Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Лабораторная работа по методу наблюдения

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

Методика исследования: Методика наблюдения за ходом дискуссии Р. Бейлза.

Цель исследования: Выявление типов поведения в дискуссии.

Материал и оборудование исследования: Диск с фильмом «Голодные игры» Г. Роса, бумага, ручка, часы, калькулятор.

Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р. Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общения — 12 категорий (обозначены буквами а, в, с, d, е). Категории сведены к 4-м классам: А, B, C, D (по Т.В. Корниловой).

Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями.

а — проблемы ориентации,

b — проблемы оценивания,

с — проблемы контроля,

d — проблемы нахождения решения,

е — проблемы преодоления напряженности,

f — проблемы интеграции.

Класс А. Позитивные эмоции:

f 1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает;

e 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение;

d 3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает;

Класс В. Решение проблем:

c 4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого;

b 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания;

а 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает;

Класс С. Постановка проблем:

а 7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение;

b 8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием;

c 9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия;

Класс D. Негативные эмоции:

d 10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи;

e 11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;

f 12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя.

Фиксируется формальная (но не содержательная) сторона общегрупповой дискуссии. В процессе наблюдения реплики участников дискуссии соотносятся с категориями, представленными выше. Запись наблюдаемого производится следующим образом: составляется таблица с именами участников дискуссии и категориями высказываний. Каждая реплика кодируется: к кому обращается участник (адресат), по какой категории (номер); затем вносится в таблицу. Например, К-f12 в строке «Анисина» означает, что высказывание Анисиной было обращено к Конюхову и соответствует категории f12 (табл.1). Адресат высказывания кодируется по первой букве имени или фамилии (табл.1), если адресат высказывания — группа, запись начинается с букв ГРП. Высказывание, обращенное одновременно к нескольким участникам, записывается как одно, адресаты перечисляются (например, А/C-f12 – высказывание обращено одновременно к Анисиной и Сидоровуу).

Исследование проводится непрерывно и однократно, т.е. исследователь не возвращается к просмотренным ранее эпизодам с целью уточнить или прояснить увиденное. Запись разбита на равные промежутки времени по 10 минут каждый и начинается с 12-й минуты фильма (момент озвучивания проблемы и начало дискуссии).

Оцениваются высказывания, доступные для слуха всех участников. Эпизоды, в которых персонажи ведут закрытые для остальной группы диалоги или мыслят вслух, пропущены.

Участники дискуссии: сотрудники Оренбургского государственного университета, педагоги гуманитарных дисциплин.

Анисина — ж., около 50 лет, ректор.

Сидоров — м., около 40 лет, зам. Ректора по воспит. части.

Малюева, — ж., около 30 лет, педагог.

Жена Сидорова — ж., около 40 лет, лаборант.

Карпушин — м., около 40 лет, методист.

Куршакова — ж., 35-40 лет, педагог.

Женюхин — м., 35-40 лет, аспирант.

Смирновских — м., около 50 лет, зав. Кафедры «Социология».

Мария — ж., дочь Смирновских, 19 лет, студентка 1 курса.

Николь — ж., 25-30 лет, аспирант.

Тропкин — м., 35-40 лет, преподаватель истории.

Тропкин — м., 25-30 лет, брат Тропкина, аспирант.

Фетисов — м., 35-40 лет, преподаватель.

Хвостунов — м., 35-40 лет, уборщик.

Якубов — м., 63, пенсионер, сотрудник института, периодически проводит семинары и читает лекции.

Результаты исследования:

Полученные результаты были обработаны следующим образом: суммируются высказывания по категориям и классам. 

Общее количество высказываний каждого участника в течение дискуссии подсчитывается и берется за 100%, затем высказывания распределяются по 4-м классам в процентном соотношении. В таблице 2 черный фоном выделены значения, превышающие среднее значение по группе, жирный шрифт означает, что участник ни разу за время дискуссии не прибегал к высказываниям, относящимся к данному классу. Серым фоном отмечены значения, отклоняющиеся от среднего значения больше, чем на 50% в сторону уменьшения (низкие).

Таблица 3. Процентное распределение высказываний участников по 4-м классам признаков межличностного общения.

Далее по общему количеству высказываний участника определяется уровень его активности в дискуссии (табл. 3). Активность определяется по шкале (шкала 1) соотношений, где активность прямо пропорциональна количеству высказываний за время дискуссии. Было выделено три уровня активности: низкий, средний и высокий. Шкала 1. Соотношение «Количество высказываний — уровень активности» участников дискуссии Далее, интересно рассмотреть персонажей, показавших равные результаты в классах А, В, С и D («двойников»), а также определить, есть ли среди участников группы, совпадающие по каким-либо признакам. Удалось выделить три большие группы по совпадению следующих показателей: позитивные эмоции (А), уровень негативных эмоций (D), постановка/решение проблем (сумма B и С) (табл. 5). «Двойниками» оказались пары Анисина-Карпушин, Малюева-Хвостунов, Фетисов-Сидоров. Таблица 4. Группы участников по признакам Выводы Исследование, проведенное по методике Бейлза, позволило сделать выводы, основанные на формальной оценке высказываний участников дискуссии, и не затрагивало сути обсуждаемых вопросов и взаимоотношения участников. В целом дискуссию отличает существенный перевес негативных эмоций. Это ее «фон», что следует учитывать при оценке типов поведения и стадий групповой работы, так как следование общему тону дискуссии (каким бы он ни был) и его усиление может говорить о конформизме, пассивности или даже бессилии ее участников. Наоборот, акцент на наименее выраженных проявлениях категории (в нашем случае это категория с — «проблемы контроля») скорее всего, свидетельствует о конструктивном подходе, стремлении решить проблему. 1.Группа 1 (шестеро участников – Анисина, Карпушин, Жена Сидорова, Куршакова, Мария, Тропкин) проявила склонность к игнорированию проблемы, обсуждавшейся в дискуссии. Как видно, ни на одной из стадий обсуждения разрешение конфликта не было ее приоритетом. Вначале эта группа «пасует перед проблемой» и показывает высокий уровень напряжения, затем концентрируется на эмоциях, по преимуществу негативных: выражает антагонизм, протестует, критикует оппонентов. Как мы уже говорили, в контексте обсуждаемой дискуссии это свидетельствует о спаде активности группы, следовании «общему настроению». Группу отличает нестабильность: она не была настойчива ни в одной из линий поведения. Вывод: нестабильный, пассивно-деструктивный тип поведения; достижение цели путем нагнетания обстановки или выжидания в условиях враждебности. 2.Группа 2 (шестеро участников – Малюева, Фетисов, Хвостунов, Сидоров, Смирновских, Женюхов) стабильна. На протяжении всей дискуссии она демонстрирует постоянство по двум показателям: контроль и ориентация, что говорит об ее устойчивом стремлении к решению проблемы. Помимо этого, группа демонстрирует готовность к «согласию и уступкам» на протяжении всей дискуссии. Как отмечалось выше, категория с (проблемы контроля) в нашем случае может служить индикатором повышенной активности группы в поисках нестандартного решения проблемы: это акцент на линии поведения, противоречащей общему настроению дискуссии. Вывод: группа показала стабильное поведение, направленное на разрешение конфликта путем поиска нестандартных решений. Методика Бейлза позволила выявить типы поведения участников и динамику дискуссии, не прибегая к анализу ее предмета. В качестве материала для лабораторной работы использовался фильм, благодаря чему нам известны взаимоотношения персонажей и их скрытые мотивы, что не всегда доступно для наблюдения в реальности.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://ektu.kz/?lang=ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru