Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Пенсионная система РФ: проблемы и перспективы

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 1.1. История возникновения и развития пенсионного фонда Российской Федерации 5 1.2. Структура и полномочия органов пенсионного фонда Российской Федерации 10 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 2.1. Проблемы и ключевые аспекты развития пенсионной системы Российской Федерации 15 2.2. Совершенствование финансирования пенсионной системы Российской Федерации 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионный фонд Российской Федерации, основанный в 1990 году, является основным гарантом предоставления социально значимых государственных услуг гражданам. Актуальность данной темы объясняется тем, что деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации напрямую связана с каждым из граждан Российской Федерации. Пенсионный фонд предназначен для предоставления социальных услуг по всей стране, поскольку сегодня каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение пенсии. Долгосрочными проблемами, которые приводят к дисбалансам в рамках пенсионной системы Российской Федерации, являются изменение структуры населения в разрезе возраста и увеличение доли пенсионеров. В течение последних двух лет были предприняты значительные шаги по обеспечению сбалансированности системы, в том числе повышается возраст выхода на пенсию. Однако можно ожидать, что такие мероприятия не позволят полностью решить проблему дисбалансов в рамках финансовой системы профильной организации, поэтому необходимо выделение ключевых проблемных аспектов пенсионной системы и определение возможных направлений ее дальнейшего развития. Предмет исследования — процессы реформирования и основные факторы, определяющие направленность пенсионной реформы в России. Объект исследования — формируемые механизмы функционирования пенсионной системы и их влияние на уровень текущих и будущих выплат, на рациональность использования ресурсов. Цель работы проанализировать пенсионную систему РФ: проблемы и перспективы. Задачи: 1. Изучить история возникновения и развития пенсионного фонда Российской Федерации 2. Описать структура и полномочия органов пенсионного фонда Российской Федерации 3. Рассмотреть проблемы и ключевые аспекты развития пенсионной системы Российской Федерации 4. Определить пути совершенствования финансирования пенсионной системы Российской Федерации Основным методом исследования является статистический анализ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История возникновения и развития пенсионного фонда Российской Федерации

В период Советского Союза государство представляло собой единственного работодателя в лице разных и многочисленных структур. Не было необходимости в посредничестве при назначении и выплате пенсии, осуществляемой из бюджета, между пенсионером и государством. Отсутствовало многообразие форм собственности и кооперативы, появившиеся в период перестройки не имели признаков обособленной коммерческой организации. Однако распад СССР привел к признанию несостоятельной имеющейся социально-экономической системы и всеобщему кризису, различных жизненных сфер общества и государства. В новых формирующихся условиях рыночных отношений и возникновения различных форм собственности государство не могло уже выполнять, как прежде, свои социальные обязанности. Поэтому Россия, перешедшая на новые экономические условия своего развития, применила положительно зарекомендовавший себя продолжительный опыт зарубежных стран — создание целевого внебюджетного фонда, т.е. переход на страховое пенсионное обеспечение. Цель которого — аккумулирование средств, в основном за счет платежей работодателей и не зависимо от формы собственности структур, использование их на выплату государственных пенсий. Фактически появление Пенсионного фонда было созданием нового механизма финансирования и выплаты пенсий и пособий. Он основывался на таком принципе, как солидарность покалений, т.е. работающее поколение, формируя Пенсионный фонд создает финансовую базу для выплат пенсии тем, кто уже заработал такое право и этот процесс бесконечен. Была сформирована автономная система, реализующая принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Так, постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» (далее — ПФР, Фонд) стало основой его создания и им определялось, что: • целью его образования является необходимость создания органа по государственному управлению денежными средствами нужными для пенсионного обеспечения в стране; • Фонд — самостоятельное кредитно-финансовое учреждение; • определена цель использования средств — на пенсионное обеспечение; • деятельность Фонда осуществляется согласно Закона РСФСР регулирующего деятельность банков; • установлена обязанность для каждого юридического субъекта о выплате с 1991года страховых взносов — 26% от начисленного размера оплаты труда, а 20,6% от них, выделялось Пенсионному фонду; • подотчетен Верховному Совету РСФСР; • Фонд находится в ведении Совета Министров; • аккумулируемые денежные средства являются государственной собственность, но не включаются в состав каких-либо бюджетов и фондов, они не подлежат изъятию. Важно отметить, что был создан самостоятельный государственный внебюджетный фонд с целевым использованием денежным средств, из которого запрещалось перекидывать денежные средства в любой бюджет или фонд. Хотя, в истории деятельности ПФР имели место попытки некоторых депутатов Госдумы покрыть дефицит федерального бюджета средствами Фонда, но они остались только попытками. По нашему мнению данная структура управления средствами и то, что это собственность государства, явилось существенным отличием от зарубежных моделей. Считаем, что это имело решающее значение в сохранении и повышении защиты денежных средств Фонда в период кризиса экономики и дальнейшего совершенствования системы страхования. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» , действовавшего c 01.01.1992 года было принято Положение о Фонде, которым определялось, что ПФР обеспечивает: • сбор, аккумулирование страховых взносов, финансирование целевых расходов, согласно законодательства; • осуществляет действия необходимые для сбора с работодателей и граждан, признанных виновными в причинении вреда здоровью работников и других лиц, средств пенсий по инвалидности в связи с трудувечьем или профзаболеванием, в случае потери кормильца, выплаченных государством; • капитализирует финансы Фонда, увеличивает их за счет добровольных взносов проведенных любыми лицами; • контроль своевременности и полноты поступающих средств, правильность, рациональность их использования; • осуществление межгосударственного и международного сотрудничества России, разработку и реализацию договоров и соглашений согласно закрепленной за ПФР компетенцией; • анализирует, обобщает правоприменительный опыт по курируемым вопросам формирования средств Фонда, разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства; • осуществление научно-исследовательских работ в области пенсионного страхования; • разъяснительные мероприятия для населения и юридических лиц по вопросам относящимся к полномочиям ПФР. Положение четко определило перечень источников формирующих Фонд, это: страховые взносы выплачиваемые, как работодателями, так и гражданами (при индивидуальной трудовой деятельности) и иных категорий занятого населения; ассигнований из бюджета РФ на выплату пенсий и пособий определенному перечню граждан. Например, военнослужащим и приравненных к ним лицам, индексацию пенсий и пособий и др.; средства из бюджета РФ, при досрочном пенсионировании из числа безработных; возмещение по регрессным требованиям; добровольные пожертвования; доходы от капитализации средств Фонда и др. Исторически значимым стал Федеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» , обеспечивший создание в системе ПФР Информационного центра персонифицированного учета. Подобный учет способствует оперативному взаимодействию с территориальными отделениями ПФР, это учет центрального уровня представляющий государственный банк всех плательщиков страховых взносов в ПФР. Возник и стал развиваться учет страхового стажа каждого гражданина страны и учет объема сумм, выплаченных работодателем за работающего у него в найме гражданина. Надо отметить, что система страховых взносов имела правовое регулирование в Федеральном законе от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и: Фонд получил статус страховщика и госучреждения; определялись правила уплаты страховых взносов; были закреплены права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования. Указ Президента РФ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» закрепил за Пенсионным фондом и его структурными подразделениями полномочия по назначению и выплате пенсий, а эти функции реализовывались органами социальной защиты. Поэтому, органам исполнительной власти субъектов РФ за 2001год предлагалось: заключение с ПФР соглашения о передаче этих видов работ, материально-технической базы и перевести лиц, занятых назначением и выплатой пенсий на работу в территориальные органы ПФР. Порядок взимания страховых взносов на пенсионное обеспечение регулировался неоднократно следующими нормативными актами: Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, а с 01.01.2017г. Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250 — ФЗ . Однако, несмотря на предусматриваемые изменения, страховые взносы ПФР сохраняли достаточную обособленность. С целью сохранения и преумножения пенсионных средств, Федеральным законом от 24.07.2002г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определил отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, планируемых для оплаты накопительной пенсии, установил особенности правового положения, права, обязанности, ответственность субъектов подобных отношений, узаконил порядок государственного регулирования контроля, надзора в этих вопросах. Органы Пенсионного фонда с 01.01.2007 г. стали реализовывать Программу материнского (семейного) капитала. Для этого был сформирован федеральный регистр семей, обладающих правом на дополнительную государственную поддержку при рождении (усыновлении) второго или следующих ребенка в соответствии с ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей». Время показало, что Пенсионный фонд стал одним из значимых социальных институтов России. Это итог реформирования социальной сферы СССР, отказ от государственного пенсионного обеспечения и создание обязательного пенсионного страхования. Вновь сформированная пенсионная система представляет собой финансовую базу обеспечивающую воплощение конституционного права граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, в соответствии с законодательством, предусмотренное п. 1 ст. 39 Конституции РФ . С его созданием стала действовать сетевая технология назначения пенсий, обслуживание граждан через значительное число «клиентских служб» и их деятельность способствует сокращению сроков назначения пенсий, обратившиеся получают разъяснения по всем интересующим их вопросам.

1.2. Структура и полномочия органов пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР, Фонд) значительно влияет на экономику России, согласно реализуемой цели — предоставить каждому гражданину страны достойный жизненный уровень, основанный на имеющимся у него страховом стаже и уровне отчислений в Фонд при наступлении права на пенсионное обеспечение, и не зависимо от места его проживания. ПФР представляет собой самостоятельную организацию, осуществляющую управление денежными средствами. Они аккумулируются на счетах фонда в соответствии с системой обязательного пенсионного страхования. Надо отметить, что все эти средства являются собственностью государства, а так как они носят целевой характер, они не относятся к бюджету какого-либо уровня. Организационная структура ПФР имеет центральный аппарат — это Правление ПФР — являющийся основным распорядительным органом Фонда и включающий: Председателя, его заместителей, регулирующих работу по отдельно взятым направлениям; Ревизионную комиссию, обладающую правом внутреннего аудита; информационный центр, обеспечивающий функционирование и администрирование системы персонифицированного учета. Руководство Фондом осуществляет Правление ПФР. Действующее Правление ПФР включает 16 человек: Председателя фонда, семь его заместителей, управляющих отделениями ПФР по г. Москве и Московской области, по Псковской, Пензенской, Тамбовской областям, Краснодарскому краю; Республике Мордовия; Республике Башкортостан и председателя Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Постоянно действующий исполнительный орган Фонда — Исполнительная дирекция, обеспечивающая контроль за работой территориальных подразделений фонда. В структуре ПФР имеется восемь окружных управлений, что соответствует числу федеральных округов страны, а их задача — координация территориальных отделений на местах. В каждом субъекте РФ управление координирует работу клиентских подразделений, находящихся, как правило, в каждом муниципальном образовании. Действующую структуру ПФР с реализуемыми полномочиями можно показать содержанием таблицы 1. Таблица 1 Действующая структура ПФР с реализуемыми полномочиями
Название органа ПФР Выполняемые органом функции, согласно компетенции Количество и место нахождения
Правление Руководит ПФР, реализуя единую линию управления пенсионной системой РФ в силу законодательства. Формирует перспективные и текущие его вопросы, необходимые для разрешения. Разрабатывает нормативные акты по вопросам входящим в полномочия деятельности ПФР. Единое для всего ПФР, расположено в г. Москве.
Исполнительная дирекция Исполнительный орган Фонда: управляет финансами, согласно законодательства РФ, решений Правления; руководит, контролирует деятельность отделений Фонда в регионах. Одна, находится в г. Москве.
Отделения Организуют, согласно законодательства, решений Правления и Дирекции, пенсионное и социальное обеспечение в каждом регионе РФ. Осуществляет руководство, контроль, финансирование находящихся в управлении территориальных органов. Включает 84 отделения (на 2018г.)
Управления и клиентские службы Оказывают услуги Фонда субъектам обязательного пенсионного страхования, т.е. физическим и юридическим лицам. Действуют в каждом регионе, подчинены отделениям ПФР.
Ревизионная комиссия Осуществляет ведомственный финансовый контроль в системе. Оценивает надежность контроля. Разрабатывает рекомендации по росту эффективности финансового контроля. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности. Подготавливает предложения о росте экономности и результативности использования средств бюджета ПФР. Состоит при Правлении ПФР.
Межрегиональный информационный центр Обрабатывает данные о правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защищает и охраняет их. Сопровождает автоматизацию информационной системы Фонда, ведет базы данных, реестры лиц, обладающих правом на государственную социальную помощь. При Исполнительной дирекции. Расположен в г. Москве.
Центры по выплате пенсий и обработке информации Формируют выплату пенсий, пособий удаленно, контролируя доставку. Рассматривают, направляемую им, документацию управлений ПФР. Имеются не в каждом регионе России, а только в 25.
Кроме выплаты трудовых и социальных пенсий, ПФР выплачивает пособия гражданам признанными малоимущими, лица, обладающими правом на какие-либо льготы; проводят выдачу государственных сертификатов на материнский капитал; реализует программы государственного софинансирования; ведет вопросы инвестирования, выплат средств накопительной части пенсионных участникам социального страхования и др. Надо отметить, что реформирование пенсионной системы России продолжается, и будет продолжаться. Так, с 2013 году реализовывается Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы страны, т.е. формирование и развитие её модели, включающей три уровня, а именно: — 1 уровень — трудовая (государственная) пенсия, по нормам пенсионного страхования, из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета; — 2 уровень — корпоративная пенсия, от работодателя с возможным участием работника, на основе трудового и (или) коллективного договоров, отраслевого соглашения; — 3 уровень — частная пенсия, формируемая самим гражданином. Планируется, что эта модель должна придать наибольшую сбалансированность пенсионной системы государства в продолжительном периоде времени. Структура Пенсионного фонда РФ на 2018 год включала в себя 2,46 тысяч подразделений , каждодневно обеспечивающих деятельность всей пенсионной системы страны. В 2019 году система пенсионного и социального обеспечения в России работала с 43млн 865тыс. человек. Фонд имеет разветвленную структуру по стране и штат работников — 106500 специалистов, по отчету за 2018год. Согласно международных соглашений ПФР проводят выплаты пенсий в 21 государство мира. Надо отметить, что структура ПРФ развиваясь меняется. Например, каждый субъект РФ имеет отделение ПФР, а в его подчинении: территориальные управления; центры по выплате пенсий и обработке информации; клиентские службы. По нашему мнению, положительный, лучший опыт деятельности отдельных структур ПФР, работающих непосредственно с населением найдет должное распространении и применение в стране. 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Проблемы и ключевые аспекты развития пенсионной системы Российской Федерации

Для пенсионной системы Российской Федерации характерно несколько ключевых аспектов, которые создают трудности на пути дальнейшего развития. Их понимание позволит обосновать оптимальные направления повышения финансовой независимости профильной организации, а также понять вызовы и риски, которые характерны для системы в целом. Динамика объема дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации представлена на рисунке 1. Рисунок 1 — Динамика объема дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2018-2020 гг., млрд. руб. Как показано на рисунке, несмотря на постоянную работу по устранению дисбаланса в рамках притока и оттока денежных средств в рамках пенсионной системы все же наблюдается существенный дефицит и в 2016м году. Хотя в 2020-м году показатель существенно ниже, чем в 2019-м году, когда он составлял 159,1 млрд рублей, но все же значение в размере 24 млрд рублей указывает на необходимость дальнейшего поиска резервов увеличения притока денежных средств и снижения оттока. Такая ключевая особенность пенсионной системы проявляет свое влияние в течение последних десятилетий, приводит к дополнительной нагрузке на фонд оплаты труда занятых лиц, в то же время не позволяет поддерживать уровень потребления пенсионеров и других социально незащищенных групп на надлежащем уровне. Одной из причин такого явления следует считать недостаточно эффективное управление активами, доходами и расходами организации. Если сравнивать такой аспект с другими странами, то можно заметить, что российский Пенсионный фонд тратит на выполнение административной функции существенно больше в пересчете на каждый рубль, который направлен на социальное обеспечение граждан. Рисунок 2 — Уровень административной нагрузки на пенсионные системы различных стран в 2018-2020 гг., % Как показано на рисунке 2, в 2020-м году на каждые 100 руб., которые были потрачены на социальные выплаты, Пенсионный фонд расходовал 1,38 руб. на выполнение административной функции. Для национального пенсионного фонда США такой показатель составляет лишь 0,41 %. При этом наблюдается негативная тенденция по отношению к российской пенсионной системе, а именно постоянное колебание значения и в целом его повышение в 2020-м году по сравнению с 2018 г., в то время как в США установилась четкая тенденция постоянного сокращения административной нагрузки на пенсионную систему страны. Таким образом, больше средств остается на обеспечение социальной защиты граждан, формирование инвестиций, решение других задач, которые являются более важными, чем выплата заработной платы и организация условий труда самих сотрудников Пенсионного фонда. Еще одним ключевым аспектом является чрезмерно высокое соотношение социальных выплат к стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. Так в США социальные выплаты составляют 0,32 от инвестиционного портфеля национального пенсионного фонда, в то время как в России на каждый рубль финансовых инвестиций в различные инструменты фондового рынка и других сегментов финансового рынка приходится аж 4,6 рублей социальных выплат. Очевидно, что американская пенсионная система является более финансово независимой, способной сгенерировать значительную часть доходов самостоятельно для того, чтобы покрыть потребность в рамках текущей деятельности. Очевидно, что такая ситуация позволяет снижать фискальную нагрузку на участников хозяйственной системы. Как результат, американская пенсионная система по сравнению с российской обеспечивает повышение конкурентоспособности национальных предприятий на международном рынке. Очевидно, что для решения существующих проблем целесообразно следовать американскому опыту в этой сфере (Рисунок 3). Рисунок 3 — Соотношение социальных выплат к стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений в 2018-2020 гг., ед. Учитывая выявленное, считаем, что целесообразно работать направления формирования существенного инвестиционного портфеля Пенсионного фонда, что позволит генерировать значительную часть доходов для покрытия части социальных расходов организации. В качестве источника средств для создания условий устойчивого положения Пенсионного фонда Российской Федерации предлагается использовать ресурсы Фонда национального благосостояния. На начальном этапе предлагается внести в Пенсионный фонд объем средств, который равен сумме его годовых социальных обязательств. Эти средства следует направить в консервативные инвестиции, которые будут создавать относительно устойчивый денежный поток. Конечно, на начальном этапе не следует снижать нагрузку на работодателей и других участников системы в связи с осуществлением социальных платежей. Как результат, со временем такая политика позволит существенно увеличить объем чистых активов, в которые инвестированы средства Пенсионного фонда, а в среднесрочной перспективе это обеспечит достижение такого же соотношения социальных выплат к стоимости чистых активов, как это характерно для пенсионной системы США. В конечном итоге это позволит несколько снизить нагрузку на предприятие в связи с необходимостью погашать обязательства перед Пенсионным фондом, другими социальными внебюджетными фондами Российской Федерации. А значит валовый внутренний продукт и прочие показатели, характеризующие уровень национального благосостояния, будут повышаться. Кроме этого, целесообразно искать возможности для сокращения уровня расходов на управление организацией, стремится к тем значениям, которые характерны для развитых стран, например, для США. Для этого следует автоматизировать часть функций, которые выполняют различные подразделения Пенсионного фонда, в том числе бухгалтерии, документооборота, осуществления финансовых платежей.

2.2. Совершенствование финансирования пенсионной системы Российской Федерации

Важнейшим направлением социальной политики государства является пенсионное обеспечение граждан. Реформирование пенсионной системы, начавшееся с 1 января 2019 года, затрагивает индексацию пенсий, изменение пенсионной формулы, пенсионные права граждан. Одним из новшеств стало повышение возраста граждан при выходе на пенсию. Все шаги Правительства нацелены на повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и снижение доли межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета. В последнее время вопросам финансирования пенсионной системы в России уделяется всё больше внимания из-за постоянного дефицита бюджета Пенсионного фонда. Изменения в пенсионном законодательстве назревали давно. Правительство прилагает огромные усилия и вкладывает большие финансовые средства на поддержку и обеспечение функционирования пенсионной системы страны. Ухудшение демографической ситуации, последствия экономического кризиса оказывают негативное влияние на финансирование пенсионных и иных социальных выплат. Уже сейчас предприятия и организации отчисляют предельно высокие взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Самой главной проблемой, которая предопределила реформирование пенсионной системы, стал дефицит Пенсионного фонда. Исходя из данных федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, можно отметить, что дефицит бюджета фонда составляет 59,4 млрд. рублей . Основной причиной реформирования пенсионной системы стало также уменьшение числа работающих граждан и увеличение количества пенсионеров. 40 лет назад одного пенсионера обеспечивали 4 «налогоплательщика», сейчас эта цифра сократилась вдвое — всего 2 «работающих» на одного пенсионера . Разрыв между численностью работающего населения и пенсионерами с каждым годом увеличивается. С 2011 года рост пенсий существенно замедлился. Одна из причин — ежегодное увеличение численности пенсионеров примерно на 500 тысяч человек. Другой причиной стало сокращение населения в трудоспособном возрасте. Это привело и к сокращению темпа роста пенсий. В 2010 году базисный темп роста средней пенсии был 170,9 %, а в 2011году уже составлял только 147,4 %. В последующие годы он увеличивался незначительно. Статистика соотношений перечисляемых взносов и выплат пенсий также имеет отрицательное значение. Например, за 2017 год страхователи перечислили в бюджет ПФР 4481,9 млрд. рублей, а фонд выплатил за это же время пенсии на сумму 7167,2 млрд. рублей. В этой связи была начата реформа по увеличению возраста выхода на пенсию. Пенсионный фонд России является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Его деятельность координирует Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Федеральный закон определяет статьи доходов и расходов средств бюджета Пенсионного фонда, а также функции, возложенные на фонд . Доходы бюджета складываются из: страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей, средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии. Неналоговые и безвозмездные поступления являются основой бюджета ПФР. Самую большую долю бюджета фонда составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета. 3,31трлн. рублей — доля трансфертов из федерального бюджета в 2019 году, а все доходы в этот период составили 8,78 трлн. рублей. Таким образом, доходы ПФР формировались в 2019 году на 37,68 % из трансферта, перечисляемого из федерального бюджета РФ . Финансовая устойчивость ПФР определяется степенью сбалансированности доходов и расходов бюджета. Статьи расходов Пенсионного фонда определяются возложенными на него функциями: выплата страховых и государственных пенсий, иных социальных выплат, операции по перемещению пенсионных накоплений; выплата средств по программе «Материнский семейный капитал». Бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и это самый актуальный вопрос в работе всех звеньев государственного управления. На федеральном уровне разрабатываются и определяются пути обеспечения сбалансированности бюджета и снижение его зависимости от федеральных трансфертов. Пока это остается задачей в долгосрочной перспективе. Как отмечалось выше, собранные страховые взносы обеспечивают всего две трети расходов на выплату пенсий, оставшаяся сумма — это трансферт из федерального бюджета. Неофициальные заработки стали проблемой для формирования бюджета фонда. Они обуславливают низкую долю собственных средств в фонде. Специалисты утверждают, что проблема кроется в теневом бизнесе. Постоянные нововведения в пенсионной системе приводят к тому, что бизнесмены намеренно уходят в тень. Пенсия человека зависит от страховых отчислений, которые за него уплачивает работодатель. Но у бизнеса сейчас немало обязательств, поэтому иному работодателю намного выгоднее платить зарплаты или их часть «в конвертах». Таким образом, страховые взносы за сотрудников становятся минимальными или совсем не перечисляются. При этом пострадает не только работник, когда будет оформлять пенсию, но и бюджет ПФ. При отсутствии перечислений не будет и достойных пенсионных выплат. Наличие в стране огромного сектора теневой экономики в ряде отраслей, таких как строительство, транспорт, предоставление услуг и др. — существенный пласт для формирования доходов бюджета фонда. Отсутствие регистрации предприятий, организаций и предпринимателей в налоговых органах приводит к проблемам пенсионного обеспечения, а также к ухудшению развитию страны в целом. Объем теневой экономики страны по данным Росстата составил в 2018 году 20,7 трлн. рублей, а это 20 % от валового внутреннего продукта страны (ВВП). По данным Росстата объем «серых» зарплат в Российской Федерации в 2018 году достиг 13 трлн. рублей. Общая сумма выдаваемых «в конвертах» зарплат составила 12,6 % ВВП, что сопоставимо с расходами федерального бюджета, которые по результатам 2018 года составили 16,8 трлн. рублей. Количество людей в России, которые не платят налоги с зарплат, достигло 13 млн. человек или 18 % от всего трудоспособного населения. Поэтому становится очевидным, что улучшение в разных сферах жизни, в том числе и повышение социальных выплат не приходится ожидать до тех пор, пока из тени не будет выведена большая часть экономики. Государственные структуры управления разрабатывают меры и ищут пути по ограничению и вытеснению теневого рынка, используя , в частности, метод «кнута и пряника» — предоставление предпринимателям, с одной стороны, более выгодных и безопасных условий, снижение финансовых рисков, а, с другой стороны, совершенствование законодательства, которое направлено на государственное принуждение по выходу из теневого сегмента. Создание благоприятных правовых и выгодных социально-экономических условий, несомненно, являются одним из путей по решению данной проблемы. Объем средств, находящихся в руках предпринимателей теневого рынка, а по оценке аналитиков это около 500 млрд. долларов, мог бы быть превращен в реальные инвестиции. Одним из решений данной проблемы является также создание работающей системы добровольных пенсионных отчислений. Каждый человек должен думать о своей старости и самостоятельно отчислять взносы на свою пенсию, минуя недобросовестных работодателей . Рост инфляции и низкий уровень доходности от инвестирования пенсионных накоплений также являются проблемой Пенсионного фонда и причиной возникновения дефицита его бюджета. Сохранение и приумножение пенсионных накоплений возможны только при условии их доходности на 5-6 % выше уровня инфляции. Дефицит Пенсионного фонда наблюдается практически все последние годы. Изменение принципов и методов администрирования представляет способ управления дефицитом фонда. В 2016 году в Налоговый кодекс Российской Федерации была введена глава «Страховые взносы» и налоговые органы стали выступать администратором обязательных страховых платежей в государственные внебюджетные фонды, как и было ранее. Федеральная налоговая служба России (ФНС) доказала свой профессионализм во всех видах деятельности в условиях развития цифровых и финансовых технологий. Перед ней была поставлена задача формирования соответствующего кода бюджетной классификации (КБК) с целью сокращения вероятности ошибок со стороны предпринимателей. Упрощенное налоговое администрирование для организаций и предпринимателей позволяет найти пути выхода из экономических проблем и потенциал для увеличения доходов и улучшения качества своей деятельности. Введение единого страхового взноса и упрощенная сдача отчётности позволит выйти на новый уровень администрирования и дать оценку добросовестности плательщиков. Цифровизация в различных отраслях экономики привела и к цифровизации Пенсионного фонда. Использование различных цифровых социальных сервисов позволяет фонду осуществлять постоянный контроль за их деятельностью. Для прогнозирования и предотвращения рисков стали применяться методы актуарного моделирования. В настоящее время, когда в мире правит пандемия коронавируса и наша страна также находится в непростом экономическом положении, особенно остро стоит вопрос покрытия дефицита бюджета ПФР. Госдума РФ приняла закон, согласно которому правительство страны наделяется правом использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) для решения этой проблемы. Из ФНБ также будут, как и раньше, выполняться платежи по программе софинансирования пенсионных накоплений. Эксперты Института социальной политики НИУ ВШЭ предложили для восполнения выпадающих доходов использовать выпуск облигаций Минфина, отмену потолка по величине взносов для высокооплачиваемых сотрудников и предоставление им льгот при открытии индивидуальных пенсионных счетов при условии покупки паев инвестиционных фондов и др. Комплексное использование вышеперечисленных мер позволит снизить нагрузку на Пенсионный фонд РФ и решить стоящие перед ним задачи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, отметим, что предложено пополнить инвестиционный портфель Пенсионного фонда за счет части средств Фонда национального благосостояния. Это позволит решить проблему чрезмерного соотношения социальных выплат к стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. Со временем это обеспечит увеличение стоимости таких чистых активов, повышение финансовой независимости Пенсионного фонда по сравнению с текущим положением. Кроме этого, целесообразно искать возможности для снижения расходов на управление Пенсионным фондом, например, используя возможности цифровизации. Среди ключевых аспектов, которые сдерживают активное развитие пенсионной системы Российской Федерации выделены дефицит бюджета, высокий уровень административной нагрузки, а также высокое соотношение социальных выплат к стоимости чистых активов, которые инвестированы в различные финансовые инструменты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 2. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 4. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 N 243-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 5. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 111-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 6. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 7. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации») // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 8. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 9. Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) : федер. закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ (ред. от 05.08.2000 г.) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2022) 10. Российская Федерация. Законы. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: федер. закон от 28.11.2018 № 432-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312086/ (дата обращения: 18.01.2022). 11. Астанин С.В. Проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда РФ и возможные способы её решения / С.В. Астанин, Н.К. Жуковская, М.В. Волошина // Инновационная наука. — 2019. –№ 9. – С. 27-32. 12. Гирич, Е. А., Цечоев, В. К. Пенсионный фонд России : история создания, роль в системе пенсионного страхования / Е. А. Гирич, В. К. Цечоев // Образование и право. – 2019. — № 19. – С. 59- 61. 13. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год, представленный Правительством Российской Федерации Счётной палате Российской Федерации. – URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/%D0%9F%D0%A4%D0%A0.pdf (дата обращения: 18.01.2022). 14. Морозов С.А. Сбалансированность бюджета пенсионного фонда Российской Федерации, проблемы функционирования / С.А. Морозов, Н.С. Шмиголь // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 93-100. 15. Правление ПФ РФ. — Текст : электронный. — URL: www.rosvlast.ru/bd_free.aspx?fid=813811 (дата обращения: 20.01.2022). 16. Перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения : монография / Н.Б. Починок, А.Н. Малолетко, О.В. Каурова, А.А. Солдатов, М.В. Виноградова, С.В. Бабакаев, О.С. Кулямина, В.В. Батаев. — Москва : Русайнс, 2018. — 224 с. 17. Пенсионная система России: от советского к седому обществу : научнопопулярное издание / В.Д. Роик. — Москва : Проспект, 2017. — 256 с. 18. Российская Федерация. Законы. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2022) 19. Структура Пенсионного фонда РФ, схема 2020. — Текст : электронный. — URL: https://legalcollegium.ru/drugoe/struktura-pensionnogo-fonda-rf-shema-2019.html (дата обращения: 20.01.2022) 20. Соловьев А.К. Пенсионный возраст как фактор регулирования дефицита государственной пенсионной системы // Проблемы прогнозирования, 2018. – № 1. – 220 с.  

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://eduregion.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru