Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Сессия под ключ!

Ответы на вопросы по психологии (Вариант 26)



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Система психических явлений.
Психология, прежде всего, выступает как совокупность психологических явлений. Соответствующие явления субъективно представлены в его сознании в виде разнообразных феноменов, которые человек обнаруживает с помощью рефлексии в виде ощущений, образов, мыслей, представлений и переживаний.
К психическим явлениям также можно отнести такие феномены, которые принято называть вниманием, памятью, речью, способностями, волей, темпераментом, характером, потребностями, чувствами и многими другими терминами.
Эти явления определяет и изучает современная психология, пытаясь понять их природу, законы и влияние на поведение человека.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства личности.
Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.

Психология как наука о поведении.

Наука о поведении человека называется бихевиоризм. Это отрасль психологии, которая изучает реакцию индивида на те или иные события.
Бихевиоризм зародился в начале XX века, и это был кардинально новый подход в психологии. Основное задание этой отрасли — изучать поведение человека отдельно от мышления, основываясь на рефлексах. Для этого использовали метод наблюдения и анализа.
Психология как наука о поведении возникла в качестве протеста против гуманитарных умозаключений, которые были основаны лишь на метафорах. В бихевиоризме акцент сделали на практическую, а не теоретическую психологию.
Теория бихевиоризма доказала, что в большей степени поведение человека зависит от безусловных рефлексов. Если знать стимул и реакцию человека на какой-либо фактор, его поведение легко предугадать, поэтому личностью можно управлять.

Категории деятельности и общения в психологии.

Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
Деятельностью мы называем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Называем деятельностью процессы, которые психологически характеризуется тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом.
Основной характеристикой деятельности является предметность. Предмет деятельности выступает двояко:
в своём независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта;
как образ предмета, продукт психического отражения, который осуществляется в результате деятельности субъекта.
Общение – это взаимодействие 2-х и более людей, направленное
на согласование и объединение усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
Именно взаимодействие или информация, содержание коммуникативной связи, ее ценность и смысл и есть объект , по поводу которого взаимодействуют два субъекта.
Проблема сознания в психологии.
Сознание – высшая свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Проблема сознания – одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая проблема бытия. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др.
Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Сознание в процессе самонаблюдения лишено собственной психологической специфики. Единственный его отличительный признак заключается в том, что именно с помощью его проявления человек способен воспринимать различные явления, которые составляют содержание конкретных психологических функций. Именно связи с этим сознание рассматривается как:
— общие «бескачественные» условия существования психики, экспериментально не изучаемые
— процесс, отождествляемый с какой-либо психической функцией.
Еще одной трудностью в изучении процесса сознания человека является отсутствие отдельных характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными науке методами.

Культурно-исторический подход к изучению психических явлений.

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии: первая — следует путем естественного созревания; вторая — состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления.
По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.
Позднее эту мысль Выготского развил советский историк и социальный психолог Б.Ф. Поршнев в своей коммуникативно-инфлюативной концепции. Ключевым моментом концепции Поршнева является утверждение о том, что мировоззрение, выстраиваемое человеческой личностью в процессе его коммуникации с миром и окружающими его людьми, главным образом, формируется на основе суггестии. В концепции суггестии обосновывается вывод о том, что выбор доверия к внушаемым шаблонам языка и понятиям культуры (включая религиозные догматы) был и остается для человека единственно оправданным вариантом поведения.
Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода, Л.С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слова. По его мнению, именно слово — знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «Речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Предмет психологии: логика его исторического развития.

Предмет психологии – в самом общем определении – психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.
Представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена.
1. период – изучение души – до 5 в н э. Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.
2 период – средние века – изучение души на базе медзнаний и религии – теоцентрическая картина мира, психология как часть религиозной антропологии, душа – микроксм.
3 период – эпоха возрождения и 4 период – довольно активно стали развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку. Громадное влияние на психологическую мысль XVII-XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук.
5 период и 6-й период – середина 19 в — 60-е гг. 19 века до конца 19 века психофизическая проблема — В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а на физиологии, которая превратила организм в объект экспериментального изучения.

Эксперимент в психологии. Его виды, организация и проведение.

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.
Виды эксперимента в психологии:
По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:
— лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми
— естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит
— формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств.
Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого:
— Явный эксперимент — испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование
— Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается
— Скрытый эксперимент — испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.
Основные этапы психологического экспериментального исследования:
1) Любое исследование начинается с определения его темы
2) После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой
3) На этом этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных
4) Исследователь должен выбрать методику, аппаратуру и условия проведения психологического эксперимента
5) План экспериментального исследования. Выбор плана зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д.
6) В соответствии с планом проводится отбор и распределение испытуемых по группам
7) Непосредственно проведение эксперимента – наиболее ответственная часть исследования
8) Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов
9) Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл
10) Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Ощущения, их виды и связь с материальным миром.

Ощущения – свойства живой высокоорганизованной материи. Ощущения возникают в результате воздействия окружающего мира на органы чувств человека. Органы чувств являются для всякого живого организма «входными воротами» для внешнего мира. Только через органы чувств живой организм может получить сигналы из окружающей его среды.
По органам чувств, с работой которых они связаны, ощущения можно разделить на:
— зрительные,
— слуховые,
— осязательные,
— обонятельные,
— вкусовые,
— мышечные,
— ощущения равновесия.
Каждый из названных видов ощущений, в свою очередь, включает в себя немалое количество частных разновидностей ощущений. Так, например, к зрительным ощущениям относятся ощущения света, его яркости, цвета и насыщенности. Слуховые ощущения включают в себя ощущения громкости, высоты и тембра звука. Осязательные ощущения содержат в себе ощущения прикосновения, давления, движения, боли, тепла, холода и многие другие. В число обонятельных ощущений входит немалое количество разнообразных запахов, определяемых как различные и называемых, соответственно, разными словами. То же самое можно сказать о многообразии существующих у человека вкусовых ощущений.
По природе порождающих их стимулов (вызывающих их видов энергии) ощущения можно разделить на физические и химические.
Способность иметь ощущения и получать через них информацию о свойствах окружающей среды называют чувствительностью.
Ощущения возникают в результате воздействия окружающего мира на органы чувств человека. Органы чувств являются для всякого живого организма «входными воротами» для внешнего мира.

Основной психофизический закон. Пороги ощущений.

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН — функция зависимости величины ощущения от величиныраздражителя. Единой формулы О. п. з. нет, но есть его варианты: логарифмический (Фехнера), степенной(Стивенса), обобщенные (Бэрда, Экмана, Забродина и др.). Наибольшую степень обобщения имеет законЗабродина, включающий не только логарифмическую и степенную функции, но и все промежуточные междуними.
На основании этого закона сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя.
Пороги в ощущениях могут быть трех видов:
1) абсолютный нижний порог ощущения.
Минимальная величина раздражения, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Чем ниже порог, тем более чувствителен анализатор, т.е. тем выше чувствительность.
2) верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.
Например: сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – вызывает исчезновение ощущений (слышимый звук переходит в ультразвук).
3) относительный порог или порог различения – это минимальное различение между раздражителями, которое человек замечает.
Порог различения, это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить(или убавить) чтобы получить едва заметное ощущение изменения силы данного раздражителя.

Восприятие, его виды и свойства. Теории восприятия.

Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.
Виды восприятия:
— Осязательное восприятие
— Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
— Слуховое восприятие.
Свойства восприятия:
— Предметность восприятия. Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
— Целостность восприятия. Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета..
— Структурность восприятия. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета.
— Константность восприятия. Это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее).
— Апперцепция. Это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
— Осмысленность восприятия. Свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом.
— Активность (избирательность) восприятия. В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов.
Теории восприятия:
— Теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц). Стимуляции, поступающей со стороны окружающей среды через органы чувств человека и представленной в виде ощущений, недостаточно для построения полного и правильного образа воспринимаемого объекта.
— Структурализм или элементаризм ( В. Вундт и Э. Титченер). Образ является простой суммой ощущений, порождаемых в сознании человека соответствующим предметом.
— Гештальттеория восприятия (Вертгеймер). Он и другие представители гештальтпсихологии выделили и описали законы структурирования целого, которые одновременно управляют как восприятием, так и другими психическими функциями, включая интеллект человека.

Виды и свойства внимания. Теории внимания.

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Виды внимания:
— Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия.
— Произвольное внимание — это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека.
— Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.
Свойства внимания:
— Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте.
— Сосредоточенность внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других.
— Объем внимания — это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.
— Распределение внимания — это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.
— Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
Теории внимания:
— Концепция внимания Т. Рибо. Внимание непосредственно связано с эмоциональной сферой. Внимание тем сильнее, чем более выраженные эмоции вызывает его объект.
— Теория установки Д.Н. Узнадзе. Основным фактором, определяющим особенности внимания, является установка.
— Доктрина П.Я. Гальперина. Особенности развития внимания стоит изучать в рамках постепенного развития других умственных функций психики. Внимание представляет собой один из вариантов ориентировочной деятельности.
— Концепция Л.С. Выготского. Существует два типа внимания — заложенное природой и обусловленное культурой.
— Теория А.А. Ухтомского. Концепцию доминанты, которая определяет человеческое поведение — в том числе и направленность внимания. Доминанта — это очаг возбуждения в головном мозге. Внимание направлено на то содержимое, которое является актуальным для определенной доминанты.

Виды и законы памяти. Теории памяти.

Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.
Выделяют шесть видов памяти:
— двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений
— образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств
— словесно- логическую, связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий
— эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий
— не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести
— произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.
Основные законы:
1) Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – смысловая организация материала, которую обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение.
2) Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа формирования интереса – цель.
3) Закон установки
— на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».
— восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек прежде всего найдет то, на что у него есть установка.
4) Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.
5) Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.
6) Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.
7) Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.
8) Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.
9) Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
10) Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.
Теории памяти:
— Ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение.
— Гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие «гештальт» — образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей.
— Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы.
— Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой — произвольная память.
— К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов.
— Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях.

Воображение как психический процесс. Виды и функции воображения.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основ имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение – психических процесс, выражающийся:
— в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта
— в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена
— в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность
— в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Функции воображения:
1) Регуляция поведения и деятельности — т.е. человек представляет результаты своего возможного поведения, возможные последствия действий. Человек либо отказывается от данных действий, либо наоборот активирует свою деятельность (старается реализовать свои мечты).
2) Преобразовательная функция — т.е. воображение позволяет создавать идеальные модели, прообразы будущего, которые продвигают научно-технический прогресс, позволяют развиваться цивилизации.
Виды воображения:
— По критерию целеполагания выделяют: непроизвольное и произвольное воображение. Непроизвольное воображение — это непреднамеренное (без цели) создание новых образов (например, при чтении книги). Произвольное воображение – это целенаправленное создание новых образов.
— По критерию оригинальности новых образов выделяют: репродуктивное или воссоздающее воображение и продуктивное (творческое) воображение.
Репродуктивное воображение — это создание новых образов на основе описания или условного изображения.
Творческое воображение — это создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе новой научной, художественной, литературной и музыкальной деятельности.

Мышление как познавательный процесс. Виды и формы мышления. Теории мышления.

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.
Выделяют следующие виды мышления:
— Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта.
— Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.
Формы мышления:
— Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.
— Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
— Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.
Теории мышления:
— Асоцианистская теория. События или идеи будут связаны, если их объединять последовательно, то есть при помощи ассоциаций, связей следов прошлого и впечатлений, полученных из настоящего опыта.
— Теория Гештальта. Разум можно понимать, как пассивную коллекцию простых идей, объединенных неумолимой работой нескольких «законов ассоциаций».
— Бихевиористская теория. Определяет мышление как форму приспособления к новым условиям.
— Теория когнитивного развития. Возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде.
— Периферическая теория. Основное внимание уделяется изучению периферической нервной системы.
— Психоаналитическая теория. Мышление является одним из механизмов жизни и играет ключевую роль в саморегуляции.

Мотивационная сфера личности. Психологические мотивационные образования: потребности, мотивы, цели, стимулы, инстинкты, интересы, побуждения и влечения.

Мотивационная сфера человека — это развивающаяся в течение жизни целостная система, которая имеет иерархию, является подвижной и отражает предмет потребности и состояния самого индивида. Соответственно, главные отношения, описывающие мотивационную сферу личности — это иерархия мотивов или побуждений.
Мотивация – психическое образование, которое раскрывает причины поведения человека, побуждает и направляет его активность.
Поведение человека в основном обусловлено не физиологическими механизмами, а психическими функциями, обеспечивающими целенаправленность деятельности, что связано с социализацией потребностей и способов их удовлетворения.
Потребность – это то, без чего существо не может нормально функционировать; это результат отсутствия чего-либо, воспринимаемого как блага.
Цель — тот результат, который хочет получить человек по итогам своей деятельности и на достижение которого направлена его активность.
Инстинкты — психическое выражение импульсов и стимулов, идущих от организма (и, в этом смысле, биологических), психическое выражение состояния организма или потребности, вызвавшей это состояние.
Мотивационная установка – отсроченная потребность, латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения.
Влечение – это психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение переживается человеком как эмоционально напряженное состояние.
Интерес — форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности благодаря более глубокой ориентировке в ситуации. Интерес переживается человеком как своеобразная эмоциональная окраска процесса познания, обеспечивающая дополнительное внимание к познаваемым объектам.

Речь как предмет психологического исследования. Виды и функции речи.

Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.
Функции:
-Интеллектуальная. Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.
— Коммуникативная. Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.
У человека имеются следующие основные виды речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя, диалогическая и монологическая, вербальная и невербальная.
С помощью устной речи, представленной в звуковой форме, человека, облекая свои мысли в звучащие слова и предложения, и передает их содержание другим людям. Письменная – это речь, реализуемая в знаково-изобразительной форме, или такая речь, которую можно воспринимать зрительно.
Внешней называют речь, которая имеет отчетливо выраженные внешние признаки, наблюдаемые со стороны и воспринимаемые с помощью органов чувств человека Внутренняя речь – это особый вид речи, не имеющей внешних признаков наподобие тех, которыми обладает внешняя речь.
Диалогическая – это речь, в порождении и восприятии которой принимают участие два человека, причем высказывания одного из них являются стимулами или реакциями (репликами) на высказывания другого. Монологической называют речь, которая с начала и до конца порождается одним человеком.
Вербальной называют речь, имеющую соответствующее словесное, устное или письменное оформление. Чаще всего это устная речь. С помощью вербальной речи люди общаются друг с другом, превращая свои мысли в слова и предложения, и передавая их друг другу. Невербальными называют разновидности речи, не имеющие словесного, устного или письменного оформления. Это, например, речь, представленная в виде разнообразных телодвижений – жестов, мимики, пантомимики.

Эмоции, их виды и функции. Теории эмоций.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Функции:
— Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека.
— Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне.
— Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось.
— Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения.
— Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения.
Виды:
— Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
— Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человек.
— Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
— Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Теории эмоций:
— Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция.
— Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак — положительный или отрицательный- ему припишет.
— Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.
— Основная идея Сартра — о том, что эмоциональное сознание изначально является сознанием мира, а эмоция – превращением мира.

Проблема воли в психологии. Волевые качества личности.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.
Воспитание необходимых волевых качеств и способности к волевой регуляции является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений.
Проблема воли имеет не только психологические, но и философские и правовые аспекты. Характерно, что проблема свободы воли и ответственности продолжает оставаться предметом анализа и споров философов, юристов. Как отмечает Г.Г.Кравцов, воля является сравнительно мало изученной, т.к. трудно поддаются изучению.
Волевые качества:
— целеустремленность,
— решительность,
— самостоятельность,
— инициативность,
— настойчивость,
— выдержку,
— дисциплинированность,
— мужество.
Теории личности в современной психологии.
В современной психологии выделяют восемь основных подходов к изучению личности:
— Психодинамическая теория личности. Главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия.
— Аналитическая теория личности. Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи.
— Индивидуальная теория личности. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство.
— Гуманистическая теория личности. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций.
— Когнитивная теория личности. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.
— Поведенческая теория личности. Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования.
— Диспозициональная теория личности. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды.
— Теории личности в эго-психологии. Центральным для его теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути.

Темперамент и его типы. Теории темперамента.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Четырех типа темперамента:
1) Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.
2) Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.
3) Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.
4) Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).
Теории темперамента:
— Гуморальная теория. Темперамент человека напрямую зависит от той жидкости (гумора), которая преобладает в организме конкретного человека.
— Конституционная теория. Ее основная идея заключалась в нахождении связей между типом темперамента и врожденной конституцией (видом телосложения) индивида.
— Психофизиологическая теория. Связывает тип темперамента человека с типом его нервной системы.

Проблема способностей в психологии, их виды. Способности и задатки.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Задатки – природная предрасположенность к способностям.
Способности можно классифицировать на:
1) По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:
сенсомоторные (ощущение-движение);
перцептивные (восприятие чего-либо);
аттенционные (внимание);
мнемические (проявления памяти);
имажитивные (воображение); мыслительные;
коммуникативные.
2) По критерию основного вида деятельности на:
научные (математические, лингвистические и пр.);
творческие (музыкальные, литературные. художественные);
инженерные и т.д.
Проблемы:
— Первая проблема — развитие способностей и их детерминанты. Единственно значимым звеном в детерминантой сети является отношение наследственности и среды.
— Вторая проблема — взаимосвязь специальных и общих способностей. Ф. Гальтон полагал, что, измеряя параметры продуктивности простейших психических процессов, можно определить уровень в творческой одаренности человека.
— Третья — создание методов измерения способностей, в более широком смысле – методов измерения психических свойств индивидуальности.

Психология характера. Типы характеров людей.

Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе. Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности.
В структуре черт характера можно выделить следующие блоки:
— система отношения к действительности
— волевые качества
— отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.)
Основные типы характеров:
1) По теории Кречмера:
— Астеники. Такие люди обладают худощавым телосложением, тонкими ногами и руками, а также довольно слабой мускулатурой.
— Атлетики. Эти люди обладают достаточно крепким мускулистым телом и иксотимическим типом характера.
— Пикники. Фигуры у таких людей достаточно плотные и в большинстве случаев отличаются лишним весом.
2) По теории Юнга:
— Экстраверты. Деятельность и реакции этих людей во многом зависят от внешнего мира, от окружающих людей и событий.
— Интроверты. Люди с этим типом характера в большей степени руководствуются собственными ощущениями и переживаниями.
— Амбиверты. В психологии характер и индивидуальность человека, принадлежащего к этому типу, рассматривается как комбинация двух предыдущих.
3) По теории Гиппократа:
— Холерик. Люди с этим типом характера довольно страстные, вспыльчивые, а порой и агрессивные.
— Сангвиник. К такому типу характера относят веселых и подвижных людей.
— Флегматик. Это довольно сдержанные люди, практически не проявляющие своих эмоций.
— Меланхолик. Такие люди впечатлительны и очень ранимы.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru