увеличения заработной платы, качества производимой продукции, снижения уровня косвенного налогообложения, гармонизации законодательства, поддержки отечественного товаропроизводителя.
В условиях кризиса необходимо постоянно контролировать возникающие противоречия между производством и потреблением. Очевидно, что в современных рыночных условиях имеет огромное значение развитие производства и потребления, а также взаимосвязь между ними в условиях цикличного развития экономики. Процесс производства зависит от уровня обновления капитала. Потребление же влияет на производство посредством уровня занятости, уровня оплаты труда, уровня социальных гарантий, уровня накопления, уровня налогов на потребление и налогов взимаемых с населения и т.д.. Особенно ярко данная зависимость проявляется в периоды кризисного состояния экономики и ее циклического развития, когда происходит снижение платежеспособности населения относительно возможного уровня производства, а также увеличение ценового уровня в отдельных секторах экономики.
Основой инфляционных процессов в современной России является не только возрастающая доля импортной продукции, рост цен на которую, безусловно, вносит свой значительный вклад в эти процессы, но и монополизм, и высокий уровень косвенного налогообложения. Посредством налогов и иных сопутствующих факторов у населения изымается значительная часть дохода. Косвенные налоги, находящиеся в цене продукции, реализуемой в рознице, по отношению к стоимости товаров различных отраслей, составляют от 30% на сельскохозяйственную продукцию до 80% на продукцию нефтегазового комплекса, а уровень изъятий государством доходов граждан составляет от 32 до 53% в зависимости от структуры расходов населения на конечное потребление (таблица 5).
Таблица 5
Совокупный удельный вес косвенных налогов в цене продукции, реализуемой конечному потребителю, по отношению к ценам в отрасли [24]
Отрасли народного хозяйства Удельный вес косвенных налогов, %
максимальный средний
Промышленность 51,7 34,2
Лесная, деревообрабатывающая 31,6 22,4
Сельское хозяйство 29,7 21,3
Строительство 48,4 32,1
Транспорт 35,5 22,6
Связь 32,2 19,5
Торговля и общественное питание 47,6 32,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 34,0 27,4

Помимо того, что существующая система администрирования НДС мало эффективна (по критерию эффективности Шефера М. и Турлея Дж. е = 0,58, а критерий нормального налогового дохода МТУ = 0,22), ввиду значительной доли недоимок и все возрастающей величины возмещения НДС по экспортно-импортным операциям, возникает необходимость поиска новых способов регулирования налогово-бюджетных отношений.
В России основным источником инфляции является рост цен на продукцию предприятий топливного комплекса, продукция данных предприятий является основообразующей для современной экономики России. Ориентиром ценовой политики для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) являются мировые цены на энергоносители, темпы роста которых опережают рост основной инфляции. Как мы можем видеть, изменение цен на продукцию ТЭК происходит неравномерно и превышает рост основной инфляции в 2-6 раз. Доля косвенных налогов в цене конечной продукции составляет 51,7%, поэтому при постоянно высоком росте цен наблюдается переложение значительной части косвенных налогов на потребителей данной продукции. В то же время предприятия ТЭК являются основными экспортерами российской продукции и источником поступления валюты, а из-за несовершенства существующей системы администрирования НДС в целом при экспорте возмещается ранее уплаченный налог [17, 106].
Продукция ТЭК является основной статьей затрат российской энергоемкой промышленности. Доля энергии и топлива колеблется в пределах от 5 до 32% в различных отраслях. В свою очередь постоянный рост цен на топливные ресурсы при высоком удельном весе косвенных налогов существенно снижает конкурентоспособность отечественных товаров. Повышается доля материальных затрат в расчете на единицу продукции, снижаются показатели возможной прибыли. Если в промышленности уровень материальных затрат остался на прежнем уровне и составляет около 63%, то в сельском хозяйстве уровень материальных затрат вырос с 48% в 1992 году до 70% в 2013 году. Значительно выросла доля топлива (с 3,6% в 1992 году до 11% в 2013 году), электроэнергии (с 2,8% в 1992 году до 3,2% в 2013 году), сырья и материалов (с 33,8% в 1992 году до 49% в 2013 году). Рост цен на продукцию промышленности опережает рост цен на продукцию сельского хозяйства в среднем на 10-30% в год.
Таблица 6
Виды инфляционных процессов в России [23]
Годы ИПЦ в % ИЦП в %
Инфляция спроса 2000 11,0 7,5
2001 86,8 23,2
Инфляция издержек 2002 36,5 67,5
2003 25,5 32,6
Инфляция спроса 2004 18,8 10,7
Инфляция издержек 2005 15,1 17,1
2006 12,0 13,1
2007 11,7 28,3
2008 10,9 13,4
2009 9,0 10,4
2010 12,0 12,2
2011 14,1 21,7
2012 11,7 13,9
2013 6,9 14,9
2014 6,1 12,0
2015 12,91 15,9
2016 5,38 8,7
2017 2,52 5,4
2018 4,27 6,8
2019 (9 мес.) 4,01 5,4

Удельный вес косвенных налогов в цене европейской продукции совершенно иной. Так, в ЕС доля НДС в цене энергетической продукции колеблется от 5% (в Португалии) до 24,4% (в Дании). В России уровень косвенных налогов оказывается гораздо выше.
Основной причиной высокой инфляции в настоящее время остается неверно выбранные способы борьбы с ней. Если до конца 90-х годов причиной инфляции являлось наличие значительной доли свободных денежных средств у населения (преобладала инфляция спроса) и методы борьбы с ней были направлены на сокращение спроса, то с 1999 года в стране развивается инфляция издержек. Об этом свидетельствует сравнение темпов роста индекса потребительских цен и индекса цен производителей.
Инфляция в России в 2018 году достигла исторического минимума, но инфляционные ожидания россиян по-прежнему выражаются в двузначных числах. Это связано как с продолжающимся падением реальных доходов населения, так и недостатками информационной политики ЦБ.
Снизить инфляционные ожидания ЦБ может, улучшив коммуникацию с бизнесом и экспертным сообществом. Открытость облегчит участникам рынка понимание действий регулятора, а ему самому — поможет минимизировать издержки политики снижения инфляции. Примером здесь может служить ФРС, которая для разъяснения целей монетарной политики использует множество средств, отсутствующих в арсенале Банка России. Это, в частности, протоколы заседаний Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC), позволяющие улавливать настроения среди его 12 участников, ответственных за выработку монетарной политики.
Сюда же относится и резюме экономических прогнозов, в котором раз в квартал члены совета управляющих ФРС и председатели резервных банков дают оценку ключевых показателей на ближайшие годы. Важную роль играет и Бежевая книга ФРС, публикующаяся 8 раз в год, в ней резервные банки предоставляют FOMC данные об экономической ситуации в 12 районах, в которых сгруппировано по несколько штатов. Все это помогает ФРС формировать инфляционные ожидания и управлять ими, не прибегая к задиранию ставок.
Официальной целью ЦБ является инфляция в 4%. Упрощенно говоря, если она поднимается выше этого уровня, регулятор обязуется повышать ставку, а если опускается ниже, то, наоборот, ее снижать, причем опережающими инфляцию темпами. Однако, как уже было сказано, снижение ставки сильно уступает темпам замедления инфляции. Возможно, в ЦБ опасаются, что в условиях огосударствления экономики смягчение монетарной политики приведет не к росту инвестиционной активности, а к усилению спекулятивного давления на рубль. Эти опасения не лишены оснований, но в итоге выходит, что регулятор не полностью следует собственным установлениям. Ситуация усугубляется тем, что ЦБ, как мегарегулятор, активно перекраивает банковский сектор, принимая множество неожиданных для рынка решений, будь то фактическая национализация крупнейших частных банков или отзыв лицензий у десятков небольших игроков.

2.3. Направления антиинфляционной политики, реализованные Центральным Банком Российской Федерации

В настоящее время необходимым условием повышения эффективности антиинфляционной политики выступает одновременное управление и товарной массой, и денежным предложением. При этом должно произойти смещение акцента в сторону разработки антиинфляционного регулирования, ориентированного на неинфляционный экономический рост, учитывая подлинную природу инфляции, так как без подъема национальной экономики невозможно сдерживать развитие роста потребительских цен, потенциал которого в России значителен. Таким образом, одним из ключевых условий эффективности антиинфляционной политики Банка России является стимулирование целевого кредитования нефинансовых предприятий кредитными организациями для развития производственного сектора экономики. А с учетом того, что инфляция есть результат несоответствия денежного предложения и товарной массы, значение необходимых темпов роста цен будет достигнуто только при тесной координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.
Схематично действие антиинфляционного регулирования представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Модель координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик

Банк России с одной стороны оказывает свое воздействие осуществляемую кредитными организациями деятельность путем предоставленных им средств и на кредитный и денежный спрос нефинансовых субъектов, чем осуществляется формирование предпосылок экономического роста в государстве. С иной стороны, в результате адекватной бюджетно-налоговой политики может стимулироваться производственное развитие в целях насыщения рынка продукцией. Вышеприведенная схема дает возможность сделать вывод об возможности эффективного управления инфляционными процессами в случае координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также, если основная их цель будет направлена на обеспечение неинфляционного устойчивого экономического возростания.
В качестве одного из эффективнейших элементов осуществляемой антиинфляционной политики выступит трансмиссионный механизм, заключающийся в инвестировании избыточной массы денег при долгосрочного рефинансировании Банком России кредитных учреждений с целевым кредитованием ороганизаций реального сектора экономики (см. Приложение).
Предусматривается осуществление на первичном рынке предоставления кредитными учреждениями заемщикам целевых кредитов – т. е. нефинансовым учреждениям посредством предоставленных Банком России средств, коммерческим банкам, чем преследуется долгосрочное рефинансирование. На вторичном рынке основная роль должна принадлежать подконтрольному Банку России специализированному государственному агентству рефинансирования, главная цель которого преследует рефинансирование деятельности коммерческих учреждений, функционирующих на первичном рынке. Существует возможность реализации функции рефинансирования этих кредитов следующими методами:
 при предоставлении гарантий по ценным бумагам инвесторам, которые выпущены государственным специализированным агентством рефинансирования кредитных учреждений, в основе чего заложено объединение кредитов и их секьюритизация в ценные бумаги в целях продажи инвесторам;
 при покупке «рефинансированных» кредитов, чем преследуется создание собственных кредитных портфелей.
В данном случае роль специализированного государственного агентства будет состоять как посредника между инвесторами, которые стремятся вложить средства в область целевого кредитования, а также кредиторов первичного рынка. Таким образом, со своей стороны агентство должно направлять свои стремления на привлечение денежных средств с финансового рынка и их предоставление кредитным учреждениям в целях целевого долгосрочного кредитования. Эффективность этой модели подразумевает экономичность данных сделок, по которым происходит переливание денежных средств от заинтересованных инвесторов посредством специализированного агента на вторичном рынке к коммерческим учреждениям и заемщикам – нефинансовым организациям, функционирующим на первичном рынке. В данной модели роль Банка России может заключаться в качестве гаранта по специализированным эмитируемым государственным агентством рефинансирования ценным бумагам. Таким образом, посредством гарантий ЦБ РФ они будут поставлены по степени надежности в единый ряд с ценными госбумагами и данные бумаги выступят в качестве привлекательного инструмента финансового рынка. В результате этого, будут привлечены российские, и иностранные инвесторы. Посредством размещения на финансовом рынке ценных бумаг обеспечится формирование ресурсной базы агентства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, оно преимущественно стремится понизить уровень безработицы. В то же время, аналитики отмечают, что стремительный рост государственного регулирования не может длиться вечно. Итак, в условиях рыночной экономики функции аппарата власти имеют некоторые ограничения.
Воздействие процессов инфляции на потребительский рынок в регионе нужно исследовать постоянно. Цель такого исследования – определить проблемы, на основании которые усиливаются процессы инфляции, как итог – определение экономических, социальных проблем, которые имеют отношение к инфляции.
Отметим, что на потребительском рынке инфляция в любом случае приводит к росту стоимости фиксированного набора потребительских услуг, товаров в регионах, в том числе – в Приволжском федеральном округе; к росту стоимости продовольственных товаров, услуг. Как итог, это оказывает воздействие, прежде всего, на социально незащищенные слои населения: семьи с низким доходом, пенсионеров, где на продукты питания уходит 50% всех затрат. Следовательно, если анализировать, прежде всего, ситуацию с инфляцией, нужно все внимание обращать на соотношение стоимости минимального пакета продуктов питания и среднедушевых доходов граждан в регионах. Процессы инфляции отрицательно сказываются не только на государственной экономике, но и на социальную обстановку в обществе. Рост цен приводит к негативным экономическим, социальным последствиям в регионах.
Современная инфляция, к сожалению, на потребительском рынке – не эпизодическое явление, а непрерывный процесс. Следовательно, в рыночных условиях особое внимание важно уделять политике образования цен. Проводя гибкую ценовую политику, нужно учитывать производственные издержки продукции, возможности людей, а также уровень воздействия конкуренции. Нужно также конкретизировать, уточнять долгосрочные цели государственной стратегии по образованию цен.
Неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики, дезорганизует производство, которому наносит серьёзный экономический ущерб, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Потери несут банки и другие кредитующие учреждения, происходит отставание доходов от беспрерывного роста цен, обостряется экономическая и социальная напряжённость в обществе, затрудняется проведение экономической политики, поэтому задачу сдерживания инфляции недооценивать нельзя.
Проведенные нами исследования свидетельствует о значительной зависимости инфляционных процессов от уровня косвенного налогообложения, сложившегося в России. Часть этого влияния приходится на долю НДС как основного косвенного налога и незначительная часть — на остальные косвенные налоги. Однако помимо внутренних факторов, существенное влияние оказывает и импортируемая инфляция, которая возникает из-за роста мировых цен на основное сырье.
Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты

СТРУКТУРИРОВАННЫЙ КЕЙС

Проблемная ситуация

Современное социально-экономическое положение РФ требует постоянного внимания государства к обеспечению стабильных темпов роста как экономики в целом, так и ее составляющих.
Приоритетным направлением государственной политики в настоящее время признано совершенствование социально-экономического развития РФ, учет воздействия негативных факторов и угроз при принятии решений по построению устойчивой системы экономической безопасности. В систему безопасности государства входят подсистемы: безопасность и технологии, этническая безопасность, экологическая безопасность, негосударственная безопасность и экономическая безопасность.
Под экономической безопасностью понимают такое состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. Это составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа.
Под национальной экономической безопасностью, согласно определению, данному в российском законодательстве, понимается состояниеэкономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Возникает вопрос, как определить основные угрозы экономической безопасности страны?

Поиск решения

Рассмотрим современные угрозы экономической безопасности России.
К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
 преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
 зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
 увеличивающаяся внешняя задолженность;
 недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;
 неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
 неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
 унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
 низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;
 высокий уровень монополизации экономики;
 высокий уровень инфляции;
 недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры и др.
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются:
1) на связанные с закономерностями циклического развития экономической системы;
2) не связанные с циклическими закономерностями развития.
Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.
Действие второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:
 в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;
 в экономических отношениях хозяйствования и управления;
 в социальной сфере;
 в состоянии окружающей среды;
 в системе федеративных отношений и в региональной экономике.
Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, «утечка мозгов» из страны. В современных условиях спектр угроз расширяется, экономическая безопасность государства может подрываться не только экономическими, но и военно-политическими средствами. Это особенно характерно для политики западных стран по отношению к другим, менее развитым в экономическом и военном отношении государствам.
Основные источники угроз экономической безопасности России на современном этапе ее развития определены в Концепции национальной безопасности РФ и в Доктрине информационной безопасности РФ. Из этого перечисления угроз экономической безопасности можно сделать вывод, что основными средствами предотвращения, профилактики и ликвидации угроз является активная деятельность органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Разумеется, проведение комплекса работ по профилактике и противодействию угрозам в сфере экономической безопасности должно быть обеспечено бюджетным финансированием.

Вопросы для обсуждения:
1) Каковы основные угрозы экономической безопасности России?
2) На какие группы могут быть разделены факторы, определяющие угрозы экономической безопасности РФ?
3) Каковы основные пути противодействия угрозам экономической безопасности?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2017)
2. Антонова Д.А. Инфляция и возрастная структура населения: пример развивающихся экономик / Д. Антонова, Ю. Вымятнина // Деньги и кредит. — 2018. — Т.77, N 4. — С.3-25.
3. Беляков А. Еще раз об инфляции (радикальное снижение инфляции в нашей переходной и дефицитной экономике не только не оправдано, но и невозможно) // Общество и экономика. — 2018. — № 2. — С.97-100.
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов / Е.Ф. Борисов. — М.: Юрайт, 2018. — 384 с.
5. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практические занятия / Г.М. Гукасьян. — СПб.: Питер, 2017. — 479 с.
6. Зубко, Н.М. Экономическая теория: Учебник / Н.М. Зубко, А.Н. Зубко. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 704 с.
7. Ивантер, А. Как победить инфляцию / А. Ивантер. // Эксперт. — 2014. — N 13. — С. 55.
8. Инфляция и антиинфляционная политика в России / А.Г. Грязнова, Л.И. Абалкин, Т.В. Парамонова и др.; Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2016. — 254 с.
9. Курс экономической теории: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / М.Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. — Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2018. — 831 с.
10. Поликарпова, Т.И. Экономическая теория: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Т.И. Поликарпова; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Волгоград. акад. гос. службы. — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Изд-во ВАГС, 2018. – 318 с.
11. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2017. – 671 с.
12. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учебник для вузов / Л.Г. Симкина. — 2-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2015. — 381 с.
13. Экономическая теория / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — 3-е изд., стер. — Минск: Кн.дом: Экоперспектива, 2016. — 637с.
14. Экономическая теория: Учеб.для студентов вузов / В.Д. Камаев, Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков и др.; Под ред.В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб.и доп. — М.: Владос, 2015. — 592с.
15. Экономическая теория: учебное пособие / [авт. кол.: В.Н. Архангельский, А.В. Бударина, В.С. Буланов и др.]; под общ. ред. В.И. Кушлина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Моск. акад. гос. и муницип. упр. — М.: Изд-во РАГС, 2018. — 668 с.
16. Лепешинская, М.И. Инфляция / М.И. Лепешинская. // Экономика и учет труда. — 2015. — N 6. — С. 13-25.
17. Петраков, Н. Антиинфляционная политика — стратегия экономического развития России / Н. Петраков. // Рынок ценных бумаг. — 2014. — N 8. – С. 13-15
18. Тарханов, О. Инфляция / О. Тарханов. // Общество и экономика. — 2014. — N 10. — С. 136-156.
19. Фетисов, Г.Г. Инфляция и обеспечение стабильности уровня цен. Ч. 2 / Г.Г. Фетисов. // Экономическая наука современной России. — 2015. — N 2. — С. 106-122.
20. Чернов, Ю. Политэкономия антиинфляционной стратегии: Инфляция — инструмент изменения социальной структуры общества / Ю.Чернов. // Обозреватель-Observer. — 2015. — N 6. — С. 72-80.
21. Чернов, Ю. Стратегия управления инфляцией / Ю. Чернов. // Обозреватель-Observer. — 2014. — N 7. — С. 28-35.
22. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (официальный сайт)
23. http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики (Росстат) (официальный сайт)
24. http://www.minfin.ru/ru/ — Министерство финансов Российской Федерации (официальный сайт).
25. Информация о социально-экономическом положении России: январь-март 2015 года: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1140087276688. (Дата обращения: 07.04.2019).

Узнать сколько стоит решение этого задания
(ответ в течение 5 мин.)
X