Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по управлению персоналом (Вариант 8)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Определение документа и общие правила оформления документов Документ — это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. Под оформлением документов понимается соблюдение в ходе их составления, подготовки, перепечатки, согласования, удостоверения, пересылки в управленческих аппаратах учреждений (организаций и предприятий) требований, установленных в законодательных актах и нормативно-методических документах Российской Федерации. Современные требования к оформлению документов фиксируют в государственных стандартах. Так, общие требования к оформлению управленческих документов предусмотрены стандартами: ГОСТ Р 6.30 — 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и ГОСТ Р 51141- 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». ГОСТ Р 6.30 — 2003 устанавливает максимальный набор реквизитов документа, правила их оформления и расположения в документе, предусматривает виды бланков документов, требования к их оформлению и хранению и др. Документ имеет юридическую силу только при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документов. Например, обязательные реквизиты для письма: наименование организации, почтовый адрес, адресат, заголовок к тексту, дата, индекс, текст, подписи, фамилия исполнителя и номер его телефона. Реквизит документа – это обязательный элемент оформления официального документа (ГОСТ Р 6.30 — 2003). Набор реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа. В процессе подготовки и оформления документа состав реквизитов может быть дополнен другими реквизитами, если того требуют назначение документа, его обработка и т.д. Для ряда документов состав реквизитов установлен законодательными и нормативными актами, отдельные виды документов могут быть оформлены организацией по собственному усмотрению с выполнением единых правил документирования. ГОСТ Р 6.30 — 2003 предусматривает и формуляр-образец документа. Формуляр-образец организационно-управленческих документов представляет собой графическую модель или схему построения документа. Формуляр-образец также устанавливает размеры стандартных полей в документе, расположение постоянных и переменных реквизитов. Управленческие документы рекомендовано оформлять на бланках. При подготовке документов рекомендовано применять текстовый редактор Microsoft Word (программный продукт корпорации Microsoft Corporation) любой версии, начиная от 6.0 с использованием шрифтов Times New Roman Cyr, либо Times DL, 12, 13, 14 кеглем через одиночный, полуторный или двойной интервалы. При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют. Номера страниц проставляют посередине верхнего (нижнего) поля листа. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля: – левое – не менее 20 мм; – правое – не менее 10 мм; – верхнее – не менее 20 мм; – нижнее – не менее 20 мм. На основе законодательных, нормативных и инструктивно-методических документов каждое учреждение (предприятие, организация) устанавливает собственные требования, предъявляемые к работе с документами, закрепляет их в уставе (положении), регламентах, правилах, инструкциях. В данных документах должны быть закреплены и конкретные правила документирования, в том числе: – права и обязанности должностных лиц, отдельных сотрудников в процедурах оформления документов; – состав документов, применяемых для документирования управленческой деятельности; – компетенция руководителя, его заместителей и руководителей среднего звена, их право на издание различных видов распорядительных документов; – порядок подписания, согласования и визирования документов, заверение их печатью; – обязательные требования к оформлению и порядок работы с документами. Штатное расписание. Понятие и правила составления Штатное расписание – правовой акт, устанавливающий штатный состав и штатную численность организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Составляется и утверждается штатное расписание ежегодно по состоянию на 1 января приказом руководителя предприятия. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. До 1 января 2013г. для составления штатного расписания всеми организациями независимо от формы собственности, применялась унифицированная форма штатного расписания — форма № Т-3, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». С 1 января 2013г. формы первичных учетных документов, в том числе и форма Т-3, не являются обязательными к применению (за некоторым исключением). Тем не менее, многие организации продолжают использовать в своей работе именно эту форму штатного расписания. В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1), форма Т-3 применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением) и содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. При заполнении графы 4 «Количество штатных единиц» по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 2,75 и пр. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации. В графах 6 — 8 «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством Российской Федерации (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда). При невозможности заполнения организацией граф 5 — 9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.) Положение о структурном подразделении. Должностная инструкция Положение о структурном подразделении организации составляется в произвольной форме. Структура Положения о структурном подразделении обычно выглядит так: общие положения; основные задачи и функции структурного подразделения; права и ответственность структурного подразделения; взаимодействие с другими структурными подразделениями организации. Что касается Положения о филиале, то оно может состоять, в частности, из таких разделов: общие положения; правовой статус филиала; имущество филиала; финансово-хозяйственная деятельность филиала; управление филиалом; контроль финансово-хозяйственной деятельности филиала; бухгалтерский учет и отчетность; трудовые отношения в филиале; прекращение деятельности филиала. Порядок разработки Положения о структурном подразделении устанавливается самой организацией и зависит от вида такого подразделения. Если в организации создаются филиал или представительство, для этого потребуется решение общего собрания участников, принятое в общем случае большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Если же речь идет о создании внутреннего структурного подразделения (например, отдела), для этого достаточно решения руководителя организации, если иное не предусмотрено Уставом. Важно помнить, что при приеме на работу в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение организации, указание в трудовом договоре с работником о таком подразделении и месте его нахождения является обязательным (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Хотя на практике в трудовом договоре с работником указывается и внутреннее структурное подразделение, куда он был принят (например, менеджер в отделе продаж). Соответствующая отметка о подразделении делается и в трудовой книжке. С Положением о структурном подразделении, в котором трудится работник, он должен быть ознакомлен под роспись при принятии на работу в такое структурное подразделение (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Должностная инструкция — это внутренний организационно-распорядительный документ, регламентирующий полномочия, ответственность и должностные обязанности работника на занимаемой должности в определенной организации. Общие правила В шапке должностной инструкции пишут название организации, наименование документа, дату и место его подготовки. Справа над текстом располагают гриф утверждения. Заголовок к тексту должен быть согласован в родительном падеже с наименованием документа. Например, «Должностная инструкция (кого?) главного бухгалтера». Впрочем, это относится ко всем управленческим документам. Руководитель структурного подразделения разрабатывает и подписывает должностные инструкции. Утверждает эти документы руководитель организации. Если есть необходимость, то их можно согласовать с юридической службой или другими структурными подразделениями. Каждого работника нужно ознакомить с его должностной инструкцией под подпись, пометка о которой находится на последнем листе документа, ниже подписи руководителя и виз согласования. Расписка включает: слова «С инструкцией ознакомлен»; личную подпись работника; инициалы и фамилию; дату ознакомления. Положения должностной инструкции должны конкретизировать обязанности и виды работ, выполняемых по той или иной должности, исключая их неоднозначное толкование. Глаголы следует употреблять в изъявительном наклонении: «выполняет», «организует», «составляет» и т. д. При споре сотрудник не сможет заявить, что действия из инструкции он делать «мог», но не был обязан. Требования к тексту должностной инструкции – полнота определения задач, четкая формулировка функций и обязанностей. Заполнение основных разделов должностной инструкции Теперь рассмотрим, что именно следует писать в каждом из разделов должностной инструкции. Раздел I «Общие положения» содержит наименование должности в соответствии со штатным расписанием и основные сведения о ней: название структурного подразделения; подчиненность работника; порядок назначения и освобождения от должности, замещения должности в период временного отсутствия работника; требования к профессиональной подготовке и квалификации. В этом же разделе отдельным пунктом перечисляют законодательные, нормативные и нормативно-методические документы, которыми должен руководствоваться работник в своей профессиональной деятельности. Помимо упоминания актов общего действия (например, «соблюдение Трудового кодекса» или «соблюдение законодательства РФ») сюда надо включить перечень внутренних организационных и распорядительных документов. Это устав, приказы и распоряжения руководителя организации, положение о структурном подразделении, правила внутреннего трудового распорядка и др. В разделе II «Функции» или «Должностные обязанности» формулируется основная задача работника, которую он должен выполнить на своей должности, предмет его непосредственной ответственности, участок работы. Далее следует описать конкретные виды работ, из которых складывается выполнение трудовой функции. Необходимо отметить, что состав работ в конкретной должностной инструкции всегда должен быть индивидуален. Раздел III «Права» закрепляет круг прав, необходимых работнику для реализации возложенных на него задач, а также порядок осуществления этих прав. Как правило, к ним относятся: доступ работника к определенной информации; принятие решений; получение данных, необходимых в работе; право визирования определенных видов документов; право контроля за оформлением документов, работой подчиненных, за соблюдением трудовой дисциплины и т. д. Содержание раздела «Права» напрямую взаимосвязано с набором функций. Оно устанавливает компетенцию конкретного работника и права, предоставляемые ему для выполнения возложенных на него обязанностей. Четкая формулировка прав работника позволяет сформулировать его ответственность, которая выделяется в отдельный раздел. Раздел IV «Ответственность» раскрывает содержание и формы ответственности за результаты и последствия деятельности, а также за факты непринятия своевременных мер или действий, относящихся к обязанностям сотрудника. В инструкции может быть описана уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность. Меры ответственности устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и с учетом специфики работы организации. При подготовке этого раздела за основу следует брать разделы «Функции» и «Должностные обязанности», в соответствии с которыми и детализируется ответственность работника. ПК – 13 Умение вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно- правовыми актами, знанием основ кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности, а также навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами, умение обеспечить защиту персональных данных сотрудников Трудовой договор. Понятие и правила составления Под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Трудовой договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах, каждый из которых подписывается и работодателем, и работником. Различают два вида трудового договора по срокам его заключения 1) трудовой договор, заключенный на неопределенный срок; 2) трудовой договор, заключенный на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на определенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Такой договор может заключаться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. Отличительными признаками трудового договора являются: включение в деятельность организации и участие в ней личным трудом (личностный признак); выполнение работы определенного рода (предметный признак); подчинение исполнителя работ внутреннему трудовому распорядку предприятия (организационный признак); оплата труда по заранее установленным нормам и в соответствии с конечными результатами хозяйственной деятельности (имущественный признак); Существенными условиями трудового договора являются: место работы с указанием структурного подразделения дата начала работы наименование должности или конкретной трудовой функции права и обязанности работника права и обязанности работодателя характеристики условий труда, выплат за вредную работу режим труда и отдыха условия оплаты труда виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не оговорено в самом договоре или не установлено федеральными законами или иными нормативными актами. При этом работник должен приступить к работе со дня, определенного трудовым договором. Если такой день не оговорен, то работник приступает к исполнению своих обязанностей на следующий после вступления трудового договора в силу день. Если работник не приступил к работе без уважительной причины в течение недели, то трудовой договор аннулируется. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста или 15-летнего возраста, при условии получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом. Изменение условий трудового договора влечет изменение в содержании прав и обязанностей его участников. Расторжение трудового договора означает и прекращение трудового правоотношения. Работа с кадрами. Журналы по учету кадров. Книга учета справок. Хранение кадровой документации Регистрация кадровых документов может вестись только с использованием журналов, т.к. в случае возникновения трудового спора компьютерную регистрацию суд или государственная инспекция труда может не признать. Все регистрационные журналы (как и книги учета) должны быть защищены от изъятий и вложений: страницы должны быть пронумерованы ручкой (не карандашом), журнал должен быть прошит и опечатан, заверен подписью руководителя организациии и ответственного за его ведение лица. Только в этом случае он может служить доказательством. Журналы и книги по учету кадров ведут для того, чтобы: регистрировать документы и присваивать им порядковые номера; организовать учет кадров и их движения (прием на работу, перевод, отпуск, увольнение); наладить учет документов, которые выдаются работникам под расписку и не хранятся в организации (удостоверения, справки); облегчить в дальнейшем поиск нужных документов. Журналы регистрации кадровых документов, которые обязательно должны вестись в организации Журнал регистрации трудовых договоров. Кадровики, кроме того, иногда ведут отдельно журналы регистрации принятых и уволенных работников, каждый год начиная новую нумерацию, что позволяет быстро получить сведения о том, сколько работников было принято, уволено за год, сколько уволилось из принятых в текущем году. Журнал регистрации личных карточек. Журнал регистрации личных дел работников (если они ведутся в организации). Журналы регистрации приказов (распоряжений). Их количество определяется в зависимости от размеров кадрового документооборота. Все кадровые приказы могут регистрироваться в одном либо в нескольких журналах (вплоть до регистрации в отдельном журнале каждого вида приказов). Журнал регистрации справок, выданных работникам, облегчает поиск нужной информации и позволяет делать выборки для статистики. Помимо этого, руководитель, основываясь на реестре, может осуществлять контроль за выполнением соответствующих задач для определения объема выполненных видов работ, оценки эффективности работы отдела кадров и т.п. Хранение кадровых документов несколько выделяется из общих правил хранения управленческих документов. Поскольку кадровые документы обладают высокой социальной значимостью (особенно документы, содержащие персональные данные), так как служат документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение, например, по старости и инвалидности, а также подтверждением трудового стажа работника. Поэтому большинство из них имеют длительный или постоянный срок хранения и используются в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения. Помимо этого, кадровые документы обладают еще и биографической, археографической ценностью, являются источником для статистических обобщений и историко-социальных исследований. Особенности хранения кадровой документации в организации обусловлены задачами ограничения несанкционированного доступа к документам, содержащим персональные данные работников, и эффективного поиска нужной информации. В системе хранения кадровых документов можно выделить два вида, стадии хранения: текущее и последующее. Хранение и использование документов с момента их создания и до передачи дела, в котором они сгруппированы, в архив называют текущим (оперативным). Текущее хранение дел осуществляется по месту их формирования. Текущее хранение также делиться на два подвида: — хранение документов в процессе их исполнения; — хранение исполненных документов. Текущее хранение кадровых документов, картотек, книг учета и другие осуществляется, как правило, в помещениях кадровых служб организаций, которые должны быть оборудованы специальными шкафами или сейфами, запирающимися и опечатывающимися. Копии номенклатуры дел, размещенные на шкафах, а на корешках обложек дел — номера дел в соответствии с номенклатурой облегчат поиск документов. Трудовые книжки работников хранятся в сейфе руководителя отдела кадров, там же хранятся печати, штампы, бланки документов, ключи от шкафов (сейфов) для хранения документов. Работникам кадровой службы не рекомендуется при любой продолжительности выхода из помещения оставлять какие-либо документы или служебные записи на рабочем столе, а также работающий компьютер. В конце рабочего дня работники кадровой службы должны поместить все массивы документов, находящихся в процессе их исполнения, в металлический шкаф, закрыть его и опечатать. Ключи от шкафов сдаются руководителю отдела кадров под роспись в соответствующем журнале. Черновики и редакции документов, испорченные бланки в конце рабочего дня уничтожаются, для этого может применяться специальная бумагорезальная машина. Компьютеры в конце рабочего дня блокируются и отключаются от сети. Кроме того, технология хранения и учета кадровой документации предполагает обязательную роспись работников, подтверждающую получение на руки копий и выписок из них. Основанием последующего (архивного) хранения документов является экспертиза их ценности, и далее следует: оформление дел, составлении описей, составление актов о выделении к уничтожению документов и сдача дел в архив организации. Трудовой распорядок и дисциплина. Правила внутреннего трудового распорядка Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. Дисциплина труда обеспечивает: 1) квалифицированное выполнение работником трудовых обязанностей; 2) высокоэффективное использование рабочего времени. Методы обеспечения трудовой дисциплины: 1) создание необходимых условий для нормальной работы. Работодатель обязан в соответствии с действующим законодательством,’ содержащим нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда; , ‘ 2) метод убеждения; 3) метод воспитания; 4) метод поощрения за добросовестный труд; 5) метод принуждения (применение мер дисциплинарной ответственности). Работники отвечают за нарушение трудовой дисциплины. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации — локальный нормативный акт организации, регламентирующий основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и являются приложением к коллективному договору. Они распространяются на всех работников Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ. Дисциплина труда связана и с технологической дисциплиной (т.е. с соблюдением технологических правил на производстве). Если работник нарушает технологическую дисциплину, это является производственным упущением и дает основание работодателю наряду с привлечением виновного к дисциплинарной ответственности для полного или частичного лишения его премии. В организациях должны быть созданы безопасные условия труда и надлежащая охрана труда, обязанности по их обеспечению возлагаются на работодателя. ПК – 14 Владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике Анализ экономических показателей деятельности организации Экономические показатели характеризуют состояние экономики, а также различных ее объектов и протекающих внутри нее процессов в трех временах. Сами по себе они представляют собой один из наиболее популярных на сегодняшний день и — что еще более важно – эффективных инструментов, позволяющих определить состояние экономики определенной компании или же страны. Состав и структура, на которую подразделяются экономические показатели, является одним из наиболее важных объектов изучения науки, и в то же время представляют собой ее содержательный элемент. Данная система включает в себя совокупность систематизированных характеристик, которые взаимосвязаны между собой и определяют состояние экономики в целом. По своей структуре экономические показатели различаются на: — абсолютные (которые довольно часто принято называть количественными); — объемные; — относительные (которые также называются качественными). Абсолютные и объемные показатели выражаются в денежных или же натуральных единицах, то есть вес, штуки, длина, объем или, к примеру, определенная валюта. В то же время относительные экономические показатели деятельности предприятия представляют собой соотношение двух показателей, имеющих одинаковую или же разную размерность. В первом случае рассматриваются безразмерные характеристики, которые указывают в основном на темп изменения определенной экономической величины или же соотношения, а также пропорции экономических однородных величин, которые получаются впоследствии их сравнения и измеряются в процентах или долевом исчислении. Во втором же случае речь идет о размерных показателях, в соответствии с которыми характеризуется общая скорость изменения данной величины во времени, а также эффективность использования различных ресурсов и чувствительность рассматриваемой величины по отношению к конкретному фактору, обуславливающему ее изменения. Наиболее широко использование экономических показателей сегодня встречается в планировании, прогнозировании, управлении и анализе. Успешность управления экономикой, различными экономическими объектами и процессами достаточно сильно зависит от круга используемых показателей, а также степени полноты, которой они могут охарактеризовать управляемые процедуры. Помимо того, она также зависит от того, насколько правильно и точно проводилось определение и анализ экономических показателей. Анализ показателей наличия, движения и использования персонала Для исследования показателей использования персонала и фонда оплаты труда привлекают статистическую отчетность: Форма № 1–Т – Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности. Форма № 1–Т (условия труда) – Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и(или) опасных условиях труда. Форма №1 – предприятие – Основные сведения о деятельности организации за 20____ год. Фонд оплаты труда за отчетный период находит свое отражение и в годовой бухгалтерской отчетности – в форме 5 – Приложение к бухгалтерскому балансу. Анализ движения персонала осуществляется по следующим показателям: 1. Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников. 2. Коэффициент оборота рабочей силы по приему – отношение числа принятых к среднесписочной численности работников. 3. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению – отношение числа уволенных по всем причинам к среднесписочной численности работников. 4. Коэффициент необходимого оборота, равный отношению числа уволенных по неизбежным и независящим от предприятия причинам к среднесписочной численности работников. 5. Коэффициент текучести персонала – отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и аналогичным причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период. Экономическое обоснование мероприятий по улучшению общеэкономических и трудовых показателей Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования. В целях обеспечения этого, организация труда предполагает осуществление комплекса мероприятий: 1. Разработка перечня работ и операций основного производства и установление последовательности их выполнения, регламентация содержания и порядка выполнения функций по обслуживанию производства, определения пропорций различных видов труда, установление рациональных форм его распределения и кооперации; 2. Подбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого работника; 3. Организация и оснащение рабочих мест, обеспечивающие эффективное выполнение каждым работником, производственных заданий; 4. Внедрение наиболее рациональных приемов и методов выполнения работ; 5. Создание необходимых санитарных и производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда, регламентация режимов труда и отдыха работников; 6. Установление норм труда и его оплаты, выбор форм морального и материального стимулирования роста производительности труда; 7. Обеспечение необходимой дисциплины труда, способствующей четкому выполнению каждым работником возложенных на него обязанностей и слаженности в работе всего коллектива. Основными показателями экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост производительности труда; годовой экономический эффект. Наряду с основными показателями используются также дополнительные или частные показатели: · высвобождение численности персонала; · экономия рабочего времени; · прирост объемов производства (работ); · прирост дохода (прибыли) на рубль затрат; · экономия по отдельным статьям затрат в издержках производства (деятельности); · фактический срок окупаемости инвестиций. Производительность труда Производительность труда – показатель, который характеризует результативность, а также целесообразность работы сотрудника за единицу времени. Другими словами, это численный показатель того, что один или группа работников могут произвести за какую-то единицу времени. Методы измерения производительности труда Натуральный – показатели выражаются в натуральных величинах (метры, кг). Его преимущество в том, что не требуется сложных расчетов. Однако он ограничен в сфере применения, так как требует неизменных условий труда и выпуска однородной продукции. Условно-натуральный метод. При расчете определяют признак, который может усреднить свойства различных видов продукции. Его называют условно-учетной единицей. Этот метод абстрагируется от ценообразования и учитывает различия в трудоемкости, полезности или мощности выпускаемой продукции, но имеет те же ограничения, что и натуральный. Трудовой — определяет соотношение затрат труда на изготовление продукции в нормо-часах. Для этого количество нормо-часов, которое следовало отработать, относят к фактически отработанному времени. Пригоден только на отдельных участках производства, т.к. дает сильную погрешность при применении для разнонапряженых норм. Стоимостной метод измерения в единицах стоимости продукции. Он самый универсальный, т.к. дает возможность усреднять показатели предприятия, отрасли или государства. Однако требует сложных расчетов и зависит от ценообразования. Показатели производительности труда Основными показателями являются выработка и трудоемкость. Выработка — это соотношение количества продукции к числу работников или же стоимость продукции на единицу времени. При помощи расчета выработки оценивается динамика производительности труда путем сопоставления её фактического и планового показателя. Трудоемкость бывает: Технологическая — затраты труда работников, занятых в основном процессе производства. Обслуживания производства — труд работников, занятых обслуживанием основного производства и ремонтом его оборудования. Производственная — это сумма технологической и обслуживающей. Управления производством — затраты труда управленческого персонала, охраны. Полная — состоит из производственной и управленческой трудоемкости. При анализе производительности определяют следующие пункты: коэффициент выполнения задач; степень трудоемкости; факторы ее снижения/роста; резервы повышения. ПК – 29 Владение навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации, способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации Социальная сфера организации: анализ и диагностика состояния Социальная сфера организации — совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников: — социальная инфраструктура организации; — условия работы и охрана труда; — социальная защищенность работников; — социально-психологический климат коллектива; — материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты; — внерабочее время и использование досуга. 1. Социальная инфраструктура представляет обычно комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчинённости местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только её отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием. 2. Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны: — с содержанием совместной работы, -техническим уровнем производства, -организационными формами трудового процесса, — качеством рабочей силы, занятой в данной организации, — факторы, влияющие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний. Опыт зарубежных и отечественных организаций подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабочего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах во время трудового дня, окупаются с лихвой ростом производительности труда и качества работы. 3. Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В Российской Федерации эти меры, в частности, предусматривают: — обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада); — нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней; — возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей; — отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования; — выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации. Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надёжной защищённости своих трудовых прав и привилегий. 4. Социально-психологический климат — это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющий на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений даёт возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих её стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплочённости с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом социального развития организации. В нём состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах. Оплата труда должна основываться на социальном минимуме — на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объёма и благ, получаемых семьёй в течение определённого времени (месяца, года) в расчёте на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень семейного достатка, качество и уровень её жизни. 6. Внерабочее время образует ещё одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны устройство домашнего быта работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время включает затрату 9-9,5 часа на удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личная гигиена, приём пищи и т.п.). Оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время — досуг. Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека — труженика. Величина, структура, содержание, культура использования свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности. Социальная среда неразрывно взаимосвязана с технической и с экономической сторонами функционирования компании, составляет вместе с ними единое целое. Управление социальным развитием должно быть подчинено рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных экономических целей. Таким образом, социальное развитие организации направлено на ее социальную среду и означает изменения к лучшему в её социальной среде, то есть: — материальные, — общественные, — духовно-нравственные условия, в которых работники компании осуществляют свою трудовую и общественную деятельность, в которой происходит распределение и потребление благ, складывается взаимоотношения между личностями, находит выражения их морально-этические ценности. Планы (программы) социального развития персонала Важным средством воздействия на социальные процессы с целью их оптимизации является планирование социального развития. Социальное планирование определяется как система методов планомерного управления развитием трудового коллектива предприятия как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развитие социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Целью планирования социального развития является повышение эффективности деятельности предприятия за счет социальных факторов, создание условий для более полного удовлетворения потребностей работников и для развития членов трудового коллектива, сокращение различий между ними но условиям и содержанию труда, уровню образовательной и профессиональной подготовки. План социального развития представляет собой совокупность научно обоснованных мероприятий по комплексу социальных проблем, реализация которых способствует эффективному функционированию трудового коллектива организации. Процесс разработки плана социального развития состоит из следующих этапов. 1. Разработка социального паспорта коллектива предприятия. 2. Определение целей и задач плана социального развития. 3. Разработка проекта плана социального развития. 4. Разработка плановых показателей оценки социального развития и обеспечивающих его достижение мероприятий. Целями социального развития организации являются следующие. 1. Повышение уровня профессионализма всех работающих и резерва кадров. 2. Улучшение человеческих качеств работников. 3. Повышение уровня физического и психического здоровья работников. 4. Забота о пенсионерах организации, улучшение их социально-бытового положения. 5. Улучшение социально-бытового положения детей работников организации. 6. Повышение профессионального и делового потенциала коллектива. 7. Улучшение социально-бытового положения семей работников. Основными направлениями корпоративной социальной политики являются: • воспроизводство кадрового потенциала (подбор, мотивация, оценка и продвижение, высвобождение персонала); • труд и заработная плата (нормирование, организация и условия, охрана и оплата труда); • обучение и развитие персонала (содействие реализации программ начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, подготовка резерва кадров, обучение молодых специалистов); • защита от социальных рисков (охрана здоровья, жилищные программы, негосударственное пенсионное обеспечение, социально-бытовые вопросы); • поддержка конкретных социальных групп (дети, молодежь, женщины, ветераны); • налаживание социального партнерства; • обеспечение социально-личностного развития сотрудников. Разработкой плана социального развития на предприятии занимается служба социального развития, задачей которой является внедрение мероприятий, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий в коллективе с целью повышения эффективности его деятельности. План социального развития состоит из следующих четырех разделов. 1. Изменение социально-демографической структуры коллектива. 2. Повышение квалификации и образования рабочих. 3. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда. 4. Повышение материального благосостояния, улучшение жилищно-бытовых условий работников и их семей. Социальный паспорт организации: структура. Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития. Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников. С учетом имеющей практики структура социального паспорта может быть представлена в следующем виде: 1. Технико-экономическая характеристика предприятия 1.1. Управление. Структура управления. 1.2. Производство. Его рентабельность. Себестоимость продукции, структура затрат. Соотношение роста производительности труда с ростом средней заработной платы. 1.3. Технический уровень производства. Состав и структура основных фондов. Количественная оценка оборотных фондов. Социально-экономическая оценка технологического процесса производства. 1.4. Хозрасчетные основы деятельности предприятия. 2. Кадровое обеспечение на предприятии 2.1. Соотношение социальных групп. 2.2. Социально-демографическая характеристика рабочих (пол, возраст, образование, стаж и т.д.). 2.3. Профессионально-квалификационная структура рабочих кадров и тенденции ее изменения. 2.4. Социально-демографическая характеристика служащих. 2.5. Прогнозирование демографического состава коллектива. Основные направления демографической политики на предприятии. 2.6. Движение и устойчивость кадрового состава трудового коллектива. 3. Улучшение условий труда и охрана здоровья работников 3.1. Улучшение условий труда (по максимальному числу показателей). 3.2. Профилактика общей и профессиональной заболеваемости, травматизм, его сокращение. 3.3. Совершенствование техники безопасности. 3.4. Внедрение физиологически безопасных режимов труда и отдыха. 3.5. Совершенствование производственно-бытового обслуживания. 3.6. Общественное питание. 3.7. Создание необходимой базы медицинского обслуживания. 3.8. Социальная и экономическая эффективность улучшения условий труда и охраны здоровья работников. 4. Совершенствование организации и оплаты труда, улучшение социальных, жилищно-бытовых и социально-культурных условий работников 4.1. Социальный аспект организации заработной платы. 4.2. Распределение и использование фондов экономического стимулирования. 4.3. Распределение форм морального и материального стимулирования. 4.4. Социальная и экономическая эффективность 5. Социальная активность и воспитательная работа 5.1. Рост общественной активности работников и повышение их роли в управлении производством. 5.2. Повышение трудовой, творческой активности работников: организация соревнований, научно-технического творчества, укрепление трудовой дисциплины и т.д. 5.3. Развитие духовной культуры трудящихся. 5.4. Развитие физической культуры и спорта. 5.5. Социально-психологический климат в коллективе. 5.6. Социальный и экономический эффект. 6. Уровень и образ жизни 6.1. Социально-бытовые условия жизни работников, обеспечение жильем. 6.2. Использование свободного времени. Безусловно, структура социальных паспортов на разных предприятиях не может быть единообразной, поскольку социальный паспорт должен отражать конкретные задачи, которые решает данный трудовой коллектив, принципиальное своеобразие каждого региона страны. ПК – 30 Знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике Характеристика конфликта как социального феномена. Теории механизмов возникновения конфликтов Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.). Определение основных структурных элементов конфликта Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины. Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране. Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др. Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д. Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.). Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них: — неудовлетворенность условиями деятельности; — нарушение служебной этики; — нарушение трудового законодательства; — ограниченность ресурсов; — различия в целях, ценностях, средствах достижения целей; — неудовлетворительные коммуникации. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом. Основные этапы конфликта 1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта. 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д. 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. 4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. 5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.). Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются: 1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада. Конфликты возникают по различным причинам. Причём по статистике в 80% случаев конфликты возникают помимо желания их участников. Поэтому для успешного разрешения конфликтов необходимо знать и выполнять два правила: — не употреблять конфликтогены; — не отвечайте конфликтогенами на конфликтогены. Чтобы разрешить конфликт, нужно излучать позитивную энергию. Если же от человека исходит негативная энергия, он автоматически становится причиной конфликта. И в этом случае конфликты могут развиваться по определённым формулам. Причины возникновения конфликтов разнообразны, среди них можно выделить следующие: — негативное отношение одного человека к другому, проявляющееся в форме угроз, приказов и т. д.; — проявление снисходительно отношения, например, в форме унизительного утешения или похвалы; — хвастовство; — неправильное поведение при наставничестве, например, навязывание своего мнения в форме нравоучений и поучений; — нарушение этических правил, например, причинение неудобств, невыполнение обещания, перекладывание ответственности, использование жевательной резинки при разговоре с другим человеком; — неискренность и нечестность; — поведение в формате регрессии (пререкания, отсылки к другим людям, задавание ненужных, якобы уточняющих вопросов и так далее). Конфликты в организации. Технологии управления конфликтами Выделяют четыре основные вида конфликтов в организации: 1. Внутриличностный конфликт или конфликт уровней психики. Одна из самых распространенных его форм — ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом. 2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне. 3. Конфликт между человеком и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. 4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор). Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д. Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Основная цель управления конфликтами заключается в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных. В зависимости от того, насколько эффективной будет технология управления, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. В свою очередь это и определяет вероятность возникновения последующих конфликтов. При эффективном управлении конфликтом его последствия играют положительную роль, т.е. способствуют в дальнейшем достижению целей организации. Технология использования структурных методов управления конфликтами включает в себя следующие направления. 1. Четкая формулировка требований. Наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы. 2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, т.к. подчиненные знают, чьи распоряжения они должны выполнять. 3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. 4. Система поощрений. Это установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Работа с конфликтами, естественно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены иные эффективные структурные методы управления конфликтами Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание. Технологии рационального поведения в конфликте Под технологиями эффективного общения понимаются такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения. Например, коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании. Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Наиболее существенные из них: • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении. • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали. • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации. • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения. • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику. • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы. Под технологиями рационального поведения в конфликте понимается совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт. Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо. Второй способ – избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю. Третий способ избавления от гнева – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе. И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя. Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками. Профессиональный стресс. Работоспособность и функциональные состояния Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс. В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности. Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством. Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения. Продуктивность деятельности определяется многими внешними факторами. Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда, введен термин работоспособность. Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность. Функциональные состояние человека в профессиональной деятельности — это разнообразные виды состояний человека, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Традиционно исследуемые виды функциональных состояний: утомление, монотония, напряженность, различные формы психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы. ПК – 31 Способность и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива Инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива. Методы изучения трудовой деятельности Прикладные исследования — маломасштабные, оперативные и нерепрезентативные исследования, проводимые в короткие сроки на одном объекте (фирма, банк), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. Важно знать инструменты прикладной социологии, ее цели и задачи. Если социолог, не зная этого, принесет на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентаций, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов: 1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности; 2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности; 3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса; 4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда; 5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач; 6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс; 7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути; 8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности; 9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). Описание перечисленных методов представлено в ряде руководств, справочников, пособий и монографий. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства. Уровни психологической поддержки субъекта труда Совместная деятельность людей как общественно полезный труд преобразует их индивидуальные стили деятельности (ИСД) в стили профессиональной деятельности (СПД). Общностью операционального состава деятельности, мотивационно-смыслового поля, межличностного пространства интегрируют и преобразуют как отдельные предпочтения субъектов, так и целостные проявления их работы и поведения. Интеграция стилей отдельных субъектов предполагает согласованность и сопряженность их активности с социально-психологическими феноменами коллективного труда. Таким образом, проблема стиля — это не только и не столько вопрос индивидуальной деятельности отдельных людей. Это вопросы наиболее эффективной интеграции их активности в совместной деятельности и оптимального согласования индивидуальностей партнеров, оптимального и синергетического согласования личностных и профессиональных потенциалов. К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Понимание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности В концепции ИСД все особенности деятельности человека рассматриваются как обусловленные его индивидуальными особенностями и предметными условиями рабочего места. В наших исследованиях выявлен более сложный синдром адаптации. Во всех случаях, когда человек активно включен в совместную деятельность, в его ИСД происходят метаморфозы. Первоначально сформированные связи между индивидуальными особенностями и компонентами деятельности разрушаются и преобразуются. Стиль становится не только и даже не столько обусловленным исключительно индивидуальными особенностями субъекта, но уже во многом — сложившейся системой рабочих отношений, индивидуальностью и активностью всех взаимодействующих партнеров. Феномен преобразования ИСД в совместной деятельности был назван стилем профессиональной деятельности — СПД. В исходном многообразии можно различать четыре основные группы стилей: 1) «адаптации» (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной, алиментарной)— локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер; 2) «деятельности» (строятся с учетом объективного строения среды) — системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами. 3) «взаимодействия» — системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотехнических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.); 4) «отношения» — системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования продуктов его деятельности/творчества, личностные смыслы, ценности и др. Вопрос уровней взаимодействия в системе «субъект-субъект» («учитель-ученик», «тренер-спортсмен», «инструктор-курсант», «врач-пациент», «психолог-клиент») — один из сложнейших в современных гуманитарных науках. Он является одним из центральных для педагогической психологии, акмеологии, адрогогнки. В современной психологии он прямо связан с методологическими принципами науки, с объективной ситуацией de facto: мощное влияние положений гуманистической психологии, активное использование герменевтического метода, хорошо разработанных техник психотерапии (гештальт-терапия, НЛП, роджерианский подход, понимающая психология Ф. Е. Василюка и др.), изменение статуса психологии, расшгь рение сферы ее использования. В практическом плане многое определяется профессионализмом, этическими позициями и активным арсеналом самого психолога, Н. С. Пряжников, выделяет следующие концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 1. Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический). Главная цель — помочь человеку вписаться в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики). 2. Социально-адаптационный. Цель — помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного успеха) с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы человека учитываются в большей степени, но пути к успеху могут быть и неадекватными (в частности, в этическом плане). При этом могут оставаться нерешенными проблемы смысловой сферы личности. 3. Ценностно-смысловой. Цель — помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). Именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно этот уровень с полным правом можно считать личностно ориентированным. Трудовой пост и его структура, рабочее место. Профессия как система социальных отношений Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и зафиксированную документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов) Трудовой пост понимается как одна из форм существования профессии, как одна из ее подсистем. В свою очередь трудовой пост выступает как метасистема по отношению к своей подсистеме — рабочему месту. Характеристики профессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются их функциональной динамичностью, обусловленностью как нормативными документами, так и объективными потребностями организации, индивидуальными особенностями конкретных субъектов и социально-психологическими феноменами, возникающими при взаимодействии конкретных участников совместной профессиональной деятельности. Профессия как система далеко выходит за пределы трудового поста, включая в свой состав качественно новые компоненты. Понятие профессии может быть представлено в 6 основных аспектах социальных отношений, или как 6 ее основных компонентов. Область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда). Общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезный характер. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции. Деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально. Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности, выступающее необходимым условием его всестороннего развития. Деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (дело человека, работа — как главная, самая актуальная визитная карточка, во многом формирующая «Я-концепцию» множеством «составляющих» профессии: должность, стаж, квалификация, высшие профессиональные достижения, пережитые экстремальные ситуации, травмы («боевые раны» и т. д.). Профессия как общность людей относительно независима от существующей системы трудовых постов — люди не перестают быть членами данной общности в свободное от работы время, при перемене места работы и пр. Как представители данной профессии, люди характеризуются определенным социально- и профессионально-типичным складом сознания, личности. Профессионалы, специалисты, сотрудники — это всегда контактные социальные группы. Следовательно, здесь мы имеем и все соответствующие социально-психологические феномены (групповые нормы, одобряемые ценности, санкции, лидерство, референтные группы и др.). Профессиональная подготовленность, профессиональная квалификация раскрываются посредством изучения психологических феноменов профессионализма, структуры профессионального мастерства, «внутренних» (личностных) и «внешних» (средовых) условий его формирования, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности. В деятельности профессионала как процессе реализации трудовых функций, профессионально выполняемых на соответствующей трудовом посту в совокупности конкретных особенностей определенного рабочего места, воплощаются разные составляющие профессии, высшие цели, смыслы деятельности человека как субъекта, его воплощение в продуктах труда как личности, как индивидуальности Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, задает таким образом целую систему технологических, финансовых, эстетических, этических и других критериев оценки количества и качества труда, с одной стороны, развивающих всю систему общественных отношений, с другой — следующей за ними. Трудовая деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус, — на первый взгляд не самая значимая характеристика труда, но она выступает важнейшей «составляющей личности, элементом «Я-концепции», настоятельно заявляющей о себе при любых изменениях привычной, внешней социальной и внутренней, психологической среды человека (возрастные и профессиональные кризисы, решения вопросов о карьере, о семье, ситуация безработицы и т. д.).

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://ldpk.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru