Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Сессия под ключ!

Ответы на вопросы по менеджменту (Вариант 10)



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

1.Финансы как экономическая категория: сущность и функции. Финансовая система РФ: понятие, структура. Финансовая деятельность государства: определение, методы осуществления. Финансовая политика РФ.

Предпосылки возникновения финансов. Понятие и необходимость финансов. Финансы как экономическая категория. Особенности финансов.  Функции (распределительная, контрольная, регулирующая).  Понятие финансовой системы. Структура (звенья финансовой системы: централизованные и децентрализованные финансы).  Определение финансовой политики. Задачи финансовой политики.  Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства.  Сферы и звенья финансового механизма. Типы финансовой политики.  Основные направления современной финансовой политики.

Финансы как экономическая категория. Сущность финансов

 Финансы (в переводе с итальянского) – денежный платеж.

 Бюджет – мешок с деньгами.

 Финансы – экономические денежные обращения (регулируются государством).

 Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит образование и использование общегосударственных денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Причины возникновения финансов:

В результате буржуазных революций, хотя и была сохранена власть монархов, стали формироваться демократические институты (парламенты);

Разработка ими законов предполагала наличие общих государственных фондов денежных средств для реализации функций органов власти;

Если налоги доисторического этапа носили смешанный характер, то на этом этапе налоги стали собираться в денежном виде.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

 Главное назначение финансов в том, чтобы обеспечить путем образования денежных фондов не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за их расходованием.

Функции финансов

  1. Контрольная: эта функция является инструментом формирования и использования денежных средств.

 Финансы объективно отражают распределительный процесс. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием этих фондов по целевому назначения.

 В настоящее время финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, экономическое стимулирование и на рациональное и бережное использование финансовых ресурсов.

 Еще одна задача финансового контроля – проверка соблюдения законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств.

Контрольная функция осуществляется через деятельность органов финансового контроля и налоговых служб.

  1. Распределительная: распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников материального производства, они подразделяются на две группы:

заработная плата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

доходы предприятий в сфере материального производства.

Первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности, удовлетворения культурных потребностей населения, следовательно, происходит дальнейшее перераспределение национального дохода.

 Перераспределение национального дохода осуществляется между сферами  

  1. Регулирующая: эта функция проявляется посредством вмешательства государства через финансы в процесс производства.

 В целях регулирования экономики и социальных отношений используется финансовое и бюджетное финансирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

 Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве; порядок формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов; методы финансового планирования; форма управления финансами и финансовой системой страны и финансовое законодательство.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, рост НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

 В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений производства, отраслями, территориями, слоями населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные доходы, которые служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

 Государственные финансы и, в первую очередь, бюджетная система путем направления средств в ту или иную отрасль должны обеспечить структурную перестройку экономики. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов, выравнивается развитие регионов.

 Расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении значительно сократились и составляют от потребности порядка 15-20 %.

 Инвестиционная деятельность особенно сократилась в производственной сфере, снизились объемы капитального строительства. Однако, расширенное воспроизводство, несмотря на снижение бюджетных финансовых ресурсов, осуществляется за счет возросшей доли прибыли, остающейся на предприятиях, переоценки основных средств и заемных ресурсов на финансовом рынке.

 Финансовый рынок включает в себя рынок среднесрочных, краткосрочных и долгосрочных капиталов, фондовых ценностей (ценных бумаг).

 Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

Средства внебюджетных целевых фондов (в первую очередь, внебюджетных социальных фондов);

Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль и амортизационный фонд). 

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, все хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

 Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. С помощью его распределения и перераспределения создаются централизованные фонды денежных средств.

 Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные фонды денежных средств на микроуровне, которые расходуются на развитие предприятия.

 Объемы фондовых ресурсов, как правило, больше, чем национальный доход, так как кроме стоимости прибавочного продукта они включают амортизационные отчисления.

 Централизованные финансовые ресурсы – это результат перераспределения чистого дохода через налоговые платежи и обязательные отчисления.

 Кроме указанных источников важными источниками формирования финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования и другие внебюджетные фонды.

 Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлеченного в оборот, то есть средства от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступления от внешнеэкономической деятельности, а также за счет средств от продажи ценных бумаг.

Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, государственном фонде страхования.

 Целесообразно включать в финансовые ресурсы кредитные ресурсы ЦентроБанка как государственный денежный резерв.

Финансовая система. Звенья финансовой системы и их характеристика

 Так как финансовые отношения имеют общие признаки и различия, то финансовую систему принято представлять как совокупность различных сфер или звеньев, каждое из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в общественном производстве.

 Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование денежных средств.

 В финансовую систему включаются все фондовые учреждения страны, обслуживающие денежные обращения. В общей совокупности финансов можно выделить следующие крупные сферы:

Общегосударственные финансы;

Финансы предприятий и организаций.

 Каждая из этих сфер имеет свои звенья.

Звенья первой сферы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

 Звенья второй сферы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования экономики на микроуровне.

Кроме того, финансовая система включает кредитно-банковскую сферу, состоящую из банков и других кредитных учреждений.

Государственный бюджет РФ – основной финансовый план страны, содержащий источники формирования и направления использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, реализацию государственной политики посредством распределения доходов.

 Государственный бюджет РФ объединяет:

Федеральный бюджет;

Территориальные бюджеты (субъектов РФ);

Местные бюджеты.

Государственный бюджет РФ представляет собой форму образования, накопления и использования централизованных фондов денежных средств для обеспечения функций государства. Он концентрирует значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, содержания органов государственной власти и управления.

В условиях перехода к регулирующей финансовой политике государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство. Это осуществляется путем иного режима расходования средств. В настоящее время используются в большей степени не методы бюджетного финансирования и датирования, а экономические методы, позволяющие перейти к финансовому регулированию экономики.

Средства бюджета должны направляться на:

Инвестиции;

Субсидирование предприятий;

Финансирование конверсий оборонных отраслей.

Из государственного бюджета осуществляются расходы по формированию рациональной структуры общественного производства (то есть создаются новые производства), на научно-технический процесс; с его помощью государство существенно меняет сложившиеся народно-хозяйственные пропорции (то есть соотношение производства различных отраслей). Бюджетные ресурсы также направляются и в непроизводственные сферы. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления.

Федеральный бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Территориальные бюджеты или бюджеты субъектов – в форме законов субъектов федерации; местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований.

Структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

При переходе к рыночной экономике были образованы следующие государственные внебюджетные целевые фонды:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости населения.

Государственные внебюджетные целевые фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Эти фонды действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, имеют целевое назначение: финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений (платежей), которые не отличаются для обычного налогоплательщика от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в себестоимость и устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда.

 Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические или юридические лица; заемщиком – государство в лице его органов.

 Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств, других видов ценных бумаг.

Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения.

Государственный кредит – это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

 В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.

 Исходя из срока привлечения средств государственные займы делятся на:

Краткосрочные (менее одного года);

Среднесрочные (1 –5 лет);

Долгосрочные (более пяти лет).

 Размер займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату и за определенный срок.

 Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

 Формами долговых обязательств являются:

Кредиты, полученные правительством;

Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства и гарантируемых правительством.

Государственный внешний долг РФ – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

 Обслуживание государственного долга – это осуществление операций по размещению долговых обязательств и погашению и выплате по ним процентов. Такие функции осуществляет ЦентроБанк РФ. Затраты списываются на республиканский бюджет, контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга возложен на Счетную палату.

Страховой фонд.

Страховой фонд предназначен для возмещения потерь и ущерба от глобальных катастроф. Бывает в натуральном и денежном выражении. Натуральный – это, как правило, стратегический.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков, стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его задача: обеспечение процесса переливания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансовая политика

Финансовая политика – это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансовых ресурсов для осуществления функций и задач ?

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

В последние годы финансовая политика не была успешной.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики – это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Очень важно для осуществления финансовой политики определение финансового механизма, с помощью которого она осуществляется.

Финансовый механизм – это система, установленных государством форм, методов и видов организаций финансовых отношений. К элементам финансового механизма относят:

формы финансовых ресурсов;

методы формирования финансовых ресурсов;

система законов, норм и нормативов.

Финансовый механизм –это наиболее динамичная часть финансовой политики, так как с изменением тактических задач он должен меняться, быстро реагировать на все изменения в экономике и социальной сфере. Одно и тоже финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Например, отношение между государством и юридическими лицами по формированию бюджета строится на взымании налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать разный перечень, каждый налог может иметь свой субъект обложения, ставки и льготы.

Финансовый механизм может быть директивным или регулирующим. Директивный определяет основные правила поведения в конкретном сегменте экономики, не затрагивающем прямо интересы государства. Это наиболее характерно для внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и обязательных платежей, а предприятия самостоятельно разрабатывают формы и виды денежных фондов и направления их использования.

Главными методами финансовой политики являются:

Создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

Рациональное, с точки зрения государства, использование финансовых ресурсов.

Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами.

Выработка финансового механизма и обеспечивание его развития.

Создание эффективной системы управления финансами.

Оценка результатов финансовой политики основывается на ее соответствии интересам общества и достигнутых результатов.

Анализ применения, развития финансовой политики показал, что можно выделить три типа:

классическая;

регулирующая;

планово-директивная.

До конца 20-х годов ΧΧ столетия основным типом проводимой финансовой политики была классическая. Ее разработали Смитт и Рикардо. Основным направлением ее было невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных отношений. Это выражалось в ограничении государственных расходов и налогов в обеспечении условий для формирования сбалансированного бюджета.

Основные расходы бюджета были военные расходы, расходы по управлению государством и погашению государственного долга. В данном случае система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Система управления финансами в этом варианте состояла из Минфина (Казначейства). 

В период с 30 по 50-е годы наблюдалось бурное развитие производительных сил, развитие техники и технологии. Это развитие сопровождалось и развитием финансов, финансовой системы. Обострение социально-экономической и политической ситуации обусловило необходимость изменения финансовой политики и на смену классическому варианту приходит вариант регулирующей финансовой политики.

В основе этой политики лежит экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Суть этой политики в необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с задачами ставит цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Государство брало на себя задачу с помощью финансовой деятельности помогать созданию дополнительных рабочих мест, добиваться повышения и стабильного роста экономики. Основными инструментами регулирования становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос на рабочие места. Государственные расходы должны обеспечивать рост предпринимательской деятельности, ликвидацию безработицы, увеличение национального дохода. Меняется система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с использованием прогрессивной ставки. Он обеспечивал изъятие налогов в виде сбережений. Следствием такой политики обеспечивалась сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов.

Большое внимание при этом варианте финансовой политики уделяется системе государственного кредита, с его помощью проводится увеличение государственного дефицита. Государство активно применяет систему долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется и система управления финансами. Она состоит из нескольких самостоятельных звеньев. Эта финансовая политика в 30-60 годы прошлого столетия обеспечила стабильный экономический рост, высокую занятость населения, эффективную систему финансирования социальных нужд.

Финансовая политика меняется с изменением ситуации в мире, в стране. Она является наиболее динамичной частью экономики. В 70-е годы меняются некоторые ее элементы, появляются новые. Это потребовало изменения финансовой политики. 

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования экономики, но ограничивала вмешательство государства в экономику и государственную сферу.

Регулирование становится многоцелевым, кроме экономического роста экономики и занятости населения, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку народного хозяйства. Финансовый механизм в этом случае направлен на сокращение объемов, перераспределение национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений, как источника производственного инвестирования. По налогам ставится задача их сокращения и снижения степени их прогрессивности.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Главным стержнем этой экономики являлось доминирование государственной собственности. Она позволяла осуществлять директивное управление всеми сферами экономики, в том числе и финансами. Государственная собственность позволяла концентрировать большую часть финансовых ресурсов у центральных органов власти и распределять их в соответствии с государственными плановыми заданиями. В соответствии с целями и задачами планово-директивной финансовой политики был разработан и финансовый механизм.

Основная его задача – создание инструментов, с помощью которых происходит изъятие всех неиспользуемых ресурсов. Изъятие проводилось у государственных предприятий, местных органов власти и населения.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Чистый доход изымался с помощью налога с оборота, затем с помощью индивидуальных отчислений от прибыли. Изымались все излишки прибыли в бюджет, при этом предприятиям определялся размер всех расходов, производимых из прибыли. Таким образом, государство полностью осуществляло регулирование распределительного процесса. С помощью такого двухканального механизма изымалось 80% чистого дохода, а 20% оставалось у предприятия.

Регулирование использования денежных доходов населения проводилось с помощью подоходного налога. Часть денег изымалась с помощью размещения государственных займов. Почти всегда это делалось принудительно (выдавалось как заработная плата), причем люди в основном не доверяли этим займам. 

Часть денежных средств населения, помещенная в системе сберегательных касс также направлялась в бюджет в виде безоблигационного займа. Для местных бюджетов осуществлялось ограничение в источниках местных доходов. Местные бюджеты целиком зависели от вышестоящих бюджетов и имели небольшие (10-15%) объемы местных доходов. Расходы местных бюджетов определялись исходя из приоритетов установленных государственными планами. Средства выделялись без учета их отдачи. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. Поскольку, как использовались ресурсы, эффективно или неэффективно, такая задача не ставилась. Следствием этого явилось большой объем недостроенного жилья при общем его дефиците. Большие средства расходовались на оборону страны и военные цели. 

Управление финансами при планово-директивной политике осуществлялось из единого центра – Минфина.

Такая политика концентрации денежных ресурсов была оправдана при определении необходимости, например, при военных действиях и в период индустриализации, но для того, чтобы экономика развивалась стабильно, производство было эффективным, нужна была другая политика. Поэтому осуществляется переход от административно-командной политики к регулирующей.

Вследствие того, что административно-командная система управления экономикой позволяло неэффективно безконтрольно использовать ресурсы, это привело к «разбазариванию» средств, и в конце 70-х годов разразился кризис во всех отраслях экономики. Главная причина – доминирование государственной собственности. Глубокий системный кризис в экономике привел к кризису директивной финансовой политики. Кризисные явления проявлялись в огромном дефиците бюджета, нарастающей инфляции, платежном кризисе, росте убыточных предприятий и незавершенного производства, огромном внутреннем и внешнем государственном долге.

Начиная с 1991 года, проводится новая финансовая политика, основанная на рыночных механизмах и системе государственного регулирования. В этих условиях (децентрализации финансовых ресурсов) необходимо рациональное использование финансовых ресурсов. Требовался и новый финансовый механизм. Основа современной финансовой политики – это свобода предпринимательской деятельности, ведения различных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике. Исходя из этого, с другими задачами формируется и другой финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительные перспективы.

Важнейшей задачей того периода было сокращение расходов бюджета, так как снижение налогового изъятия привело к сокращению доходной, а, следовательно, и расходной части бюджета. Сокращение расходов бюджета сужает круг функций государства. Проблема изменения расходов имеет два аспекта:

Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. И связи с этим бюджетные ассигнования народного хозяйства финансируются на ⅓. Финансирование в целом составляет 14-16% расходов бюджета (раньше 33-34%). Не финансируются убыточные предприятия, в частности ЖКХ, которое ранее финансировалось из федерального областного и местного бюджетов на 97-99%.

Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все больше применяется нормативный метод планирования расходов, особенно, в непроизводственной сфере. Например, обучение одного студента в ВУЗе стоит порядка 25 тысяч рублей, но нормативы значительно ниже.

Кроме того, используются не только безвозмездные бюджетные ассигнования, но и бюджетные ссуды. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств. Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство использует его рыночные формы, т.е. различные формы краткосрочных и среднесрочных займов вместо прямого кредитования расходов бюджетов Центробанком.

Меняется в соответствии с изменяющимися условиями порядок и организация бюджетной системы, она основана на самостоятельности и равноправии бюджетов разных уровней. С 1994 года применяется система трансфертных платежей, которые направлены на поддержку различных регионов, которые не могут существовать без поддержки.

Кроме того меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального, осуществляемого с помощью бюджета, развивается горизонтальное перераспределение средств. Это осуществляется с помощью финансового рынка, который позволяет перераспределять финансовые ресурсы между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения. В настоящее время более широкое распространение получило перераспределение ресурсов с помощью негосударственных бюджетных фондов (негосударственный пенсионных фонд, страховые фонды).

Кардинально меняется и система управления финансами. Вместо одного Минфина организована целая система финансовых и контрольных органов (Счетная палата, Служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет). Кроме того, создана независимая служба аудиторского контроля.

Современная финансовая политика предусматривает поддержку процесса структурной перестройки экономики. Проводит государственное ассигнование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Государственные инвестиционные ресурсы направляются в первую очередь в промышленность и туда, где привлекаются частные ресурсы. Государство применяет инвестиционно-налоговый кредит (особенно для малых предприятий). Это значит, что малые предприятия получают налоговую отсрочку на 3 года и до 50% не более чем на 5 лет. Эти средства будут направлены на реализацию инвестиционного проекта. Применяется сложная ставка процента, а они значительно увеличивают сумму возвращаемого кредита, и государство создает благоприятные условия для иностранного инвестирования.

В дальнейшем финансовая политика предусматривает расширить расходы бюджета на социальные нужды, повышать эффективность использования финансовых ресурсов, продолжится совершенствование бюджетного устройства. Усилится внимание к рынку ценных бумаг, государство постарается регулировать его. Это позволит обеспечить потребности государства в финансовых расходах.

2.Государственные финансы: сущность и функции. Органы управления финансами РФ: функции и задачи. Государственный финансовый контроль.

Содержание государственных финансов, их экономическая сущность.  Государственный бюджет как средство реализаций функций государства.  Бюджетная система, ее сущность и составляющие.  Принципы построения и функционирования бюджетной системы.  Межбюджетные отношения. Финансовая помощь.  Роль налогов в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы.   Доходы бюджета (налоговые и неналоговые). Социальные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ.

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль, который осуществляется уполномоченными на это государственными органами. Государственный контроль осуществляется в пределах компетенции этих органов в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подотчетных предприятий и организаций. Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой федерального собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, контрольно-ревизионным управлением (КРУ) и главным управлением казначейства Минфина РФ, государственным таможенным комитетом, государственной налоговой службой, федеральной службой налоговой полиции, федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Государственный контроль осуществляется различными методами – от получение информации до проведения ревизии на месте. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.

Проверка проводится по отдельным сферам деятельности и может затрагивать отдельные задачи, например, целевое использование бюджетных средств, ресурсов. Ревизия – это весьма ответственная форма финансового контроля. Она как правило охватывает комплексное исследование всей финансово-хозяйственной деятельности, требует специальной подготовки и осуществляется по специальной программе. Эта программа включает цель проверки, объекты ревизии, перечень основных вопросов. Ревизия завершается составлением акта документальной проверки. Кроме того, для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы. В 1992 году при Совете Федерации был создан контрольно-бюджетный комитет. Он являлся независимым органом. В настоящее время он часть своих функций передал другим комитетам. Такие функции выполняют комитеты Госдумы по бюджету, налогам и банкам и финансам. Они проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам, так подкомитет по бюджету дает заключения по проекту федерального бюджета, другие комитеты занимаются оценкой законодательных предложений, соответственно вопросами налогообложения, банковскими предложениями и финансами. Депутаты имеют право законодательной инициативы, а далее эту инициативу рассматривают комитеты.

Особое место в системе финансового контроля принадлежит Счетной Палате РФ – это независимый от правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкоми полномочиями. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ.

Особую роль в осуществлении финансового контроля играет ЦБ РФ. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, ЦБ осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков. Он организует и контролирует кредитно-денежные отношения, для чего создан специальный орган, который называется Департаментом банковского надзора. В случае нарушений в деятельности коммерческих банков, предоставления ими неполной или недостоверной информации ЦБ в праве прибегнуть к штрафным санкциям в размере от 0,1 до 1% величины минимального размера уставного капитала. Кроме того, ЦБ может потребовать замены руководства банка, реорганизации, осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, применения жестких нормативов, запрета на проведение отдельных операций, например, запрет на выдачу генеральных лицензий.

Ведомственный контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления.

Государственный бюджет РФ. Его сущность, основные задачи бюджетной политики в условиях углубления рыночных реформ

Бюджет – это совокупность и единство основных финансовых категорий: налогов, государственного кредита, государственных расходов. Через государственный бюджет постоянно осуществляется мобилизация и перераспределение названных категорий.

Бюджетная система РФ представляет собой совместимость федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней:

Федеральный (республиканский) бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответственных государственных или местных органов.

Все бюджеты РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на данной территории, для этого законом предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ, субъектов федерации и административно территориальных единиц, кроме низового звена.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ представляют консолидированный бюджет РФ. Совместимость бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Формирование консолидированного бюджета РФ

Составлением консолидированного бюджета занимаются соответствующие органы исполнительной власти. Консолидированный бюджет используется для свода статистических данных, анализа показателей бюджетной системы, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации. В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и не являются правовыми актами.

Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органами власти. С понятием консолидированного бюджета тесно связано понятие минимального бюджета.

Минимальный бюджет – это бюджет, определяемый объемом доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня. Эти доходы должны покрывать минимально необходимые расходы. Гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Расчеты минимального бюджета служат базой для формирования отношений между вышестоящими и нижестоящими органами власти, и это делается для того, чтобы обеспечить минимальные расходы каждого уровня. Консолидированный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечивания функций государственной власти. В его составе доходы и расходы республиканского бюджета РФ, бюджеты республик и автономных образований в составе РФ, краевых, областных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Каждый из бюджетов, входящий в его состав, разрабатывается и утверждается соответствующим органом власти по закону является самостоятельным.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 

  • профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; 
  • Министерство финансов РФ и его органы на местах; 
  • Центральный банк РФ; 
  • Министерство РФ по налогам и сборам; 
  • Федеральная налоговая служба РФ; 
  • Государственный таможенный комитет РФ; 
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; 
  • Министерство государственного имущества; 
  • исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи: 

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета; 

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются: 

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации; 

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; 

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; 

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; 

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; 

вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; 

ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; 

осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

организует осуществление в соответствии со своей компетенцией

валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами

таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:

представляет в соответствии с законом Российской

Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

рассматривает уведомления о проведении стимулирующих

лотерей;

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности

юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя

средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,

составляющих государственную тайну;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное

рассмотрение заявлений.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

3.Понятие и роль бюджета. Виды бюджетов. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный процесс: понятие, участники, стадии.

Сущность бюджета.  Роль бюджета в современных условиях.  Структура бюджета: доходы и расходы.  Консолидированный бюджет. Минимальные государственные социальные стандарты. Минимальная бюджетная обеспеченность. Бюджетный процесс. Принципы реализации бюджетного процесса.  Стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.  

Социально-экономическая сущность бюджета. Основные черты государственного бюджета

У государства в лице его органов власти возникают отношения, многообразные и специфичные по своему характеру. Эти отношения – финансовые, их называют бюджетными. Их специфика в том, что они возникают в распределительном процессе, имеют своей целью формирование централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения осуществляются между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и охватывают все уровни хозяйствования: федеральный, субъектов федерации и местный. Необходимость таких отношений вызвана тем, что для выполнения своих функций государство должно ежегодно концентрировать определенную долю национального дохода.

 В процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде страны, величина которого зависит:

От уровня развития экономики;

Метода хозяйствования на предприятиях;

Задач стоящих перед обществом.

 В составе бюджетного фонда имеются резервы для выполнения специфических задач.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и, частично, национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, государственного управления и на нужды обороны.

 Бюджет – это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Это значит, что через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их расходование.

 Государственный бюджет объединяет главные расходы и главные доходы страны. Централизация этих средств имеет важное экономическое и политическое значение.

 Однако, эта категория достаточно самостоятельна, она характеризуется теми же чертами, что и финансы, имея при этом ряд особенностей. К ним можно отнести:

Государственный бюджет – это форма перераспределенных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства.

С помощью государственного бюджета происходит постоянное перераспределение национального дохода между отраслями, субъектами, сферами общественной деятельности.

Пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем в других звеньях определяются потребностями расширенного воспроизводства и стоящими перед страной задачами.

Область государственного бюджетного перераспределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

 Функции государственного бюджета

Государственный бюджет рассматривается как основной государственный план государства. Он имеет силу закона. С экономической точки зрения он выполняет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование на общегосударственном уровне. С помощью второй функции имеется возможность определить, на сколько полно и своевременно финансовые ресурсы поступают в государственную казну, как рационально складываются пропорции распределения бюджетных средств, эффективно ли они используются.

В сфере действия распределительной функции участвуют почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Это не исключает возможности перераспределения через бюджет и определенной части национального богатства и части стоимости необходимого продукта. (То есть государство использует свои возможности по формированию и концентрации как можно больших финансовых ресурсов).

Контрольная функция позволяет через формирование и использование денежных средств «сигнализировать» о том, как поступают финансовые ресурсы от различных субъектов хозяйствования в распоряжение государства, соответствует ли объем созданного централизованного фонда объему потребностей государства.

Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и бюджетных расходов.

Основными функциями государственного бюджета является перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики и контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется порядка пятидесяти процентов валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевых и территориальных пропорций, ускорения научно-технического прогресса, выравнивания развития территорий. С его помощью происходит структурная перестройка. В современных условиях приоритет имеют агропромышленный комплекс, транспорт, военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами, определяются размеры финансовых ресурсов, контролируемых финансовым планом предприятий.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным фактором повышения эффективности производства. Государственная поддержка, в первую очередь, оказывается передовым отраслям: авиастроению, атомной промышленности, машиностроению, энергетике.

Важное значение имеет и социальная направленность бюджета. Здесь основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения. В процессе планирования и использования бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всего народного хозяйства. Функции государственного бюджета осуществляются с помощью бюджетного механизма.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества

Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику, то есть субсидирование организаций, бюджетное финансирование отраслей, которые определяют научно-технический прогресс, государство добивается в конечном итоге изменения пропорций в экономике. Использование бюджетного механизма позволяет маневрировать денежными средствами, целенаправленно влиять на темпы роста отдельных отраслей. Через бюджетное финансирование и налоговую политику осуществляется влияние на деятельность предприятий с целью обновления производственных фондов и совершенствования управления финансами.

Важную роль играет бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования объектов социальной сферы (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение).

По мере развития рыночных отношений роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено тем, что бюджетные средства вместе с внебюджетными фондами являются финансовой базой для социальных преобразований.

Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан. В условиях рыночной экономики государственный бюджет – это один из главных инструментов проведения экономической и социальной политики. Это происходит с помощью формирования доходов в бюджете и определения направлений расходов.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:

Неотложные меры по укреплению денежного обращения национальной валюты, так как только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно осуществлять эффективные связи между всеми хозяйствующими субъектами.

Необходимо совершенствование банковской системы.

Стимулирование инвестиционного процесса.

Приоритетное финансирование реального сектора экономики.

Совершенствование налогообложения и реформирование налоговой системы.

Создание действенного механизма финансового контроля.

Усиление контроля за величиной государственного долга.

Бюджетная политика

Социально-экономическая сущность государственного бюджета в зарубежных странах. Характеристика доходов и расходов бюджета.

Бюджет развитых стран является инструментом перераспределения доходов. В XIX веке в условиях промышленного капитализма перераспределение проводилось в пользу правящих кругов, землевладельцев. Маркс анализировал бюджет середины XIX века и назвал его «ядром мероприятий по классовой борьбе». 

При анализе бюджета начала XX века Ленин писал, что основные расходы осуществлялись на военные цели, содержание имперского двора, корпуса жандармов, выплату государственного долга, а на цели просвещения – только 5%. Доходы бюджета базировались на косвенных налогах (до 30%). Следующими крупными поступлениями являлись поступления от государственной винной монополии, вследствие чего бюджета называли пьяными.

В ведущих экономически развитых странах (США, Великобритания, Германия, Франция) в послевоенные годы можно отметить рост расходов в государственном бюджете, который объясняется милитаристской политикой, которая объясняется гонкой вооружений и некоторым увеличением расходов на социальные нужды. Если в XIX веке главными в структуре налогов были косвенные налоги, то в XX, особенно во второй его половине, возрастает значение прямых налогов, и главными из них является подоходный налог и налог на прибыль корпораций.

Во второй половине XX века можно отметить увеличение затрат на вмешательство в экономику и снижение удельного веса военных расходов. Анализируя государственный бюджет в современных зарубежных странах можно отметить, что его функциями являются:

Перераспределение национального дохода.

Государственное регулирование и стимулирование экономики.

Финансовое обеспечение социальной политики.

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Если рассматривать вторую половину XX века можно обратить внимание на то, что через все звенья финансовой системы распределялось до 50% всего национального дохода. Сейчас эта цифра порядка 60%, а через государственный бюджет до 40% всего национального дохода.

Одной из важнейших статей расходов являются военные, и в период второй половины XX века монополистические объединения получали военные заказы и получали значительную долю средств из государственного бюджета в виде процентов по государственным займам, субсидий на капитальные вложения и другие цели. Выплаты процентов по государственным займам составляли порядка 13% общей суммы расходов федерального бюджета США.

Субсидия – это пособие, преимущественно в денежной форме, за счет средств государственного бюджета, предоставляемая местным органам власти, юридическим или физическим лицам или другим государствам.

Дотация – это сумма денежных средств, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случае, если закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для финансирования минимального бюджета нижестоящего уровня.

Субвенция – это сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития территорий или это фиксированный объем денежных средств, выделяемый безвозмездно для целевого финансирования расходов бюджета.

Второй и наиболее значимой статьей являются расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Эти расходы составляют порядка 20-25% от суммы расходов всего государственного бюджета. Следующие расходы – расходы на социальные нужды. Они в значительной мере финансируются самим населением. В США существуют бесплатные и платные школы, оплата за обучение в ВУЗах высока, медицинская помощь оказывается по предъявлению страховки.

Ведущую роль в мобилизации средств в государственном бюджете играют налоги. В основном за их счет создаются финансовые средства для выполнения государственных функций и государственных задач. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья финансовой системы. На современном этапе через налоги взымается до 40% доходов населения (в довоенный период налоги с населения составляли значительно меньшую часть – порядка 12%).

Целенаправленное воздействие государственного бюджета на развитие экономики оказало огромное влияние (так называемое «экономическое чудо» в Китае и Японии). Затраты на социальные цели, включая здравоохранение, социальное обеспечение, образование, имеют тенденцию к росту. В США социальных программ около ста, в Великобритании – несколько десятков. Наибольшие средства тратятся на социальное страхование, соцобеспечение, образование. Существует смешанная система финансирования образования, в США, Великобритании, Франции создана государственная служба здравоохранения. В Бельгии, Великобритании, Японии из бюджета осуществляются расходы на содержание королевской семьи. 

Современная налоговая система представляет собой множество налогов и, как правило, плательщиками налогов являются рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, корпорации, предприниматели, акционерные общества, страховые компании, банковские монополии. Налоги широко используются правительствами западных государств для сглаживания экономического цикла.

В 80-е годы подоходным налогом было охвачено практически все население, ставки налогов были в основном прогрессивные. Характерным было постоянное уменьшение удельного веса налога на прибыль предприятий.

Среди косвенных налогов наибольшее значение имеет НДС и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также Швеции, Австрии, Норвегии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% всех косвенных налогов (с 1. 01.1994 года в ЕС действует ставка НДС в размере 14%).

Таможенные пошлины – это налоги, взымаемые при экспорте и импорте товаров. Самые большие пошлины на промышленные товары были в 30-е годы, после Второй Мировой Войны таможенные пошлины стали снижаться. В промышленно развитых странах уровень пошлины на промышленную продукцию в настоящее время оценивается в 6%. Этот вид дохода составляет чуть больше 4% от общей суммы доходов в государственный бюджет. Для регулирования экспортно-импортными отношениями кроме пошлины применяются и другие барьеры.

Соотношение прямых и косвенных налогов государственного бюджета развитых стран характеризуется следующим образом: в США, Великобритании и Японии преобладают прямые налоги, во Франции и ФРГ – косвенные.

Государство устанавливает монополии на производство определенных видов товаров. Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. расходы должны быть равны доходам, однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в этих странах наблюдается хронический дефицит государственных бюджетов. Для покрытия бюджетного дефицита используют государственные займы. В США государственная задолженность составляет около 5 трлн.$. В современных условиях от 10 до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются за счет выпуска государственных займов. 

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности, однако типичным для всех является отделение текущих доходов и расходов государства от капитальных затрат. Например, государственный бюджет Великобритании включает две части:

1) Консолидированнный фонд, по которому проходят текущие доходы и расходы;

2) Национальный фонд займов, по которому отражаются расходы на капитальные вложения.

Основной частью является консолидированный фонд. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же имеется дефицит в Консолидированном фонде, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов и на эту сумму правительство увеличивает свой долг. Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги, а его расходы включают расходы, ежегодно утверждаемые Парламентом и расходы для постоянного обслуживания, им не утверждаемые. Доходная часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти, за предоставляемые долгосрочные кредиты, прибыли эмиссионного департамента банка Англии, средств, передаваемых из Консилидированнного фонда для постоянного обслуживания. 

В отличие от нас, бюджетный год в ведущих зарубежных странах – это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным. Так, в таких государствах как Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария бюджетный год совпадает с календарным, в Канаде и Японии бюджетный год начинается с 1-го апреля по 31-ое марта, в США – с 1-го октября по 30-ое сентября.

Бюджетный процесс

Бюджетное планирование – это важная составная часть финансового планирования, осуществляющаяся органами государственной власти и управления. Оно включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов всех уровней, его нормативно- правовую базу, организационные вопросы и, кроме того, вопросы теории и методологии составления бюджетов.

 Основы бюджетного планирования определены конституцией и законами страны.

 Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированный законодательными органами порядок составления, рассмотрения и утверждения центрального, региональных и местных бюджетов.

 Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:

Составление проекта бюджета;

Рассмотрения и утверждение бюджета;

Исполнение бюджета;

Составление отчета об исполнении бюджета.

 Для большинства стран продолжительность бюджетного процесса более трех лет.

Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, он равен одному месяцу. В течение льготного периода завершаются операции по принятым обязательствам.

 Финансовый год вместе с льготным периодом носит название счетного периода.

Структура расходов и доходов государственного бюджета РФ

Расходы федерального бюджета классифицируются на текущие и капитальные.

 Расходы:

Государственное управление – более 3 %;

Международная деятельность – 6 %;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 16 %;

Фундаментальные исследования, содействующие НТП – 2 %;

Промышленность, энергетика, строительство и транспорт – 2,7 %;

Сельское хозяйство – 2 %;

Охрана окружающей среды – 0,5 %;

Образование – около 4 %;

Средства массовой информации, искусство – 1 %;

Здравоохранение и физическая культура – 2 %;

Социальная политика – 7 %;

Обслуживание государственного долга – 30 %;

Финансовая помощь бюджетам других уровней – 8 %;

Прочие – до 1 %;

Целевые бюджетные фонды – 8 %.

В структуре доходов можно выделить следующие группы затрат:

Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

Финансирование:

Обороны страны и правоохранительной деятельности;

Международного сотрудничества;

Погашения и обслуживания государственного долга;

Финансовой поддержки регионов;

Финансирование социально-культурных мероприятий.

Структура доходов

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Такие накопления составляли порядка 90 % всей суммы доходов бюджета и состояли из налога с оборота и платежей из прибыли. Эта система существовала 1930-1990 годы. В условиях перехода к рынку доходы бюджетной системы изменились коренным образом. Основными стали налоги, как и во многих странах с рыночной экономикой.

 В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

 Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

 Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) – 70 % общей суммы доходов федерального бюджета.

 Кроме того, неналоговые доходы – 8 % от общей суммы. К ним относят: доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы от приватизации; от внешнеэкономической деятельности; доходы целевых бюджетных фондов (дорожный фонд, фонд социального развития).

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru