Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по психологии (Вариант 39)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

Система психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Виды психических процессов: 1) Познавательные психические процессы: ощущение; восприятие; память; внимание; мышление; воображение; речь. 2) Эмоционально-волевые психические процессы: эмоции; воля Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
  1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
  2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).
  3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
  4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме. К психическим свойствам относятся: Темперамент; Характер; Способности; Направленность. Система психических явлений. Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой. Познавательные — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память. Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов), его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. — индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденным Мотивационные типом высшей нервной деятельности, актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики) влечения, страсти. Эмоциональные — иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация. Волевые — обобщенные способы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др. Уровни организованности — психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторон.

Психология как наука о поведении.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Другими словами, под психологией следует понимать научное исследование поведения и внутренних психических процессов (как осознаваемых, так и неосознаваемых), а также практическое применение получаемых знаний. По традиции в психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних субъективно переживаемых процессов. Т.е. факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Что такое факты поведения: 1) все внешние проявления физиологических процессов, связанные с состояниями, деятельностью, общением людей — — поза, мимика, интонации, взгляд, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь и др.; 2) отдельные движения и жесты; 3) действия, как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; 4) поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют социальное звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и др. Во втором десятилетии ХХ в. произошла “революция в психологии”, соизмеримая с началом новой психологии Вундта: в научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958), который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Какие основания были у Уотсона для заявления о том, что не сознание, а поведение является предметом психологии? 1) соображения здравого смысла, которые говорят о том, что по поведению человека можно судить о его психологических состояниях; 2) запросы практики. Психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась предметами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, это была эпоха бурного развития экономики, особенно в США; 3) Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Поведение — это система реакций, это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры и даже изменения желез, которое следует в ответ на раздражитель. Таким образом поведение трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, и сосудистую, и выделение секрета железой. И в то же время — узко: ограничивается только внешне наблюдаемым, из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы, так и психические процессы. Причинно объяснить какое-либо действие человека — значит найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего используется понятие стимул. В качестве общих окончательных задач психологии Утсон намечает следующие две: прийти к тому, что по ситуации (стимулу) предсказывать поведение и, наоборот, по реакции  заключать о вызвавшем ее стимуле. Утсон начал с описания типов реакций. Он выделил прежде всего реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние. В результате в поведении можно выделить реакции: внешние приобретенные (двигательные навыки); внутренние приобретенные (мышление, под которым понмалась внутренняя речь); внешние врожденные (хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описавываемые объективно в терминах стимула и реакции; внутренние врожденные — реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е. реакции, изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон различал инстинктивные и эмоциональные реакции: “если приспособление вызвано стимулом внутреннего характера и относится к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание”. Наблюдение за новорожденными приводит к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и сразу после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Поведения является результатом обучения. Навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление — виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков — память. Джон Бродес Уотсон (1878-1958) Его интересовало, какие эмоциональные реакции врождены у человека, какие — нет. На что появляется страх у новорожденного ребенка? — ведь, согласно Уотсону, жизнь взрослого полна страхов. Все более ясным становится, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа “человек строит дом” и т.д. Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций: наряду с классическими или павловскими были выделены инструментальные (Э. Торндайк, 1898) или оперантные (Б. Скиннер, 1938). Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) Явление инструментального обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется, а затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством. Например, если лай подкреплять кусочком колбасы, то скоро собака начинает лаять, выпрашивая колбасу. С помощью стимулов и подкреплений можно “лепить” любое поведение человека, манипулируя им. Заслуга: 1) бихевиоризм внес в психологию материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития; 2) ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий; 3) расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т.д.

Категории деятельности и общения в психологии.

Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами (Буева Л.П.). Деятельность всегда общественна – человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Деятельность субъектна (субъектность) – она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом. Деятельностью мы называем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Называем деятельностью процессы, которые психологически характеризуется тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом. Основной характеристикой деятельности является предметность. Предмет деятельности выступает двояко: в своём независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта; как образ предмета, продукт психического отражения, который осуществляется в результате деятельности субъекта. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Конкретный процесс (внешний или внутренний) – со стороны его отношения к мотиву он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели – в качестве действия или совокупности действий. Одно действие может осуществлять разные деятельности. Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание целей – длительный процесс апробирования целей действием. Осуществляющееся действие отвечает задаче. Задача – это и есть цель, данная в конкретных условиях. Способы осуществления действия называются операциями. Мотив – опредмеченная потребность. Процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, называются действиями. Выделение действия предполагает психическое отражение действующим субъектом объективного мотива действия и его предмета. Первоначально эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика — т.о., вместе с рождением действия (единицы деятельности) рождается и «единица» человеческой психики – смысл того, на что направлена активность человека. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Деятельность – предмет; Действие – предмет (цель) Когда цель действия входит в другое действие как условие его выполнения, то первое действие превращается в способ осуществления второго, в сознательную операцию. Мотивы – побуждения к действию для удовлетворения потребности. Бывают мотивы смыслообразующие, несущие личностный смысл, т.е. осознаваемые, и мотивы-стимулы, неосознаваемые, несущие эмоциональную окраску действия. Деятельность всегда мотивирована, иногда полимотивирована. В основе мотива всегда лежит потребность, потребность не всегда перерастает в мотив. Ведущей мы называем такую деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Переход к новой ведущей деятельности связан с тем, что реально действующими в случае смены ведущей деятельности становятся «понимаемые» мотивы, имеющие место в сфере отношений в которые уже фактически включен ребенок. Деятельность бывает игровая, учебная, трудовая. Каждый последующий вид вбирает в себя признаки предыдущего. В онтогенетическом смысле самый ранний вид деятельности – игровой. Игра несет в себе функции: познавательную, гедонистическую, коммуникативную, информативную, интерактивную, онтологическую (познание бытия), функцию социализации. Учебный вид деятельности вбирает в себя элементы игровой, приобретая элементы трудовой: дисциплина, подчинение, послушание, обязанности и права. Учебная деятельность – процесс двусторонний, включающий взаимодействие и обратную связь субъектов учебной деятельности. учебная деятельность призвана формировать универсальные ЗУН. Трудовая включает в себя элементы и игровой и учебной, в процессе трудовой деятельности происходит растянутый во времени процесс учения, научения, обучения, который реализуется в совершенном исполнении трудовых умений и навыков. Элементы игры могут присутствовать в различных областях трудовой деятельности. Тренинги, деловые игры, психологические игры с персоналом в настоящее время неотъемлемый компонент функционирования и обучения на любом производстве, в любом трудовом коллективе. Деятельность может быть интеллектуальная и трудовая (производственная). Деятельность может быть внешняя и внутренняя. Однако, и тот, и другой вид деятельности имеют содержание и продукт. В процессе деятельности мы наблюдаем два основных механизма: опредмечивание и распредмечивание. Когда объективно существующие знания становятся нашими ЗУН, то это процесс распредмечивания, а когда мы воплощаем и реализуем свои ЗУН на практике, в каком-либо продукте, то это опредмечивание. Наибольший интерес к общепсихологическому анализу проблемы общения возникает в 70-е гг. XX в. На первый план выходит проблема статуса категории «общение», включенности данного понятия в предметную область психологической науки. Другим аспектом проблемы является устойчивая традиция, существовавшая в отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности при этом фактически сведена к нулю. Общение является самостоятельной категорией психологического исследования, вместе с тем есть области, где общение и деятельность тесно взаимосвязаны, но есть и такие, где они далеки друг от друга. Исходя из представленных различных методологических подходов в психологической литературе можно встретить различные определения данной психологической категории. С позиций деятельностного подхода можно встретить следующие определения. «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». «Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга». Позиции сторонников несводимости общения к деятельности представлены следующими определениями.  «Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» Структура общения. В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: перцептивную (взаимовосприятие); коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие):
  • перцептивная предполагает восприятие и понимание субъектами друг друга в процессе общения;
  • коммуникативная характеризует особенности обмена, характер и содержание той информации, которой обмениваются субъекты общения;
  • интерактивная отражает характеристики взаимодействия общающихся субъектов, к ним относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнеры по общению. Среди возможных позиций в общении можно выделить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию.
Достаточное количество исследований посвящено также тактике общения – реализации в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений и способов говорить и слушать.

Проблема сознания в психологии.

Проблема сознания – одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая проблема бытия. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Функции сознания: мысленное построение действий; предвидение последствий своих действий; контроль и управление поведением личности; способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире. Характеристики сознания: активность сознания проявляется в дифференциации психических образов по степени их значимости для субъектов; — интенциональность – направленность на предмет или объект; -способность к рефлексии – готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя; -способность к коммуникации – передача осознанной человеком информации другим лицам с помощью языка и других знаковых систем; -мысленное представление и воображение действительности; наличие интеллектуальных схем – благодаря этой характеристики Сознания возможно абстрагирование. Одним из уровней сознания является Самосознание. На этом уровне осуществляется осознание, оценка человеком своих знаний, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Согласно этому принципу сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Человек движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлена деятельность, чем действовал, пока он этого не осознавал. В настоящее время в качестве основных выделяют 3 свойства сознания: Способность к познанию Способность к переживанию Способность к построению отношений с миром в целом и с конкретными явлениями и людьми. Эти свойства сознания реализуются с помощью взаимодействия процессов мышления и эмоций — в результате чего формируется субъективное отношение человека к миру, к окружающим его предметам и людям. Все психические процессы вносят свой вклад в организацию сознания. Однако в зоне сознания находят отражения лишь малая часть всех сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма; многое из того, что прежде было в поле актуального сознания, переводится в подсознательное регулирование и осуществляется человеком автоматически. В связи с этим Фрейд полагал, что бессознательное – это переживания подавляемые сознанием, против которых оно выдвигает мощные барьеры. Проблема самосознания в психологии. Венцом развития высших психических процессов является формирование самосознания. Самосознание – это оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика, интересов, ценностей и мотивов поведения. Этот процесс носит глубоко общественный характер, т.к. мерилом для человека выступают другие люди. Оценка себя с точки зрения того с кем встречается человек – делают его все более многосторонним. Сознательное поведение является в таком случае не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о самом себе, сложившимся на основании представлений о нем окружающих. В процессе жизнедеятельности и в общении у человека складывается самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи Джеймс предложил формулу: Самоуважение = успех/притязания. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. Самосознание в данном случае должно дать человеку понять мотивы и результаты его поступков и притязаний, на основании которых он сможет сделать вывод о том, каков он на самом деле. Т.о. главная функция самосознания заключается в поддержании приемлемого для личности уровня самоуважения.

Культурно-исторический подход к изучению психических явлений.

Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л. С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слова, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Для так называемой классической психологии было характерно противопоставление внешнего, объективного (предметов и процессов внешнего мира) и внутреннего, субъективного (явлений и процессов сознания). Сознание при этом оказывалось замкнутым в себе миром явлений, изучаемым лишь методом интроспекции. Можно ли в таком случае создать объективную науку о сознании? Ни одна зарубежная концепция не отвечала на данный вопрос утвердительно. Бихевиористы утверждали, что объективно можно изучать только поведение. Психоанализ погрузил психологов в глубины бессознательного. Представители гештальтпсихологии, выдвигая принцип изоморфизма, считали сознание феноменальной «тенью» физиологических процессов, т.е. не видели специфики законов самого сознания. Культурно-исторический подход к изучению сознания создавался Выготским, Лурия, Леонтьевым в определенных исторических условиях, когда победивший в России пролетариат провозгласил марксизм идеологией нового государства. В марксизме сознание рассматривалось как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием, и это с самого начала нацеливало психологов изучать механизмы формирования сознания в различных общественных условиях. Л.С. Выготский был в числе первых, кто заговорил о возможности объективного исследования самого сознания, поскольку не отождествлял сознание (и психику вообще) с теми явлениями, которые даны только переживающему их субъекту. По Л. С. Выготскому, психика, конечно, принадлежит субъекту, поскольку нужна для его ориентации в мире, и в этом смысле субъективна, однако при этом она несет в себе отраженные (хотя и весьма специфическим образом), значимые для субъекта свойства объективного мира. Таким образом, психологическая наука должна рассматривать связи, отношения, процессы, соединяющие субъекта с окружающим его миром. Чтобы объяснить внутренние явления, необходимо выйти за организм, изучая внешние отношения и проявления-специфически человеческие общественные отношения, т.е. объяснить внутреннее через внешнее и главный принцип исследований- объяснительный принцип (установить, выделить причинно-следственную связь)- нужно объяснять индивидуальное через общественное, рассматривая в качестве причины –общественное, а следствия – индивидуальное. Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания.  Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» возникновения психики человека выбрал знак, слова, символ, речь, труд. Развивая эти идеи далее, А.Н. Леонтьев пришел к выводу о необходимости изучения деятельности субъекта как конкретной связи объекта и субъекта, одной из форм проявления которой является психика. А.Н. Леонтьев рассматривает психику как продукт материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественного исторического развития во внутреннюю деятельность, в деятельность сознания. В какой мере человек создавал технику, в такой же мере она создавала его: общественный человек и техника обусловили существование друг друга. Техника, техническая деятельность обусловили существование культуры. Одним из первых понял и принял концепцию Л.С. Выготского его ученик и последователь А.Р. Лурия (1902-1977), в трудах которого формируются те основания культурно-исторического подхода, в которых культура осознается и изучается как ведущая линия духовного развития человека, как образующая личности. Уже в его ранних работах генетический подход сочетался с историческим, причем именно с культурно-историческим подходом к изучению языка и мышления. Например, А.Р. Лурия считал, что искусство может помочь в формировании нового самосознания, так как, наслаждаясь культурным произведением, человек осознает себя как культурное существо. Так, вызываемые «социальные переживания» помогают социализации человека, регулируя процесс его вхождения в ту культуру, в тот социум, который его окружает. Поэтому творчество основывается на процессе присвоения (а на определенном этапе развития человеческой личности и создания) культурных ценностей и связывается со способностью человека придавать своим мыслям знаковую форму. Именно такое понимание роли культуры в становлении психики и было принято А.Р. Лурия и развивалось им в его последующих трудах. Материалы психоаналитических исследований неврозов привели уже в то время А.Р. Лурия к мысли о том, что окружающая среда является не условием, но источником психического развития людей. Именно среда, культура формируют содержание и сознательных, и бессознательных слоев психики. В культурно-историческом подходе А.Р. Лурия культура предстает как ведущая линия социализации человека, как фактор, который определяет взаимосвязь человека и общества, формируя сознание и самосознание, его личностную активность. Позже А.Р. Лурия построил свой подход на соединении психологии с медициной, сформировав новую концепцию в нейропсихологии. Концепция А.Р. Лурия базируется на теории культурно-исторического происхождения, структуры и развития высших психических функций, разработанной им вместе с Л.С. Выготским. С помощью этих теоретических представлений А.Р. Лурия провел глубокий функциональный анализ различных систем мозга и детально описал лобный, теменной, височный и другие синдромы нарушений высших психических функций. Разрабатывая вопросы о психологических орудиях и механизмах опосредствования, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия говорили о стимулах-средствах, первоначально «повернутых вовне», к партнеру, а затем «оборачивающихся на себя», т.е. становящихся средством управления собственными психическими процессами. Далее происходит интериоризация — вращивание стимула-средства внутрь, т.е. психическая функция начинает опосредствоваться изнутри и таким образом отпадает необходимость во внешнем (по отношению к данному человеку) стимуле-средстве. Идея интериоризации отражает диалектическую закономерность формирования человеческой психики, сущность развития не только отдельных психических функций, но и всей личности человека в целом. Применение луриевского культурно-исторического подхода и теории трех функциональных блоков мозга оказалось очень продуктивным для развития нейрогеронтопсихологии, анализирующей перестройки (как негативные, так и позитивные) психического функционирования в старческом возрасте, а также специфические особенности нормального и различных форм аномального старения. В работе «История развития высших психических функций» Л.С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению Выготского, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, дающие ему возможность просто выживать, приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать на природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволяющие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать какую-то ситуацию, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования. В качестве орудий воздействия данный подход рассматривал не те, которые имеют материальную основу (камень, палка, топор и т.п.), а так называемые психологические знаки. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные определенным образом камни, напоминающие о чем-то важном, и т.д. Исторические корни подобных знаков находятся в совместном труде. На первых порах это были звуки-команды, исходящие от другого человека и носящие условно сигнальный характер. С течением времени человек научился давать подобные команды для себя и с их помощью управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами-знаками. Человек овладевал собственной психикой. Этот процесс трансформаций внешних средств — знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь, образы представления, образы воображения) получил название интериоризации. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), например, механическая память становится логической, импульсивное действие — произвольным, ассоциативные представления — целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс — следствие процесса интериоризации, т.е. формирования внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей. Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий. Основные положения КИТ: Культурная среда является средством развития психики; — интериоризация; — диалогичность, развитие происходит в процессе пост. диалога взрослого с ребенком; — «ЗБР»; — личность-приобретенное образование в процессе культурного развития; — развитие стадиально, через возрастные кризисы; — ребенок-активен(субъект); — в онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство; — формир-е ВПФ выделяет человека из животного мира. Естественные психфункции  развиваются на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, а ВПФ складываются в процессе исторического развития человечества.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://udsu.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru