Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по праву и юриспруденции (Вариант 4)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
вопросы для итогового государственного экзамена по теории государства и права 1.Предмет, система и функции теории государства и права. Предмет теории государства и права составляют: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Функции ТГП: 1) Онтологическая — ТГП — существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. 2) Гносеологическая — Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП. 3) Эвристическая — Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ. 4) Прогностическая — Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. 5) Методологическая — Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом. 6) Идеологическая — Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. 7) Организационно-прикладная — Преобразование, реформирование государственно-правовой жизни, разработка рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, обеспечение научности государственного управления и правового регулирования. Говоря о Теории государства и права как учебной дисциплине, выделяют еще 3 специальных функции: 8) Вводная — Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний. 9) Обобщающая — На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве. 10) Прикладная — Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно-правовой жизни Теория государства и права изучается по определенной системе и включает в себя помимо введения в теорию государства и права три самостоятельных раздела. Введение в собственно теорию государства и права предполагает такие вопросы, как предмет и методология теории государства и права, характеристика первобытного общества и его институтов и другие. В разделе теории государства излагаются: понятие, признаки, сущность, социальное назначение государства, власть и ее виды, особенности государственной власти и другие. В теории права излагаются проблемы регуляторов общественных отношений, современного правопонимания и другие вопросы. Завершается курс теории государства и права разделом, в котором раскрываются соотношение государства и общества, понятие и структура гражданского общества и другие.

2.Теория государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. В этом общее для всех отраслей юридической науки. Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика. С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д. В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейших источников существования и развития теории государства и права. Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве. Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего, она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.

3.Предпосылки, основные этапы и формы возникновения государства.

Принято выделять несколько основных форм возникновения государства. 1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). 2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию. 3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). 4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ. Существовало 3 группы предпосылок: 1.Экономические – появление излишка и возможностью кормить князя, наличие торгового пути , желание этот путь контролировать. 2.Социальные – связано с экономическими имущественная и социальная дифференциация, разрушение обычая родовой солидарности это приводило к необходимости появления князя. Таким образом, складываются различные интересы отдель¬ных социальных слоев восточного славянства, регулировать ко¬торые прежними способами стало невозможно. 3.Внешнеполитические – отношения между славянскими племенами и другими народами. Для борьбы с кочевниками славяне объединялись в союзы племен, цент¬рами таких объединений становились города-поселки, где базировались военные вожди (князья) и их дружины (войс¬ко). Этапы: Процесс возникновения государства длителен и сложен. В IXв. варварские восточнославянские племена идут по пути от «военной демократии» к государственному устройству. 1.На первом этапе происходит складывание 2 центров госу¬дарства восточных славян: на основе Полянского союза с центром в Киеве («Юг»); северные славянские племена объединялись вокруг Нового-рода («Север»). 2.Следующий этап связан с событиями 862 г. В «Повести вре¬менных лет» рассказывается, как поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода (славянского и финно-угор¬ского происхождения) пригласили варяжского князя (конунга) Рюрика. 3.Третий этап возникновения Киевской Руси принято связы¬вать с походом князя Олега 882 г. Родственник Рюрика — князь Олег для контроля над путем «из варяг в греки» совершил с дру¬жиной захват Киева, объявил его столицей, принял титул «вели-кий князь». Так произошло объединение восточнославянских земель Севера и Юга. 4.Княжение Ольги и установление уроков и погостов. 5.Крещение Руси 6.Создание в 1019 г. правды Ярослава 7.1054 г. завещание Ярослава Муарового, его формулировка о наследовании власти. Так же в историографии нет единого мнения о предпосылках и этапах формирования государства.

4.Основные теории происхождения государства.

1. Теологическая теория происхождения государства. Государство есть продукт божьей воли. Государь – наместник бога на земле. Государство вечно как сам бог. Является официальной теорией Ватикана. Автор теологической теории – Фома Аквинский (XII век). 2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой продукт разрастания и развития семьи. Автор патриархальной теории – Аристотель. 3. Классовая теория происхождения государства. Государство возникает в результате разделения общества на классы и является машиной для подавления одного класса другим. Авторы классовой теории – Маркс, Энгельс и Ленин. 4. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство. Авторы договорной теории – Платон, Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк. 5. Насильственная теория происхождения государства. Завоевание одних другими. Бывает теория внешнего (одно племя завоёвывает другое племя) и внутреннего насилия (формируется группа людей, которые путём силы подавляют всё остальное население, которые в большинстве). Авторы насильственной теории – Дюринг, Каутский. 6. Психологическая теория происхождения государства. Государство представляет собой результат особенности психики человека, его влечений и инстинктов. Авторы психологической теории – Фрейд, Петражицкий. 7. Историческая школа происхождения государства. Государство представляет собой продукт развития народного духа, органическое проявление народа. Формируется в ходе исторического развития (как язык). Авторы исторической теории – Пухта, Савиньи.

5.Понятие и особенности государственной власти, формы и методы ее осуществления.

Государственная власть отличается следующими основными признаками: — во-первых, она реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства; — во-вторых, имеет соответствующие возможности, структуры (суд, полицию (милицию), органы безопасности, армию и т. д.) для обеспечения своего господствующего положения в обществе, для того, чтобы заставить субъектов подчиниться ее воле, выполнять ее распоряжения; — в-третьих, носит официальный характер, то есть обладает юрисдикционными и иными властными полномочиями, распространяется на все население страны; — в-четвертых, в масштабах всей страны обеспечивает реализацию юридических правил поведения, общественный порядок. Таким образом, государственная власть есть способность и возможность представителей государства управлять населением и в необходимых случаях заставить лиц, находящихся на территории государства, им подчиниться. Формы осуществления государственной власти характеризуются следующим образом: 1. Убеждениекак умственное, эмоционально-волевое воздействие на субъекта с целью добиться от него желаемого поведения; 2. Принуждение, предполагающее применение жестких мер физического, организационного, имущественного, морального характера, направленных на ограничение свободы выбора субъектов, а в случае наличия состава правонарушения – привлечение к юридической ответственности; 3. Поощрение – моральное и материальное стимулирование социально-полезной деятельности; 4. Рекомендация, то есть пожелание, цель которого – ориентировать субъекта на осуществление желаемого властью поведения; 5. Контроль, представляющий собой постоянную проверку того, совершают или не совершают соответствующие субъекты необходимые действия, соблюдают правила поведения или нет. Контроль может осуществляться в области охраны прав и свобод человека и гражданина (осуществляет уполномоченный по правам человека), санитарно-эпидемиологического благополучия (воз ложен на санитарно-эпидемиологическую службу) и др.; 6. Надзор – вид государственной деятельности, направленный на обеспечение соответствия принятых и принимаемых правовых актов, а также юридически значимых действий требованиям норм права. В России особо выделяется прокурорский надзор.

6.Понятие, признаки и сущность государства.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами. Под государством разные философы и правоведы понимали: «Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель «Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович «Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон Признаки государства: 1. население 2. территория 3. суверенитет 4. взаимосвязь государства и права 5. система налогообложения 6. публичная государственная власть Сущность государства Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства. Подходы к определению сущности и предназначения государства: 1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства. 2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны. 3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

7.Типология государств.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств: 1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 2) цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 1) современных и древних; 2) западных, восточных, православных и др. В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

8.Понятие и виды функций государства.

Вопрос о функциях государства — это одно из важных вопросов не только теории, но и практики государственного строительства. Функции государства выражают социальную природу государства и конкретизируют ее суть. Термин «функция» в переводе из латинской означает «осуществить», «выполнить». Функции государства очень тесно связанные с задачами, целями и сутью государства, но не сводятся к ним. Анализ функций государства должен ответить на вопрос: 1) что должна делать государство на определенном этапе своего развития и как? 2) на чем должны быть сконцентрированы усилия их органов и ведомств? Много специалистов считают, что функции государства — это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности. Функции государства — это возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению нужд и интересов общества, которые конкретизируются в задачах, целях и социальном назначении. Государство выполняет чрезвычайно много функций, которые изучаются разными отраслевыми науками. Теория государства анализирует лишь основные функции государства. Все основные функции государства можно классифицировать за такими критериями: 1) в зависимости от деления власти — законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные. Все они обеспечивают функции управления обществом и государством; 2) в зависимости от их роли в обществе — основные и второстепенные; 3) в зависимости от сферы влияния и осуществление — внутренние и внешние; 4) в зависимости от сферы общественной жизни — экономические, политические, социальные, гуманитарные, экологические, идеологические; 5) в зависимости от срока выполнения — постоянные и временные. Все функции государства диалектическое развиваются, основные становятся второстепенными (неосновными), и наоборот, одни исчезают и появляются новые, которых раньше не существовало.

9.Механизм (аппарат) государства: понятие и признаки.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы. Признаки механизма государства: 1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата; 2) сложная структура; 3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом; 4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций. Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов: 1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: – органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – судебные органы; – контрольно-надзорные органы; 2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.: 1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; 2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; 3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность; 4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства. Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни; 2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов; 3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

10.Понятие, признаки и виды государственных органов.

Государственный орган – это юридически оформленная организационно-обособленная часть, базовое звено механизма государства, обладающая властными полномочиями, состоящая из государственных служащих и направленная на организацию государственной власти в целях функций государства. Признаки государственных органов: 1. Юридическое закрепление и оформление – любой государственный орган имеет свой юридический статус (совокупность прав и юридических обязанностей), закрепленный в действующем законодательстве и нормативных правовых актов. 2. Государственный орган, как правило, организационно обособлен, несмотря на действие его в едином механизме государства. Каждый государственный орган является самостоятельным лицом, обладающим своими материальными средствами и выполняющие присущие только ему задачи и обязанности. 3. Государственному органу присуще наличие властных полномочий и механизмов воздействия на общественные отношения. 4. Государственный орган состоит из государственных служащих, наделенных в соответствии за законом властными и административными полномочиями. 5. Государственный орган создается в целях выполнения задач и функций государства. Виды государственных органов: Виды: 1. В зависимости от способов возникновения государственных органов: 1) первичные государственные органы 2) производные государственные органы 2. По характеру принятия властных решений: 1) коллегиальные государственные органы 2) единоличные государственные органы 3. В зависимости от принципа разделения власти: 1) законодательные государственные органы 2) исполнительные государственные органы 3) судебные государственные органы 4) исполнительные государственные органы 4. В зависимости от способа формирования: 1) выборные государственные органы 2) назначаемые государственные органы 5. По сроку действия 1) постоянно действующие государственные органы 2) бессрочно действующие государственные органы 6. по характеру подчиненности: 1) государственные органы вертикального подчинения (например, прокуратура) 2) государственные органы двойного подчинения (например, любое министерство)

11.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы деятельности государственного аппарата представляют собой базовые, основополагающие начала, на основе которых аппарат государства осуществляет свою деятельность. Основные принципы деятельности аппарата государства: 1. Принцип разделения властей в соответствие, с которым органы, входящие в механизм государствадолжны быть разделены на законодательные, исполнительные и судебные в целях создания системы сдержек и противовесом, дабы ни один орган, входящие в механизм государства не имел подавляющие полномочия по отношению ко всем остальным органам. 2. Принцип законности, который предполагает неукоснительное соблюдение требование норм права со стороны всех органов непосредственно входящих в механизм государства. 3. Публичность и гласность при реализации властных полномочий. Данный принцип предполагает открытый характер осуществлениями органами, входящими в механизм государства властных полномочий. 4. Принцип приоритета прав и свобод человек и гражданина. Один из основополагающих принципов современного правового государства. 5. Принцип демократизма, предполагающий сменяемость людей, исполняющих функции государственного управление и создание системы реального народовластия. 6. Политический плюрализм. Этот принцип предполагает свободу политических мнений и воззрений. Никто не может быть подвержен преследованию за свои политические взгляды. 7. Профессионализм государственных служащих. 8. Обязательная подотчетность государственных служащих и органов государственной власти.

12.Принцип разделения властей, как основополагающий принцип организации современного государства.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой. Суть его содержится в том, что: 1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами; 2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную; 3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима; 4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве. В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру. 1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации. 2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания. 3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

13.Государство и местное самоуправление.

Впервые самоуправленческие структуры сформировались в рамках родового строя, с возникновением государства они не исчезли: частично трансформировались в органы государственной власти, а частично сохранили самостоятельное значение в виде местного самоуправления. Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местного значения. Местное самоуправление формируется демократическим способом и обеспечено политической, административной и финансовой самостоятельностью. Компетенция органов местного самоуправления должна строиться так, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Центральные или региональные органы гос. власти делегируют им свои полномочия. Местное самоуправление по особенностям его формирования, и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти. Главный субъект местного самоуправления — население. Самоуправленческая власть формируется населением на основе выборов, осуществляется в интересах всего местного населения муниципального образования, от его имени и им самим. При формировании же государственных органов частное лицо не в состоянии влиять на механизмы их формирования, и на механизмы принятия ими решений. Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел выше того, который требуется для принятия решений в системе самоуправления. Структуру органов местного самоуправления составляют: 1) институты непосредственной демократии — местные референдумы, выборы в органы самоуправления; 2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избранных демократическим путём всем населением муниципального образования. 3) главы муниципальных образований (главы администраций, районов), избираемые непосредственно населением соответствующих поселений или представительными органами. 4) исполнительно-распорядительные органы. Органы государственной власти не могут образовывать органы местного самоуправления или назначать их должностных лиц. Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

14.Понятие и основные элементы формы государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: 1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д. Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; 2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти. В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. Российская Федерация является полупрезидентской республикой. По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма: 1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др. Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

15.Форма государственного правления: понятие и виды.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.). Монархии могут быть двух видов: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). При дуалистической монархии: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики. В президентской республике: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2) правительство сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике. В парламентарной республике: 1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

16.Форма территориального устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система. В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: 1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; 3) смешанные; 4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаки федерации: 1) наличие самостоятельности у субъектов государства; 2) союзное государство; 3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 4) двухканальная система выплаты налогов. В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 1) национально-государственная; 2) административно-территориальная; 3) смешанная. В зависимости от юридической основы различают федерации: 1) договорные; 2) конституционные. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: 1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

17.Понятие, признаки и виды государственного (политического) режима.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: 1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; 2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан; 3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; 4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата; 5) доминирование противоправных решений. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: 1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; 2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; 4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы. Признаки демократического политического режима: 1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы. Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
=HYPERLINK("http://www.institutps.ru/")
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru