Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по психологии (Вариант 41)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

Виды и свойства внимания. Теории внимания.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов. Внимание человека обладает пятью свойствами: устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью, распределением внимания, объемом внимания. Устойчивость внимания (способность длительное время сохранять состояние внимания на каком-либо объекте). Сосредоточенность внимания (проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других, например, сосредоточить внимание на чтении интересной книги, на занятии каким-либо интересным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг). При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста (предложения, слова), а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Качество противоположное сосредоточенности внимания — рассеянность. Переключаемость внимания — это его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной, причем такой перевод может быть как непроизвольным (невольный перевод своего внимания на что-либо такое, что вас случайно заинтересовало), так и произвольным (сознательно, усилием воли заставлять себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе, объекте). Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Это не означает, что разные виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Но и каждый из нас в состоянии выполнять «одновременно» две-три работы: читать-кушать, читать-кушать-слушать и т.д. (читая или слушая, мимо рта мало кто пронесет ложку). Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, способной одновременно сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5-7 единиц информации. (Человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания). Объем внимания определяется прибором тахистоскопом. Он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объектом кратковременной памяти.ескую деятельность человека является внимание. не имеющей значимости для данной деятельности. К основным видам внимания относятся: природное (дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы); социально обусловленное внимание (складывается прижизненно в результате обучения и воспитания); непосредственное внимание (не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека); опосредованное внимание (регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов); непроизвольное внимание (не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание); произвольное внимание (обязательно включает волевую регуляцию и обладает всеми качествами, противоположными непроизвольному вниманию). Теории внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.А. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т.А. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе. Так, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему: Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного особенного результата. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того, чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Виды и законы памяти. Теории памяти.

Память — это психический процесс, который проявляется в способности человека сохранять свой прошлый опыт, а также позволяющий повторно применить его в своей жизни и деятельности. Память — следовое психическое отражение прошлого. Она позволяет соединить в единый процесс настоящее, прошлое и будущее. Именно благодаря памяти человек усваивает опыт предыдущих поколений, приобретает новые знания, навыки и умения. Виды памяти: 1) Двигательная память — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. 2) Образная память – это память на представления, картины природы, звуки, вкус и т. п. 3) Эмоциональная память – это память на чувства. Ее содержание составляют эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Пережитые и сохраненные в памяти чувства оказывают огромное влияние на характер действий и поступков человека. 4) Вербальная память (словесно-логическая) – характеризуется тем, что запоминаются не конкретные образы предметов, в слова и выраженные в словах мысли. Законы памяти:
  1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – смысловая организация материала, которую обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение.
В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.
  1. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобиться для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
  2. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.
Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго». Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются. Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек прежде всего найдет то, на что у него есть установка.
  1. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационального и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.
  2. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
  3. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, полистать справочники.
  4. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7 + 2 (закон Миллера).
  5. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно по этому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».
  6. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
  7. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.
Теории памяти: 1) Ассоциативная теория. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. 2) Физиологическая теория. Эту теорию предложил П. П. Павлов. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасанием временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания. 3) Химическая теория. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировка в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. 4) Бихевиристическая теория. Бихевиристическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым (“стимул-реакция”), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека.

Воображение как психический процесс. Виды и функции воображения.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов) Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.  Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом. Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:
  1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.
  2. Воображение способствует предвосхищению будущего.
  3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов. Современная психология выделяет следующие виды воображения. В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное. В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Они являются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным. Функции воображения.
  1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;
  2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;
  3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Мышление как познавательный процесс. Виды и формы мышления. Теории мышления.

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности. Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер. Мышление тесно связано с действием и речью. Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления. Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза. Выделяют следующие виды мышления: — Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных. — Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект. — Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны. С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. В настоящее время тема мышления является одной из ключевых для психологической науки и, по признанию большинства ученых, одной из самых сложных. Ассоциативная теория мышления была сформулирована в трудах английского философа Д. Юма, жившего в XVII веке, и позднее разделялась многими учеными психологами – ассоциационистами, вплоть до конца XIX века. Она фактически сводила все содержание и процесс мышления к чувственным элементам сознания и их ассоциациям, в конечном счете — к ощущениям. С их точки зрения мышление представляет собой ничто иное, как последовательность ассоциаций, возникающих у человека в связи с условиями и искомым решением задачи, приводящих, в конечном счете, к нужному решению. Мышление, или процесс решения задач, в ассоциативной психологии изображался следующим образом. При ознакомлении с условиями задачи у человека возникают так первичные ассоциации между искомым решением задачи и ее условиями. Далее человек произвольно выбирает одну из них, следует ей, предпринимая шаги по цепочке последовательно возникающих у него ассоциаций, и, в конечном счете, добирается по ним к искомому решению задачи. Если этот путь не приведет человека к нужному решению задачи, то он возвращается на исходные позиции, выбирает другую цепочку ассоциаций и следует по ней. Действуя подобным образом, человек предпринимает несколько попыток решения задачи до тех пор, пока какая-либо из случайно возникающих ассоциаций не приведет его к нужному решению. Вюрцбургская школа. На волне критики ассоциативной теории мышления возникло новое представление о нем, предложенное в Вюрцбугской школе мышления в Германии (конец XIX – начало ХХ вв.). Представители этой школы в решении проблем мышления опирались на понятие интенции (намерения), идущее от Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также на представление о предметной направленности мысли. В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей его к случайному сцеплению ассоциаций, представители Вюрцбурской школы мышления подчеркивали активный, целенаправленный и упорядоченный характер мыслительных процессов. Особое внимание они обращали на роль задачи в управлении и направлении процессов мышления, а также на значение намерения (интенции, стремления) найти ее решение.В связи с этим в научный оборот были введены понятия «детерминирующей тенденции» (Н. Ах) как внутренней силы, управляющей процессом мышления, и «установки». Еще один представитель той же школы мышления, О. Зельц, сформулировал положение о том, что продуктивное мышление (напомним, что так называли в то время творческое мышление) не сводится к ассоциациям, что решение задачи в таком мышлении определяется установкой на поиск ее решения и теми интеллектуальными операциями, которые эта установка актуализирует. Идея связать мышление с практической деятельностью человека впервые возникла и стала разрабатываться в Вюрцбурской школе мышления. Представители этой школы выделили мышление в отдельную, особую проблему психологии, первыми стали его рассматривать как совокупность внутренних действий (актов), которые в процессе решения человеком задач можно изучать с помощью интроспекции. Основные идеи, касающиеся мышления и представленные в данной школе, были сформулированы в трудах О. Зельца. Он первым определил мышление как систему интеллектуальных операций. О. Зельцем было введено в научный оборот понятие антиципации, под которой понималось ожидание или предвосхищение будущего результата мыслительной деятельности. Введя это понятие, О. Зельц подчеркивал, что человек, решая задачу, заранее в общем виде представляет, какое решение он ищет, и в этом проявляется предвосхищение, ожидание будущего результата решения задачи. Гештальтпсихологи. Много для изучения мышления сделали представители этого направления В. Келер и М. Вертгеймер. В. Келер провел первые экспериментальные исследования мышления человекообразных обезьян, и не только доказал существование у них интеллекта, но и такжеи то, что даже мышление животных, не говоря уже о мышлении человека, не может быть объяснено на ассоциативной основе как действия, осуществляемые методом проб и ошибок. Еще более убедительно это доказал М. Вергеймер на примере исследования продуктивного (творческого) мышления. Заслуга гештальтпсихологов в изучении мышления заключалась, кроме того, в том, что они первыми перешли от исследования процесса решения человеком простейших задач в лабораторных условиях (этим, как было сказано выше, в основном занимались представители Вюрцбурской школы мышления) к изучению мышления, как решения задач человеком и животными, в реальных жизненных условиях. Теория мышления Ж. Пиаже. Определенный вклад в разработку новых теорий мышления внесли экспериментальные исследования процесса его развития, проведенные в первой половине ХХ века. Один из инициаторов этих исследований, швейцарский психолог Ж. Пиаже открыто не придерживался ни одного из описанных выше теорий мышления. Он разработал собственную оригинальную теорию мышления, которая получила название «Операциональная теория интеллекта». Это название объясняется тем, что ключевым понятием в данной теории становится понятие операции, формально заимствованное из математики и логики, но в теории мышления Ж. Пиаже использованное для описания тех умственных или практических действий, которые выполняет человек, решая разнообразные задачи. Операция, по Ж. Пиаже, представляет собой обратимое умственное или практическое действие, которое человек научился хорошо выполнять в прямом и обратном порядке с разными объектами: предметами, образами, понятиями. Операции входят в структуру интеллекта и представляют его как процесс, состоящий из множества связанных в систему операций разной степени сложности. Они могут соединяться в группы, характеризующие интеллект на разных уровнях его развития. Теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления. В своих работах Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. Высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы. Многие теории мышления, которые сложились во второй половине ХХ века, клали в основу его понимания умственные способности человека. Эти теории можно разделить на две основные группы: — теории, авторы которых исходили из предположения о наличии у человека природных, не изменяющихся или мало изменяющихся под влиянием опыта интеллектуальных способностей; — теории, в основе которых лежит допущение, что умственные способности человека формируются и развиваются в процессе его жизни. Во второй половине ХХ века началась разработка теории мышления, представленной в современной когнитивной психологии. В основу когнитивно-психологического понимания мышления было положено понятие алгоритма, рассматриваемого как универсальный и формализованный процесс решения определенного класса задач. Идея алгоритмичности из области математики и математического программирования была перенесена на психологическое понимание процессов, характеризующих мышление человека. В его психике ученые, представляющие когнитивное направление, также стали искать алгоритмические последовательности действий, приводящие к решению типичных задач. Кроме того, в когнитивную теорию мышления были перенесены другие понятия, используемые в современной теории информации и программировании работы ЭВМ, в том числе такие, как операция, выбор, цикл и другие. Сторонники этого направления в изучении мышления исходили из того, что с момента изобретения и использования электронно-вычислительных машин начался новый этап в исследованиях интеллекта (мышления) человека.

Мотивационная сфера личности. Психологические мотивационные образования: потребности, мотивы, цели, стимулы, инстинкты, интересы, побуждения и влечения.

Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Всем указанным компонентам присуща одна фундаментальная общая особенность: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический. Содержательный аспект заключается в той или иной репрезентации внешней — отражаемой реальности и выступает чаще всего в форме определенного знания. Динамический аспект связан с тем, что любой из отмеченных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержания и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все указанные компоненты и объединяются в составе мотивационной сферы личности. Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают естественные и культурные. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Потребности могут приобретать разную форму. Например, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Это — побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение — установка. Это — неосознавамое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов. Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов. Это — осознаваемые потребности личности, побуждающие ее поступать, вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Вся совокупность убеждений объединяется в мировоззрение. Если человек не только осознает в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то говорят о мотивах поведения в узком смысле. Таким образом, мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Система всех побуждений — мотивов, потребностей, диспозиции, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п. — называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминантами, входящими в структуру мотивации. Итак, в мотивационную сферу личности входят: потребности, мотивы, мотивация, влечения, желания, идеалы, мировоззрение, установки, интересы, направленность. Потребность – это нужда человека в чем-либо необходимом для его нормального существования и развития в данный момент времени или в ближайшем будущем (пирамида Маслоу или невротические потребности Карен Хорни). Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах её удовлетворения и о целях поведения, которые могут её удовлетворить. Мотивацию рассматривается как 1) процесс, т.е. движущую силу поведения, 2) как структуру, содержащую в себе различные мотивы. Интерес — мотив, который способствует глубокому познанию какой-то стороны действительности. Виды интересов: а) Устойчивые и неустойчивые; б) глубокие и поверхностные. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на природу общества. Влечение – это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматический источник – раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение – это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании. Инстинкт — специфический механизм регуляции поведения. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние, например, голод или жажда.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://dalrybvtuz.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru