Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по экономике (Вариант 14)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
3 Государственная финансовая система и ее звенья; Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в ином воспроизводстве. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: · государственную бюджетную систему; · внебюджетные специальные фонды; · государственный кредит; · фонды страхования; · финансы предприятий различных форм собственности. Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования Общегосударственные финансы — это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства. Финансы хозяйствующих субъектов — это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий. Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений. Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство Государственный бюджет — самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом. Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономических субъектов, с другой — направленностью использования бюджетных средств.

4 Классификация доходов бюджетов РФ

Согласно положениям ст. 20 Бюджетного кодекса РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 Бюджетного кодекса РФ, включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; органы управления государственных внебюджетных фондов; Центральный банк РФ; бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Группа налоговых доходов включает в себя подгруппы по соответствующим видам налогов: налоги на прибыль; налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество и т. д. В группу неналоговых доходов включаются следующие подгруппы: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафные санкции; возмещение ущерба и т. п. Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей. Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.

5 Классификация расходов бюджетов РФ;

Бюджетные расходы покрываются за счет сбора налогов, неналоговых поступлений, займов и выпуска денежных знаков. Внутренние и внешние займы выпуска денежных знаков не являются источниками доходов бюджетов, а лишь источниками покрытия их дефицитов. 1. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие уровни или группирует расходные средства по следующим этапам: первый — разделы; второй — подразделы, конкретизирующие каждое направление расхода бюджетных средств в пределах соответствующих разделов; третий — целевые статьи расходов бюджетов, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти; четвертый — виды расходов бюджетов, детализирующие каждое направление финансирования расходов по целевым статьям. Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов составляет разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства, например: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительная индустрия; сельское хозяйство и рыболовство; Второй уровень классификации расходов бюджетов — подразделы, конкретизирующие направления бюджетных расходов. Например, рассмотрим раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство», который включает подразделы: жилищное строительство; жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; архитектура и градостроительство; прочие структуры коммунального хозяйства. 2. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Классификация расходов бюджетных средств строится по разделам, подразделам, видам расходов или статьям и включает три раздела: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов В целом, распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно представить на следующем примере: — раздел «Капитальные расходы»; — подраздел «Капитальные вложения в основные фонды»; — вид расхода «Капитальное строительство»; — статьи расходов: жилищное строительство; строительство производственных объектов; строительство объектов социально-культурного и бытового назначения и т. д. 3. Ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три уровня: федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов.

6 Экономическая роль и функции бюджета

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством: (1) вмешательство в экономику; (2) поддержание государственного аппарата управления; (3) правоохранительные органы и судоустройство; (4) медицина, здравоохранение и образование; (5) оборона страны. Госбюджет выполняет следующие функции: — перераспределительную (перераспределение ВВП); — регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики); — стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства); — контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств). Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации. Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. 7 Налоговые доходы федерального бюджета РФ; Налог — обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Налоговые платежи имеют следующие признаки: взимание осуществляется на основании закона; принудительность и обязательность осуществления платежа; индивидуальность платежа; безвозмездность платежа для налогоплательщика. Налоги как экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством. Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих. Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг. Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие – только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности – добыча нефти или рыбы. Перечень региональных налогов значительно короче и включает: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес; Перечень местных налогов включает:1)земельный налог;2)налог на имущество физических лиц;

8Неналоговые доходы федерального бюджета РФ;

В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности; доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы. Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества могут поступать в виде арендной платы при сдаче имущества в аренду. В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года. В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных предприятий. Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год. Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики. Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

9 Основные принципы и методы бюджетного финансирования;

Бюджетное финансирование- предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных организаций. К ним относятся: получение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований; безвозвратность бюджетного финансирования; бесплатность бюджетного финансирования. Средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти называются бюджетными ассигнованиями. В соответствии со статей 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; Можно выделить два основных метода предоставления бюджетных средств: сметное финансирование, когда средства выделяются организации на поддержание ее работы на основе смет доходов и расходов; программно-целевое финансирование, когда средства выделяются на основе тендеров, конкурсов, программ.

10 Формы предоставления бюджетных средств;

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах: ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: а) оплату труда; б) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; в) трансферты населению и др.; cредства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам. Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов; трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат; ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме: а) финансовой помощи бюджетам субъектов РФ; б) финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; в) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; г) бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ; кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. В законе о бюджете определяются обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом о бюджете.

11 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов;

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения. С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы: имеют строго целевую направленность; средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах; подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц; все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов. Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда. Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

12 Федеральное казначейство и его функции;

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений ; составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета; осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета

13 Специальные внебюджетные фонды

Внебюджетные специальные фонды – это те финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении государственных органов власти. Они имеют целевое назначение, стоящее в названии каждого из специальных фондов. Внебюджетные фонды формируются двумя способами: посредством денег, выделенных из Государственного бюджета. Такие фонды обычно имеют особенное назначение. Второй способ – формирование за счет собственных источников дохода. Несмотря на нахождение в собственности власти, внебюджетные фонды имеют полную автономию и целевое назначение. В данный момент времени в РФ насчитывается свыше 20-ти фондов. Давайте перечислим некоторые из них. Самые значимые внебюджетные специальные фонды РФ Фонды с социальной значимостью. Сюда относятся следующие учреждения: ПФР – Пенсионный фонд России; ФСС – Социальное страхование; ГФЗН – биржа труда – фонд занятости населения; ФОМС – мед. Страхование; Фонд обязательной соц. поддержки граждан. Фонды с экономической значимостью: Дорожные фонды: территориальный и федеральный; Фонды минерально-сырьевой базы России. Федеральному бюджету РФ с 1996-го года принадлежат средства нижеперечисленных внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда России; Федерального фонда экологии; Фонда соц. развития; Фонда борьбы с преступностью; Департамента налоговой полиции России; Таможенного внебюджетного фонда. Чтобы вести учет доходов и расходов вышеперечисленных фондов, Центральный банк Российской Федерации вместе с главным управлением казначейства МФ РФ открывают специализированные счета и поручают работу с ними государственным органам, наделяя их полномочиями по управлению данными счетами и средствами на них.

14 Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ;

бюджетный процесс — это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников составления и рассмотрения проектов федерального, субфедеральных и местных бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения всех бюджетов, а также контроля за их исполнением. Этот процесс предполагает последовательное решение следующих задач: разработка проектов бюджетов всех уровней и их одобрение органами исполнительной власти, ответственными за это; внесение проектов бюджетов на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти; принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов бюджетов законодательными (представительными) органами власти соответствующих уровней; их утверждение путем принятия соответствующих законов и решений; подписание принятого закона президентом страны (только бюджет федерального уровня); исполнение бюджета; принятие закона (решения) об исполнении бюджета; предварительный, текущий и последующий контроль за обеспечением законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также за их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней. В настоящее время в РФ продолжается работа по повышению результативности бюджетных расходов. Она, в первую очередь, направлена на: формирование системы стратегического планирования, определяющей долгосрочные и среднесрочные цели, количественные показатели их достижения и порядок соотнесения с ними показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и высших органов исполнительной власти субъектов РФ; уточнение структуры Сводного доклада Правительства РФ, в том числе той его части, которая задает обоснованные уровни целевых показателей для министерств, агентств и служб; подготовку типового положения о докладах результатов основных направлений деятельности высших органов исполнительной власти субъектов РФ и уточнению методических рекомендаций о разработке указанных докладов; разработку и внедрение автоматизированного регулярного мониторинга использования инструментов БОР; совершенствование государственной и ведомственной статистики.

15 Государственные социальные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды являются целевыми государственными фондами денежных средств. Для отечественной финансовой системы это относительно новый элемент, создание которого обусловлено следующими причинами: В настоящее время к числу внебюджетных фондов относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонды обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд РФ — один из наиболее значимых социальных институтов страны. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и выплата пенсий. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализация Программы государственного софинансирования пенсии. Фонд социального страхования (ФСС) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. в задачи деятельности ФСС входит: участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Федеральный фонд осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования путем выделения средств из бюджета Федерального фонда. Отличием Фонда обязательного медицинского страхования от других социальных внебюджетных фондов является его децентрализованность: существует Федеральный фонд и отдельные территориальные фонды в субъектах Российской Федерации, подотчетные соответствующим органам исполнительной и представительной власти. Оценка стоимости бизнеса 1 Стоимость как мера эффективности управления. Корпорация создает стоимость за счет: · Сильного бренда; · Низкой стоимости капитала; · Синергизма между бизнес-единицами; · Привилегированных отношений или доступа к уникальным ресурсам; · За счет масштаба операции. Управление стоимостью компании начинается с разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей релевантной информацией о результатах работы менеджеров. Однако стоимость не всегда отражает только результаты работы менеджеров, на нее влияют и внешние факторы. Все финансовые факторы стоимости условно делят на 4 группы показателей: 1. Показатели, отражающие стратегическую эффективность компании; 2. Показатели, отражающие эффективность операционной деятельности; 3. Показатели, отражающие инвестиционная деятельность; 4. Показатели, отражающие финансовую деятельность. В мировой практике для управления стоимостью используют показатель на основе экономической прибыли. Автор этой концепции, Стюарт, определяет показатель экономической добавленной стоимости компании как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала. EVA = [NOPAT — WAСC]*NA, где EVA– показатель экономической добавленной стоимости; NOPAT – чистая операционная прибыль после налогообложения; WAСC – средневзвешенная стоимость капитала; NA – инвестиционный капитал. Данный показатель позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставки доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска. Для определения интегральной эффективности технологической цепочки может быть использована следующая формула: ЭИ= ЧПИ / ВАИ, где ЧПИ – совокупная чистая прибыль технологической цепочки; ВАИ – всего активов предприятий технологической цепочки. ЧПi= ВАi= , где ЧПi — чистая прибыль i-того предприятия; ВАi – всего активов i-того предприятия.

2 Планирование на основе стоимости. Стоимостные нормативы в определении целей и оценки результатов.

В числе функций современного планирования выделяют: Обеспечение деятельности организации всеми необходимыми ресурсами(производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку; Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт; Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.); Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деятельности. Сущность планирования на предприятии состоит в: Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения; Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деятельности; Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг; Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей; Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деятельности при необходимости. согласования – получение окончательной итоговой величины стоимости. Стоимость– это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект. Рыночная стоимость– это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Рыночная стоимость рассчитывается, исходя из ситуации на рынке на конкретную дату. При изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. На покупателя и продавца не оказывается внешнее давление, и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества. Нормативно рассчитываемая стоимость– это стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами. При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются в соответствии с базой рыночной стоимости.

3 Особенности бизнеса как объекта оценки.

Основные характеристики бизнеса как объекта оценки: 1. Бизнес как объект оценки – это права. 2. Бизнес – это капитал; совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности. 3. Это процесс, определенная экономическая деятельность, основная цель которой получение прибыли. Все приведенные характеристики бизнеса как объекта оценки должны рассматриваться только в комплексе, как единая совокупность признаков. Организационная правовая форма и юридический статус являются важными характеристиками бизнеса в процессе оценки его стоимости, но именно определенное использование прав и активов наделяет бизнес полезностью, ценностью или обменной стоимостью. Следовательно, бизнес – это капитал, совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности. Как объект оценки бизнес отличается следующими особенностями: 1. Бизнес – это инвестиционный товар Для чего человек или группа лиц вкладывают средства в бизнес? Для получения доходов в будущем. Затраты осуществляются сейчас, а прибыль возникает в будущем. А поскольку размер будущих доходов в данное время неизвестен, т.к. он может только предполагаться, инвестор должен учитывать риск их неполучения. Таким образом, рыночная стоимость бизнеса – это текущая стоимость будущей прибыли, которую может получить инвестор от этого бизнеса. 2. Бизнес можно продавать как целиком, так и по частям Несмотря на то, что бизнес – это система, его можно продать целиком и реализовать по частям и даже отдельным элементам. Следовательно, товаром является не сам бизнес, а его отдельные доли. В связи с этим необходимо оценивать рыночную стоимость активов по отдельности. 3. На спрос влияет ряд процессов На потребность рынка в таком товаре, как бизнес, влияют как внутренние процессы, так и внешние факторы. Если нестабильная экономика делает бизнес шатким, то и его неустойчивость провоцирует последующее нарастание нестабильности в самой экономике. Таким образом, и бизнес, и оценочный процесс нуждаются в четком регулировании. При этом оценщик должен принимать во внимание качество управления оцениваемым бизнесом. 4. Бизнес нуждается в контроле со стороны государства Поскольку от устойчивости бизнеса зависит, будет ли стабильная экономика в целом, необходимо участие государства не только в регулировании механизма оценки бизнеса, но и формировании рыночных цен на бизнес, его купли-продажи. Это тем более важно для тех предприятий, в капитале которых имеется доля государства.

4 Необходимость и цели оценки бизнеса в рыночных условиях. Оценка бизнеса.

В оценке бизнеса заинтересованы: акционеры, государство, инвесторы, кредиторы, управляющие, поставщики, страховые фирмы. Оценку бизнеса проводят в целях: повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой; определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. определения стоимости предприятия в случае купли-продажи целиком или по частям. при реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий предполагает проведение его рыночной оценки; разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости; страхования, для определения страховой стоимости; налогообложения, при определении налогооблагаемой базы; принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая оценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса. Можно выделить три группы взаимосвязанных принципов оценки: 1. Принципы, основанные на представлениях собственника: принцип полезности, принцип замещения (максимальная стоимость актива определяется самой низкой ценой или затратами на строительство (приобретение) другого актива эквивалентной полезности), принцип ожидания или предвидения (рыночная стоимость определяется как текущая стоимость будущих доходов). 2. Принципы, связанные с эксплуатацией собственности и представлением производителей: принцип остаточной продуктивности; принцип возрастающей и уменьшающейся доходности, принцип сбалансированности 3. Принципы, обусловленные действием рыночной среды: принцип соотношения спроса и предложения, принцип соответствия, принцип регрессии и прогрессии 5 Финансовые показатели, влияющие на оценочную стоимость. Основные финансовые переменные (внутренние переменные), которые следует принимать во внимание (хотя и необязательно все в каждом случае): Прибыль. Денежные поступления. Дивиденды или способность компании выплачивать дивиденды. Валовые доходы. Активы (в широком смысле, включая анализ баланса). Во многих случаях на заключение о стоимости могут влиять другие внутренние переменные, такие как: Размер оцениваемой доли (контрольный или миноритарный пакет). Голосующие права. Ликвидность. Положения, ограничивающие права собственности. Специальные привилегии, связанные с собственностью или управлением. Ключевой внешней переменной в процессе оценки является стоимость капитала (cost of capital) — сумма ожидаемого дохода, необходимого для привлечения инвестиций — которая зависит от общего уровня процентных ставок и рыночной премии за риск. Стоимость капитала будет рассмотрена позднее. Относительная важность показателей, содержащихся в финансовых отчетах Не существует универсального ответа на вопрос о том, каким показателям, описывающим будущие доходы, должно быть уделено наибольшее внимание в оценке. Однако среди оценщиков считается общепризнанным, что наиболее важной внутренней переменной, влияющей на оценочную стоимость большинства действующих компаний, таких как промышленные, торговые и сервисные фирмы, является их способность приносить прибыль (доходность). Прибыль Одной из основных проблем при выявлении наиболее важной переменной или тех переменных, на которые следует обратить особое внимание в любой конкретной ситуации, является иллюзорность определения и исчисления «прибыли» в общих рамках общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP). Поэтому, если ожидаемая будущая прибыль будет играть значительную роль в процессе оценки, то важно, чтобы стороны, участвующие в данном анализе, хорошо понимали, как они определяют и изменяют прибыль. Если прибыть определяется как разумное отражение экономического дохода, получаемого за участие в компании еще до выплаты дивидендов, то я склонен согласиться, что она является наилучшим показателем, который может быть использован в целях оценки.

6 Налоговый аспект в оценке бизнеса.

Обеспечение роста рыночной стоимости бизнеса (действующего предприятия) является основной целью и критерием эффективности развития бизнеса, т. к. такой рост позволяет собственникам получать денежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих собственникам бизнеса чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала. Оценка стоимости бизнеса – это всегда решение многофакторного комплекса. Понимание факторов, создающих стоимость, является важнейшим условием практической реализации концепции управления стоимости предприятия, как одной из наиболее популярных современных концепций менеджмента. Система налогообложения бизнеса, формирующая налоговую нагрузку предприятия и определяющая основные элементы его денежных потоков (как притоков, так и оттоков), является важнейшим фактором, создающим рыночную стоимость бизнеса. Принимая во внимание концепцию управления стоимостью бизнеса, следует иметь в виду, что налоговый фактор является одним из основных, определяющих денежные потоки предприятия. Это связано с возможностью управления налоговой нагрузкой предприятия на основе: Использования специальных налоговых режимов и выбора оптимальной системы налогообложения бизнеса (для целого ряда предприятий). Оптимизации варьируемых элементов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета при использовании традиционной системы налогообложения. Изменения структуры капитала (источников финансирования) предприятия. можно сделать следующие выводы: Стоимость бизнеса является основной целью, важнейшим критерием эффективности его развития и достижения конкурентоспособности. Стоимость бизнеса является многофакторной переменной величиной. Важнейшей переменной, влияющей на стоимость бизнеса, является система его налогообложения. Управление налоговым фактором требует реализации системного подхода к организации налогообложения бизнеса. Влияние системы налогообложения бизнеса на его стоимость следует рассматривать в двух аспектах: Формирования основных составляющих чистых денежных потоков предприятия – чистой прибыли и амортизации в результате оценки рыночной стоимости отдельных активов бизнеса.- Возможности минимизации налоговой нагрузки за счет использования специальных налоговых режимов или оптимизации переменных параметров учетной политики.

7 Система информационного обеспечения. Внутренняя и внешняя информация.

Информационная среда организации является важнейшей частью его инфраструктуры, требует для своего формирования и поддержания определенных усилий и ресурсов и относится к числу основных факторов, определяющих качество и успех организации. Сравнивая устойчиво функционирующие предприятия с предприятиями, находящимися накануне финансового краха, можно увидеть, что наличие мощной информационной базы и благоприятной для распространения информации внутрифирменной среды отличает успешные предприятия от неуспешных. Направленные сообщения формируются и передаются их источниками (авторами) непосредственно в адрес данного предпринимателя. Примерами таких сообщений могут служить телефонные звонки, сообщения, поступающие в личных беседах, письма, поступающие в адрес предприятия и т.п. Ненаправленные сообщения характеризуются тем свойством, что формируются автором в расчете на восприятие не какого-то одного конкретного получателя, а целой их группы, потенциально – всех, кого может достичь такое сообщение. По своему содержанию сообщения, составляющие внешнюю информационную среду организации, распадаются на классы, охватывающие: · информацию о рынках; · информацию о правилах хозяйственного поведения; · информацию общеэкономического и общеполитического характера. Внутренняя информационная среда организации включает в себя сообщения или иную информацию, вырабатываемую сотрудниками фирмы, ее руководителями и наемными работниками. К потоку этих сообщений применимы многие из приведенных выше классификаций (направленные – ненаправленные, инициативные – заказные, побуждающие к действию – информирующие, а также классификация по содержанию сообщений), поэтому нет смысла их здесь повторять. Характеризуя внутреннюю информационную среду организации, важно подчеркнуть другое: в определенных пределах «внутренние» сообщения могут быть взаимозаменяемыми с «внешними», и наоборот. Прежде всего отметим, что инициативные сообщения, поступающие к руководителю «самотеком», могут замещаться заказными сообщениями, выполненными (подготовленными) работниками возглавляемой им организации. Такая замена, требуя, разумеется, дополнительных издержек, одновременно в состоянии существенно повысить надежность получаемой информации. Следовательно, если речь идет о необходимости получения сведений, от содержания которых зависят важные для организации решения – в первую очередь стратегические, – выбор между более дорогим информационным «самообслуживанием» и приобретением сторонней информации становится вполне осмысленным.

8 Подход к оценке через дисконтирование будущих доходов.

Основные этапы оценки предприятия методом дисконтирования денежных потоков: 1. Выбор модели денежного потока. При оценке бизнеса мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала (ДП не разделяется на СК и ЗК). При помощи модели рассчитывается рыночная стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия. 2. Определение длительности прогнозного периода. При стабильной ситуации 5-10 лет. При нестабильной 3 года. Для точности результата следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. 3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации. 4. Анализ и прогноз расходов. 5. Анализ и прогноз инвестиций. 6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода. 7. Определение ставки дисконта. 1) Для денежного потока для собственного капитала: модель оценки капитальных активов; метод кумулятивного построения; Расчет стоимости собственного капитала согласно кумулятивному подходу проводится с учетом следующих составляющих: R=Rf + ∑П, где ∑П – премии за риск. 2) Для денежного потока для всего инвестированного капитала: модель средневзвешенной стоимости капитала. 8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период. С´t+1=ДП t+1/К, где: С´t+1 – остаточная стоимость компании в постпрогнозный период; ДП t+1 – денежный поток в первый год постпрогнозного периода; К – коэффициент капитализации, который рассчитывается по формуле К=R–g, где R – ставка дисконта; g – темп прироста денежного потока на послепрогнозный период. 9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период. Предварительная стоимость оцениваемого предприятия складывается из текущих стоимостей будущих денежных потоков прогнозного периода и текущей стоимости в послепрогнозный период. С= Сt + Сt+1 где С – предварительная стоимость предприятия; Сt – текущая стоимость денежного потока в прогнозный период, Сt+1 – текущая стоимость от продажи предприятия в послепрогнозный период.

10. Внесение итоговых поправок. Полученная предварительная стоимость должна быть скорректирована с учетом следующих поправок:

1) с учетом избыточных активов, которые не принимают участия в формировании денежного потока, которые подлежат отдельной оценке; 2) с учетом наличия избыточного собственного оборотного капитала, величина которого прибавляется к стоимости собственного капитала и наоборот, при недостатке – отнимается. 9 Прогнозирование будущего денежного потока и(или) прибыли. Определение ставки дисконтирования. Прогноз денежного потока и/или прибыли является основой всего процесса оценки и требует досконального знания комплекса факторов, влияющих на объект инвестиций. Общепринятым подходом является составление прогнозов прибыли на каждый из первых пяти лет, задание ее процентного годового роста на последующие пять лет и допущение о равномерном, неограниченном во времени потоке прибыли начиная с одиннадцатого года. Ставка дисконтирования — коэффициент пересчета, используемый для приведения будущего денежного потока в текущую стоимость на дату оценки, отражающий ожидаемую или требуемую инвестором (покупателем предприятия) ставку дохода. Метод кумулятивного построения (метод суммирования, кумулятивный метод) основан на суммировании безрисковой ставки дохода и надбавок за риск инвестирования в оцениваемое предприятие. Расчеты проводят по формуле: где DR — ставка дисконтирования; DRf— безрисковая ставка дохода; Ri— премия за i— вид риска; п — количество премий за риск. Модель оценки капитальных активов (Capital Asset Pricing Model — САРМ) основана на анализе массивов информации фондового рынка. Ставка дисконтирования определяется по формуле: где DR — требуемая норма дохода на собственный капитал; Rf— норма дохода по безрисковым вложениям; β — коэффициент бета; Rm— среднерыночная норма доходности; S1— дополнительная норма дохода за риск инвестирования в конкретную компанию (несистематические риски); S2— дополнительная норма дохода за риск инвестирования в малую компанию; С — дополнительная норма дохода, учитывающая страновой риск. Модель средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital— WACC) предполагает определение ставки дисконтирования суммированием взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные средства, где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала. где WACC — средневзвешенная стоимость капитала (ставка дисконтирования); ki— стоимость привлечения капитала из источника; Wi— доля источника капитала в структуре капитала предприятия; n — количество источников средств.

10 Оценка рыночной ожидаемой ставки дохода на собственный капитал.

Доход на капитал(цена капитала) — доход, который этот капитал может принести в результате применения, он соответствует цене, уплачиваемой за пользование деньгами, и называется процентом. Доход на физический капитал (имеющий стоимостную оценку) должен быть не меньше процента, уплачиваемого за пользование деньгами. Доход на капитал принято выражать в виде ставки (нормы) процента — отношения дохода на капитал к использованному капиталу: i = 100%, где i — ставка (норма) процента; R — доход на капитал; С — капитал. Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги (инвестиций) и предложения денег (сбережений). Различают номинальную и реальную ставку процента. Номинальная ставка процента (i ) — это денежная процентная ставка. Реальная ставка процента (r) — это процентная ставка с поправкой на инфляцию, т.е. ставка процента, выраженная в неизменных ценах: r = i — π, где π — процент инфляции. процент— это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение сегодня, т.е. до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить. Ставка процента играет огромную роль в экономике, так как она влияет на величину инвестиций, определяет распределение реального капитала, от нее во многом зависят объем и структура производства. Сопоставлять денежные суммы, получаемые в разное время, позволяет разработанный экономистами метод дисконтирования. Дисконтирование — это специальный прием для соизмерения текущей (сегодняшней) и будущей ценности денежных сумм. Будущая ценность сегодняшней суммы денег рассчитывается по формуле: где t — количество лет,r — ставка процента. Сегодняшняя ценность будущей суммы денег (текущая дисконтированная стоимость) рассчитывается по формуле: Далее необходимо сравнить две величины: величину инвестиций (С)и сумму текущей дисконтированной стоимости(PV), т.е. определить чистую дисконтированную стоимость (NPV). Она представляет собой разницу между дисконтированной суммой ожидаемых доходов и издержками на инвестиции:NPV = PV — С. Инвестирование имеет смысл только когда, когда NPV > 0.

11 Метод капитализации прибыли. Расчет ставки капитализации.

Основой метода является предположение, что прибыль, получаемая объектом, известна. Нередко, когда активы предприятия представлены быстроизнашивающимся оборудованием, в методе капитализации используют показатель чистой прибыли. В любом случае определяют величину ежегодной прибыли, соответствующую ей ставку капитализации и рыночную цену предприятия. В экономической теории и практике существует множество толкований термина капитализации. Наиболее общее — процесс получения прибыли на вложенные ранее капиталы. Технологически метод капитализации прибыли в оценочной деятельности основан на чисто математической процедуре нахождения размера целого по известной величине отдельной его части в структуре капитала. Базой метода служит предположение, что прибыль, получаемая от оцениваемого объекта, известна и темпы ее роста будут умеренными и предсказуемыми. рыночная стоимость объекта оценки (PV) составит: где П — прибыль, полученная от объекта оценки в ближайший к дате оценки период времени; К — коэффициент (ставка) капитализации, рассчитанный по сложившимся на момент оценки рыночным условиям (банковским ставкам, темпам увеличения доходности, уровню рисков и т. п.) Таким образом, основные этапы расчета обоснованной оценки методом капитализации прибыли следующие: выбор модели процесса капитализации; анализ финансового состояния объекта оценки; определение коэффициента капитализации; расчет рыночной стоимости объекта; внесение итоговых поправок. Основная технологическая особенность метода капитализации, состоит в том, что вместо ставки дисконта определяют адекватную ставку капитализации. Остальные этапы остаются теми же, но значительно различаются по содержанию. Важным и во многом проблемным вопросом является определение капитализируемой величины. В ее качестве может быть принята либо чистая прибыль, до уплаты налогов, после уплаты налогов, либо величина денежного потока. Вариантами могут быть эти показатели: за последний отчетный год, средние величины за несколько последних отчетных лет. Чаще всего в оценочной практике выбирают в качестве капитализируемой величины чистый доход предприятия. Простейший способ — расчет его средней или средневзвешенной. Более сложным, трудоемким, но и более обоснованным, позволяющим учесть динамику изменения чистого дохода, может быть статистическое моделирование. Не менее важным моментом в методе капитализации является определение ставки капитализации для оценивания объекта. К = R – τ где К — ставка капитализации; R — ставка дисконта; τ — долгосрочные темпы прироста прибыли. 12 Этапы процесса оценки предприятия: сбор информации, сопоставление списка аналогичных предприятий. этапы оценки: Определение проблемы Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку Сбор и анализ информации Анализ конъюнктуры рынка Оценка земельного участка Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов Подготовка отчета и заключения об оценке Доклад об оценке Сбор и анализ информации. Данную стадию оценки стоимости предприятия и бизнеса можно разбить на следующие этапы оценки: сбор и систематизация общих данных, сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования. Самый распространенный способ представления общих данных — это разбивка их на подразделы, касающиеся сектора рынка, на котором функционирует предприятие, вида продукции и цен на нее, местоположения предприятия, финансово и технико-экономического состояния оцениваемого предприятия и т.д. Преимущество данного способа заключается в том, что, собрав и систематизировав информацию один раз, в дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий. Сопоставление финансовых показателей оцениваемой компании и фирм-аналогов. Оценщик анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты. Отличительные черты финансового анализа при сравнительном подходе проявляются в следующем: во-первых, только по результатам финансового анализа оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов; во-вторых, финансовый анализ позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов; в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами; в-четвертых, финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определить вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины. По результатам финансового анализа составляется сводная таблица финансовых коэффициентов. Таблица составляется в произвольной форме, однако она должна содержать по оцениваемой компании и полному списку аналогов расчетную величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например, таких, как: доля чистой прибыли в выручке от реализации; доля собственного капитала в суммарных источниках финансирования фирмы; коэффициенты ликвидности; коэффициенты оборачиваемости активов. Материалы данной таблицы будут использованы аналитиком на этапе выбора величины ценового мультипликатора для оцениваемого бизнеса. 13 Метод чистых активов Метод стоимости чистых активов основан на анализе активов компании. Оценка проведенная методом чистых активов основан на анализе финансовой отчетности. Метод чистых активов применяется в следующих случаях: Оцениваемое предприятие обладает значительными материальными активами. У оцениваемого предприятия отсутствуют ретроспективные данные о прибыли или нет возможности прогнозировать будущую прибыль. Оценивается новое предприятие или незавершенное строительство. Оцениваемое предприятие сильно зависит от контрактов или не имеет постоянной клиентуры. Оценивается холдинговая или инвестиционная компания, которая не получает прибыли за счет собственного производства. Формула расчета стоимости предприятия методом чистых активов Сб = См + Сф + Сн + Г – О, где Сб – стоимость предприятия (бизнеса); См – стоимость материальных активов; Сн – стоимость нематериальных активов; Сф – стоимость финансовых активов; Г – оценка гудвила; О – стоимость обязательств предприятия. Область применения: 1. Оценка контрольного пакета акций 2. Оценка нематериальных активов Метод чистых активов используется при условии наличия значительных материальных активов, при отсутствии ретроспективных данных о прибыли или низкой надежности прогнозов, если значительную часть активов составляют финансовые активы. Процедура оценки рыночной стоимости предприятия методом чистых активов: Оценивается рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия. Определяется стоимость движимого имущества предприятий. Выявляются и оцениваются нематериальные активы. Определяется рыночная стоимость краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. Определяется рыночная стоимость материально-производственных запасов. Оценивается дебиторская задолжность. Преимущества и недостатки метода чистых активов .Преимущества: 1) метод основан на достоверной информации о реальных активах, которые находятся в собственности предприятия, что устраняет абстрактность, присущую другим методам оценки. 2) В условиях формирования рынка недвижимости данный метод имеет самую полную информационную базу, а также использует традиционные для российской экономики затратные методы оценки. Недостатки: 1) Метод чистых активов не учитывает эффективность работы предприятия и перспективы его развития. 2) Метод не учитывает рыночную ситуацию соотношения спроса и предложения на аналогичные предприятия. 14 Оценка недвижимого имущества по рыночной стоимости. Рыночная оценка — это оценка рыночной стоимости имущества, а также других объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость недвижимости и ее расчет является самым распространенным видом рыночной оценки. В оценочной практике под оценкой недвижимости принято понимать следующие услуги: Оценка недвижимости проводится в отношении таких объектов, как здания промышленного, социального или культурного назначения, производственные комплексы; жилые дома, квартиры, комнаты и иные жилые помещения; офисные, складские и производственные помещения; земельные участки, многолетние насаждения — сады, парки, скверы, освоенные участки в садовых и дачных товариществах; сооружения — дороги, мосты, подъездные пути, резервуары, ограждения и т.п.; объекты незавершенного строительства, включая объекты с приостановленным строительством, законсервированные объекты и объекты с прекращенным строительством. Выделяют три основных метода оценки рыночной стоимости недвижимости: метод сравнения, затратный метод и метод капитализации доходов. Основной метод рыночной оценки — это метод сравнительных продаж. Этот метод применим в том случае, когда существует рынок земли и недвижимости, существуют реальные продажи, когда именно рынок формирует цены, и задача оценщиков заключается в том, чтобы анализировать этот рынок, сравнивать аналогичные продажи и таким образом получать рыночную стоимость оцениваемого объекта. Метод построен на сопоставлении предлагаемого для продажи объекта с рыночными аналогами. Метод оценки рыночной стоимости по затратам к земле практически не применим. Может использоваться лишь в исключительных случаях оценки земли неразрывно от произведенных на ней улучшений. Считается, что земля постоянна и не расходуема, а затратный метод применяется для оценки искусственных объектов, созданных человеком. При оценке этим методом стоимость земли складывается со стоимостью улучшений (зданий, сооружений), а земля оценивается отдельно другими методами. Рыночная оценка необходима также в рамках региональной налоговой политики. Во всем мире основой системы местного налогообложения служит налог на недвижимость, за счет этого налога формируется часть местного бюджета. 15 Оценка нематериальных активов. Определение рыночной стоимости финансовых активов. нематериальные активы представляют собой разного рода права и привилегии, которые обеспечивают собственникам определенный доход или другую пользу, имеют стоимость, но не имеют материально-вещественного содержания. Особенности оценки стоимости нематериальных активов: зависимость величины стоимости от объема переданных прав; возможность несанкционированного использования для объектов, которые не имеют правовой защиты; необходимость учета возможности отчуждения нематериального актива; обязательное проведение подготовительной работы по организации оценки нематериальных активов Оценка рыночной стоимости нематериальных активов В процессе оценки нематериальных активов используют общепринятые подходы: доходный, затратный и сравнительный. В оценке нематериальных активов доходному подходу принадлежит особое место, потому что наиболее правильно показывает действительную ценность нематериальных активов и их будущие выгоды, которые получит собственник от владения ими. Финансовые активы — это финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность денежных средств и ценных бумаг, находящихся в собственности предприятия. Оценка финансовых активов – определяется по рыночной стоимости активов организации, фирмы компании на базе восстановительной стоимости с учетом физического и морального износа. При оценке финансовых активов используют показатели: 1) Ликвидность. 2) Платежеспособность. 3) Качество управления активами. 4) Контроль и регулирование финансового состояния. 5) Прибыльность. Он характеризует влияние эффекта ликвидности на уровень продаж и стоимость финансовых активов. К методам оценки совокупной стоимости финансовых активов относят: 1) Метод балансовой оценки. Он предусматривает оценку на основе последнего баланса компании 2) метод оценки стоимости замещения. Он предусматривает определение стоимости затрат, необходимых для восстановления имущественного комплекса с учетом реального их износа. 3) Метод оценки рыночной стоимости. Он основан на использовании в оценке рыночных индикаторов цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов. 4) метод оценки предстоящего чистого денежного потока. Он определяет стоимость имущественного комплекса суммой реального чистого дохода, который может быть получен инвестором в процессе его эксплуатации. К методам оценки финансовых активов по характеру их видов можно отнести: Оценка облигаций; оценка акций; Оценка производных финансовых активов (опционов).

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://inobe.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru