Модули. АИРО



Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
Проект «Профессиональная переподготовка педагога»

МОДУЛЬ 1.2
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА»

Авторы – составители:
Наталья Владимировна Колпакова, ст. преподаватель АКИПКРО
Новикова Ирина Алексеевна, к.п.н., доцент кафедры общественных дисциплин и воспитания АКИПКРО

Барнаул 2015

Уважаемые коллеги!

Модуль 1.2 «Введение в специальность. Профессиональное становление и развитие педагога» является обязательным при освоении дополнительных профессиональных программ во всех образовательных учреждениях повышения квалификации и профессиональной переподготовки Алтайского края. Введение нового Федерального закона «Об образовании в РФ» и профессионального стандарта «Педагог» требует вовлечения педагогического сообщества и родительской общественности в процесс осмысления происходящих в системе образовании изменений.

В результате работы с материалом данного раздела Вы сможете:
узнать особенности профессиональной деятельности педагога в современных условиях системных изменений в области образования;
актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями в законодательстве РФ в области образования;
определить особенности методов психолого-педагогической работы.
найти ответ на вопрос: в чем сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога и социального педагога
Предлагаемый для изучения учебный материал в модуле 1.2 включает:
• пособие Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие – Краснодар: Просвещение — Юг, 2013
• пособие Битяновой М.Р. Организация психоло¬гической работы в школе. — М.: Совершен¬ство, 1998. — 298 с. (Практическая психоло¬гия в образовании)
• учебное пособие Овчаровой Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000.
• учебно-методическое пособие Овчароой Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р. В. Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
• учебное пособие Басова Н. Ф. и соавт. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. по¬собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба¬сова, А.Н. Кравченко. — М. : Издательский центр «Акаде¬мия», 2006.
• http://www.firo.ru
• http://минобрнауки.рф

Зачет по данному модулю Вы получаете по результатам выполнения заданий 1.2.1. — 1.2.10.

Желаем Вам интересной и продуктивной работы!!!

МОДУЛЬ 1.2
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Задание 1.2.1. Сущность и особенности педагогической деятельности.

Рассматривая данную тему, речь пойдет не вообще о педагогической деятельности, которой занимаются почти все взрослые люди как родители, а о профессиональной деятельности педагога-психолога и социального педагога.
Изучите тексты информационного материала из списка основной литературы и заполните следующую таблицу:
Основные функции педагога Особенности функций профессиональной деятельности педагога-психолога Особенности функций профессиональной деятельности социального педагога

Задание 1.2.2. Профессиональные компетенции педагога-психолога

Какие компетенции педагога-психолога Вы можете выделить как основные?
Выделите компетенции, на основе изучения рекомендуемой литературы и материалов сайта Федерального института развития образования.

Задание 1.2.3. Профессиональные компетенции социального педагога

Какие компетенции социального педагога Вы можете выделить как основные?
Выделите компетенции, на основе изучения рекомендуемой литературы и материалов сайта Федерального института развития образования.

Задание 1.2.4. Направления деятельности педагога-психолога и социального педагога в условиях системных изменений

На основании изучения материала пособия Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие – Краснодар: Просвещение — Юг, 2013. определите функции педагога-психолога и социального педагога в образовательном процессе при реализации системных изменений. Перечислите основные направления, в которых, на Ваш взгляд, ведущая роль принадлежит педагогу-психологу и социальному педагогу.

Задание 1.2.5. Модель психолого-педагогического сопровождения

На основании изучения материала Битяновой М.Р. Организация психоло¬гической работы в школе. — М.: Совершен¬ство, 1998. — 298 с. (Практическая психоло¬гия в образовании) и материалов сайта Федерального института развития образования разработайте модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, учитывая условия (материально-технические, кадровые, программно-методические, дидактические) учреждения, в котором работаете Вы.

Задание 1.2.6. Портфолио профессионального развития

На основании изучения материала Приложения 1, составьте свой портфолио для профессионального развития.

Задание 1.2.7. Этические правила поведения педагога-психолога и социального педагога

На основании изучения материала Приложения 2 «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» сформулируйте этические правила поведения педагога-психолога и социального педагога при выполнении ими трудовых обязанностей.

Задание 1.2.8. Особенности психологического и социально-педагогического сопровождения

1. Согласны ли вы с утверждением, что по мере развития общества роль психологического и социально-педагогического сопровождения в образовании возрастает? Почему? Обоснуйте Ваши рассуждения.jk
2. Сравните особенности деятельности педагога-психолога и социального педагога. Найдите специфику.
3. В чем специфика коррекционно-развивающей деятельности? Как связаны между собой диагностика и коррекция?
4. Можно ли назвать педагога-психолога управленцем? Обоснуйте свою позицию.
5. Существует ряд основных проблемных областей, с которыми сталкиваются начинающие педагоги:
• содержание консультации;
• востребованность среди субъектов образовательного процесса;
• организация рабочего времени;
• взаимоотношения с коллегами;
• работа с родителями;
• работа с детьми «группы риска»;
• работа с одаренными детьми;
• работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
• работа с документацией;
• адаптация в образовательном процессе.
Какие из перечисленных трудностей или другие имели место в Вашем опыте работы? Каким образом Вам удалось их разрешить?

Задание 1.2.9. Воспитательный компонент ФГОС: структура и содержание

Ответьте на вопросы на основе изучения материала Приложения 3:
— Что Вы внесли бы под заголовок «Воспитательный компонент ФГОС ОО?», из чего он, на Ваш взгляд состоит?
— Найдите в названном документе воспитательные ценности и содержание воспитания. Какое значение имеют они для постановки целей воспитания?
— Как взаимосвязаны между собой программы воспитания, внеурочной работы, дополнительного образования и учебных предметов? Почему программу воспитания можно считать главным, определяющим документом в организации воспитательного процесса?
— Какое значение имеет «портрет выпускника» в материалах ФГОС? Что понимается в документах стандарта под воспитательным идеалом?
Проанализируйте, каким образом может быть обеспечена работа по формированию базовых национальных ценностей через различные виды деятельности в образовательном учреждении. Заполните таблицу.
Виды деятельности Урочная Внеурочная Дополнительное образование Воспитательная работа
Базовые национальные ценности

патриотизм
социальная солидарность
гражданственность
семья
труд и творчество
наука
традиционные российские религии
искусство и литература
природа
человечество
здоровье

1.2.10. Рефлексивный анализ самостоятельной работы

Проанализируйте результаты самостоятельной работы по теме модуля в целом:
 Удалось ли Вам открыть что-то новое и значимое для развития Вашей профессиональной деятельности с помощью содержания модуля?
 Что вызвало у Вас наибольший интерес в содержании модуля?
 Какие трудности в ходе работы Вы испытывали?
 Какие из заявленных Вами целей остались нереализованными и почему?
 Оцените по 10-балльной шкале собственную удовлетворенность достигнутыми результатами.

Желаем Вам успешной и продуктивной работы!!
Литература основная:
1. Басов Н. Ф. Социальный педагог : Введение в профессию : учеб. по¬собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба¬сова, А.Н. Кравченко. — М. : Издательский центр «Акаде¬мия», 2006. — 256 с.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова // Практическая психология в образовании. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

3. Дубровина И. В. Практическая психология в образовании [Текст]: Учебное пособие / И. В. Дубровина. — СПб, издательство «Питер», Изд. 4-е, 2006. 592 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7
6. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р. В. Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.
7. Панфилов А.Н. Психологическая служба в образовании [Текст]: учебно-методический комплекс / А. Н. Панфилов. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 18 с.
8. Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие – Краснодар: Просвещение — Юг, 2013.
9. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2010, № 5.
Литература дополнительная:
1. Краснорядцева О.М. Коммуникативные барьеры в процессах педагогического и профессионального взаимодействия как предмет осмысления психологами образования // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе: Сборник статей / Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой. – Томск: ТГУ, 2004. – 280 с. – С. 234-243.
2. Лысенко Е.М. Профилактика профессиональных деформаций в системе образования // «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с. – С. 43-44.
3. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов / под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова.– Москва, Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. – 288 с. – С. 72-82
4. Черникова Т.В. Антропологические основания практики образовательной под-готовки специалистов «помогающих» профессий. «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с. – С. 71-72.

Приложение 1.
Метод «портфолио» как способ профессионального развития
Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных психологов и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Портфолио представляет собой:
• набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);
• методический «портфель» – описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
• описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
• результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога-психолога.
По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.
Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме.
Какими же могут быть основные цели работы над портфолио?
1. Помощь в развитии карьеры психолога-педагога.
В том случае, если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттестационную категорию, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога-психолога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель написания такого эссе – выявить ценностные ориентиры и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе, даже если оно требует много времени для написания, следует закончить обязательно. Оно поможет педагогу-психологу точно и полно формулировать свои мысли во время собеседования при приеме на новую работу или разговора с администрацией при повышении в должности. Точная формулировка мыслей сделает позицию психолога более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.
Хорошо, если будут сделаны видеозаписи фрагментов работы – диагностики, консультирования, урока и т. д. Разумеется, они должны быть сделаны и могут демонстрироваться с разрешения детей или родителей. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы.
Примеры диагностики с обработкой материала, программы консультирования или их фрагменты, резюме после проведенной работы, материалы, отражающие динамику развития детей, прогресс детей в ходе работы с ними психолога также должны быть отражены в портфолио. Цель таких примеров – отразить умения специалиста по планированию своей деятельности, по постановке целей в работе и достижению их адекватными методами при адекватных затратах сил и времени. Кроме того, данные примеры могут показать администрации диагностические и прогностические возможности педагога-психолога. Примеры можно дополнить описанием наиболее часто используемых методов работы, способов выбора метода в зависимости от ситуации, т. е. своего рода методическим портфелем. Если педагог-психолог претендует на административную должность, необходимо отразить основные навыки административной работы (планирование, контроль, оценка, работа в команде и др.). Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.
Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога-психолога – документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, иметь указания должности и званий рекомендующих. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены в портфолио.
Последний раздел – документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога-психолога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.
Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу-психологу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг снова становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями. Не следует оставлять завершение ежегодного портфолио на начало следующего учебного года. За период каникул многое уходит из памяти, меняются некоторые позиции и установки. Самый оптимальный период для анализа работы за год – одна-две недели после завершения учебного года.
Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну неделю до учебного года – с рефлексивного размышления (записанного в дневник или в виде отдельного эссе) об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, коллег, школы в целом. Что можно дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется (и записывается) цель работы на год. Далее, один раз в месяц делается краткий обзор работы по достижению поставленной цели, а также общий анализ работы за месяц. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты консультаций и уроков, конспекты литературы, статьи, обзоры книг и т. д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога-психолога.
Процесс определения целей профессионального развития, направлений специализации или переквалификации не всегда легок. Педагоги-психологи иногда жалуются на недостаток времени для профессионального развития, «текучку», мешающую их росту. Портфолио поможет и в этом случае. Оно может служить отражением профессиональных достижений и способом постановки и достижения целей развития в работе.
Прежде всего в таком портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт? В виде эссе или дневниковых записей должны быть зафиксированы взгляды специалиста на суть своей работы.
Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка с отрывом или без отрыва от работы, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей. Если работа по развитию предполагает участие наставника, то и для педагога-психолога, и для наставника должны быть определены формы работы и сферы ответственности (например: «Педагог-психолог предоставляет материалы десяти консультаций для анализа и совместного обсуждения. Наставник консультирует его перед началом этих консультаций, участвует в совместном анализе результатов диагностики, анализирует формы и методы работы, их эффективность в конкретных случаях»). Программа развития включает в себя основные действия, сроки их исполнения и формы контроля (например: «До апреля просмотреть литературу по данной теме в библиотеках города. Форма контроля – конспекты, каталожные карточки, файлы с материалами»).
Следующий раздел посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником или супервизором, разработка новых программ консультирования, анализ видеозаписей работы, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др.
Другой раздел портфолио следует посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Частично это направление было описано выше. Кроме постановки целей, сбора примеров использования, следует обратить внимание на анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях, их диагностический и консультативный потенциал. Результатом анализа может стать резюме по использованию методики (например: «Методика Айзенка может использоваться для диагностики в работе с подростками старше 14 лет, с уровнем интеллектуального развития не ниже среднего. Дает хорошие результаты в диагностике типа темперамента и возможности прогноза общения ребенка с педагогами и сверстниками, в том числе в критических ситуациях»).
По окончании консультирования для приобретения опыта в использовании новых методов можно отвечать на следующие вопросы:
• Что изменилось в ребенке за время консультации? В каком направлении происходило его развитие?
• Какие факторы в консультации, зависящие от психолога, повлияли на произошедшие изменения?
• Какие другие факторы повлияли на произошедшие изменения (обращение к влиянию родителей, учителей, сверстников, опора на существующие интересы подростка и др.)?
• Какие факторы, зависящие от психолога, снизили эффективность консультации?
• Какие другие факторы снизили ее эффективность? Последний раздел портфолио посвящается повышению профессиональной ответственности специалиста.
4. Предоставление администрации школы материалов для оценки работы педагога-психолога.
Портфолио может стать эффективным средством оценки профессиональных достижений специалиста. Обычно выделяют три способа оценки работы человека: оценку его деятельности, оценку уровня достижения поставленных целей и оценку соответствия заранее определенным критериям. Как правило, в школе используются все три вида оценки. Для официальных целей применяют первый способ (что и как делает человек) и третий (насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к педагогам-психологам второй аттестационной категории).
И в первом, и в третьем случае информация, собранная в портфолио, будет почти одинаковой. В первом случае необходимо обратить внимание на подбор как можно более разнообразной информации о видах и направлениях деятельности педагога-психолога. Для критериальной оценки необходимо собрать как можно более полную информацию о своей деятельности в соответствии с выделенными критериями. Например, для аттестации на вторую квалификационную категорию необходим определенный стаж работы, умение использовать имеющийся арсенал форм и методов, прогностические и аналитические навыки. Соответственно портфолио должно содержать все эти сведения. В целом же, для предоставления администрации школы материалов с целью оценки деятельности педагога-психолога в портфолио должны быть представлены примеры и видеозаписи работы, обзор материалов по используемым формам и методам, достигнутые результаты, оценки эффективности работы в школе, официальная оценка работы, документация о полученном образовании и повышении квалификации. Не следует забывать, что администрацию зачастую интересуют количественные показатели, а не внутренняя «кухня».
Особого внимания заслуживает содержательная сторона портфолио, касающаяся общих подходов к работе и оценке своей деятельности педагогом-психологом. В портфолио должен найти отражение уровень развития следующих основных умений:
1) подбор форм и методов работы к конкретной ситуации или поставленной задаче – соответствие форм и методов работы цели, учет уровня развития ребенка; подбор проводится с учетом возможностей измерения достигнутых результатов;
2) умения устанавливать и поддерживать контакт с учащимися, коллегами и родителями – создание соответствующего климата во время работы с клиентами, умение удерживать внимание детей во время работы с ними, умение убеждать и объяснять, поддерживать диалог, уважительное отношение к клиентам, эффективное использование времени;
3) умения проводить диагностику, консультирование и обучение – профессиональное владение методами и методиками работы, способность планировать деятельность, приводящую к максимальному результату, умение объяснять, подводить итоги и анализировать, использовать собственную активность и заинтересованность детей;
4) умения делать прогноз и давать оценку развития ребенка – умение наблюдать за деятельностью детей, осуществлять обратную связь, находить и использовать способы количественной и качественной оценки развития детей и их отношений, задавать эффективные вопросы.
При анализе следует учитывать, что не все в работе педагога-психолога зависит только от его умений и действий. Среди важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности, можно выделить организацию работы в школе, установившиеся взаимоотношения в педагогическом и ученических коллективах и между учителями и детьми, другие организационные факторы; факторы, зависящие от учеников, от педагогов, от несовершенства используемых методов работы.
Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога-психолога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие и, как результат, получение большего удовлетворения от работы.

Приложение 2.

Модельный кодекс
профессиональной этики педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность

1. Общие положения

1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.
3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в
своей деятельности.
4. Целями Кодекса являются:
установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими
работниками своих трудовых обязанностей.
6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе
образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

II. Этические правила поведения педагогических работников
при выполнении ими трудовых обязанностей

7. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести,
достоинства, своего доброго имени.
8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких — либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.
10. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не
допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
13. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных
отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, аккуратность.

III. Ответственность за нарушение положений Кодекса

15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может
учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Приложение 3.
В Федеральных государственных образовательных стандартах развитие воспитания представлено по трем позициям:
1. Содержание направлений осуществления ФГОС.
• начальное образование: духовно-нравственное развитие и воспитание, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, развития культуры образовательной среды ОУ;
• основное общее образование: овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся; обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;
• старшая школа: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, условия развития обучающихся, обеспечивающие их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, социальное и гражданское становление личности.
2. Результаты воспитания во ФГОС представлены через содержание личностных результатов освоения основных образовательных программ:
• начальное образование: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• основное общее образование: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
• в старшей школе: сформированность российской гражданской идентичности, гражданской позиции выпускника, готовность к служению Отечеству, его защите, сформированность мировоззрения, основ саморазвития и самовоспитания на основе нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества, сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, сформированность навыков продуктивного сотрудничества, сформированность нравственного сознания.
3. В соответствии с ФГОС в образовательных учреждениях должны разрабатываться программы воспитания и социализации.
Начальное общее образование. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции
Основное общее образование. Программа воспитания и социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России. Формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных), участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций
Старшая школа. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основании базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, труд и творчество, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России. Формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей, формирование у учащихся активной и ответственной гражданской позиции, приобретение обучающимися опыта социальной деятельности, возможность социального проектирования, формирование зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, социализация обучающихся средствами социально значимой деятельности, формирование готовности к службе в вооруженных силах, формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию. Содействие решению обучающимися проблем жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X