Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Основные направления развития представлений об эмоциях в психологической науке

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА 6 1.1 Сведения об эмоциях человека и их видах 6 1.2 Значение эмоций в жизни человека 11 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТЯИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ В ПСИХОЛОГИИ 17 2.1. Трёхмерная теория В.Вундта 17 2.2 Органическая теория эмоций 18 2.3 Психоорганическая теория эмоций 19 2.4 Психоаналитическая теория эмоций 20 2.5 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 21 2.6 Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла 22 2.7 Теория эмоций Леонтьева 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики заключается в том, что в психической жизни человека эмоции играют определяющую роль, оказывая влияние на все сферы деятельности: семью, работу, познание, достижения, искусство, творчество. Эмоции имеют огромное значение в жизни каждого человека. Ведь именно посредством эмоций человек может узнать о собственной потребностной значимости происходящего. Благодаря эмоциям в ходе деятельности человека возможна оценка её хода и результатов. Именно эмоции в жизни человека отвечают за организацию его деятельности, стимулируют и направляют её. В критических ситуациях, когда человек в силу сложившейся трудной психологической обстановки не имеет возможности найти быстрый и разумный выход из той или иной ситуации, в ход вступают эмоции и возникает особый вид эмоциональных процессов, именуемый аффектом. Эмоции следует выделить в отдельный класс субъективных психологических состояний, которые находят своё отражение в форме непосредственных переживаний, ощущение приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Настроение человека, все чувства, переживания, аффекты, страсти и стрессы относят к классу эмоций. Посредством эмоций человек имеет возможность выражать свои чувства и проявлять отношение к другим людям. Огромная значимость эмоций в жизни человека определяется тем, что эмоции сопровождают нас на протяжении всей жизни, также они оказывают большое влияние на нормализацию взаимоотношений между людьми. В процессе общения и взаимоотношения с другими людьми очень важно уметь понимать их эмоции. Благодаря эмоциям мы имеем возможность оценивать состояние окружающих нас людей, и отталкиваясь от эмоционального состояния другого человека настраиваться на дальнейшую совместную деятельность. Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII -ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь. Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции — это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций. Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Цель исследования: изучить теории об эмоциях человека в психологической литературе Задачи исследования: 1. Дать общую характеристику эмоциям человека и их видам 2. Описать значение эмоций в жизни человека 3. Изучить основные представления развития об эмоциях в психологической литературе 4. Охарактеризовать теории изучения эмоций человека Объект исследования: эмоции человека Предмет исследования: теории об эмоциях человека Практическая значимость исследования: Результаты данного исследования могут быть использованы практическими психологами при работе с клиентами, в учебных заведениях, а также руководителями предприятий. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Сведения об эмоциях человека и их видах

Эмоции – это особая форма проявления мозга, которая отражает значимость для индивидуума внешних и внутренних переживаний, ситуаций и стимулов. В психологической литературе понятие эмоций в узком понимании трактуется конкретное переживание человеком в определённый момент личного отношения к чему-либо. В широком смысле под эмоциями подразумевается не только переживание человека, но, а также физиологические изменения в организме, которые сопутствуют данному переживанию. Ежедневно каждый из нас сталкивается с чем-то, что вызывает у нас симпатию, любопытство, интерес, или наоборот отвращение, безразличие. У нас вызывают различные по своей окраске ощущения даже вкус, запах, цвет окружающих нас предметов. Такого рода своеобразная окраска ощущений, которая характеризует наше отношение ко всему окружающему называются чувственным тоном ощущений. Жизненные факты, отличающиеся более сложными чувственными переживаниями, выражаются посредством радости, горя, гнева, стыда, страха. Все вышеперечисленные чувства и есть эмоции. Эмоции являются одними из важнейших сторон психических процессов человека, которые характеризуют отношение человека к действительности. Глубоко травмирующие страдания, высокие формы радости и социальное жизнеощущение являются производными эмоций, то есть физиологические состояния организма, которые имеют ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции принято считать формой отражения действительности, их сущность заключается в саморегуляции функции организма, согласно условиям окружающей среды. Обычно эмоции классифицируют по таким качествам, как интенсивность, продолжительность, осознанность, глубина, сложность, генетическое происхождение, воздействие на организм, форме их развития, по предметному содержанию и направленности. Среди эмоций наиболее значимыми являются такие эмоциональные состояния, как аффекты, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Аффект является самым сильным видом эмоциональной реакции. Принято называть аффектами интенсивные, бурно протекающие, а также не длящиеся долго эмоциональные вспышки. В качестве примеров аффектов можно привести гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Аффекты всецело захватывают психику человека. Они соединяют главный раздражитель со смежными, тем самым образуя единый аффективный комплекс, который в свою очередь предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом. Аффекты имеют несколько особенностей, одной главной из них является факт того, что данная эмоциональная реакция навязывает человеку выполнить то или иное действие, когда сам индивидуум сам того не осознаёт, утрачивает чувство реальности. Данное явление можно объяснить тем, что состояние аффекта вызывает сильнейшее эмоциональное напряжение, которое достигает коры головного мозга и вызывает двигательное возбуждение. Данное действие побуждает человека совершать обильные и в большинстве случаев беспорядочные движения и действия. Следует отметить, что в некоторых случаях состояние аффекта может иметь такую силу, что доводит человека до состояния оцепенения, человек прекращает двигаться, и он как будто лишается дара речи. Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания. Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями. Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

1.2 Значение эмоций в жизни человека

Эмоции играют в жизни каждого из нас немалую роль. Одной из ведущих ролей является отражательно-оценочная роль, которая заключается в том, что эмоции человека придают субъективную окраску окружающей среде человека, но, а также процессам, которые происходят в нём. Из этого следует, что реакция каждого человека на идентичные ситуации не может быть одинаковой. Как пример можно привести радость болельщиков за их любимой команды и разочарование людей, болеющих за другую команду, в следствие её проигрыша. Кто-то восторгается искусством, а кого-то оно наоборот отталкивает и вызывает у них отрицательные эмоции. Ведь недаром существует народная поговорка: «На вкус и цвет товарища нет». Следует отметить, что благодаря эмоциям мы имеем возможность не только оценивать происходящие события в настоящий момент, но, а также заглядывать вперёд, оценивая события будущего. Предполагая развития в будущем человек, вовлекается в процесс и может испытывать как положительные эмоции, например, от ожидающего похода в театр, либо отрицательные, представляя, что не успеет подготовиться к экзаменам. Также эмоции выполняют управляющую роль, так как являются одним из психофизиологических механизмов этого управления. Это обосновывается трем, что возникновение определённого отношения к объекту вызывает в человеке мотивацию, которая уже в свою очередь сказывается на принятии решения, действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения в организме человека оказывают воздействие на качество работоспособности и детальности индивидуума. Таким образом, выполняя управляющую роль, эмоции человека выполняют множество самых разнообразных функций, в том числе защитную, мобилизующую, санкционирующую, компенсаторную, подкрепляющую, которые в свою очередь чаще всего имеют свойство совмещаться друг с другом. Защитная функция эмоций срабатывает в момент страха. Данная функций предупреждает человека об опасности, которая может быть, как реальной, так и мнимой. Под действием защитной функции человек начинает эффективнее и лучше обдумывать ситуацию, тщательнее разбирать возможность достижения успеха или краха. Благодаря данной функции индивидуум может защитить себя от грядущих неприятностей, а в некоторых случаях даже и от гибели. Мобилизующая функция эмоций находит своё отражение в том, что благодаря данной функции человек имеет возможность способствовать мобилизации собственных резервов в следствие выброса в кровь дополнительного количества адреналина. Сущность компенсаторной функции заключается в возмещении информации, которой не хватает человеку для принятия какого-либо решения или для вынесения суждения о чём-либо. Во время ситуации столкновения с неизвестным ранее объектом эмоция окрасит объект опираясь на предыдущий опыт, выявляя взаимосвязь и схожесть с ранее встречаемыми объектами. Несмотря на то, что зачастую человек благодаря эмоциям даёт обобщённую и чаще всего необоснованную окраску, всё же благодаря эмоциям человек имеет возможность найти выход из трудной ситуации, когда затрудняется в собственном том или ином действии. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможным проявление и санк­ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет). Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного. Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор­ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания. Таким образом, можно сделать заключение, что эмоции — это психические явления, отражающие в форме непосредственного переживания, приятных или неприятных ощущений, отношения человека к людям и к себе. Это наши тревоги, радости, отчаяние и наслаждение. Они обеспечивают нам способность к переживанию и поддерживают интерес к жизни и к окружающей среде. Реакция на окружающий нас мир, в первую очередь, возникает в центральной нервной системе. Рецепторы от органов чувств подают в мозг сигналы, а он отвечает на возникающие раздражители, формируя комплекс команд, чтобы помочь в преодолении возникающего препятствия или закрепить правильное действие. При негативных эмоциях, например, в ответ на обиду, возникает агрессия, подкрепленная гормоном надпочечников норадреналином; при ощущении опасности возникает страх, подкрепленный адреналином; появление соперника или конкурента становится причиной ревности и зависти. Регулярное раздражение соответствующим образом преобразует обычные, контролируемые нами эмоции в нечто большее: в первом случае агрессия перерастает в ненависть, во втором — страх в тревогу (состояние жертвы), в третьем — в раздражительность и недовольство. Позитивные эмоции сопровождаются выделением гормонов счастья (эндорфин, дофамин), они дают эйфорический эффект, который заставляет человека стараться больше, чтобы снова получить радость и успокоение. Похожим образом работает серотонин, от уровня которого в крови зависит чувствительность к боли и физическим факторам (именно благодаря ему дети так легко забывают о травмах и способны долгое время не замечать явные повреждения, такие как порезы, разрывы и т.п.). Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям. К негативным проявлениям эмоций относят также чрезмерную радость, так как из-за нее энергия человека рассеивается бесследно, теряясь и распыляясь понапрасну. Из-за постоянных потерь человек вынужден искать новые удовольствия, которые он опять не способен удержать. Цикл замыкается, и жизнь превращается в постоянный поиск развлечений, что приводит к тревожным состояниям (страх утратить доступ к желаемому), отчаянию и бессоннице. Гормоны подготавливают организм к ответу на раздражение: ускоряется ритм сердечных сокращений, расширяются сосуды, возникает характерная мимика, сокращаются брюшные мышцы, учащается дыхание, стимулируется эвакуационная функция ЖКТ, появляется «гусиная кожа» (приспособление к температуре воздуха), жар, нервное возбуждение. Когда преодолевается граница регулярного влияния, это означает, что человек самостоятельно не справился с проблемой, которая постоянно вызывала соответствующие эмоции. При достижении определенного предела, индивидуального для каждого, организм сам берет рычаги управления телом. Таким образом, при новом появлении раздражителя сознательная часть личности теряет контроль. В таком случае человек начинает вести себя подобно животному, способен нанести вред себе или окружающим, т. е. эмоции могут не только навредить физическому телу, но и серьезно подточить духовное здоровье. В случае постоянного эмоционального влияния, будь оно позитивным или негативным, организм саморазрушается, так как человек перестает обращать внимание на его первичные потребности. Постоянная сильная реакция (волнение, озабоченность, страх, эйфория) истощает тело, что и становится причиной заболевания. Каждый из нас знает, что возникающие вследствие каких-либо событий эмоции являются подспорьем для формирования настроения. А от настроения, в свою очередь, зависит способность справляться с теми или иными проблемами. Бодрость духа всегда сопровождается успехом и радостью, а подавленность и усталость — болезнями и несчастьями. Эмоции и чувства играют очень важную роль в деятельности человека. Эмоции различным образом влияют в его жизни. Они необходимы для выживания и благополучия. Ничто так не выражает сущность человека и его отношение к окружающей среде, как его чувствования. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человеческой жизни. Радоваться, веселиться, любить — какое счастье для человека. Даже отрицательные эмоции, как грусть, печаль и горе важны для нас. Потому что они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать. Не обладая всех этих эмоций, мы не были бы в полной мере людьми. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Благодаря переживаниям мы познаём свои возможности, способности, достоинства и недостатки. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТЯИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ В ПСИХОЛОГИИ

2.1. Трёхмерная теория В.Вундта

Немалый промежуток времени в области психологии главенствующей была мысль, в основе которой было наличие лишь двух противоположных субъективных состояний – удовлетворения и неудовольствия. В 19 столетии В. Вундтом было выдвинуто мнение о том, что вышеописанной схемой невозможно в полной мере отобразить всю структуру и сущность эмоций человека. Данным немецким психологом была предложена теория, согласно которой эмоции следует охарактеризовывать, полагаясь на три измерения, такие как: удовольствие или неудовольствие, возбуждение или успокоение, а также напряжение или расслабление. Каждое из вышеперечисленных измерений может носить не только определённое по качеству субъективное состояние, а также отражает интенсивность проявления той или иной эмоции, от полного безразличия, нейтрального состояния и достигая наивысших проявлений того или иного качества. Исходя из того, что эмоции, имея своеобразную структуру могут проявляться в огромном разнообразии изменяя степень собственной интенсивности в пределах данных измерений, тем самым образуется такое богатое множество самых различных эмоциональных состояний, а также их оттенков. Основной заслугой немецкого психолога является то, что он сумел выйти за рамки традиционного взгляда на структуру эмоций, к которому относилась лишь одна единственная вариация одного, так называемого измерения. А также им был впервые поднят вопрос о гораздо сложной структуре эмоций, нежели существовавшей ранее, и обращён взгляд на присутствие в эмоциональных процессах и состояниях, имеющих важность в жизнедеятельности человека, особенностей, помимо удовольствий и неудовольствий.

2.2 Органическая теория эмоций

Авторами другой теории эмоций являются У. Джемс и К. Ланге, в основу их теории легла эволюционная теория Дарвина. По мнению авторов данной теории, то или иное физическое состояние характерно для определённых эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева. Изменения в теле человека в следствие тех или иных эмоций назвали органическими проявлениями эмоций. Согласно теории Джемса-Ланге именно изменения в теле человека являются первопричинами эмоций. По его мнению, телесные изменения отражаются в голове человека посредством системы обратных связей, тем самым порождая эмоциональное переживание соответствующей модальности. Всё происходит по следующей последовательности: сперва под воздействием внешних раздражителей в организме человека происходят характерные для эмоций изменения, далее в следствие данных изменений возникает эмоция. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Джеймс-Ланге, в поисках телесного механизма «страстей человеческих», лишили эмоции издавна признанной за ними роли могучего побудителя поведения. Они перевили их в разряд явлений, не имеющих отношения к мотивации, тем самым сняв поставленный Дарвином вопрос об адаптационном смысле эмоций. Однако концепция Джеймса-Ланге вызвала ряд возражений и последующих экспериментов. Выдающейся физиолог и ученик Джеймса У.Кэннон проверил теорию Джеймсо-Ланге на симпатоэктамированных животных. Оказалось, что искусственно вызванное прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций с одной стороны, а с другой животные не испытывает (из-за удалённых симпатических ганглиев) никаких изменений в сосудистой, дыхательной и других системах организма. Это позволило Кэннону предположить, что субстратом эмоций является таламус. Кэннон считал, что телесные процессы, сопровождающие эмоции, биологически целесообразны, т.к. предварительно настраивают весь организм на ситуацию, требующую повышенных трат энергетических ресурсов. Позже П. Бард показал, что телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы функционально связана с возникновением эмоций (это позже подтвердил в своих экспериментах, проведенных на животных, Х.Дельгада.)

2.3 Психоорганическая теория эмоций

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения.

2.4 Психоаналитическая теория эмоций

Психоаналитическая теория эмоций — «теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении». Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, «несмотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…». Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

2.5 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Природу эмоций и механизм их действий можно рассмотреть с позиций когнитивного и биологического подходов. Согласно когнитивному подходу эмоции являются продуктом неокортекса и его интеллектуальных процессов — восприятия и мышления. Данные психические познавательные процессы отвечают за расшифровку импульсов, идущих из коры больших полушарий. Продуктом когнитивных явлений выступают эмоции, которые человек сознательно использует для решения текущих задач. Сознательными эмоциями можно управлять, а также с их помощью управлять самими физиологическими процессами. Когнитивные теории происхождения эмоций основаны на изучении деятельности коры больших полушарий, которая выступает физиологической основой всех эмоций. Важно отметить, что когнитивный подход при объяснении природы эмоций не проясняет ситуацию с многообразием их появления. Рассматривается природа ограниченного числа эмоций, например, чаще всего страха и радости. Последняя эмоция появляется в ситуации удовлетворения потребности, а первая — в ситуации неудовлетворения. Однако часто бывает, что потребность удовлетворена, а эмоция негативная. Например, человек долго учился, сдал экзамены, защитил выпускную работу и получил долгожданный диплом. Потребность удовлетворена, но на душе осадок, эмоция печали, грусти от расставания, разрыва с тем, что связывало многие годы. Когнитивному направлению представлений о природе эмоций посвящены работы как отечественных психологов, так и зарубежных. Американский исследователь Р. Лазарус когнитивный механизм происхождения эмоций изучал с 1952 года. Возникновение эмоций для него зависит от «присутствия цели и оценки ситуации». Положительные эмоции являются следствием наличия цели и оценки благоприятности ее достижения, а отрицательные эмоции появляются при оценке трудностей достижения цели (Lasarus 1974). В разряд интеллектуальных теорий происхождения эмоций можно смело отнести теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Происхождение положительных эмоций он объяснил наличием консонанса, а отрицательных — диссонанса. Когнитивный диссонанс — это расхождение в знаниях, как собственных, так и полученных. Беспокойство и тревога, вызванные диссонансом, сменяются на согласие, примирение после интеллектуальных усилий человека. Преодоление диссонанса приводит к переживанию эмоций радости и удовольствия

2.6 Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: • Основную мотивационную систему человека составляют десять + одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему). • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания. • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом. • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию. Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне — проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне — эмоция представлена переживанием.

2.7 Теория эмоций Леонтьева

В отечественной психологии при взгляде на природу эмоций доминирует позиция А. Н. Леонтьева, которую он представил в работе «Потребности, мотивы и эмоции», впервые изданной в 1971 году. В теории смыслообразующего мотива Леонтьев мотивационную функцию отдает интеллекту, который занимается поиском предмета, отвечающего потребностям человека. Эмоции появляются по факту удовлетворения потребностей, закрепляются в схеме побуждения и в последующем сопровождают активность человека. Данная зависимость эмоций от потребностей позволила А. Н. Леонтьеву отказывать первым в мотивационной функции (Леонтьев 2009). Итак, ключевым содержанием концепции выступают категории – «потребность», «цель» и «мотив». Активность начинается с потребности, которая выполняет побудительную функцию. Создается напряжение, которое проявляется в неосознаваемых поисковых формах поведения. Потребность запускает интеллектуальный процесс поиска предмета. С его обнаружением поведение человека становится целенаправленным. Однако появление в психике цели или образа конечного результата еще не говорит о наличии мотива. А.Н. Леонтьев считал, что, мотивы, в отличие от целей, субъектом должны только еще осознаться: «обнаружение мотива составляет специальную задачу – задачу осознания мотива» [7, c. 263]. Процесс осознания мотива превращается в поиск смысла жизни или личностного смысла, который скрыт глубоко в психике. В результате мыслительного анализа из глубин психики «достается» «истинный мотив», например, долженствования (я должен), достижения (хочу успеха), власти (хочу контролировать людей), патриотизма (хочу успеха для страны) и т. д. С обнаружением мотива поведение человека становится избирательным и направленным. Найденные таким образом явления отвечают личностному смыслу человека, т.е. имеют для него важное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый из нас постоянно испытывает положительные, либо отрицательные эмоции. Именно благодаря эмоциям мы имеем возможность лучше понимать друг друга, не зависимо от того, какой мы национальности и на каком языке мы говорим. Данное явление в свою очередь подтверждает тот факт, что эмоции носят врождённый характер. Учитывая тот факт, что эмоции являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас, далеко не все осведомлены о механизмах возникновения эмоции, и не знают о том, почему мы в тот или иной момент реагируем так, а не по-другому. Следует отметить, что эмоции человека вызывали интерес у исследователей с самых разнообразных областей наук, в том числе и психологи, психиатры, физиологи, философы и многие другие. Но специалисты так и не смогли прийти к единому мнению о роли эмоций в психическом развитии, их генезисе и структуре. Эмоциональность человека выступает тем фильтром, через который пропускаются все сигналы, поступающие к человеку. Эмоция создает универсальный мотивационный фон, который активирует нейронные, физиологические, а затем и поведенческие процессы человека. Во второй половине XX века все разновидности теорий о когнитивной природе эмоций трансформировались в определение, которое считается сегодня непререкаемым, во всяком случае в отечественной психологии. С точки зрения В. К. Вилюнаса (1990), Е. П. Ильина (2007), А. Н. Леонтьева (2009) и многих других отечественных исследователей, эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к отражаемым явлениям. Главным элементом «субъективного отношения» выступает значимость или важность отражаемого предмета для человека. Предмет оценивается интеллектом на возможность удовлетворения актуальных потребностей человека. Необходимо отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоций неоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми значимость эмоциональных процессов для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большое внимание исследователей. Действительно, с давних времен до современности исследование эмоциональных процессов не перестает быть одной из центральных проблем психологической науки. Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций — единого мнения не существует. Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций. В биологических теориях эмоций, источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по-разному, но не важно, как это называется, так как смысл един. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 2006. — 73 с. 2. Бреслав Г. Психология эмоций. — М.: Смысл; Академия, 2004. — 544 с. 3. Вундт, В. Очерк психологии / В. Вундт / пер. с нем. Г.А. Паперна. – М: Терра, 2015. – 464 с. 4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006. — 378 с. 5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. — М, 2007. — 33 с. 6. Джемс, У. Психология / У. Джемс // Серия «Классики мировой психологии» / под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с. 7. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 2007. — 202 с. 8. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 954 с. 9. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций Изард К.Э. Эмоции человека. — М., 1980. — С. 52-71. 10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин // Серия «Мастера психологии». – СПб: Питер, 2013. – 784 с. 11. Клапаред Э. Чувства и эмоции Психология эмоций: тексты под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — С.94. 12. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.: ил. — (Учебник для вузов). 13. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм // Серия «Классики зарубежной психологии». – М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1998. – 288 с. 14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М. : А/О «Издат. группа «Прогресс» – 2009 15. Симонов П.В. Информационная теория эмоций Психология эмоций: тексты под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.vsgaki.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru